Конспект образовательного предложения для детей 5-6 лет по теме «Хохломская ярмарка» (образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»)
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Цель: рисование композиции хохломских узоров в определённой последовательности на деревянных заготовках (лопатка, ложка, тарелочка, досочка).
Задачи:
- Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка, завиток) и видеть красоту.
- Отрабатывать умение детей рисовать узор в определённой последовательности (кайма, завитки, ягодки, травка)
- Закреплять рисовать элементы «травки», «завиток» - концом кисти, «ягодки» - тычком с помощью ватной палочки или поролонового тычка.
- Сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи (чёрный, красный, зелёный, золотой, жёлтый)
- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.
- Воспитывать умение слушать сверстника и взрослого, работать в коллективе, оказывать взаимопомощь друг к другу.
- Формировать знания об особенностях росписи деревянной посуды.
- Развивать внимание и воображение, умение отвечать на вопросы полным ответом, участвовать в диалоге, умение пользоваться кистью, подбирать краски для узора, расширять словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Хохломская ярмарка | 26.44 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №6 «КРИСТАЛЛИК»
141613, Россия. Московская область, г. Клин, ул. Клинская, д.42 т.84962499307
Конспект
образовательного предложения
для детей 5-6 лет
по теме «Хохломская ярмарка» (образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»)
Воспитатель Бицуева О.В.
Цель: рисование композиции хохломских узоров в определённой последовательности на деревянных заготовках (лопатка, ложка, тарелочка, досочка).
Задачи:
- Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка, завиток) и видеть красоту.
- Отрабатывать умение детей рисовать узор в определённой последовательности (кайма, завитки, ягодки, травка)
- Закреплять рисовать элементы «травки», «завиток» - концом кисти, «ягодки» - тычком с помощью ватной палочки или поролонового тычка.
- Сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи (чёрный, красный, зелёный, золотой, жёлтый)
- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.
- Воспитывать умение слушать сверстника и взрослого, работать в коллективе, оказывать взаимопомощь друг к другу.
- Формировать знания об особенностях росписи деревянной посуды.
- Развивать внимание и воображение, умение отвечать на вопросы полным ответом, участвовать в диалоге, умение пользоваться кистью, подбирать краски для узора, расширять словарный запас.
Материал и оборудование:
- Хохломская посуда
- Интерактивная доска
- Проектор
- Ноутбук
- Презентация «Хохломская роспись»
- Стол для детских работ со скатертью
- Стол с хохломской посудой («Хохломская ярмарка»)
- Ворота в мастерскую «народный умелец
- Деревянные заготовки для росписи (тарелки, ложки, доски, лопатки)
- Гуашь (красная, черная, желтая и зеленая)
- Баночка для воды
- Салфетка
- Кисточка (№2 и №4)
- Тычок (ватная палочка или поролоновый)
- Подставка для кисти
- Петушки в корзинке
Предварительная работа: чтение сказки «Аленький цветочек» и просмотр мультфильма, рассматривание иллюстраций хохломской росписи, показ презентации «Золотая хохлома», роспись бумажного образца элементами хохломской росписи, заучивание стихотворений о хохломе.
Словарная работа: завиток, кайма, белье (деревянная заготовка), травка.
Ход образовательного предложения:
- Организационный момент:
Дети проходят в кабинет «Развивай-ка» и приветствуют гостей.
- Доброе утро!
Вдруг неподалеку заиграла русская народная музыка.
В. – Ребята, я что-то слышу. Это музыка звучит. Откуда же она, давайте подойдем поближе.
На экране появляется блюдечко и наливное яблочко. Дети присаживаются на стульчики.
В. – Ребята, какое красивое блюдечко и наливное яблочко. А в какой сказке мы видели этот предмет?
Ответы детей: «Аленький цветочек»
В. – А для чего Настеньке из сказки «Аленький цветочек» этот диковинный предмет?
Ответы детей: Для того, чтобы на мир посмотреть и родную сторонушку.
В. – А вы хотите посмотреть, как другие люди живут. Ну тогда смотрите.
Ты катись, наливное яблочко, по золотому блюдечку,
Покажи, как живут другие люди,
Люди мастеровые да умелые.
(запись с проектора)
Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас, друзья.
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я.
Тайну вам, друзья, открою,
И скажу без лишних слов:
Вы сегодня оказались
В Чудо-Граде Мастеров.
В: – Приглашает нас яблочко наливное в Нижний Новгород, к берегам Реки Волги. Да мы здесь уже были. Вспомните, чем знакомы нам эти места?
Ребёнок:
Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал), что казалось, сделаны они из чистого золота.
Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду.
В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».
В: – Правильно. Вот и мы сейчас побываем на ярмарке.
А что такое «ярмарка»?
Ребёнок: – Шумный, большой базар, на котором продают свои изделия.
В: - Ребята, скажите, а на ярмарку без взрослых ходить можно? Как нужно себя вести у прилавков?
В: - Пойдёмте, погуляем по ярмарке, на людей посмотрим, да себя покажем!
- Основная часть:
(Дети выходят к выставке «Хохломская ярмарка»)
В: - Что я вижу? Что за диво?
Правда, дети, здесь красиво?
Аж захватывает дух!
Эй, честные господа,
К нам пожалуйте сюда.
Как у нас ли, тары-бары,
Хохломские есть товары!
Вот посмотрите!
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился цветок на плошке,
Ягодка клюква поспела на поварёжке.
В: - Настя, расскажи нам, а как бы ты привлекала покупателей?
Н: - Разные ложки и ковши.
Ты разгляди, но не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Удивительной красы.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем налитые.
Все листочки, как листочки
Здесь же всякий золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.
М: - Посуда наша для щей и каши,
Не бьется, не ломается.
Порчи никакой не подвергается.
А вот плошка, налей окрошку,
Возьми ложку, хлебай понемножку.
Кому посуда для каши, окрошки?
Чудо-блюдо да чашки, ложки?
- Откуда посуда?
- К вам приехала сама золотая Хохлома!
В: - Ребята, а хотите посмотреть, как мастера делают эту посуду?
Д: - Да.
В: - Тогда давайте обратимся к золотому блюдечку. Присаживайтесь к экрану.
-Ты катись, наливное яблочко, по золотому блюдечку,
Покажи, как народные умельцы превращали
Обычную деревянную посуду
В «Золотую хохлому».
(На экране фильм «Хохломская роспись»)
В: - Сделать настоящую Хохлому не просто.
В: - Сколько тепла излучают эти изделия. А как приятно есть из такой сказочной посуды. Всё потому, что трудились над ней настоящие мастера. Ребята, а как в народе говорят о таких мастерах?
(Пословицы и поговорки)
Дети: - «У них золотые руки»
«Наши руки не для скуки»
«К чему душа лежит, к тому и руки приложи»
«Дело мастера боится»
«Без терпенья нет уменья»
В: - Ребята, а ведь на ярмарках не только торговали, но и веселились, давайте и мы отдохнем.
(Танец под русскую народную мелодию)
В: – Ребята, а давайте сейчас попробуем стать такими мастерами?
Перед вами врата в мастерскую «народный умелец». Давайте пройдем туда.
Дети проходят в мастерскую.
В: - А теперь юные мастера, вы можете приступить к работе. Выберите изделие, которое вы будете расписывать, и пройдите к столам.
Детям предлагаю на выбор: тарелки, ложки, лопатки, досочки.
В: - А, чтобы наши руки и пальцы слушались нас, сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «ПОМОЩНИКИ»
Раз, два, три, четыре (сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы посуду перемыли (трем одной ладошкой о другую)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку (соединяем большой палец по очереди, начиная с указательного)
Мы посуду перемыли, (опять трем одной ладошкой о другую)
Только чашку мы разбили (соединяем большой палец по очереди, начиная с указательного)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (сжимаем и разжимаем кулачки)
В: – Сейчас вы почувствуете себя настоящими народными умельцами. Каждый из вас сам придумает хохломской узор для Хохломской посуды.
(Под народную мелодию дети приступают к рисованию)
Самостоятельная изобразительная деятельность детей.
(Оказываю детям необходимую помощь в индивидуальном порядке)
В: – Ребята, пока ваши работы немного подсохнут. Мы сделаем зарядку для глаз.
Зарядка для глаз «Терем»
Терем – терем – теремок! (Движение глазами вправо – влево)
Он не низок, не высок, (Движение глазами вверх – вниз)
Наверху петух сидит, (Моргают глазами)
Он Ку-ка-ре-ку кричит!
В: - Молодцы! Я вижу наши работы подсохли и можно их снести на ярмарку (выставляют изделия на стол)
- Заключительная часть:
В: -Какая яркая, праздничная, красочная посуда у вас получилась. Ну настоящие мастера! Обратите внимание на тонкие линии - веточки, на сочетание цветов, на завитки.
А что больше понравилось вам? И почему?
(2-3 анализа работ детей)
В: – Да, такую посуду не стыдно и подарить.
Гости дорогие, подходите, поглядите,
Товары выбирайте, а понравится – разбирайте,
Для красы и для души!
Поварёшки, чашки, ложки и диковины – ковши!
В: - Ребята, а для вас у меня тоже есть гостинцы с ярмарки.
(У воспитателя в корзинке леденцы на палочке)
- Ребята, а теперь скажем спасибо наливному яблочку. И вернёмся к себе домой.
-Ты катись наливное яблочко
По золотому блюдечку,
Верни нас в родимую сторонушку.
В: - Где мы сегодня побывали?
- Что вы делали?
- Какой росписью расписывали?
- А теперь давайте попрощаемся с гостями. До свиданья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по художественному конструированию. Тема «Я иду по зеленому лугу…» (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
Конспект образовательной деятельности по художественному конструированию из авторского конструктора Урадовских Г.В....
1. Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему: «Звездная ночь» (по областям «Художественно-эстетическое развитие» и «Познавательное развитие») Нетрадиционное рисование в технике «по сырому»
Обобщить первичные представления о космическом пространстве, космических телах...
Конспект проведения занятия на тему: «Хохломская роспись на тарелочке» по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста
Программное содержание:- продолжать учить детей рассматривать хохломские изделия, выделяя характерные элементы узора: травка, ягодки, цветы, листья, основу узора-завиток, который завивает все предметы...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы (3 – 4 лет) в области «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: учить рисовать предметы круглой и овальной формы Задачи по образовательным областям: Социально-коммуникативное развитие:• содействовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотн...
Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) на тему: «Хохломская роспись»
Цель: знакомство детей с орнаментом хохломской росписи.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с искусством Хохломы;- пополнить словарный запас;- учить рисовать узор в определенной последовательнос...
Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей в старшей группе по теме «Поёт зима, аукает…» (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к комплексу действий по восприятию картины художника И. Шишкина «Зима»...
Рабочая программа Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» 1 младшая группа (2 -3 года) образовательный компонент «Музыкальное развитие»Рабочая программа Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» 1 младшая г
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».Возрастная группа: 1 младшая (2–3 года).Образовательный компонент: «Музыкальное развитие». Рабочая программ...
- Мне нравится (6)