Конспект занятия по художественно -эстетическому развитию в старшей группе. Пластилинография "Весёлые матрёшки"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
На занятии дети учатся отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике - пластилинографии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию в старшей группе.
Пластилинография на тему:
«Весёлые Матрёшки»
Цель деятельности: закрепить и обобщить знания детей о кукле Матрёшке.
Программное содержание:
1.Воспитывать интерес к народной игрушке.
2.Познакомить с историей создания русской матрешки.
3.Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике – пластилинографии.
4.Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора.
Предварительная работа: игры с Матрёшками.
Материал для занятия: плотный картон с силуэтом матрешки, набор цветного пластилина, стека, салфетка, игрушки-Матрешки различной росписи, сундучок
Ход занятия
1. Организационная часть.
На столе педагога стоит сундучок.
Педагог: Дети, в моём волшебном сундучке спряталась загадка, если вы ее разгадаете, то я вам покажу отгадку.
В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.
Дети: Матрешка
Педагог: Правильно угадали, получайте отгадку.
Воспитатель из сундучка достаёт матрешку и раскрывает её.
Педагог: Дети, а вы знаете, как появилась матрешка, кто ее придумал и сделал? Тогда послушайте, это вам будет очень интересно узнать.
Веселая игрушка – расписная матрешка – родилась очень давно. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин и нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной не было похожего наряда: у одной сарафан красный, а у другой – синий с цветочками, у третей малиновый платочек с белыми горошинами. А назвали красавицу Матрешей, старинным русским
Именем Матрёна, Матрёша, Матрёшечка – ласково называли девушек.
Так родилась матрешка – разъемная деревянная кукла.
Фигурка матрёшки вырезана из деревянного бруска, она разнимается на две части и так может в ней быть до 10-12 куколок. Сначала делают самую маленькую фигурку, обрабатывают шкуркой. Чтобы поверхность была гладкой, и было легче расписывать.
-У меня в сундучке прячутся другие матрешки.
Воспитатель выставляет на стол разные виды матрешек.
Педагог: Эти матрешки приехали из разных мест и внешне отличаются: загорские матрешки – толстобокие в разноцветных передничках, в красных, синих, зеленых платочках;
семеновские – в цветастых фартуках, в желто-красных полушалках;
у полхово - майдановских матрешек по желтому фону малиновые ягоды да цветы раскиданы.
У каждого из мастеров, сделавших этих матрешек, свой, не похожий на другие, стиль в оформлении матрешек, свой подбор цвета. Но, несмотря на это, все матрешки имеют в чем-то схожесть. Чем похожи все матрешки?
Дети: У каждой матрешки платочек на голове, под которой убраны волосы, яркая и красочная одежда.
Педагог: Правильно. Если внимательно рассмотреть узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: бутоны, цветы, ягоды, листики.
Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимется, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать с собой.
Физкультурная минутка «Матрешки» (движения по тексту)
Хлопают в ладоши
Дружные матрешки.
На ногах сапожки,
Топают матрешки.
Влево, вправо наклонись,
Всем знакомым поклонись.
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
Вы в похожи, словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки.
2. Практическая часть.
Педагог: Сегодня мы с вами будем изображать матрешку, только необычным способом –будем раскрашивать разноцветным пластилином. Так матрешек еще никто не украшал. Эта техника называется –пластилинография. У вас уже есть изображения матрёшки, только его необходимо сделать ярким и цветным. Для этого мы будем прикладывать пластилин к изображению, и размазывать, не выходя за контур.
Педагог: Что мы сможем вылепить?
Дети: Цветочки и ягодки, листики.
Педагог: Давайте вспомним, как мы на предыдущих занятиях делали цветы и листья?
Нужно раскатать колбаску из пластилина нужного цвета, разделить стекой на равные части, скатать из них шарики, разложить шарики - лепестки вокруг серединки, сплющивая каждый до блинчика, листики – это овалы, которые тоже плющим, прожилки рисуются стекой. Раскатать тонкие колбаски - веточки, разложить по обе стороны веточки шарики - ягодки.
Мастера, скорей за дело
Украшай матрёшек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Изготовление поделки по образцу, под руководством педагога.
Во время работы провести разминку для рук, сидя за столами: «Я в ладоши хлопаю»
Я в ладоши хлопаю
Я в ладоши хлопаю
И ногами топаю.
Ручки разотру,
Тепло сохраню.
Ладошки, ладошки,
Утюжки-недотрожки.
Вы поглядите ручки,
Чтоб играли лучше,
Вы поглядите ножки,
Чтоб бежали по дорожке.
3. Заключительная часть.
Педагог: Получились настоящие русские матрешки, этими работами можно украсить нашу группу, и у вас всегда будет хорошее настроение. А матрешкам так понравилось, как вы увлеченно работали, что они решили остаться и позволить с собой поиграть. Можно будет с увлечением расставлять и собирать матрешек, придумывая разные истории из жизни их дружной семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе- лепка "Наш пруд"
Цели и задачи:· Закреплять название и строение птиц.·...
Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию в старшей группе на тему «Что нам осень принесла ?»
Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию в старшей группе расширяет представление детей об окружающем мире, развивает любознательность, стремление к познанию, развивает представление ...
Конспект занятия по художественному- эстетическому развитию в старшей группе " Новогодняя елочка"
Приобщение детей к главному празднику - Новому году и обучение рисованию елочки ( ствол, ветви) . Развивать художественное восприятие и фантазию при украшении новогодней елочки....
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Тема: «Картинки осени».
Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи....
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Моя Родина- Россия".
Конспект занятия по рисованию приуроченный к Дню Народного единства....
Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"
Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе (художественное конструирование из бросовых материалов (пряжи) «Мои друзья - Смешарики»
Цель занятия: изготовление игрушки из шерстяных ниток с использованием нетрадиционной техники (работа с пряжей) в художественно-эстетической деятельности (конструирование из бросовых материалов).Задач...