Теор. и методич. основы организации продукт.видов деятельности
методическая разработка по рисованию

Джумеля Мария Викторовна

Цикл дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teor.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

 Джумеля Мария

Теор. и методич. основы организации продукт.видов деятельности


Цикл дидактических игр

Дидактическая игра: «Пейзаж- это интересно»

Цель: Познакомить с пейзажем как с одним из видов изобразительного искусства.

-Развивать умение составлять композицию, располагая детали или изображая на всем листе.

-Закрепить знания о временах года и изменениях, которые происходят в природе.

-Развивать умение отражать содержание рисунка (либо на фоне), перспективу и заслоением изображения.

-Закрепить представления о средствах выразительности, способствующих передаче настроения и сезонных изменений- упражнения в определении оттенков цветов.

-Развивать фантазию, эстетический вкус.

Материал: Четыре конверта с деталями пейзажа по каждому сезону. Цветовой фон: различные оттенки желтого, зеленого, синего, розовый, белый. Цветные полоски бумаги.

Ход игры:

  1. Дети составляют пейзаж определенного времени года. Воспитатель предлагает изменить картину так, что бы получился другой сезон.
  2. Детям предлагают выбрать любимую репродукцию и попытаться составить пейзаж в  манере донного художника.
  3. Воспитатель составляет пейзаж, допуская ошибку. Необходимо рассмотреть, найти ошибку, объяснить и устранить ее.
  4. «Сделай так что бы «дерево» росло дальше(ближе) чем «дом», или «дом» был далеко за горой и т.д».
  5. Подбери цвета полосок, которые есть в пейзаже.
  6. Придумай пейзаж и составь композицию выбрав нужный фон.
  7. На НОД по изобразительной деятельности собери пейзаж и нарисуй:

- Любой, морской, городской, сельский.

- Осенний, зимний, весенний, летний.

- Ночной, вечерний, утренний, вечерний.

- По настроению: спокойный, радостный, тревожный, волнующий, беспокойный.

         8.   Собери пейзаж и составь рассказ.

Дидактическая игра: «Собери пейзаж» (мозайка)

 Цель: Уточнить представление о пейзажной живописи.

- Формировать умение чувствовать колорит, настроение, композицию.

- Развивать мышление, внимательность, воображение.

Материал:  Мозайки репродукции с картин русских художников пейзажистов.

Дидактическая игра: «Когда это бывает»

Цель: Развивать умение рассматривать картину (репродукцию), правильно понимать ее настроение и содержание.

- Формировать понимание о частях суток

- Развивать способность чувствовать и понимать прекрасное.

Материал: Репродукции картин «Золотая осень» И.И.Левитан; «Березовая роща» А.И.Куинджи; «Сумерки. Стога» И.И.Левитан; «Закат» А.А.Рылов; «Мокрый луг» Д.Н.Васильев и др.

Дидактическая игра: «Времена года»

Цель: Формировать умение рассматривать картину (репродукцию), видеть в каждом произведении свое, неповторимое настроение.

-Закрепить представление о временах года, особенностях неповторимой красоте каждого времени года.

 Развивать речевую активность, воображение, фантазию.

Материал: Репродукции картин Остроухов И.С. «Золотая осень»; Шишкин И.М. «Зима»; Саврасов А.К. «Грачи прилетели»; Левитан И.И. «Березовая роща», «Весна», «Большая вода»Р; Волков В.В. «Октябрь»; Рылов А.А. «Зеленый шум» и др.

Упражнение «Зеркало».
Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

 После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки. 

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

Игра «Я радуюсь, когда…» 
Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

Упражнение «Музыка и эмоции».

 Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

Д/ игра: «Давайте знакомится – желтый».

Цель. Познакомить детей с цветом. Учить находить цвет по образцу и названию.

Оборудование. Лист бумаги белый, размер А 4, предметы желтого цвета

(плоскостные и объемные), гномик в желтой одежде ("Желтый"), карандаши

желтого цвета.

Ход игры. В гости приходит гном. Педагог знакомит детей с гномом, рассказывает, что его зовут "Желтый". Живет он в желтой стране. Гном  приносит детям предметы только желтого цвета. Дети выкладывают  предметы на белых листах, рассматривают их и обводят карандашом желтого  цвета. Педагог проводит с детьми игру "Найди такой же", где дети выбирают предметы желтого цвета по образцу.

Упражнение "Раз, два, три, желтый принеси" - дети в окружающем

пространстве находят предметы желтого цвета по словесному указанию.

Аналогично проходит ознакомление со всеми основными цветами.

 

Д/ игра: «Цветовое лото»

Цель. Закреплять умение детей узнавать и называть цвета.

Оборудование. 4 карты, 32 карточки с предметами основных цветов.

Ход игры. Детям предлагаются карточки, разделенные на девять квадратов. В

середине квадрата изображено цветовое пятно. Водящий показывает  карточку и называет (например, - красный флажок). Ребенок, на карте которого находится красное цветовое пятно, забирает эту карточку.  Выигрывает тот, у кого все пустые квадраты будут заполнены.

 

Д/ игра: «Угости гномов фруктами и овощами».

Цель. Закреплять знания цветового спектра у детей.

Оборудование. Гномы желтый, красный, зеленый, синий, фиолетовый,

оранжевый.

 Набор фруктов: слива, апельсин, лимон, банан, яблоко красное и зеленое,

груша, виноград: 4

 Набор овощей: баклажан, перец красный, желтый, зеленый; морковь,

помидор, огурец.

Ход игры. Гномики пришли в гости. Детям предлагают угостить гномов  фруктами (овощами). Как вы думаете, какие фрукты и овощи любят гномы?  Например, желтый гномик любит банан, красный - красное яблоко.  Как вы думаете, почему?

 Дети угощают гномов.  

Д/ игра: «Кто в каком вагоне едет?»

Цель. Закреплять знания детей о происхождении цветовых оттенков у цвета.

Развивать логическое мышление, внимание.

Оборудование. Паровозик, раскрашенный цветами радуги, вагоны - оранжевый, голубой, фиолетовый, желтый, зеленый, красный, синий.

 Гномики - 4 желтых, 4 красных, 5 синих и 1 белый.

Ход игры. Детям предлагают паровозик, который повезет гномиков в путешествие. Задача детей - рассадить гномов по вагонам, учитывая цветовую гамму. В каждом вагоне должно быть по два гнома.  Гномики отправляются путешествовать в вагонах, которые подобрали для них дети.

 НАТЮРМОРТ Задачи для педагога:

  • Формировать представления  детей о жанре живописи – натюрморт (ОО «Художественно – эстетическое развитие»).
  • Развивать творческое воображение, ориентировку на листе бумаги, речь.
  • Воспитывать любовь к прекрасному, эстетические чувства в процессе ознакомления с натюрмортом.

Задачи для ребёнка:

  • Составь натюрморт и выиграешь.

Правила:

Организационные: 

Количество игроков от 1 до 6, место игры – произвольное, педагог ведет игру, после освоения дети играют самостоятельно.

Дисциплинарные:

Играть могут все, если товарищ не справляется – оказать ему помощь.

Игровые: 

Выиграет тот, кто составит натюрморт.

Игровые действия:

Сегодня мы с вами в гостях у Феи Живописи. Фея Живописи приготовила вам загадку.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или вазу в хрустале,

Может быть стакан кефира,

Литр кваса или торт-

Значит эта вся картина

Будет зваться  - (натюрморт).

А. Кушнер.

Сегодня мы с вами будем учиться «сочинять» натюрморты – составлять предметы в общую композицию. Это особое искусство – составлять натюрморты. Для своего натюрморта  нужно подобрать фон. Фоном нам будут служить листочки разного цвета.  После  того, как натюрморт будет составлен, придумайте ему название. Дети берут листочки разного цвета и составляют натюрморты по образцу.

I вариант: Дети могут самостоятельно использовать разные детали и составить другой натюрморт, без образца.

 II вариант: В гости к детям приходит Степашка. Просит их о помощи, он запутался, где пейзаж и где натюрморт. Степашка: «Ребята, помогите, мне разобраться». Педагог спрашивает детей: «А мы сможем с вами помочь Степашке?», дети отвечают: «Конечно». Педагог предлагает взять образец натюрморта и чистое поле, на котором дети будут выкладывать детали натюрморта. Дети выкладывают натюрморт и сравнивают его с образцом и объясняют Степашке, что нужно выложить, чтобы получился натюрморт. Степашка говорит: «Спасибо, ребята, теперь я понял, что такое натюрморт». Дальше дети могут играть самостоятельно.

Атрибуты:

 6 образцов – натюрморты, карточки разного цвета   для составления натюрморта, детали  для составления натюрморта.

Результат:

Для детей: Составили натюрморт и выиграли, расширились представления о жанре  живописи - натюрморте.

Для педагога:  Дети выполняют правила игры, умеют составлять натюрморт, ориентироваться на листе бумаги.

Дидактическая игра: « Составь матрешку»

        Дидактическая задача:

  1. Закрепить знания детей о русской матрешке
  2. Учить сравнивать предметы один с другим
  3. Различать цветовые элементы росписи

Руководство:

Найти соответственную половинку матрешки

Ход игры:

На стол выставляются нижние половинки матрешек, а дети, держа верхние половинки, сравнивают по цвету, размеру, нужные соединяют. Кто быстрее восставил, тот и выиграл.

Дидактическая игра: «Угадай игрушку»

Дидактическая задача:

1.Закрепить знания детей о трех видах игрушки

2.Учить группировать, обобщать, анализировать

3.Развивать мышление, эстетическое восприятие

4.Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам

Руководство:

1.Предложить детям выбрать картинки с изображением (дымковской, каргопольской, филимоновской) игрушек.

2.Предложить разложить картинки на три группы по видам.

Дидактическая игра: Лото «Подбери узор к игрушке»

Цель:

1.Учить детей правильно находить элементы дымковской росписи и подбирать их для нарядов.

2.Исключить лишнее не характерное для данной игрушки.

Руководство:

Разложить фишки так, чтобы они соответствовали наряду определенной игрушки.

Дидактическая игра: «Как мы знаем народные промыслы»

Цель:

Игра носит контрольный характер.

Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.

Руководство:

Ребенок закрывает глаза и пальчиком непроизвольно указывает на картинку, открыв глаза, называет вид игрушки, из каково материала сделана, описывает, называет цвет, форму.

        

Дидактическая игра: «Составь картинку»

( В игре участвует подгруппа из двух-четырех детей)

Дидактическая задача:

1.Уметь составлять целое изображение из частей.

2.Уточнить представление о народных игрушках, их особенностях.

Материал:

Конверты с разрезными картинками.

Руководство:

Взрослый раздает подгруппе детей конверты с разрезными картинками и дает задание собрать целое изображение. Проигрывают ребята, не сумевшие выполнить задание. При выигрыше ребенку предлагается (по его желанию) другой конверт с новыми разрезными картинками.

Дидактическая игра: «Узнай по силуэту»

« Подбери элемент к игрушке»

Дидактическая задача:

1. Закрепить знания детей о народной игрушке, о трех ее видах (дымковской, филимоновской, каргопольской).

2. Учить узнавать игрушки по силуэту.

3. Развивать внимание, воспитывать любовь к народным игрушкам.

Руководство:

Узнать игрушку по силуэту, и подобрать фишки с соответствующим элементами.

                                   

Дидактическая игра: «Найди вторую половину»

Цель:

Упражнять в умении замечать и называть различное в цвете, узоре, форме.

Развивать цветовое восприятие формы, узора, цвета.

Руководство:

1.Учить правильно, составлять узор

2.Подбирать половинки узора так, чтобы изображение носило цельный характер.    

Дидактическая игра: «Собери сервиз из Гжели»

Цель:

1.Закрепить знания детей о гжельской росписи.

2.Уметь составлять целое изображение из частей.

3.Развивать внимание, наблюдательность, речь. Воспитывать любовь к народным промыслам.

Руководство:

Собрать из частей мозаики целое изображение – Гжельский сервиз. Выразить свое отношение к полученной картинке.

Дидактическая игра: «Волшебные стрелочки»

Цель:

Игра носит контрольный характер.

Закрепить знания детей о видах декоративно-прикладного искусства. Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.

Руководство:

Водящий ставит стрелки часов на картинку с определенным видом народного искусства, а остальные играющие дети должны назвать промысел, из какого материала изготавливают, описать, назвать основные цвета, элементы узора и образы, характерные для данного вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спецкурс Основы организации театрализованной деятельности дошкольников в детском саду как средства их всестороннего развития.

Основы организации  театрализованной деятельности дошкольников  в детском саду как средства их всестороннего развития. В современном обществе резко повысился социальный прес­тиж интелле...

Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста".

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Контрольная работа №1 По: МДК 02.03 Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятель...

«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста». «Организация режиссерских игр».

Данная работа посвящена режиссерским играм дошкольников. Вопросы рассматриваемые в данной работе:1.     Понятие – режиссерские игры2.     Стадии развития ...

Презентация «Основы организации и проведения непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию дошкольников в ДОУ: изобразительная деятельность»

Художественно-эстетическое развитие детей включает:опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности и опыт художественно-творческой деятельности.Ребе...

теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности

теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста...

Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста.

Продуктивные виды деятельности детей играют одну из основных ролей процессе формирования всестороннего развития дошкольника...

Консультация для родителей «Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»

Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мот...