Конспект образовательного предложения для детей 5-6 лет по теме «Хохломская ярмарка» (образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»)
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Бицуева Оксана Владимировна

Цель: рисование композиции хохломских узоров в определённой последовательности на деревянных заготовках (лопатка, ложка, тарелочка, досочка).

 

Задачи:

  1. Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка, завиток) и видеть красоту.
  2. Отрабатывать умение детей рисовать узор в определённой последовательности (кайма, завитки, ягодки, травка)
  3. Закреплять рисовать элементы «травки», «завиток» - концом кисти, «ягодки» - тычком с помощью ватной палочки или поролонового тычка.
  4. Сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи (чёрный, красный, зелёный, золотой, жёлтый)
  5. Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.
  6. Воспитывать умение слушать сверстника и взрослого, работать в коллективе, оказывать взаимопомощь друг к другу.
  7. Формировать знания об особенностях росписи деревянной посуды.
  8. Развивать внимание и воображение, умение отвечать на вопросы полным ответом, участвовать в диалоге, умение пользоваться кистью, подбирать краски для узора, расширять словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Хохломская ярмарка26.44 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №6 «КРИСТАЛЛИК»

141613, Россия. Московская область, г. Клин, ул. Клинская, д.42 т.84962499307

Конспект

образовательного предложения

для детей 5-6 лет

по теме «Хохломская ярмарка» (образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»)

Воспитатель Бицуева О.В.

Цель: рисование композиции хохломских узоров в определённой последовательности на деревянных заготовках (лопатка, ложка, тарелочка, досочка).

Задачи:

  1. Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка, завиток) и видеть красоту.
  2. Отрабатывать умение детей рисовать узор в определённой последовательности (кайма, завитки, ягодки, травка)
  3. Закреплять рисовать элементы «травки», «завиток» - концом кисти, «ягодки» - тычком с помощью ватной палочки или поролонового тычка.
  4. Сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи (чёрный, красный, зелёный, золотой, жёлтый)
  5. Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.
  6. Воспитывать умение слушать сверстника и взрослого, работать в коллективе, оказывать взаимопомощь друг к другу.
  7. Формировать знания об особенностях росписи деревянной посуды.
  8. Развивать внимание и воображение, умение отвечать на вопросы полным ответом, участвовать в диалоге, умение пользоваться кистью, подбирать краски для узора, расширять словарный запас.

Материал и оборудование:

  • Хохломская посуда
  • Интерактивная доска
  • Проектор
  • Ноутбук
  • Презентация «Хохломская роспись»
  • Стол для детских работ со скатертью
  • Стол с хохломской посудой («Хохломская ярмарка»)
  • Ворота в мастерскую «народный умелец
  • Деревянные заготовки для росписи (тарелки, ложки, доски, лопатки)
  • Гуашь (красная, черная, желтая и зеленая)
  • Баночка для воды
  • Салфетка
  • Кисточка (№2 и №4)
  • Тычок (ватная палочка или поролоновый)
  • Подставка для кисти
  • Петушки в корзинке

Предварительная работа: чтение сказки «Аленький цветочек» и просмотр мультфильма, рассматривание иллюстраций хохломской росписи, показ презентации «Золотая хохлома», роспись бумажного образца элементами хохломской росписи, заучивание стихотворений о хохломе.

Словарная работа: завиток, кайма, белье (деревянная заготовка), травка.

Ход образовательного предложения:

  1. Организационный момент:

Дети проходят в кабинет «Развивай-ка» и приветствуют гостей.

- Доброе утро!

Вдруг неподалеку заиграла русская народная музыка.

В. – Ребята, я что-то слышу. Это музыка звучит. Откуда же она, давайте подойдем поближе.

На экране появляется блюдечко и наливное яблочко. Дети присаживаются на стульчики.

В. – Ребята, какое красивое блюдечко и наливное яблочко. А в какой сказке мы видели этот предмет?

Ответы детей: «Аленький цветочек»

В. – А для чего Настеньке из сказки «Аленький цветочек» этот диковинный предмет?

Ответы детей: Для того, чтобы на мир посмотреть и родную сторонушку.

В. – А вы хотите посмотреть, как другие люди живут. Ну тогда смотрите.

      Ты катись, наливное яблочко, по золотому блюдечку,

       Покажи, как живут другие люди,

      Люди мастеровые да умелые.

        (запись с проектора)

     Сегодня день у нас особый,

     Я приглашаю вас, друзья.

     А вы со мной идти готовы?

     В чудесный мир зову вас я.

     Тайну вам, друзья, открою,

     И скажу без лишних слов:

     Вы сегодня оказались

     В Чудо-Граде Мастеров.

В: – Приглашает нас яблочко наливное в Нижний Новгород, к берегам Реки Волги.  Да мы здесь уже были.   Вспомните, чем знакомы нам эти места?

Ребёнок:

       Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал), что казалось, сделаны они из чистого золота.

Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду.

 В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

 

 В: – Правильно. Вот и мы сейчас побываем на ярмарке.

        А что   такое «ярмарка»?

Ребёнок: – Шумный, большой базар, на котором продают свои изделия.

В: -  Ребята, скажите, а на ярмарку без взрослых ходить можно? Как нужно себя вести у прилавков?

В: - Пойдёмте, погуляем по ярмарке, на людей посмотрим, да себя покажем!

  1. Основная часть:

(Дети выходят к выставке «Хохломская ярмарка»)

В: - Что я вижу? Что за диво?

       Правда, дети, здесь красиво?

       Аж захватывает дух!

       Эй, честные господа,

       К нам пожалуйте сюда.

       Как у нас ли, тары-бары,

       Хохломские есть товары!

       Вот посмотрите!

       Выросла золотая травка на ложке,

       Распустился цветок на плошке,

       Ягодка клюква поспела на поварёжке.

В: - Настя, расскажи нам, а как бы ты привлекала покупателей?

Н: - Разные ложки и ковши.

    Ты разгляди, но не спеши.

    Там травка вьётся и цветы

    Удивительной красы.

    Блестят они, как золотые,

    Как будто солнцем налитые.

    Все листочки, как листочки

    Здесь же всякий золотой.

    Красоту такую люди 

    Называют Хохломой.

М: - Посуда наша для щей и каши,

     Не бьется, не ломается.

     Порчи никакой не подвергается.

     А вот плошка, налей окрошку,

     Возьми ложку, хлебай понемножку.

     Кому посуда для каши, окрошки?

     Чудо-блюдо да чашки, ложки?

     - Откуда посуда?

     - К вам приехала сама золотая Хохлома!

В: - Ребята, а хотите посмотреть, как мастера делают эту посуду?

Д: - Да.

В: - Тогда давайте обратимся к золотому блюдечку. Присаживайтесь к экрану.

       -Ты катись, наливное яблочко, по золотому блюдечку,

       Покажи, как народные умельцы превращали

       Обычную деревянную посуду

       В «Золотую хохлому».

(На экране фильм «Хохломская роспись»)

В: - Сделать настоящую Хохлому не просто.

В: - Сколько тепла излучают эти изделия. А как приятно есть из такой сказочной посуды. Всё потому, что трудились над ней настоящие мастера. Ребята, а как в народе говорят о таких мастерах?

(Пословицы и поговорки)

Дети: - «У них золотые руки»

            «Наши руки не для скуки»

           «К чему душа лежит, к тому и руки приложи»

           «Дело мастера боится»

           «Без терпенья нет уменья» 

В: - Ребята, а ведь на ярмарках не только торговали, но и веселились, давайте и мы отдохнем.

(Танец под русскую народную мелодию)

В: – Ребята, а давайте сейчас попробуем стать такими мастерами?

Перед вами врата в мастерскую «народный умелец». Давайте пройдем туда.

Дети проходят в мастерскую.

В: - А теперь юные мастера, вы можете приступить к работе. Выберите изделие, которое вы будете расписывать, и пройдите к столам.

Детям предлагаю на выбор: тарелки, ложки, лопатки, досочки.

В: - А, чтобы наши руки и пальцы слушались нас, сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «ПОМОЩНИКИ»

Раз, два, три, четыре                                       (сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы посуду перемыли                                    (трем одной ладошкой о другую)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку    (соединяем большой палец по очереди, начиная с указательного)

Мы посуду перемыли,                          (опять трем одной ладошкой о другую)

Только чашку мы разбили        (соединяем большой палец по очереди, начиная с указательного)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.                                    (сжимаем и разжимаем кулачки)

В: – Сейчас вы почувствуете себя настоящими народными умельцами. Каждый из вас сам придумает хохломской узор для Хохломской посуды.

(Под народную мелодию дети приступают к рисованию)

Самостоятельная изобразительная деятельность детей.

(Оказываю детям необходимую помощь в индивидуальном порядке)

В: – Ребята, пока ваши работы немного подсохнут. Мы сделаем зарядку для глаз.

Зарядка для глаз «Терем»

Терем – терем – теремок!                            (Движение глазами вправо – влево) 
Он не низок, не высок,                                    (Движение глазами вверх – вниз)
Наверху петух сидит,                                                              (Моргают глазами)
Он Ку-ка-ре-ку кричит!

В: - Молодцы! Я вижу наши работы подсохли и можно их снести на ярмарку (выставляют изделия на стол)

  1. Заключительная часть:

В: -Какая яркая, праздничная, красочная посуда у вас получилась. Ну настоящие мастера! Обратите внимание на тонкие линии - веточки, на сочетание цветов, на завитки.

А что больше понравилось вам? И почему?

(2-3 анализа работ детей)

В: – Да, такую посуду не стыдно и подарить.

 Гости дорогие, подходите, поглядите,

 Товары выбирайте, а понравится – разбирайте,

 Для красы и для души!

 Поварёшки, чашки, ложки и диковины – ковши!

В: - Ребята, а для вас у меня тоже есть гостинцы с ярмарки.

(У воспитателя в корзинке леденцы на палочке)

      - Ребята, а теперь скажем спасибо наливному яблочку. И вернёмся к себе домой.

  -Ты катись наливное яблочко

    По золотому блюдечку,

    Верни нас в родимую сторонушку.

В: - Где мы сегодня побывали?

     - Что вы делали?

     - Какой росписью расписывали?

     - А теперь давайте попрощаемся с гостями. До свиданья.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения занятия на тему: «Хохломская роспись на тарелочке» по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста

Программное содержание:- продолжать учить детей рассматривать хохломские изделия, выделяя характерные элементы узора: травка, ягодки, цветы, листья, основу узора-завиток, который завивает все предметы...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы (3 – 4 лет) в области «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: учить рисовать предметы круглой и овальной формы Задачи по образовательным областям: Социально-коммуникативное развитие:• содействовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотн...

Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) на тему: «Хохломская роспись»

Цель: знакомство детей с орнаментом хохломской росписи.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с искусством Хохломы;- пополнить словарный запас;- учить рисовать узор в определенной последовательнос...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей в старшей группе по теме «Поёт зима, аукает…» (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к комплексу действий по восприятию картины художника И. Шишкина «Зима»...

Рабочая программа Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» 1 младшая группа (2 -3 года) образовательный компонент «Музыкальное развитие»Рабочая программа Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» 1 младшая г

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».Возрастная группа: 1 младшая (2–3 года).Образовательный компонент: «Музыкальное развитие». Рабочая программ...