Конспект занятия по художественно -эстетическому развитию в старшей группе. Пластилинография "Весёлые матрёшки"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Леонова Марина Александровна

На занятии дети учатся отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике - пластилинографии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию  в старшей группе.

Пластилинография на тему:

«Весёлые Матрёшки»

Цель деятельности: закрепить и обобщить знания детей о кукле Матрёшке.

Программное содержание:

1.Воспитывать интерес к народной игрушке.

2.Познакомить с историей создания русской матрешки.

3.Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике – пластилинографии.

4.Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора.

Предварительная работа: игры с Матрёшками.

Материал для занятия: плотный картон с силуэтом матрешки, набор цветного пластилина, стека, салфетка, игрушки-Матрешки различной росписи, сундучок

Ход занятия

1. Организационная часть.

На столе педагога стоит сундучок.

Педагог: Дети, в моём волшебном сундучке спряталась загадка, если вы ее разгадаете, то я вам покажу отгадку.

В деревянной Машеньке

Внутри кукла Сашенька.

Открой куклу Сашеньку,

А там - крошка Дашенька.

А в сестрице Дашеньке

Есть малютка Пашенька.

Дети: Матрешка

Педагог: Правильно угадали, получайте отгадку.

Воспитатель из сундучка достаёт матрешку и раскрывает её.

Педагог: Дети, а вы знаете, как появилась матрешка, кто ее придумал и сделал? Тогда послушайте, это вам будет очень интересно узнать.

Веселая игрушка – расписная матрешка – родилась очень давно. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин и нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной не было похожего наряда: у одной сарафан красный, а у другой – синий с цветочками, у третей малиновый платочек с белыми горошинами. А назвали красавицу Матрешей, старинным русским

Именем  Матрёна, Матрёша, Матрёшечка – ласково называли девушек.

Так родилась матрешка – разъемная деревянная кукла.

Фигурка матрёшки вырезана из деревянного бруска, она разнимается на две части и так может в ней быть до 10-12 куколок. Сначала делают самую маленькую фигурку, обрабатывают шкуркой.  Чтобы поверхность была гладкой, и было легче расписывать.
-У меня в сундучке прячутся другие матрешки.

Воспитатель выставляет на стол разные виды матрешек.

Педагог: Эти матрешки приехали из разных мест и внешне отличаются: загорские матрешки – толстобокие в разноцветных передничках, в красных, синих, зеленых платочках;

семеновские – в цветастых фартуках, в желто-красных полушалках;

 у полхово - майдановских матрешек по желтому фону малиновые ягоды да цветы раскиданы.

У каждого из мастеров, сделавших этих матрешек, свой, не похожий на другие, стиль в оформлении матрешек, свой подбор цвета. Но, несмотря на это, все матрешки имеют в чем-то схожесть. Чем похожи все матрешки?

Дети: У каждой матрешки платочек на голове, под которой убраны волосы, яркая и красочная одежда.

Педагог: Правильно. Если внимательно рассмотреть узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: бутоны, цветы, ягоды, листики.

Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимется, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать с собой.

Физкультурная минутка «Матрешки» (движения по тексту)

Хлопают в ладоши

Дружные матрешки.

На ногах сапожки,

Топают матрешки.

Влево, вправо наклонись,

Всем знакомым поклонись.

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых

Вы в похожи, словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки.

2. Практическая часть.

Педагог: Сегодня мы с вами будем изображать матрешку, только необычным способом –будем раскрашивать разноцветным пластилином. Так матрешек еще никто не украшал. Эта техника называется –пластилинография. У вас уже есть изображения матрёшки, только его необходимо сделать ярким и цветным. Для этого мы будем прикладывать пластилин к изображению, и размазывать, не выходя за контур.

Педагог: Что мы сможем вылепить?
Дети: Цветочки и ягодки, листики.
Педагог: Давайте вспомним, как мы на предыдущих занятиях делали цветы и листья?
Нужно раскатать колбаску из пластилина нужного цвета, разделить стекой на равные части, скатать из них шарики, разложить шарики - лепестки вокруг серединки, сплющивая каждый до блинчика, листики – это овалы, которые тоже плющим, прожилки рисуются стекой. Раскатать тонкие колбаски - веточки, разложить по обе стороны веточки шарики - ягодки.

Мастера, скорей за дело

Украшай матрёшек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.
Изготовление поделки по образцу, под руководством педагога. 

Во время работы провести разминку для рук, сидя за столами: «Я в ладоши хлопаю»

Я в ладоши хлопаю

Я в ладоши хлопаю

И ногами топаю.

Ручки разотру,

Тепло сохраню.

Ладошки, ладошки,

Утюжки-недотрожки.

Вы поглядите ручки,

Чтоб играли лучше,

Вы поглядите ножки,

Чтоб бежали по дорожке.

3. Заключительная часть.

Педагог: Получились настоящие русские матрешки, этими работами можно украсить нашу группу, и у вас всегда будет хорошее настроение. А матрешкам так понравилось, как вы увлеченно работали, что они решили остаться и позволить с собой поиграть. Можно будет с увлечением расставлять и собирать матрешек, придумывая разные истории из жизни их дружной семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе- лепка "Наш пруд"

Цели и задачи:·                    Закреплять название  и строение птиц.·...

Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию в старшей группе на тему «Что нам осень принесла ?»

Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию в старшей группе расширяет представление детей об окружающем мире, развивает любознательность, стремление к познанию, развивает представление ...

Конспект занятия по художественному- эстетическому развитию в старшей группе " Новогодняя елочка"

Приобщение детей к главному празднику - Новому году и обучение рисованию елочки ( ствол, ветви) . Развивать художественное восприятие и фантазию при украшении новогодней елочки....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Тема: «Картинки осени».

Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Моя Родина- Россия".

Конспект занятия по рисованию приуроченный к Дню Народного единства....

Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"

Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе (художественное конструирование из бросовых материалов (пряжи) «Мои друзья - Смешарики»

Цель занятия: изготовление игрушки из шерстяных ниток с использованием нетрадиционной техники (работа с пряжей) в художественно-эстетической деятельности (конструирование из бросовых материалов).Задач...