СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "О чем говорят картины?"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
Цель семинара-практикума: закрепление необходимого минимума искусствоведческих знаний, знаний методов и приемов, которые помогают при подготовке к занятиям с детьми по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства.
В процессе приобщения дошкольников к искусству немаловажную роль играют знания и личность педагога. От его знаний, умений, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства во многом зависит интерес детей к живописи, графике, их вхождение в мир искусства, понимание его сути.
Семинар проходил в форме игры-состязания между двумя командами: «Живописцы» и «Графики»
Слайдовое сопровождение семинара здесь: https://infourok.ru/slajdovoe-soprovozhdenie-semin...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект семинара-практикума | 226.27 КБ |
Памятка для воспитателей | 342.78 КБ |
Приложение 1 | 71.83 КБ |
Приложение 2 | 1.25 МБ |
Приложение 3 | 63.9 КБ |
Предварительный просмотр:
НРМ ДОБУ «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
для педагогов ДОУ
«О чем говорят картины?»
педагог доп.образования
НРМ ДОБУ «ЦРР – детский сад «Родничок»
Павлючик Марина Владимировна
г.п. Пойковский
2021г.
Цель: закрепление необходимого минимума искусствоведческих знаний, знаний методов и приемов, которые помогают при подготовке к занятиям с детьми по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства.
Оборудование и материалы:
- ТСО: ПК, проектор, экран.
- Слайдовая презентация
- Столы для участников семинара и жюри
- 2 мольберта с магнитами
- Организационные диаграммы «Виды изобразительного искусства» (2 шт)
- Морфологические карты «Жанры изобразительного искусства» (2 шт)
- Алгоритм «Последовательность рассматривания картины» (2 шт)
- Бланки для подготовки беседы по пейзажной картине.
- Карточки с группами вопросов для беседы по портрету.
- Кубы со словами на каждой грани (6 шт.)
- Памятки для участников с материалами семинара (10 шт)
На столах у жюри:
- Протоколы
- Карандаши простые
- Ластик
- Песочные часы на 1 мин и на 5 мин
- Перекидное табло
На столах у участников:
- Бумага А4
- Фломастеры
- Простые карандаши
- Репродукции картин формата А4
Ход семинара:
Используемая литература:
Курочкина Н.А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года». СПб., 2003.
Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». СПб., 2004.
Чумичева Р.М. «Дошкольникам о живописи». М., 1992.
Миронова Н.Е. Семинар-практикум для воспитателей «О чем говорят картины?» https://urok.1sept.ru/articles/510638
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА
Семинар-практикум «О чем говорят картины?»
Что главное Жанр живописи | Человек | Природа | Объекты живой, | Животные, | События |
Натюрморт | + | ||||
Пейзаж | + | ||||
Портрет | + | ||||
Анималистический | + | ||||
Жанровая картина (бытовой, батальный, исторический) | + |
Последовательность рассматривания картины
План беседы о портретной живописи
- вопросы, побуждающие детей к целостному восприятию, раскрывающие содержательную сторону картины:
- Кто изображен?
- Что можете рассказать о нем (о ней)?
- Кого (что) заметили первым в картине?
- Что еще изображено?
- Что эти предметы (фон) рассказали о человеке?
- вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека:
- Что рассказало лицо о человеке?
- Почему художник изобразил его таким?
- О чем говорят глаза?
- Какую “тайну” в человеке раскрыла рука, одежда, деталь?
- О чем думает человек?
- Где он был? Что будет делать?
- вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т.д.):
- Почему такой тон картины?
- Почему одна часть лица светлая, а другая темная?
- Почему художник изобразил в такой позе человека?
Дидактические игры для ознакомления дошкольников
с жанрами изобразительного искусства
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСЬЮ
1. «Из чего состоит пейзаж»
Цель: Закрепить знания о жанре пейзаж, его отличительных особенностях и составных частях. Отобрать те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновать свой выбор.
Материал: картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные. Можно использовать открытки.
2. «Собери пейзаж»
Цель: Закрепит знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года. По собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету (осенний, летний, и т.д.)
Материал: цветные изображения деревьев, цветов, гор, трав и т.д., отражающие сезонные изменения в природе.
3. «Жанр живописи»
Цель: Закрепить знания о пейзаже, его признаках. Найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный пейзаж.
Материал: репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж)
5. «Части суток»
Цель: Определить к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относится предложенные пейзажи. Обосновать свой выбор коротким описательным рассказом. Выбрать цветную карточку. с которой ассоциируется та или иная часть суток.
Материал: репродукции с пейзажами, которые ярко выражают, части суток.; цветные карточки (розовые, жёлтые, голубые, сиреневы оттенки).
Утро
Весенний лес хранит в секрете,
Что он увидел на рассвете,
Как ландыш держит на весу
В стеклянных чашечках росу
День
День работал целый день
Переделал много дел;
И жалел под вечер,
Что заняться нечему
Вечер
Постукивает поезд вдалеке,
Плеснула рыба в розовой реке,
Присело солнце за притихший лес.
День погрустил немного и исчез
Ночь
Звёзд полно – и в небе, и в воде.
На земле – ни огонька нигде.
Звери и букашки спать легли.
Тишина от неба до земли
4. «Времена года»
Цель: Закрепит знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Выбрать цветные карточки, присущие осени, лету, весне, зиме. Закрепить знания о классификации цвета: тёплые и холодные, лёгкие и тяжёлые.
Материал: разнообразные карточки со всевозможными оттенками тёплых и холодных цветов
Используйте в игре художественные тексты о временах года
ЗИМА
Четверо художников,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Все подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки, как рога….
ВЕСНА
У второго – синее
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки – кружева.
Первые проталинки,
Первая трава.
ЛЕТО
На картине третьего
Красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная,
Голубая есть…
Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые, пушистые
В небе облака.
ОСЕНЬ
А четвёртый золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды
Зреют по лесам.
Кто же те художники?
Догадайся сам!
6. «Перспектива»
Цель: Закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.
Материал: картинная плоскость с изображением неба и земли и чёткой линий горизонта; силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние. большие)
7. «Картина»
Цель: Учить общению, выбору партнёра по симпатии.
Каждый задумывает персонаж для картины. Педагог сообщает: «Я солнышко, хочу взять в картину тебя. Скажи, кто ты?» Они берутся за руки и второй ребёнок приглашает другого, так до тех пор, пока все дети не войдут в картину.
8. «Найди ошибку»
Педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средств выразительности, использованные художником, какое настроение хотел передать в своём произведении художник, но при этом допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры даётся установка смотреть и слушать внимательно, т.к. в рассказе будет допущена ошибка. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил.
Примерный искусствоведческий рассказ по картине И.И.Левитана «Летний вечер. Околица»
Перед вами фоторепродукция картины Исаака Ильича Левитана «Лето» (ошибка в названии). Она рассказывает о летнем вечере на окраине русской деревушки (нет описания изображённых объектов на картине). В центре картины лес в лучах солнца (ошибочное описание композиционного центра). Весь передний план картины уходит в тень, преображая краски леса (отсутствует описание леса).
9.«Подбери краски, которые использовал художник в своей картине»
Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: картинки с изображением пейзажа, цветные полоски.
Описание игры: каждый играющий получает картинку с изображением пейзажа. Прикладывая цветные полоски к изображению, ребёнок отбирает те цвета, которые есть в его картинке.
10. «Подзорная труба»
Цель: учить дошкольников выделять объекты, изображённые на картине.
Материал: репродукция картины, альбомный лист.
Описание игры: детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Дети должны навести глазок подзорной трубы на один объект, назвать и описать его.
11.«Да – нет»
Цель: учить детей пространственной ориентировке, активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: ведущий загадывает объект на картине, дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трёхмерное пространство).
Задача ребёнка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене.
12.«Что было, что будет?»
Цель: учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине Времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НАТЮРМОРТОМ
1. «Из чего состоит натюрморт»
Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Закрепит знания детей о предметном мире, его назначении и классификации.
Отбирать те карточки, на которых изображены элементы, присущие только жанру натюрморта.
Материал: разнообразные картинки с изображением предметов. цветов, ягод и т.д.
2. «Составь натюрморт»
1вариант
Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по единому сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и.т.д.)
Материал: силуэты (выполненные из цветной бумаги и картона) цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод грибов)
2 вариант
Цель: Научить составлять композицию для натюрморта из реальных предметов (посуда, ткани, цветы, и т.д.)
3. «Жанр натюрморт»
Цель: Закрепить знания об особенностях изображения натюрморта, его признаках.
Найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный натюрморт.
Материал: репродукции картин по разным жанрам.
4. «Симметричные предметы»
Цель: Дать понятие «симметричности предметов». Учить находить одинаковые части предметов, составлять их. Привести наглядные примеры симметричности и асимметрии, сложив неправильно части предметов.
Материал: картонные силуэты различных симметричных предметов, разрезанные пополам.
5. «Мозаика – натюрморт»
Цель: Собрать натюрморт из разрезанных частей.
6. «Натюрморт»
Цель: Стимулировать познавательную активность детей, их волевые усилия и целенаправленное внимание.
Детям показывают натюрморт, предлагаем внимательно рассмотреть его и после слов «Раз, два, три – говори!» – назвать красный или жёлтый фрукт и дотронуться до него волшебной палочкой.
7. «Говорящие предметы»
Цель: Освоение детьми навыков общения.
Детям показывается репродукция натюрморта, на котором много предметов: ваза, цветы, и т.д.
Далее предлагается выбрать понравившегося героя со словами: «Кто будет вазой?» и т.д. Когда все роли разобраны, педагог говорит: «Хозяева ушли из дома, а предметы ожили и стали говорить между собой»
8. «Дострой изображение»
Цель: развитие воображение у детей
Детям раздаются альбомные листы, с наклеенными на них кусочками репродукций картин в окошках. Дети достраивают изображения, дорисовывают его.
9«Измени и посмотри»
Цель: показать детям, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения колорита (цветового сочетания) в картине.
Материал: репродукция картины (натюрморт) .
Описание игры: При рассматривании натюрморта воспитатель изменяет цветовое сочетание предметов путём наложения цветовых пластин идентичной с ними формой. Дети отмечают наиболее красивое сочетание цвета и объясняют, какие чувства возникают от различного сочетания красок в натюрморте.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПОРТРЕТОМ
1. «Составь портрет сказочного героя»
Цель: Закрепить знания детей о составных частях лица и их пространственном местонахождении, побудить использовать в речи сова: вверху, сверху, внизу, между, под.
Материал: потрет сказочного героя, разрезанный на 8 частей.
2. «Определи и найди жанр портрета»
Цель: закрепить знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения. Находить его среди других жанров и объяснить свой выбор. Предложите составить описательный рассказ.
Материал: репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж).
3. «Узнай по профилю»
Цель: Определить персонажей по силуэтному профилю. Назвать те признаки, по которым узнали и определили персонажа и его характеру.
Материал: вырезанные силуэты профилей персонажей различных сказок.
4. «Семейный портрет»
Цель: Закрепить знания детей о гендерных и возрастных особенностях людей. Назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать и составить портреты: мамы, папы, бабушки, и т.д.
Материал: 6 портретов, разрезанных на 4 части (лоб, глаза, нос, губы, подбородок) и отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки).
5. «Придумай и собери портрет»
Цель: Закрепить знания о жанре портрета. Составить портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.
Материал: разнообразные модификации частей лица по цвету и форме. Дополнительные детали: парики, усы, бороды, шляпы и т.д.
6. «Что забыл нарисовать художник»
Цель: Закрепить знания о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачки, нос, ноздри, щёки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.
Определить в рисунке недостающие части лица и рассказать, какую функцию они выполняют.
Материал: 10 карточек с изображением одного лица с разными недостающими частями.
7. «Выставка картин»
Воспитатель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по содержание и жанру, оформить выставки. Они стараются красиво разместить картины на стене. А остальные дети придумывают рассказ экскурсовода по следующему плану:
– почему эти произведения размещены таким образом
– какое произведение понравилось и почему
– что особенно красивого показал художник в своём произведении, и каким образом
Правила: Значок «Лучший оформитель» получает тот, кто удачнее расположил картины и подобрал их по теме, жанру, цветовому сочетанию. Значком «Лучший экскурсовод» награждается, составивший наиболее интересный и последовательный рассказ по картине.
А задавший самый интересный вопрос получает значок «Лучший зритель».
8. «Художественный салон»
Дети рассматривают в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившуюся. Тот, кто приобрёл наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку.
Правила: Картина «продаётся» в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет приобрести, а также ответить на вопросы: «О чём рассказывается в произведении? Какое в нём передано настроение? Как художник показал в своей картине главное? Почему картина тебе понравилась?»
«Купивший» большее количество репродукций оформляет выставку и получает роль продавца салона.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что главное Жанр живописи Человек Природа Объекты живой, неживой природы Животные, птицы События Натюрморт Пейзаж Портрет Анималистический Жанровая картина (бытовой, батальный, исторический) 2 ЗАДАНИЕ
В опросы, побуждающие детей к целостному восприятию, раскрывающие содержательную сторону картины: Кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Кого (что) заметили первым в картине? Что еще изображено? Что эти предметы (фон) рассказали о человеке?
В опросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: Что рассказало лицо о человеке? Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза? Какую “ тайну ” в человеке раскрыла рука, одежда, деталь? О чем думает человек? Где он был? Что будет делать?
В опросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т.д.): Почему такой тон картины? Почему одна часть лица светлая, а другая темная? Почему художник изобразил в такой позе человека?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПЕРСИКАМИ ВИТЯЗЬ
НА РАСПУТЬЕ
В ГОЛУБОМ
ПРОСТОРЕ УТРО
СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ
КУПЧИХА С
ЗЕРКАЛОМ БУРЛАКИ
НА ВОЛГЕ
КУПЧИХА ЗА
ЧАЕМ ВЗЯТИЕ
СНЕЖНОЙ КРЕПОСТИ
ЛЕНИН В
РАЗЛИВЕ НА
СЕВЕРЕ ДИКОМ
СИРИН И
АЛКОНОСТ ПОСЛЕДНИЙ
ДЕНЬ ПОМПЕИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для родителей. Как научить детей говорить выразительно?
Способы обучения интонационной выразительности речи...
ПРЕЗЕНТАЦИИ К СЕМИНАРАМ - ПРАКТИКУМАМ С ПЕДАГОГАМИ ПО ТЕМЕ "УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ КРАСИВО"
ПРЕЗЕНТАЦИИ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ИНТЕРЕСНО ПРОВЕСТИ СЕМИНАР С ПЕДАГОГАМИ ДЕТСКОГО САДА....
Выступление на семинаре – практикуме для педагогов ДОУ «Играя, учим говорить красиво»
От своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а пос...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...
Семинар-практикум для родителей «Активные игры учат говорить»
Семинар-практикум для родителей «Активные игры учат говорить»...
Семинар-практикум для родителей «Как научить ребёнка говорить: развитие речи детей в условиях семьи». Младшая группа.
Родителям предлагается ознакомится с причинами задержки речевого развития и признаками плохой речи у детей 3-4 года жизни, с задачами развития речи в дошкольном учреждениии, в практических игровых упр...