Формирование элементарных математических представлений (В.П. Новикова)
учебно-методический материал по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Пояснительная записка.
Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Математика предлагает уникальные возможности для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества – внимание, память, аккуратность и творческие способности.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется через образовательную область «Познание» в детском саду. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка подготовки его к школе.
Через познавательную деятельность реализуются практически все программные требования образовательных, воспитательных и развивающих задач; соблюдается комплексность, математические представления формируются и развиваются в определенной системе. Деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей, строятся с учетом дидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, интеграции, наглядности, индивидуального подхода к детям.
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами.
Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, счётные палочки, наглядные модели и др. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.
Программа по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста разработана на основе парциальной программы Л. Г. Петерсон «Игралочка», учебно-методических пособий: «Математика в детском саду» В. П. Новиковой и направлена на развитие мышления и творческих способностей детей.
Используя технологию Новиковой В.П. «Математика в детском саду», в процессе обучения детей, уникальность её содержания, помогает мне, как воспитателю полнее и глубже раскрыть содержание изучаемого математического факта или понятия и, на основе поддержания интереса к изучаемому вопросу со стороны воспитанников, позволит детям лучше ориентироваться в математических категориях, наблюдать их проявления в жизни.
Обоснование выбора программы:
Программа не противоречит основным требованиям, целям и задачам Программы «От рождения до школы».
Формирование элементарных математических представлений сочетает в себе практическую и игровую деятельность, разрешает проблемно –
игровые и поисковые ситуации (которые ставит перед детьми педагог).
Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору или приемам и средствам проверки правильности его решения.
Актуальность темы.
Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В связи с этим особую значимость имеет подготовка будущего педагога к организации работы по математическому развитию детей дошкольного возраста. В процессе развития математических способностей, воспитатель осуществляет работу по формированию математических представлений осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни, т.к. обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности. Актуальность данной темы состоит в том, чтобы в процессе формирования у дошкольников элементарных математических представлений следует стимулировать интерес старших дошкольников к математическим категориям (таким как количество, форма, время, пространство) посредством включения в содержание занятий занимательного исторического материала.
Цель технологии:
Формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.
Задачи технологии:
Формирование представлений о числе и количестве:
Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
Упражнять в операциях объединения множеств, удаления из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
Познакомить с цифрами от 0 до 9.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц.
Учить раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+), минус (-), равно (=).
Развитие представлений о величине:
Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры), объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр).
Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Развитие представлений о форме:
Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой.
Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Развитие пространственной ориентировки:
Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Развитие ориентировки во времени:
Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). - Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
Поэтому я как воспитатель, осуществляющий деятельность по развитию математических способностей детей, использую следующее:
отбираю и четко формулирую образовательные, развивающие, воспитательные и речевые задачи в соответствии с возрастом и уровнем математического развития детей;
определяю дозировку и сочетание для реализации поставленных задач;
подбираю игры и упражнения для реализации поставленных задач;
выбираю форму организации занятия (игра, упражнение, комбинированное занятие, комплексное, учебно-контрольное и др.), организацию детей (сидя или стоя за столами, сидя полукругом на стульях, на ковре или свободно перемещаясь вслед за воспитателем по группе и др.), определить свое свободное место и все возможные перемещения в процессе занятия;
конкретизирую дидактические средства: их количество, размещение, последовательность использования;
продумываю форму и содержание игровых, учебных, учебно-игровых ситуаций, их чередование или последовательность;
проектирую начало занятия, его ход и окончание;
формулирую задания и вопросы детям, возможные реплики, пояснения, указания, обобщения в каждой из структурных частей занятия;
предусматриваю логику перехода от одной структурной части занятия к другой, их примерную длительность;
продумываю разнообразные методы и приемы активизации внимания и мышления, развития сенсорики и речи, поддержания интереса к занятию и стимулирования учебной деятельности дошкольников;
предусматриваю индивидуально – дифференцированный подход к детям на занятии (варьирование заданий, их дозировка, помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах), элементы психогимнастики, физкультминутки и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 149.09 КБ |
![]() | 145.57 КБ |
![]() | 164.6 КБ |
![]() | 149.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по ФЭМП
старшая группа
Перспективное планирование в старшей группе
Образовательная область «Познание» ФЭМП
Месяц | ООД | Цель | Интеграция с другими образовательными областями |
Сентябрь 1 неделя | Диагностика | Диагностика | Диагностика |
2 неделя | Диагностика | Диагностика | Диагностика |
3 неделя | Занятие 1 | • Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5. • Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр). • Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь. | Социализация Формировать позицию будущего школьника |
4 неделя | Занятие 2 | • Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух). • Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»). • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево. | Коммуникация Употреблять в употреблении словосочетания условная мерка |
Октябрь1 неделя | Занятие 1 | • Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины). • Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот). • Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра | Коммуникация Побуждать называть расположение геометрических фигур на листе бумаги, используя пространственные понятия (внизу, между, наверху, слева, справа. |
2 неделя | Занятие 2 | • Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями. • Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина). • Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу. | Коммуникация Уточнить понимание слов: клетка, строчка, упражнять в их употреблении. |
3 неделя | Занятие 3 | • Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6. • Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот). • Закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина). | Социализация Формировать позицию будущего школьника |
4 неделя | Занятие 4 | • Учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7. • Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, еще уже… самый узкий (и наоборот). • Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа. | Коммуникация Упражнять в употреблении слов: многоугольник, угол, сторона |
Ноябрь 1 неделя | Занятие 1 | • Продолжать учить считать в пределах 6 и знакомить с порядковым значением числа 6, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?» • Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот). • Расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток. | Социализация Формировать позицию будущего школьника |
2 неделя | Занятие 2 | • Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8. • Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух. • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево. | Коммуникация Употреблять в употреблении словосочетания условная мерка |
3 неделя | Занятие 3 | • Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9. • Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур. • Продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между. | Коммуникация Побуждать называть расположение геометрических фигур на листе бумаги, используя пространственные понятия (внизу, между, наверху, слева, справа. |
4 неделя | Занятие 4 . | • Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?» • Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот). • Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов | Коммуникация Уточнить понимание слов: клетка, строчка, упражнять в их употреблении. |
Декабрь 1 неделя | Занятие 1 | • Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?» • Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности. • Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах. | Социализация Формировать позицию будущего школьника |
2 неделя | Занятие 2 (итоговое) | • Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10. • Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот). • Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур. • Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо. | Коммуникация Упражнять в употреблении слов: многоугольник, угол, сторона |
3 неделя | Занятие 3 | • Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10). • Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника. • Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади. | Социализация Формировать позицию будущего школьника |
4 неделя | Занятие 4 | • Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах. • Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений). • Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т. д.). | Социализация Формировать позицию будущего школьника |
Январь 1 неделя | КАНИКУЛЫ | КАНИКУЛЫ | КАНИКУЛЫ |
2 неделя | НЕДЕЛЯ ИГРЫ | НЕДЕЛЯ ИГРЫ | НЕДЕЛЯ ИГРЫ |
3 неделя | Занятие 1 | • Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…» • Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу. • Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры. • Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей. | Коммуникация Употреблять в употреблении словосочетания условная мерка |
4 неделя | Занятие 2 | • Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…» • Продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения. • Закреплять умение последовательно называть дни недели. | Социализация Формировать позицию будущего школьника |
Февраль 1 неделя | Занятие 1 | • Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10. • Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу. • Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом. • Упражнять в последовательном назывании дней недели. | Социализация Формировать позицию будущего школьника |
2 неделя | Занятие 2 | Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом. • Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу. • Учить ориентироваться на листе бумаги. | Социализация Формировать позицию будущего школьника |
3 неделя | Занятие 3 | • Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц. • Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника. • Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. | Социализация Формировать позицию будущего школьника |
4 неделя | Занятие 4 | • Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц. • Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. • Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. | Социализация Формировать позицию будущего школьника |
Март 1 неделя | Занятие 1 | • Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц. • Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках. • Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа). | Социализация Формировать позицию будущего школьника |
2 неделя | Занятие 2 | • Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц. • Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть. • Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами. | Коммуникация Активизировать употребление слова сутки |
3 неделя | Занятие 3 | • Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу. • Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. • Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских). • Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов. | Социализация Формировать позицию будущего школьника |
4 неделя | Занятие 4 | • Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5. • Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица. • Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами. | Социализация Формировать позицию будущего школьника |
Апрель 1 неделя | Занятие 1 | • Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть. • Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. • Закреплять умение последовательно называть дни недели. | Коммуникация Чтение сказки В Даля «Старик годовик» Упражнять в назывании месяцев года в именительном и косвенных падежах. Художественное творчество коллаж «Круглый год поем и пляшем в «Рябинке» дружной нашей» |
2 неделя | Занятие 2 | • Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть. • Совершенствовать навыки счета в пределах 10. • Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления. • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед —назад, направо —налево). | Социализация Формировать позицию будущего школьника |
3 неделя | Занятие 3 | • Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. • Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного рас- положения предметов. • Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках. | Познание Формирование целостной картины мира «Эволюция часов» |
4 неделя | Занятие 4 | • Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. • Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. | Социализация Формировать позицию будущего школьника |
Май 1 неделя | Занятие 1 | • Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10. • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. • Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских). | Социализация Формировать позицию будущего школьника |
2 неделя | Занятие 2 | • Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10. • Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению. • Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть | Социализация Формировать позицию будущего школьника |
3 неделя | Занятие 3 | • Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц. • Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. • Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. | Социализация Формировать позицию будущего школьника |
4 неделя | Занятие 4 | Работа по закреплению пройденного материала. | Социализация Формировать позицию будущего школьника |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по ФЭМП
Подготовительная группа
Перспективное планирование в подготовительной группе
Образовательная область «Познание» ФЭМП
Месяц | Тема ООД | Цели |
Сентябрь | Тема: Геометрические фигуры. | Учить классифицировать фигуры по разным признакам: величине, цвету, форме. |
Тема: Величина. | Учить детей находить сходство предметов по признаку величины. | |
Тема: Ориентировка в пространстве. | Учить детей правильно обозначать положение предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве. | |
Тема: Знакомство с тетрадью. | Познакомить детей с тетрадью и ее назначением, знаками (больше, меньше). | |
Тема: Знаки равенство, неравенство. | Учить детей понимать количественные отношения между числами в пределах 10. | |
Тема: Многоугольник. | Познакомить детей с многоугольником, его признаками, сторонами, углами, вершинами, их взаимно-однозначным соответствием. | |
Тема: Геометрические фигуры. | Познакомить детей со способами рисования многоугольника в тетради. | |
Тема: Быстро, медленно. | Учить составлять фигуру из восьми треугольников; закрепить названия геометрических фигур. | |
Октябрь | Тема: Состав числа три. | Учить составлять число три из двух меньших чисел; знакомить детей с составом числа три. |
Измерение. | Учить измерять с помощью условной меры длину предмета, учить показывать1/5,2/5 и т.д. | |
Тема: Деньги. | Познакомить детей с деньгами, их предназначением. | |
Тема: Состав числа четыре. | Учить детей составлять число четыре из двух меньших чисел; упражнять в прямом и обратном счете. | |
Тема: Деньги (интегрированное занятие). | Учить составлять предмет из восьми треугольников, упражнять в счете до 10. | |
Тема: Измерение. | Учить детей измерять с помощью условной меры; упражнять в счете на слух. | |
Тема: Состав числа пять. | Познакомить детей с составом числа пять из двух меньших чисел. | |
Тема: Далеко, близко. (интегрированное занятие). | Учить составлять силуэты различных предметов из восьми треугольников, прикладывая их друг к другу. | |
Ноябрь | Тема: Состав числа семь. | Учить детей составлять число семь из двух меньших чисел, закрепить названия дней недели. |
Тема :Знак « Минус» | Познакомить детей со знаком «минус», продолжать учить уменьшать числа на единицу в пределах 10. | |
Тема: Состав числа восемью | Учить детей составлять число восемь из двух меньших чисел; упражнять в ориентировке в пространстве. | |
Тема: Геометрические фигуры. | Упражнять в счете в пределах 10,учить пользоваться цифрами и знаками. | |
Тема: Состав числа девять. | Учить детей составлять число девять из двух меньших чисел; закрепить названия месяцев. | |
Тема: Измерения. | Учить детей с помощью условной меры определять объем жидкости. | |
Тема: Состав числа десять. | Учить детей составлять число десять из двух меньших чисел; учить считать в пределах 10. | |
Тема: Второй десяток. | Познакомить детей с составом и образованием каждого из чисел второго десятка. Учить считать в пределах 20. | |
Декабрь | Тема: Счет до 20. | Учить детей считать до 20,учить называть слова, противоположные по смыслу. |
Тема: Часы. | Познакомить детей с часами и их назначением. | |
Тема: Время. | Упражнять детей в определении времени по часам с точностью до часа. | |
Тема: Ориентировка в пространстве. | Упражнять в ориентировке на листе бумаги, упражнять в счете в пределах 20. | |
Тема: Ориентировка в пространстве (интегрированное занятие) | Учить названиям месяцев, знать, что 12 месяцев составляют год. | |
Тема: Год. | Уточнить знания детей о годе, как временном отрезке; сформировать представления о необратимости времени. | |
Тема: Получас. | Учить определять время по часам с точностью до получаса. | |
Тема: История часов. | Познакомить детей с историей изобретения часов; учить узнавать время по часам. | |
Январь | Тема: Задачи. | Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и воспитание в пределах 10 на наглядной основе. |
Тема : Решение задач. | Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, «записывать» задачи, пользуясь знаками +, - ,= | |
Тема: Счет двойками. | Учить детей считать двойками; учить называть общее количество предметов в группах. | |
Тема: Часы в быту (интегрированное занятие) | Учить считать двойками; учить находить сходство и различие между предметами. | |
Тема: Решение задач. | Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10, познакомить детей со структурой задачи. | |
Тема: Деление на равные части (интегрированное занятие) | Учить детей в делении предмета на восемь равных частей путем складывания по диагонали. | |
Тема: Измерение. | Учить детей считать двойками, упражнять в счете в пределах 20. | |
Тема: Решение задач. | Учить детей записывать задачи, используя знаки; закрепить названия дней недели. | |
Февраль | Тема: Сантиметр. | Познакомить детей с единицей длины- сантиметром; познакомить с линейкой и ее назначением. |
Тема: Счет тройками. | Учить детей считать тройками; учить называть общее количество предметов в группе. | |
Тема: Четные ,нечетные числа. | Познакомить детей с четными и нечетными числами. | |
Тема: Измерение. | Упражнять детей в счете; учить различать четные и нечетные числа. | |
Тема: Отрезок. | Учить детей чертить отрезки и измерять их; упражнять в счете тройками. | |
Тема: Счет в пределах 20 (повторение) | Учить детей понимать, что числа от 11 до 20 состоят из одного десятка и разного количества единиц. | |
Тема: Измерение. | Учить измерять жидкости с помощью составной меры. | |
Тема: Ориентировка в пространстве. | Учить детей ориентироваться на страницы тетради в клеточку. | |
Март | Тема: Ориентировка в пространстве. | Учить ориентироваться на тетрадной странице, учить перерисовывать рисунок, рассказывая при этом в каком направлении необходимо двигаться при рисовании. |
Тема: Измерение. | Познакомить детей с метром и полуметром, упражнять в измерении жидкостей. | |
Тема: Ориентировка в пространстве. | Учить детей выполнять задания под диктовку, упражнять детей в ориентировке на листе бумаги. | |
Тема: Четные ,нечетные числа .(повторение) | Закрепить знания детей о четных и нечетных числах, упражнять в счете до 20. | |
Тема: Измерения. | Учить детей увеличивать числа на единицу, учить читать диктанты по готовому рисунку. | |
Тема: Решение задач. | Учить детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20. | |
Тема: Счет в пределах 20. | Учить детей считать в пределах 20, учить увеличивать и уменьшать число на единицу. | |
Тема : Геометрические фигуры ( повторение) | Учить детей определять количественные отношения между числами в пределах 20,закрепить названия геометрических фигур. | |
Апрель | Тема: Решение задач. | Учить детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20, развивать внимание детей. |
Тема: Счет в пределах 20. | Упражнять детей в счете в пределах 20, учить увеличивать и уменьшать число на единицу. | |
Тема: Знаки «Плюс, минус, равно» | Упражнять детей в счете по осязанию, продолжать учить детей определять количественные отношения между числами в пределах 20. | |
Тема: Отрезок. | Учить чертить отрезки заданной длины; учить определять предыдущие и последующие названному числу. | |
Тема: Часы. | Знакомить с детей с часами и их назначением, учить определять время по часам (час, полчаса) | |
Тема: Ориентировка в пространстве. | Упражнять детей в ориентировке на листе бумаги, учить задавать вопросы, используя слова: « сколько, слева, справа» | |
Тема: Получас. (Повторение) | Учить определять время по часам с точностью до получаса; упражнять в ориентировке на листе бумаги. | |
Тема: Задачи. | Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе. | |
Май | Тема : Счет двойками. | Учить детей считать двойками; закрепить название геометрических фигур. |
Тема: Деление на равные части. | Учить составлять силуэт предмета из восьми равнобедренных треугольников; упражнять в ориентировке на плоскости. | |
Тема: Измерение. | Учить детей измерять предметы разной длины различными мерками. | |
Тема: Решение задач. | Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, «записывать» задачи, используя знаки. | |
Тема: Счет тройками. | Учить детей считать тройками; учить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам. | |
Тема: Четные, нечетные числа. | Учить детей называть и знать четные и нечетные числа, закреплять геометрические фигуры. | |
Тема: Измерение. | Учить детей измерять длину с помощью линейки. | |
Тема: Отрезок. | Учить детей чертить различные отрезки и измерять их, упражнять в счете тройками. |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по ФЭМП
2 младшая группа
Комплексно – тематическое планирование по формированию математических представлений по В. П. Новиковой
Образовательная область «Познание» ФЭМП
№ | Организация | |||
Занятия | Тема | Задачи | образовательной | |
области | ||||
1. | Много, мало, один | Учить составлять группы из | Игры: | |
однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; | «Медведь и пчелки» | |||
Стр. 5 | различать понятия «много», «мало», «один». | «Самолеты» | ||
«Что бывает круглой формы?» | ||||
2. | Геометрические | Познакомить детей с квадратом; | Упражнение | |
фигуры: квадрат, круг | учить различать и называть | «Покажи квадрат» | ||
геометрические фигуры (круг, | Игра «Найди свой домик» | |||
Стр. 7 | квадрат), обследовать их | |||
обязательно- зрительным путем. | ||||
3. | Геометрические | Закреплять представления о | Игровое упражнение | |
фигуры: квадрат, круг | геометрических фигурах (круг и | «Сделай узор» | ||
Стр. 9 | квадрат); уметь классифицировать их | Игры: «Цветные автомобили» «Отгадай» | ||
по форме и цвету. | ||||
4. | Много, мало, один | Упражнять в составлении групп из | Игры: | |
(закрепление) | отдельных предметов и выделении из нее одного предмета; | «Поезд» | ||
развивать пространственные | «Зоопарк» | |||
Стр.11 | представления: «внизу», «вверху», | Игровое | ||
«посередине» | упражнение | |||
«Светофор» | ||||
5. | Геометрические | Познакомить детей с треугольником; | Игровое | |
фигуры: квадрат, круг, | учить различать и называть | упражнение | ||
треугольник | треугольники, обследовать | «Покажи | ||
осязательно-зрительным путем, | треугольник» | |||
Стр.14 | классифицировать фигуры по цвету и | Игры: | ||
форме. | «Найди такую же | |||
фигурку» | ||||
«Догадайся, что я | ||||
вижу» | ||||
6. | Количество: | Учить сравнивать одну группу | Игровое | |
столько- сколько | предметов с другой, последовательно | упражнение | ||
накладывая один предмет на другой, | «Пчелки сели на | |||
Стр.16 | последовательно накладывая один | цветочки» | ||
предмет на другой; различать | Игры: | |||
равенство и неравенство (без счета) | «Бабочки и цветы» | |||
по количеству входящих в группу | «Воробушки и | |||
предметов; различать левую и | автомобиль» | |||
правую руку | ||||
7. | Геометрические | Учить различать и называть | Игровое | |
фигуры: квадрат, круг, | геометрические фигуры: осязательно | упражнение | ||
треугольник | –двигательным и зрительным путем. | «Составление | ||
Стр.18 | предмета из геометрических | |||
фигур» | ||||
Игры: | ||||
«Чудесный | ||||
мешочек» | ||||
«Отгадай» | ||||
8. | Количество: | Учить сравнивать количество | Игровое | |
столько- сколько, | предметов в двух группах путем | упражнение | ||
поровну | наложения, используя слова: | «Грибочки» | ||
«столько», «сколько», «поровну», | Игры: | |||
Стр.20 | «много», «мало», «один» | «Кот и мыши» | ||
«Птички» | ||||
9. | Ориентировка в | Учить находить предмет в | Упражнение с | |
пространстве | пространстве, определяя его | палочками | ||
местонахождение словами: «вверху», | Игры | |||
«внизу», «на»; упражнять в | «Куда спряталась | |||
Стр.22 | сравнении двух групп предметов, | мышка?» | ||
разложенных в ряд; закреплять | Игровое | |||
умение пользоваться словами: | упражнение | |||
«столько», «сколько», «поровну», | «Лягушата» | |||
классифицировать предметы по | ||||
цвету, называть изображение. | ||||
10. | Сравнение предметов | Учить сравнивать контрастные | Игровое | |
по длине | предметы по длине, обозначать | упражнение | ||
результат сравнения словами: | «Кто скорее | |||
Стр.24 | «длиннее», «короче» | свернет ленту» | ||
Игра | ||||
«Автомобили» | ||||
11. | Сравнение предметов | Продолжать учить сравнивать две | Игровое | |
по длине | группы предметов путем | упражнение | ||
Стр.26 | приложения, определяя где больше, | «Чья дорожка | ||
где меньше; сравнивать предметы по | длиннее» | |||
длине и обозначать результат | Игры: | |||
сравнения словами : «длиннее», | «Разноцветные | |||
«короче» | шарики» | |||
«В каком ряду | ||||
больше детей?» | ||||
12. | Сравнение предметов | Упражнять в сравнении предметов | Игровое | |
по длине (закрепление) | по длине, умение обозначать словами | упражнение | ||
Стр.28 | результат сравнения, двигаться в | «Чья колбаска | ||
заданном направлении, определять | длиннее?» | |||
местонахождения предмета при | Игры: | |||
помощи слов: «впереди», «слева», | «Куда пойдешь?» | |||
«справа», «сзади». | «Угадай, что | |||
загадали?» | ||||
13. | Ориентировка во | Учить различать части суток: день, | Игры: | |
времени: день-ночь | ночь; закреплять умение сравнивать | «Мы шагаем» | ||
предметы по длине и обозначать | «Что длиннее?» | |||
Стр.30 | словами результат сравнения: | |||
«длиннее», «короче». | ||||
14. | Сравнение предметов | Учить классифицировать предметы | Игровое | |
по длине (закрепление) | по цвету и длине, сравнивать | упражнение | ||
предметы по длине; определять что | «Разноцветные | |||
больше без счета (столько-сколько, | вагончики» | |||
Стр.32 | поровну); закреплять названия | Игры: | ||
геометрических фигур. | «Разноцветные | |||
фонарики» | ||||
«Найди свое | ||||
место» | ||||
15. | Сравнение предметов | Учить сравнивать два предмета по | Игровое | |
по ширине | ширине; обозначать словами | упражнение | ||
результат сравнения; различать и | «Украшаем | |||
Стр.35 | называть геометрические фигуры. | колокольчики» | ||
Загадка | ||||
Игра | ||||
«Отгадай, где | ||||
шире?» | ||||
16. | Сравнение предметов | Упражнять в сравнении двух | Игры | |
по ширине | предметов по ширине, используя | «Пройди по | ||
(закрепление) | слова: «шире», «уже»; в сравнении | мостику» | ||
двух групп предметов путем | «Зеркало» | |||
Стр.37 | наложения; отражать в речи | Игровое | ||
результат сравнения: сколько, | упражнение | |||
столько, поровну, одинаково. | «Чего больше?» | |||
17. | Сравнение предметов | Упражнять в сравнении двух | Игровое | |
по ширине | предметов по ширине, закреплять | упражнение | ||
(закрепление) | умение обозначать словами | «Закрой дверь на | ||
Стр.39 | результат сравнения («шире-уже», | замок» | ||
«разные по ширине»). | Игры: | |||
«Едим в гости» | ||||
«Два бассейна» | ||||
18. | Ориентировка во | Учить называть временные отрезки: | Игры: | |
времени: утро, день, | день, ночь, вечер, ночь; закреплять | «Назови | ||
вечер, ночь | название геометрических фигур | пропущенное | ||
(квадрат, круг, треугольник). | слово» | |||
Стр.41 | «Найди предмет» | |||
19. | Количество: сравнение | Учить сравнивать две группы | Игровая ситуация | |
двух групп предметов | предметов путем наложения и | «Угости белочек | ||
приложения, пользоваться словами : | орехами» | |||
Стр.42 | «столько-сколько», «поровну», | Игры: | ||
«больше», «меньше». | «Скорый поезд» | |||
«Рыбак и рыбки» | ||||
20. | Сравнение предметов | Совершенствовать умение | Игровая ситуация | |
по ширине | сравнивать предметы по ширине, | «В гости к | ||
(закрепление) | ориентироваться в пространстве | белочке» | ||
(используя слова: «за», «на», «под», | Игры: | |||
Стр.45 | «над», «дальше», «ближе»). | «Кот и мыши» | ||
«Скажи, куда мы | ||||
положили» | ||||
21. | Сравнение двух групп | Совершенствовать умение | Игровое | |
предметов(закрепление) | сравнивать предметы по ширине; | упражнение | ||
Стр.47 | устанавливать равенство между | «Ручейки» | ||
двумя группами предметов. | Игры: | |||
«Кто найдет цветок для мотылька?» | ||||
«Зайчики и волк» | ||||
22. | Геометрические | Учить раскладывать фигуры в | Игровое | |
фигуры: круг, квадрат, | определенной последовательности, | упражнение | ||
треугольник | сравнивать две группы предметов, | «Бусы для куклы» | ||
Стр.49 | обозначать результат словами: | Игры: | ||
«столько- сколько», «поровну», | «Солнышко и | |||
«больше», «меньше». | дождик» | |||
«Скажи наоборот» | ||||
23. | Сравнение предметов | Учить сравнивать два предмета по | Игровая ситуация | |
по высоте | высоте, обозначать словами | «Кто выше?» | ||
Стр.50 | результат сравнения: «выше- ниже»; | Игра | ||
упражнять в различении и назывании | «Что выше?» | |||
геометрически фигур; | Игровое | |||
ориентироваться в пространстве. | упражнение | |||
«Материм | ||||
коляску» | ||||
24. | Сравнение предметов | Упражнять в классификации | Игровое | |
по высоте | предметов по цвету; сравнивать | упражнение | ||
(закрепление) | предметы по высоте, отражая в речи | «Какой столбик | ||
Стр.52 | результат сравнения (выше- ниже, | выше?» | ||
равные по высоте); закреплять | Игры | |||
умение различать и называть | «Что изменилось?» | |||
геометрические фигуры. | «Зеркало» | |||
25. | Сравнение предметов | Учить классифицировать фигуры по | Игры: | |
по высоте (закрепление) | цвету; упражнять по цвету; упражнять в сравнении предметов по | «Строим дома» «Куда пойдешь, то | ||
Стр.54 | высоте, обозначать словами | и найдешь?» | ||
результат сравнения «выше- ниже», | ||||
«равные по высоте», закреплять | ||||
умение ориентироваться в | ||||
пространстве (слева-справа). | ||||
26. | Сравнение предметов | Учить сравнивать предметы по | Инсценировка | |
по величине | величине, отражать в речи результат | «Про Машеньку и | ||
Стр.56 | сравнения: большой, маленький. | зайчонка» | ||
Игра | ||||
«Маленькие и | ||||
большие ножки | ||||
бежали по | ||||
дорожке» | ||||
27. | Сравнение предметов | Учить выделять в предмете форму, | Игровое | |
по величине | цвет, величине; упражнять в | упражнение | ||
(закрепление) | сравнении предметов по величине, | «Маленькая | ||
Стр.58 | развивать воображение. | птичка» | ||
Игры: | ||||
«Телефон» | ||||
«Игры с кругами» | ||||
28. | Сравнение предметов | Упражнять в установлении равенства | Игровое | |
по длине | между двумя группами предметов, | упражнение | ||
Стр.60 | обозначая словами результат | «Грибы» | ||
сравнения; умении | Игры: | |||
классифицировать предметы по длине, закреплять названия | «Гаражи» «Достань из | |||
геометрических фигур. | мешочка» | |||
29. | Сравнение предметов | Упражнять в сравнении предметов | Упражнение | |
по величине | по величине; закреплять | «Вкусное | ||
(закрепление) | пространственные представления, | мороженое» | ||
Стр.62 | умение различать и называть | Игры: | ||
геометрические фигуры (круг, | «Найди предмет по | |||
квадрат, треугольник), сравнивать | форме» | |||
две группы предметов. | «Пузырь» | |||
30. | Сравнение предметов | Учить классифицировать по длине, | Игровое | |
по величине | сравнивать группы предметов по | упражнение | ||
количеству входящих в них | «Бусы» | |||
Стр.64 | элементов, обозначать результат | Игра | ||
сравнения словами (больше, меньше, | «Где звенит | |||
столько, сколько). | колокольчик?» | |||
31. | Повторение | Закреплять пройденный материал: | Игра | |
умение составлять группы из | «Какие мы | |||
Стр.66 | отдельных предметов; находить | большие» | ||
сходство и различие; сравнивать | ||||
предметы по величине; закреплять | ||||
временные представления: утро, | ||||
день, вечер, ночь. |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по ФЭМП
Средняя группа
Календарно-тематическое планирование по ФЭМП в средней группе
по программе В. П. Новиковой «Математика в детском саду»
Образовательная область «Познание» ФЭМП
Неделя № | Тема занятия | Программное содержание | Источник |
Сентябрь | |||
1 | Диагностическая ООД | В.П. Новикова «Математика в детском саду» Стр. 70. | |
2 | Сравнение предметов | Учить сравнивать две группы предметов путем наложения и приложения, находить одинаковые, уметь ориентироваться в пространстве. | Стр. 4 |
3 | Числа 1, 2 | Учить считать до двух, пользоваться цифрами 1 и 2; сравнивать две группы предметов, устанавливая соотношения: больше – меньше, поровну; находить и называть предметы круглой и квадратной формы на заданном пространстве. | Стр. 6 |
4 | Геометрические фигуры | Закреплять названия геометрических фигур, умение классифицировать их по форме, цвету, сравнивать две группы предметов путем приложения, определять, каких предметов больше (меньше) без счета. | Стр. 8 |
Октябрь | |||
1 | Ориентировка в пространстве | Развивать умения ориентироваться в пространстве; формировать представление о том, чего у каждого человека по 2 и по 1; учить различать части суток; учить называть предметы квадратной и круглой формы. | Стр. 10 |
2 | Число 3 | Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить считать и раскладывать предметы правой рукой слева на право; упражнять в ориентировке в пространстве. | Стр. 13 |
3 | Сравнение по высоте | Упражнять в счете в пределах 3; учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения, учить составлять предмет из 3 равнобедренных треугольников; находить в окружении одинаковые по высоте предметы. | Стр. 15 |
4 | Треугольник | Закрепить названия геометрических фигур; учить находить предмет из треугольников; сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения. | Стр. 17 |
Ноябрь | |||
1 | Куб, шар | Познакомить с геометрическими телами – кубом и шаром; учить обследовать их осязательно-двигательным способом; дать представление об устойчивости и неустойчивости, наличии или отсутствии углов; показать, что количество предметов не зависит от того, как они расположены. | Стр.20 |
2 | Куб, шар (продолжение) | Закрепить названия геометрических тел «куб, шар» Упражнять в счете на слух в пределах 3; уточнить представление о временах суток. Развивать осязание, логическое мышление. | Стр. 20 |
3 | Порядковый счет | Упражнять в счете по порядку; закреплять умение отвечать на вопросы: который, какой; составлять квадрат из счетных палочек; называть предметы квадратной формы; закреплять представление о том, что количество предметов не зависит от их расположения; закреплять последовательность частей суток. | Стр. 22 |
4 | Число 4 | Познакомить с образованием числа 4 и цифрой 4; учить порядковому счету в пределах 4; соотносить числительное с каждым из предметов; отличать количественный счет от порядкового, раскладывать предметы правой рукой слева направо. | Стр. 25 |
Декабрь | |||
1 | Прямоугольник | Познакомить детей с прямоугольником; учить различать квадрат и прямоугольник; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу. | Стр. 26 |
2 | Геометрические фигуры | Учить называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; закреплять представления о временных отрезках: утро, день, вечер, ночь. | Стр. 29 |
3 | Состав числа 4 | Познакомить с образованием числа 4 и цифрой 4; учить считать в пределах 4; уметь отличать количественный счет от порядкового. | Стр. 31 |
4 | Счет в пределах 4 | Упражнять в счете в пределах 4: учить соотносить числительное с существительным; закреплять умение отличать количественный счет и порядковый счет; отвечать на вопросы: сколько, который по счету; счет по осязанию. | Стр. 33 |
Январь | |||
1 | Каникулы | ||
2 | Счет в пределах 4 (закрепление) | Упражнять в счете в пределах 4: учить соотносить числительное с существительным; закреплять умение отличать количественный счет и порядковый счет; отвечать на вопросы: сколько, который по счету; счет по осязанию. | Стр. 33 |
3 | Геометрические фигуры | Упражнять в счете в пределах 4: учить составлять узор из геометрических фигур; закреплять названия фигур. | Стр. 35 |
4 | Сравнение предметов по величине | Учить сравнивать предметы по величине; устанавливать равенство между группами предметов, закреплять знания о частях суток. | Стр. 37 |
Февраль | |||
1 | Сравнение предметов по высоте | Учить моделированию предмета из палочек одной длины, сравнивать предметы, ориентироваться в пространстве; упражнять в счете в пределах 4, умении различать количественный и порядковый счет; отвечать на вопросы: сколько, который. | Стр. 40 |
2 | Ориентировка во времени | Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счете в пределах 4; учить различать и называть части суток, находить одинаковые предметы. | Стр. 42 |
3 | Число 5 | Познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5. Упражнять в сравнении полосок по длине, учить раскладывать брусочки в порядке убывания; учить отражать в речи результат сравнения: длиннее – короче – короче и т.д. | Стр. 44 |
4 | Счет в пределах 5 | Упражнять детей в счете в пределах 5; укреплять знания цифр от 1 до 5; уметь соотносить количество с цифрой; уметь классифицировать предметы по цвету, величине. | Стр. 46 |
Март | |||
1 | Измерение предметов | Учить сравнивать два предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 5. | Стр. 48 |
2 | Измерение предметов (продолжение) | Продолжать учить сравнивать предметы с помощью условной мерки; активизировать словарь (далеко – близко). | Стр. 50 |
3 | Сравнение предметов по высоте | Упражнять в сравнении предметов по высоте с помощью условной мерки и обозначать словами результаты сравнения; закреплять знания о временных отрезках. | Стр. 52 |
4 | Порядковый счет | Упражнять в счете в пределах 5; продолжать учить различать количественный счет и порядковый счет; упражнять в сравнении предметов по величине. | Стр. 54 |
Апрель | |||
1 | Ориентировка в пространстве | Продолжать развивать умения ориентироваться в пространстве, правильно определяя направление; упражнять в различении количественного и порядкового счета; учить правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету. | Стр. 57 |
2 | Величина | Упражнять в сравнении предметов по величине, умении отражать в речи результат сравнения; закреплять названия геометрических фигур, упражнять в счете в пределах 5. | Стр. 60 |
3 | Ориентировка во времени | Закрепить представления о сутках, учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера»; упражнять в счете в пределах 5. | Стр. 62 |
4 | Геометрические фигуры (закрепление) | Закреплять знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); упражнять в счете; учить ориентироваться в пространстве. | Стр. 63 |
Май | |||
1 | Сравнение предметов по величине | Учить сравнивать предметы по величине, обозначать словами результат сравнения (выше, ниже, шире, уже, больше, меньше); закреплять умение различать порядковый счет от количественного, правильно отвечать на вопросы сколько, который по счету. | Стр. 66 |
2 | Повторение материала | Закреплять знания цифр в пределах 5; умение ориентироваться в пространстве. | Стр. 67 |
3 | Диагностическая НОД | Стр. 70 | |
4 | Диагностическая НОД | Стр. 70 |
Литература: Новикова В. П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".
В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)
Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А. "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

Перспективный план по формированию элементарных математических представлений. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений» в подготовительной к школе группе
Перспективный план «Формирование элементарных математических представлений»И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений»В подго...

Выступление из опыта работы на тему: «Организация индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников» в рамках педагогического совета №2 «Формирование элементарных математических представлений. Способы и формы
Выступление из опыта работы «Организация индивидуальной работы по фэмп в средней группе» (1 слайд) Каждый ребёнок имеет свои особенности нер...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Поможем Петушку»Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе
Конспектзанятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата«Поможем Петушку» Цель: формирование эл...