Семинар-практикум для родителей «Активные игры учат говорить»
консультация (подготовительная группа)
Семинар-практикум для родителей
«Активные игры учат говорить»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnye_igry.docx | 41.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с. Алексеевка Базарно-Карабулакского муниципального района
Саратовской области»
Семинар-практикум для родителей
«Активные игры учат говорить»
Подготовила: Теплякова Оксана Петровна
воспитатель первой квалификационной категории
-2020-
Развитие речи дошкольников одна из главных задач, которая стоит перед взрослыми, окружающими ребенка. Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать на прогулке или перед сном ребенка. Используйте для этих занятий то, что ваш ребёнок видит вокруг: дома, на улице. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» - «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор...»; - «А что есть у дерева?» - «Корень, ствол, ветки, листья...».
В возрасте 4-5 лет дети обычно хорошо усваивают названия основных цветов, значит их можно познакомить и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.). Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?». Можно просто спросить: «Какой он?», так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи. Для того чтобы научиться говорить, необходимо общение. Самый легкий способ для создания диалога - игра.
Игра – органически присуща детскому возрасту. Она незаменима для нормального физического и психического развития ребенка. В процессе игры дети познают окружающий мир и то, как он устроен, посредством постоянного экспериментирования и исследования. Ребенок, будь его воля, мог бы проводить все время в играх. Он прекращает играть только тогда, когда взрослые отвлекают его, чтобы покормить, уложить спать, - поэтому требуются определенные стимулы, чтобы привлечь его к другим видам деятельности. Ребенок учится понимать мир вокруг себя через игру. Ребенок активно участвует в игре, которая провоцирует его на высказывание в ответ. Игры способствуют не только установлению более тесных отношений между вами и вашим ребенком, но так же направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи ребенка.
Дети познают мир через игру, используя все пять чувств: слух, обоняние, осязание, зрение и вкус. Примерно до двух лет дети обычно играют одни, после двух лет они начинают наблюдать, как играют другие, и играют параллельно (используют такие же предметы, но не играют вместе с другим ребенком). Начиная с двух – трех и до четырех лет дети постепенно переходят к ассоциативной игре (взаимодействуют, но не особенно стараются помогать друг другу), а затем только в возрасте четырех лет ребенок начинает играть с другими детьми. В возрасте от пяти до семи лет дети демонстрируют изрядную энергичность и инициативу. Игры часто основаны на фантазии, где они исполняют выдуманные роли, часто имитируют поведение взрослых. Занимаясь свободной игрой, ребенок восстанавливает иерархию развития. Например, ребенок не получил необходимых тактильных ощущений до 3-х лет, его ограждали от игр с песком, сыпучими продуктами, водой. Но он не может переступить через этот уровень развития. Возникают проблемы. Следующий уровень не поддается, психическое развитие ребенка затормаживается, отставание может сопровождаться задержкой речевого развития. Игра позволяет дополнить недостающие тактильные ощущения, гармония восстанавливается, создаются предпосылки для дальнейшего развития. В групповой игре ребенок пользуется речью. Ему необходимо строить фразы, общаться. Возникает так необходимая мотивация речи. Формируется и планирующая функция речи: сумел сделать, сумел объяснить то, что сделал. Игра заставляет концентрироваться и напрягать память. Игра расширяет кругозор ребенка и словарный запас.
Несколько игровых ситуаций, которые способствуют развитию речи ребенка. Для начала можно прибегнуть к легким стишкам и песенкам для инсценировки. Например, стихи Б. Заходера. «Ежик» -Что ж ты, Еж, такой колючий? - Это я на всякий случай: - Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи! «Сапожник» - Был сапожник? - Был, - Шил сапожник? - Шил. - Для кого сапожки? - Для соседской кошки.
- Придумайте серию вопросов. Сначала легкие, подразумевающие краткий ответ «да» - «нет». Затем посложнее, которые предполагают осмысление ответов: «Кто это?». Следующая серия вопросов «Что делает?» заставляет ребенка использовать глаголы. --Домашний театр. Сделайте простейшие куклы, которые можно надеть на руку. Одну - ребенку, другую - себе. Пусть куклы говорят между собой.
Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» - «Дом, дерево, человек...» - «А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?». Или: «Что бывает широким?» - «Река, улица, лента...» - «А что шире - ручеек или река?». Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: «Что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?». Можно сыграть с ребенком в игру «На что похоже?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «На что похож лист, облако, тень от дерева?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное мышление и восприятие.
Следующая игра будет называться «Вспомни сказку». В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др. А если ребёнок вспомнил и пересказал сказку, то тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко. Когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой. В этом поможет игра «Сравни два яблока» — одно яблоко жёлтое, а другое — красное; одно сладкое, а другое — кислое; у одного коричневые семечки, а у второго – белые; одно большое, а второе маленькое и т. д. Можно сравнить два разных фрукта (яблоко и апельсин).
Дети очень любят играть в игру «Узнай по описанию». Для этого можно использовать и оставшиеся фрукты. Например: овальный, твёрдый, полезный, жёлтый, кислый, …Что это? — Лимон. А если взрослый намеренно, с большим трудом будет отгадывать загадки ребёнка, то от этой игры для малыша будет не только польза, но и огромное удовольствие. Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре. Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.
Речевые подвижные игры - один из методов стимулирования и развития речи дошкольников. Они научат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, разовьют интонационную выразительность речи, грамматический строй, углубят представления об окружающем, а также внимание и память.
Речевые игры развивают:
• не только речь, но и
• мышление; • зрительную память;
• учат анализировать и делать выводы;
• развивают креативные подходы к заданиям.
Картотека интерактивных речевых игр для детей дошкольного возраста .
1. Игра: «Похожие слова». Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации. Есть сладкое слово– конфета, Есть слово с окошком – вагон, Есть кислое слово – лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте! Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел). Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар). Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).
2. Игра: «Кошка». Задание: подобрать как можно больше глаголов к существительному. - Что умеет делать кошка? (бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять кусаться, царапаться, кушать, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, мыться, кувыркаться, плавать)
3. Игра «Кто или что может это делать?» Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…
4. Игра «Отгадай, что это» Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например: Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи). Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. Движется по дорогам, по воде, по воздуху.
5. Игра «Что для чего» Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы. хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице, перец - в перечнице, салат – в салатнице, суп – в супнице, соус - в соуснице и т. д.
6. Игра «Как можно…» Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…) - Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)
7. Игра «Угощаю» Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
8. Игра «Ищем слова» Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.
9. Игра «Опиши предмет» Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т.д.
Игры на речевые обобщения:
1. «Назови лишнее слово» Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». - «Лишнее» слово среди имен существительных: кукла, песок, юла, ведерко, мяч; стол, шкаф, ковер, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша; волк, собака, рысь, лиса, заяц; лошадь, корова, олень, баран, свинья; роза, тюльпан, фасоль, василек, мак; зима, апрель, весна, осень, лето; мама, подруга, папа, сын, бабушка. - «Лишнее» слово среди имен прилагательных: грустный, печальный, унылый, глубокий; храбрый, звонкий, смелый, отважный; желтый, красный, сильный, зеленый; слабый, ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, далекий, прочный, надежный; смелый, храбрый, отважный, злой, решительный; глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий. - «Лишнее» слово среди глаголов: думать, ехать, размышлять, соображать; бросился, слушал, ринулся, помчался; приехал, прибыл, убежал, прискакал; пришел, явился, смотрел; выбежал, вошел, вылетел, выскочил.
2. Игра «Найди дерево» (выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры) Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад.
Игры на развитие звукового анализа и синтеза:
1. Игра «Цепочка слов» Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста - ...
2. «Придумай слово» Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж и т. д.
Игры на развитие грамматического строя речи:
1. Игра «Веселый счет» Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)
2. Игра «Подружи слова» Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос,
3. Игра «Все сделал» Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала). мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил
4. Игра « Ты идешь, и я иду» Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь, и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.
5. «Приготовим сок» «Из яблок сок (какой?) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.
6. «Один - много» «Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.
7. «Чей, чья, чьё» Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки - (чьи уши?) собачьи уши; хвост кошки – кошачий» и т. д.
8. «Упрямые слова» Расскажите, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, платье, какао, кино, пианино, метро. «Я надеваю пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто» и т. д.
Игры на развитие связной речи:
1. Игра «Что на что похоже» Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения) Белый снег похож на…(что?) Синий лед похож на… Густой туман похож на… Чистый дождь похож на… Блестящая на солнце паутина похожа на… День похож на…
2. Потому что… Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы: Я мою руки потому, что… Почему ты идёшь спать? и т. д.
3. Кем (чем) был? Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше. Корова была телёнком Бабочка была гусеницей Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом Лёд был водой и т. д.
4. Игра "Что мы видим во дворе?" Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей "С пальчиками играем-речь развиваем"
Семинар-практикум с родителями детей 2 младшей группы...
Семинар - практикум для воспитателей дошкольных учреждений "Игры в которые играют наши дети"
Практический семинар для воспитателй дошкольный учреждений о классификации игр, развитии игры на протяжении дошкольного возраста....
Семинар-практикум для педагогов адаптационных групп «Играем с детьми в адаптационные игры и упражнения »
Данный материал опубликован в помощь педагогам, работающим с детьми, проходящими адаптацию в ДОУ...
Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Активные игры учат говорить».
Привлечение воспитателей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов у детей, оказание практической помощи педагогам в процессе речевого развития дошкольников....
Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему: "Искусство говорить с детьми"
методическая разработка учителя-логопеда ДОУ...
Семинар-практикум для педагогов «Активные игры учат говорить»
Материал для привлечения воспитателей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов у детей, и для оказания практической помощи педагогам в процессе речевого развития до...
Семинар-практикум для педагогов адаптационной группы «Играем с детьми в адаптационные игры и упражнения»
В первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитат...
- Мне нравится (2)