НОД с детьми 5-6 лет в группе компенсирующей направленности по декоративному рисованию " Дымковская игрушка".
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Закрепить знания о дымковских игрушках. | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ « Детский сад комбинированного вида №81»
НОД с детьми 5-6 лет в группе компенсирующей направленности
по декоративному рисованию
« Дымковская игрушка»
Воспитатель
Локтионова О.И
Конспект занятия
«Дымковская игрушка»
Цель: приобщение детей к русской культуре, знакомство с дымковской росписью.
Программное содержание:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
- Воспитывать самостоятельность, уверенность, желание творить.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.
- Формировать знания о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, умение создавать узоры по собственному замыслу.
Образовательные задачи:
- Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
- Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
- Закреплять знания детей о процессе росписи дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
Предварительная работа: знакомство с дымковской игрушкой, историей ее создания, Рассматривание таблиц элементов росписи, зарисовка их.
Ход занятия
Физкультминутка:
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
( дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
( Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
( разводят руками)
Доброе утро скажем мы вместе
( берутся за руки)
« Доброе утро!»- маме и папе
« Доброе утро!»- останется с нами.
Стук в дверь ( почтальон передает посылку)
Воспитатель: Ребята, нам принесли посылку с телеграммой. Хотите узнать, что в ней написано? Воспитатель читает текст. ( Дорогие ребята группы №5 «Родничок»,у нас случилась беда- все мастера заболели, а скоро ярмарка. Очень вас просим помочь нам расписать дымковские игрушки.. Помогите, пожалуйста, без вашей помощи нам не справится! Заготовки игрушек находятся в нашей посылке. Спасибо. С уважением, дымковские мастера!
Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем дымковским мастерам? Давайте посмотрим, что же они нам прислали.
Воспитатель достает из посылки заготовки игрушек. Ребята присаживаются на стулья и рассматривают.
Воспитатель: Вот ребята посмотрите сколько заготовок нам прислали мастера, чтоб мы им помогли.
Воспитатель: Дети, а как эти игрушки называются?
Дети: дымковские.
Воспитатель: Правильно ребята дымковские игрушки, Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка.
Воспитатель: А почему их так назвали?
Дети: потому что их сделали в селе Дымково, которое расположено на берегу реки Вятки.
Воспитатель: Почему же село это назвали Дымково?
Дети: зимой, когда там топят печки, а летом когда туман село стоит как будто в дымке.
Воспитатель: да, вот там в старину и зародилась эта игрушка. На берегу голубой речки Вятки стояло большое село Дымково. В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода была в дыму от того, что топили печи, обжигали игрушки. В пасмурные дни стелился туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
Воспитатель: Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Ребята давайте с вами вспомним как создавалась дымковская игрушка?
Дети: эту игрушку делают из красной глины.
Воспитатель: но глина коричневая не красивая, как же игрушки получились такие веселые, нарядные?
Дети: сначала игрушку лепили, потом подсушивали, обжигали в печи, покрывали белой краской.
Воспитатель: А как получали белую краску?
Дети: Разводили молоко с мелом и покрывали игрушку.
Воспитатель: А что делали потом?
Дети: а потом глиняную игрушку расписывали красками!
Воспитатель: какие элементы росписи использовали мастера для игрушки?
Дети: круги, полоски, точки, сетка, кольцо.
Воспитатель: Ребята , а кто знает что означает круг, волнистые линии, а пересечение прямых линий в дымковской игрушке
Дети: Круг означает солнце, волнистые линии – вода, а пересечение прямых линий- земля.
Воспитатель: Правильно ребята!
Воспитатель : Какого цвета бывают дымковские игрушки?
Ответы детей: Всегда только белые, Белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а только расписывается.
Воспитатель: А какого цвета узоры на дымковских игрушках?
Ответы детей: красные, желтые, синие, зеленые, оранжевые, розовые, немного черного, все цвета только яркие, поэтому она такая красивая.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь посмотрим как хорошо вы запомнили роспись дымковской игрушки.
Д. И. « Узнай роспись».
Воспитатель: А теперь ребята давайте отправимся в нашу мастерскую, но для начала вспомним правила работы с красками. В мастерской всегда должен быть порядок.
Краску нужно набирать аккуратно влажной кисточкой, лишнюю краску убираем краем баночки, очень мокрую кисть можно промокнуть салфетке. После каждой краски кисточка хорошо промывается, после использование кладется на подставку – в баночке оставлять ее нельзя. Чтобы краски в одном элементе не смешались, нужно подождать, пока высохнет одна, а затем рисовать другой.
Молодцы. Все мы с вами вспомнили. Перед началом работы давайте сделаем физкультминутку.
Физкультминутка
Наши руки крендельком,
(Руки на поясе.)
Щеки будто яблоки.
(Руками касаемся щек.)
С нами издавна знаком
(Руки вперед ладонями вверх.)
Весь народ на ярмарке.
(Руки разводят в стороны.)
Дымковские барыни
(Руки на пояс.)
Всех на свете краше.
(Делают пружинку с поворотом туловища вправо и влево.)
А гусары баловни - Кавалеры наши.
(Выполняют движение «Ковырялочка».)
Постарайтесь сделать наши поделки яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, можно использовать ватные палочки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов. Старайтесь аккуратно выполнять работу, набирая краску на кончик кисточки. Не забывайте, что сначала надо нарисовать крупные элементы одним цветом, кистью потолще, затем мелкие элементы другого цвета тонкой кистью. При наложении одного цвета на другой подождите, чтобы первая краска высохла. А теперь, подойдите к столу и возьмите готовые заготовки. Подумайте, каким узором вы распишите свои игрушки.
Пальчиковая гимнастика:
« Машина каша»
Маша кашу наварила. ( Указательным пальцем правой руки мешают кашу)
Маша кашей всех кормила
Положила Маша кашу. ( Загибают пальчики на обеих руках)
Кошке - в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку,
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, ( Разжимают кулачки)
Все до крошки раздала. ( Сдувают « крошки» с ладошки).
Во время деятельности детей тихо звучит спокойная народная музыка.
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции.
Воспитатель. Давайте все вместе отнесем наши работы на выставку и посмотрим, что у нас получилось.
Молодцы, ребята, как вы думаете, помогли мы дымковским мастерам?
Рефлексия:
Кому понравилось занятие, у кого все получилось: приклеивает красный цветочек к фартуку дымковской барышни, у кого были затруднения на занятии – синий цветочек.
Воспитатель: спасибо за занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нод в младшей группе. «Художественно-эстетическое развитие» (Декоративное рисование). «Чудо игрушка».
Расширять представление детей о народных промыслах, одним из которых является дымковская роспись....
Рабочая программа деятельности воспитателей с детьми 5-6 лет (старшая группа компенсирующей направленности с детьми с тяжелыми нарушениями речи)
Рабочая программа деятельности воспитателей с детьми 5-6 лет(старшей группа компенсирующей направленности с детьми с тяжелыми нарушениями речи)...
Конспект занятия по декоративному рисованию (Дымковская игрушка «Лошадка») для детей 4–5 лет
Конспект занятия по рисованию "Дымковская игрушка" для детей 4-5 лет...
Конспект образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОУ по теме «Дымковские игрушки. Козленок.»
Знакомить детей с дымковской игрушкой, учить выделять элементы узора...
Технологическая карта. Декоративное рисование «Дымковская игрушка» средняя группа.
Технологическая карта занятияОбразовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художестве...
ООД по декоративному рисованию "Дымковские игрушки"
Данный материал способствует знакомству детей народной дымковской игрушкой....