Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию Тема" Нарядим матрёшку"
план-конспект занятия по рисованию (младшая группа)

Нагорнова Светлана Юрьевна

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по художественно-эстетическому развитию

                        Тема: «Нарядим Матрёшку».

Цель: Формирование представлений детей о русской народной игрушке – матрешке.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой;

- формировать умения подбирать слова-определения, описывая игрушку;

- расширять и обогащать словарный запас;

- учить различать предметы по величине, сравнивать, считать в пределах пяти;

- формировать коммуникативные навыки (использование в речи вежливых слов, умение слушать товарища);

- учить детей использовать ватные палочки при рисовании, совершенствовать изобразительную технику;

Развивающие:

- активизировать речь детей;

-  развивать эстетический вкус детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой русского сувенира;

- развивать творческие способности, внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику;

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, аккуратность, чувство прекрасного, эстетический вкус, интерес и любовь к народным игрушкам.

Планируемые результаты , целевые ориентиры дошкольного образования: ребенок эмоционально -заинтересованно отгадывает загадку, следит за развитием действий в игровой ситуации (встреча матрешки, разговор с ней), с желанием принимает участие в описании игрушки, активно отвечает на вопросы, повторяет за воспитателем стихотворение, считает, сравнивает матрешек, активен и заинтересован при украшении платочка, проявляет интерес к участию в подвижных играх, повторяет движения за воспитателем.

Оборудование: матрешка, конверт с матрешками – шаблонами, ватные палочки, краска гуашь.

Методы:  словесные, наглядные, игровые, практические.

Приемы: сюрпризный момент ( загадка, стихотворение, появление матрешки), активизация словаря (подбор слов определений, знакомство с новым словом, проговаривание хором), рассматривание игрушки, художественное слово,  проблемная ситуация, физминутка, пальчиковая гимнастика, игра «Матрешка, ты где?», применение нетрадиционных техник рисования.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними!( дети здороваются с гостями). А теперь поприветствуем друг друга. Для этого нам нужно встать в круг.

Я в кружок вас приглашаю

И приветствие начинаю.

Давайте мы поздороваемся друг с другом.

Здравствуй, солнце золотое (руки вверх с растопыренными пальцами)

Здравствуй, небо голубое (рисуют облако руками на небе),

Здравствуй, вольный ветерок (слегка дуют на соседа),

Здравствуй, маленький дружок!(погладили по голове сами себя)

Мы живём в одном саду, всех я вас приветствую.

Воспитатель: Ребятки, какие вы все сегодня нарядные, красивые. Полюбуйтесь друг на друга. А куда ,обычно, люди наряжаются?

Дети: В гости, на праздник.

Воспитатель: Да. Действительно. И мы сегодня с вами отправимся в гости. А поедем мы в гости на поезде.

Скорее торопитесь.

В вагончики садитесь,

Время приближается,

Поезд отправляется.( звучит фрагмент песни паровозик « Чух-чух»).

Дети выполняют движения под музыку.

(Воспитатель наряжается в матрёшку)


                                       
Основная часть

Воспитатель (Матрёшка): Вот мы и приехали. Угадайте, к кому же в гости мы приехали?

Чтобы узнать это, вам нужно отгадать загадку:

Открывается игрушка,

А внутри сидит подружка,

Девчонки деревянные,

Нарядные, румяные,

Хлопают в ладошки,

Весёлые ….(матрёшки).

Воспитатель (Матрёшка): Да, верно. Это Матрёшка. Воспитатель подводит детей к столу, где стоят различные матрёшки под платком, и открывает их(сюрпризный момент).

Воспитатель (голосом Матрёшки)

Здравствуйте, ребята,

Я матрёшка – расписная,

Да весёлая какая,

В гости вас к себе ждала.

Я рада, что вы приехали ко мне, а еще у меня в домике живут  мои подружки  озорные, матрешки – расписные.

Воспитатель ( Матрёшка): Посмотрите, сколько матрешек! Вот матрешка, а вот еще одна, а вот еще другая. Возьмите в ручки матрешку, которая вам больше всего понравилась. Посмотрите и скажите, какого размера Матрешка?(большая, средняя, маленькая). Какой она формы?( овальная) Что надето на матрешке?( сарафан, платок, фартук). Какого цвета платочек?( красного, желтого, синего). Какого цвета фартук?( белого, желтого). Что нарисовано на фартуке? ( цветы, узоры, горошек).Какого цвета у матрешки глазки?( чёрные). А какие у нее щечки?( розовые)  А можно играть с матрешкой? ( да).Как?(разбирать, собирать).Из чего сделана матрёшка? ( из дерева).

Воспитатель (Матрёшка): Ребята, а вы знаете, что Матрёшка с секретом? Хотите посмотреть?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель ( Матрёшка) подзывает одного ребёнка, чтобы он разобрал Матрёшку. А потом второго ребёнка, чтобы тот собрал матрёшку обратно.

Воспитатель ( Матрёшка): Молодцы ребята. А теперь присаживайтесь на свои места. Ой, посмотрите, ребята, здесь лежит конверт. ( на столике лежит конверт).Давайте посмотрим, что там внутри?(давайте).

Воспитатель ( Матрёшка) открывает конверт и достаёт карточки с изображением матрёшек разной величины.

Воспитатель ( Матрёшка): Ребята, матрёшка просит вас помочь ей найти своих подружек и расставить их по прядку ( дети выполняют задание по очереди). Молодцы , ребята. Посмотрите, в конверте ещё что то есть.

Воспитатель ( Матрёшка) достаёт из конверта силуэты матрёшек.

Воспитатель (Матрёшка): Посмотрите ка, ребята, это же мои подружки. Но что с ними не так? Что же, дети? Почему эти матрёшки не похожи на меня ?

Дети: Матрёшки совсем не нарядные. Фартуки у них не раскрашены

Воспитатель ( Матрёшка): Вы правы, ребята. Кажется художник забыл украсить матрёшкам фартуки. И из-за этого они не нарядные, фартуки у них белые, как же обидно за матрёшек, ведь они собрались идти все вместе на праздник « Матрёшкины посиделки». Ребята, что же делать? Как же помочь матрёшкам стать нарядными и красивыми? Как же быть? Кто нам подскажет?

Дети: Надо их украсить, чтобы они стали красивыми.

Воспитатель ( Матрёшка): Правильно, ребята! Но кто же украсит матрёшек? Кто нам поможет? Может мы позовём художника и он украсит матрёшек? Или…..Мы с вами сами сможем помочь моим подружкам нашей ? Как вы думаете, ребята?

Дети: Мы сами украсим фартуки матрёшек.

Воспитатель ( Матрёшка): Вы правы, ребятки, мы и сами справимся. А давайте мы станем художниками и украсим фартуки матрёшек.

Дети: Давайте.

Воспитатель( Матрёшка): Для этого, ребятки, я превращу вас в мастеров. Закрываем глазки.

Кручу, верчу, превратить вас хочу.

Хочу превратить вас в мастеров(звучит волшебная музыка и Матрёшка проводит по детям волшебной палочкой).

Открывайте глазки, ребята. Теперь вы настоящие мастера и мы находимся в нашей мастерской. Посмотрите, пожалуйста, на матрёшку-подружку наших матрёшек. Как красиво её украсил художник. Вот так же нужно украсить фартуки и наших матрёшек. Чем же украшен фартучек у матрёшки-подружки?

Дети: Горошинками, цветами.

Воспитатель( Матрёшка): Что же нужно сделать, чтобы наши матрёшки стали такими же красивыми, как я и их подружка?

Дети: Украсить их.

Воспитатель( Матрёшка): Сейчас я раздам вам матрёшек, и мы украсим им фартуки.Но прежде мы подготовим наши пальчики к рисованию.

Пальчиковая гимнастика.

Прежде чем нам рисовать,

Нужно пальчики размять.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

А теперь потрём ладошки

Друг о друга мы немножко.

Один, два, три, четыре, пять ( загибают поочерёдно пальчики)

Начинаем рисовать.

Воспитатель ( Матрёшка): Наши пальчики готовы к рисованию. Но сегодня, ребята, мы будем заниматься необычным рисованием. Вместо кисточки перед вами лежат ватные палочки. И сейчас они превратятся в волшебные палочки ( воспитатель показывает детям ватные палочки). Ребята, смотрите внимательно, я покажу вам, как правильно нужно рисовать. Берём палочку и обмакиваем её в гуашь, но только слегка, чтобы гуаши не было слишком много и рисунок получился аккуратным и красивым. Держим палочку прямо и прикладываем к фартуку нашей матрёшки и прижимаем её.

Воспитатель ( Матрёшка): Посмотрите, какие получаются следы – отпечатки. Это и будут наши горошины. А ещё у нас есть вот такие волшебные палочки, при прикосновении которых к фартуку, получается красивый цветок (воспитатель показывает рисование цветка палочками). Теперь, ребята, вы сами попробуйте украсить фартуки матрёшек. Приступаем к рисованию.

Воспитатель ( Матрёшка): Мастера , давай за дело – украшай матрёшек смело! ( дети украшают матрёшек, звучит русская народная мелодия в записи). Какие красивые у вас получаются матрёшки. Молодцы, ребята, какие у вас умелые руки, какие расписные фартуки получились. Теперь подружки нашей матрёшки пойдут на праздник нарядными и красивыми. Вижу, что все ребята постарались! Матрёшки получились очень красивые! Спасибо, вам, детки!

Воспитатель ( Матрёшка): Ребята, после того, как вы раскрасите матрёшек, обязательно вытирайте руки салфетками, которые находятся у каждого на столе. Пока наши матрёшки подсохнут, мы немножко отдохнём. Выходите все ко мне и вставайте в кружок.

Физминутка.

Хлопают в ладошки

Дружные матрёшки ( хлопают в ладошки)

На ногах сапожки ( руки на пояс, поочерёдно выставляют ногу на пятку и вперёд)

Топают матрёшки ( топают ногами).

Влево – вправо наклонились ( наклоны туловища влево и вправо).

Всем знакомым поклонились ( наклоны головой).

Повернись вокруг себя,

Вправо – влево, раз и два.

Воспитатель ( Матрёшка): Ребята, давайте посмотрим, какие у нас получились матрёшки. Проходите на свои места. Вам нравятся ваши работы?

Дети: Да!

Воспитатель ( Матрёшка): А сейчас нам нужно помочь матрёшкам попасть на « Матрёшкины посиделки». Посмотрите на фланелеграф. У каждой матрёшки есть своё место. Это платок. Он такого же цвета, как и матрёшка. Давайте посадим наших матрёшек каждую на своё место и пожелаем им весёлого празднования.( дети выходят и приклеивают свою матрёшку к платку соответствующего цвета их матрёшке).

Воспитатель ( Матрёшка): Молодцы, ребята. Мы помогли матрёшкам – подружкам попасть на праздник. Они очень благодарны вам и говорят спасибо. Ну а вам пора снова превращаться в обычных деток и возвращаться в вашу любимую группу. А теперь закрывайте глазки, я буду превращать вас в деток.

Кручу, верчу, превратить вас хочу.

Хочу превратить вас в обычных детей (звучит волшебная музыка и воспитатель проводит волшебной палочкой по детям, и сама снимает с себя наряд Матрёшки).

Воспитатель: Ну вот и всё, вас ждёт поезд.

Скорее торопитесь,

В вагончики садитесь,

Время приближается

Поезд отправляется ( дети выполняют движения под музыку).Садятся на стульчики.

Заключительная часть.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, у кого мы были с вами в гостях? С какой игрушкой сегодня познакомились? Что мы сегодня делали? Что рисовали? Чем рисовали?

Дети: В гостях у Матрёшки. Помогали Матрёшке. Украшали фартушки матрёшкам – подружкам. Помогли попасть матрёшкам на праздник.

Воспитатель: Вы сегодня молодцы!. Постарались. Помогли матрёшкам. Они вам всем сказали « Спасибо» и передали вам подарки. Разбирайте ребятишки – девчонки и мальчишки.

Ну а для нас пришло время расставания, дорогие гости, до свидания! ( дети прощаются с гостями)





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию "Мы весёлые матрёшки"

Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию...

Конспект занятия по художественно -эстетическому развитию в старшей группе. Пластилинография "Весёлые матрёшки"

На занятии дети учатся отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике - пластилинографии....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) во второй группе раннего возраста «Украсим матрёшкам сарафан»

Данное занятие составлено для детей группы раннего возраста , с использованиес нетрадиционной техники рисования (ватными палочками)....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста на тему «Раз матрёшка, два матрёшка»

: Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством посредством музыки и рисования; познакомить с историей семеновской матрешки; создавать условия для использования нетрадиционной техники рисов...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста на тему «Раз матрёшка, два матрёшка»

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством посредством музыки и рисования; познакомить с историей семеновской матрешки; создавать условия для использования нетрадиционной техники рисования пр...