Теор. и методич. основы организации продукт.видов деятельности
методическая разработка по рисованию
Предварительный просмотр:
Джумеля Мария |
Теор. и методич. основы организации продукт.видов деятельности |
Цикл дидактических игр
Дидактическая игра: «Пейзаж- это интересно»
Цель: Познакомить с пейзажем как с одним из видов изобразительного искусства.
-Развивать умение составлять композицию, располагая детали или изображая на всем листе.
-Закрепить знания о временах года и изменениях, которые происходят в природе.
-Развивать умение отражать содержание рисунка (либо на фоне), перспективу и заслоением изображения.
-Закрепить представления о средствах выразительности, способствующих передаче настроения и сезонных изменений- упражнения в определении оттенков цветов.
-Развивать фантазию, эстетический вкус.
Материал: Четыре конверта с деталями пейзажа по каждому сезону. Цветовой фон: различные оттенки желтого, зеленого, синего, розовый, белый. Цветные полоски бумаги.
Ход игры:
- Дети составляют пейзаж определенного времени года. Воспитатель предлагает изменить картину так, что бы получился другой сезон.
- Детям предлагают выбрать любимую репродукцию и попытаться составить пейзаж в манере донного художника.
- Воспитатель составляет пейзаж, допуская ошибку. Необходимо рассмотреть, найти ошибку, объяснить и устранить ее.
- «Сделай так что бы «дерево» росло дальше(ближе) чем «дом», или «дом» был далеко за горой и т.д».
- Подбери цвета полосок, которые есть в пейзаже.
- Придумай пейзаж и составь композицию выбрав нужный фон.
- На НОД по изобразительной деятельности собери пейзаж и нарисуй:
- Любой, морской, городской, сельский.
- Осенний, зимний, весенний, летний.
- Ночной, вечерний, утренний, вечерний.
- По настроению: спокойный, радостный, тревожный, волнующий, беспокойный.
8. Собери пейзаж и составь рассказ.
Дидактическая игра: «Собери пейзаж» (мозайка)
Цель: Уточнить представление о пейзажной живописи.
- Формировать умение чувствовать колорит, настроение, композицию.
- Развивать мышление, внимательность, воображение.
Материал: Мозайки репродукции с картин русских художников пейзажистов.
Дидактическая игра: «Когда это бывает»
Цель: Развивать умение рассматривать картину (репродукцию), правильно понимать ее настроение и содержание.
- Формировать понимание о частях суток
- Развивать способность чувствовать и понимать прекрасное.
Материал: Репродукции картин «Золотая осень» И.И.Левитан; «Березовая роща» А.И.Куинджи; «Сумерки. Стога» И.И.Левитан; «Закат» А.А.Рылов; «Мокрый луг» Д.Н.Васильев и др.
Дидактическая игра: «Времена года»
Цель: Формировать умение рассматривать картину (репродукцию), видеть в каждом произведении свое, неповторимое настроение.
-Закрепить представление о временах года, особенностях неповторимой красоте каждого времени года.
Развивать речевую активность, воображение, фантазию.
Материал: Репродукции картин Остроухов И.С. «Золотая осень»; Шишкин И.М. «Зима»; Саврасов А.К. «Грачи прилетели»; Левитан И.И. «Березовая роща», «Весна», «Большая вода»Р; Волков В.В. «Октябрь»; Рылов А.А. «Зеленый шум» и др.
Упражнение «Зеркало».
Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»
После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.
Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.
Игра «Я радуюсь, когда…»
Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»
Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.
Упражнение «Музыка и эмоции».
Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.
Д/ игра: «Давайте знакомится – желтый».
Цель. Познакомить детей с цветом. Учить находить цвет по образцу и названию.
Оборудование. Лист бумаги белый, размер А 4, предметы желтого цвета
(плоскостные и объемные), гномик в желтой одежде ("Желтый"), карандаши
желтого цвета.
Ход игры. В гости приходит гном. Педагог знакомит детей с гномом, рассказывает, что его зовут "Желтый". Живет он в желтой стране. Гном приносит детям предметы только желтого цвета. Дети выкладывают предметы на белых листах, рассматривают их и обводят карандашом желтого цвета. Педагог проводит с детьми игру "Найди такой же", где дети выбирают предметы желтого цвета по образцу.
Упражнение "Раз, два, три, желтый принеси" - дети в окружающем
пространстве находят предметы желтого цвета по словесному указанию.
Аналогично проходит ознакомление со всеми основными цветами.
Д/ игра: «Цветовое лото»
Цель. Закреплять умение детей узнавать и называть цвета.
Оборудование. 4 карты, 32 карточки с предметами основных цветов.
Ход игры. Детям предлагаются карточки, разделенные на девять квадратов. В
середине квадрата изображено цветовое пятно. Водящий показывает карточку и называет (например, - красный флажок). Ребенок, на карте которого находится красное цветовое пятно, забирает эту карточку. Выигрывает тот, у кого все пустые квадраты будут заполнены.
Д/ игра: «Угости гномов фруктами и овощами».
Цель. Закреплять знания цветового спектра у детей.
Оборудование. Гномы желтый, красный, зеленый, синий, фиолетовый,
оранжевый.
Набор фруктов: слива, апельсин, лимон, банан, яблоко красное и зеленое,
груша, виноград: 4
Набор овощей: баклажан, перец красный, желтый, зеленый; морковь,
помидор, огурец.
Ход игры. Гномики пришли в гости. Детям предлагают угостить гномов фруктами (овощами). Как вы думаете, какие фрукты и овощи любят гномы? Например, желтый гномик любит банан, красный - красное яблоко. Как вы думаете, почему?
Дети угощают гномов.
Д/ игра: «Кто в каком вагоне едет?»
Цель. Закреплять знания детей о происхождении цветовых оттенков у цвета.
Развивать логическое мышление, внимание.
Оборудование. Паровозик, раскрашенный цветами радуги, вагоны - оранжевый, голубой, фиолетовый, желтый, зеленый, красный, синий.
Гномики - 4 желтых, 4 красных, 5 синих и 1 белый.
Ход игры. Детям предлагают паровозик, который повезет гномиков в путешествие. Задача детей - рассадить гномов по вагонам, учитывая цветовую гамму. В каждом вагоне должно быть по два гнома. Гномики отправляются путешествовать в вагонах, которые подобрали для них дети.
НАТЮРМОРТ Задачи для педагога:
- Формировать представления детей о жанре живописи – натюрморт (ОО «Художественно – эстетическое развитие»).
- Развивать творческое воображение, ориентировку на листе бумаги, речь.
- Воспитывать любовь к прекрасному, эстетические чувства в процессе ознакомления с натюрмортом.
Задачи для ребёнка:
- Составь натюрморт и выиграешь.
Правила:
Организационные:
Количество игроков от 1 до 6, место игры – произвольное, педагог ведет игру, после освоения дети играют самостоятельно.
Дисциплинарные:
Играть могут все, если товарищ не справляется – оказать ему помощь.
Игровые:
Выиграет тот, кто составит натюрморт.
Игровые действия:
Сегодня мы с вами в гостях у Феи Живописи. Фея Живописи приготовила вам загадку.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или вазу в хрустале,
Может быть стакан кефира,
Литр кваса или торт-
Значит эта вся картина
Будет зваться - (натюрморт).
А. Кушнер.
Сегодня мы с вами будем учиться «сочинять» натюрморты – составлять предметы в общую композицию. Это особое искусство – составлять натюрморты. Для своего натюрморта нужно подобрать фон. Фоном нам будут служить листочки разного цвета. После того, как натюрморт будет составлен, придумайте ему название. Дети берут листочки разного цвета и составляют натюрморты по образцу.
I вариант: Дети могут самостоятельно использовать разные детали и составить другой натюрморт, без образца.
II вариант: В гости к детям приходит Степашка. Просит их о помощи, он запутался, где пейзаж и где натюрморт. Степашка: «Ребята, помогите, мне разобраться». Педагог спрашивает детей: «А мы сможем с вами помочь Степашке?», дети отвечают: «Конечно». Педагог предлагает взять образец натюрморта и чистое поле, на котором дети будут выкладывать детали натюрморта. Дети выкладывают натюрморт и сравнивают его с образцом и объясняют Степашке, что нужно выложить, чтобы получился натюрморт. Степашка говорит: «Спасибо, ребята, теперь я понял, что такое натюрморт». Дальше дети могут играть самостоятельно.
Атрибуты:
6 образцов – натюрморты, карточки разного цвета для составления натюрморта, детали для составления натюрморта.
Результат:
Для детей: Составили натюрморт и выиграли, расширились представления о жанре живописи - натюрморте.
Для педагога: Дети выполняют правила игры, умеют составлять натюрморт, ориентироваться на листе бумаги.
Дидактическая игра: « Составь матрешку»
Дидактическая задача:
- Закрепить знания детей о русской матрешке
- Учить сравнивать предметы один с другим
- Различать цветовые элементы росписи
Руководство:
Найти соответственную половинку матрешки
Ход игры:
На стол выставляются нижние половинки матрешек, а дети, держа верхние половинки, сравнивают по цвету, размеру, нужные соединяют. Кто быстрее восставил, тот и выиграл.
Дидактическая игра: «Угадай игрушку»
Дидактическая задача:
1.Закрепить знания детей о трех видах игрушки
2.Учить группировать, обобщать, анализировать
3.Развивать мышление, эстетическое восприятие
4.Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам
Руководство:
1.Предложить детям выбрать картинки с изображением (дымковской, каргопольской, филимоновской) игрушек.
2.Предложить разложить картинки на три группы по видам.
Дидактическая игра: Лото «Подбери узор к игрушке»
Цель:
1.Учить детей правильно находить элементы дымковской росписи и подбирать их для нарядов.
2.Исключить лишнее не характерное для данной игрушки.
Руководство:
Разложить фишки так, чтобы они соответствовали наряду определенной игрушки.
Дидактическая игра: «Как мы знаем народные промыслы»
Цель:
Игра носит контрольный характер.
Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.
Руководство:
Ребенок закрывает глаза и пальчиком непроизвольно указывает на картинку, открыв глаза, называет вид игрушки, из каково материала сделана, описывает, называет цвет, форму.
Дидактическая игра: «Составь картинку»
( В игре участвует подгруппа из двух-четырех детей)
Дидактическая задача:
1.Уметь составлять целое изображение из частей.
2.Уточнить представление о народных игрушках, их особенностях.
Материал:
Конверты с разрезными картинками.
Руководство:
Взрослый раздает подгруппе детей конверты с разрезными картинками и дает задание собрать целое изображение. Проигрывают ребята, не сумевшие выполнить задание. При выигрыше ребенку предлагается (по его желанию) другой конверт с новыми разрезными картинками.
Дидактическая игра: «Узнай по силуэту»
« Подбери элемент к игрушке»
Дидактическая задача:
1. Закрепить знания детей о народной игрушке, о трех ее видах (дымковской, филимоновской, каргопольской).
2. Учить узнавать игрушки по силуэту.
3. Развивать внимание, воспитывать любовь к народным игрушкам.
Руководство:
Узнать игрушку по силуэту, и подобрать фишки с соответствующим элементами.
Дидактическая игра: «Найди вторую половину»
Цель:
Упражнять в умении замечать и называть различное в цвете, узоре, форме.
Развивать цветовое восприятие формы, узора, цвета.
Руководство:
1.Учить правильно, составлять узор
2.Подбирать половинки узора так, чтобы изображение носило цельный характер.
Дидактическая игра: «Собери сервиз из Гжели»
Цель:
1.Закрепить знания детей о гжельской росписи.
2.Уметь составлять целое изображение из частей.
3.Развивать внимание, наблюдательность, речь. Воспитывать любовь к народным промыслам.
Руководство:
Собрать из частей мозаики целое изображение – Гжельский сервиз. Выразить свое отношение к полученной картинке.
Дидактическая игра: «Волшебные стрелочки»
Цель:
Игра носит контрольный характер.
Закрепить знания детей о видах декоративно-прикладного искусства. Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.
Руководство:
Водящий ставит стрелки часов на картинку с определенным видом народного искусства, а остальные играющие дети должны назвать промысел, из какого материала изготавливают, описать, назвать основные цвета, элементы узора и образы, характерные для данного вида.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
спецкурс Основы организации театрализованной деятельности дошкольников в детском саду как средства их всестороннего развития.
Основы организации театрализованной деятельности дошкольников в детском саду как средства их всестороннего развития. В современном обществе резко повысился социальный престиж интелле...
Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста".
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Контрольная работа №1 По: МДК 02.03 Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятель...
«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста». «Организация режиссерских игр».
Данная работа посвящена режиссерским играм дошкольников. Вопросы рассматриваемые в данной работе:1. Понятие – режиссерские игры2. Стадии развития ...
Презентация «Основы организации и проведения непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию дошкольников в ДОУ: изобразительная деятельность»
Художественно-эстетическое развитие детей включает:опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности и опыт художественно-творческой деятельности.Ребе...
теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности
теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста...
Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста.
Продуктивные виды деятельности детей играют одну из основных ролей процессе формирования всестороннего развития дошкольника...
Консультация для родителей «Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»
Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мот...