План самообразования
методическая разработка по рисованию
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Г. Югорск.
План по самообразованию
Лухновой Ларисы Сергеевны
стаж работы: 19 лет, I квалификационная категория
Тема: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством ознакомления с народными промыслами России»
Тема: Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством ознакомления с народными промыслами России.
Цель: развивать познавательную активность старших дошкольников посредством ознакомления с народными промыслами России.
Задачи:
- Повысить собственный образовательный уровень путём изучения передовых исследований, опыта коллег по выбранной теме.
- Оформить информационные материалы по данной теме.
- Провести мероприятия для родителей по плану.
- Организовать работу с детьми по ознакомлению с народными промыслами России.
- Провести мероприятия для педагогов.
- Разработать и внедрить проект «Народные промыслы России», «Русская Матрешка»
- Обобщить опыт работы по данной проблеме.
Развитие познавательной активности детей посредством ознакомления с народными промыслами России
Известно давно и доказано жизнью, счастливый человек – это гармонично развитый человек. В гармоничном развитии ребенка большое значение имеет умственное воспитание. Важнейшим фактором развития умственной активности личности являются познавательные интересы.
Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение, ее красоте, побуждает искренне, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.
Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.
Красота родной природы, особенности быта русского народа, его талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Велико значение народного опыта для развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть и увидеть красоту окружающего мира. Педагог может привнести в мир детства все эти нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав предлагаемые программы развития и воспитания детей, я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.
В современной педагогике большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей. Эти способности проявляются в различных областях воспитания и образования, но наиболее ярко можно прослеживать развитие творчества в продуктивной деятельности детей. Так рассматривая работы детей по рисованию, лепке, аппликации можно увидеть и полёт фантазии, и старательность выполнения работы, и воображение ребёнка по развитию сюжета картины. Но для того, чтобы ребёнок проявил фантазию и творчество, чтобы заработало воображение, необходим опыт видения прекрасного, наблюдения и рассматривания красивого. Таким опытом может стать знакомство с народным декоративным искусством.
Знакомство детей с народным декоративным искусством возможно практически через все виды деятельности. Для развития речи – это составление описательных рассказов и сказок. В экологическом развитии – это сравнение, наблюдение и рассматривание природных объектов и предметов. В математике – это чередование элементов узора, соразмерность отдельных элементов, ритм узоров и счетность их элементов. В музыкальном воспитании – это тесная связь с народным творчеством: песнями, играми, хороводами. Кроме того, декоративное творчество связано с обычаями и традициями страны, а это задачи патриотического воспитания детей.
В ознакомление дошкольников с народным декоративным искусством входят лишь несколько промыслов: Гжель, Дымка, Городец и Хохлома. Эти народные промыслы лишь некоторые из множества. Но даже такой минимализм ограничен по времени ознакомления в связи с большой загруженностью педагогического процесса. Известно, что лучшая усвояемость знаний и навыков происходит при повторении и практическом применении полученных знаний, но ограничения по времени делают этот процесс затрудненным. В тоже время знакомство и освоение с народным декоративным искусством положительно влияет и на подготовку руки ребёнка к школе и на общее развитие дошкольника. Но для более полного понимания разницы в элементах росписей, в особенностях разных видов декоративного искусства, в различии цветовых наборов для определенных видов народного искусства нужна практика, повтор, сравнение и запоминание. Я решила упростить задачу детей по запоминанию названий народных промыслов, элементов росписей и цветовых палитр для определенных народных промыслов. В группах среднего и старшего дошкольного возраста мною был предложена для освоения детьми следующая схема:
Зима – это Гжель. Морозные узоры и элементы гжельской росписи похожи и совпадают по цветовой гамме. Наблюдения за узорами на окнах способствуют лучшему запоминанию элементов гжельской росписи, а прорисовка – закреплению рисования этих элементов. Кроме того, рассматривание морозных узоров есть в планах по наблюдению в природе с младшего возраста. И, следовательно, накопление опыта, практика рисования зимних узоров, снежинок способствует лучшему запоминанию и рисованию росписей Гжели.
Весна – это городецкая роспись. Бутоны и розаны лучше наблюдать весной. Палитра красок городецких мотивов ближе к весеннему настроению. Проще найти в природе аналоги и схожести. Непосредственные наблюдения в природе позволят вблизи рассмотреть элементы росписей (почки деревьев и кустарников, бутоны цветов и цветение травянистых растений)
Лето – это жостовские цветы, с их пышностью и обилием. Составление букетов способствует лучшему пониманию композиции. А темный фон лишь подчеркнет благоухание красок. К летним мотивам близки по духу росписи Полхова-Майдана. Яркие краски росписи - яркие цветы лета.
Осень. Золотая осень – бесспорно хохлома. Золото, листы, травинки, ягоды – осенняя тема. Наблюдать, рассматривать целый день не наскучит. Краски, переливы всё есть в природе. Осенние букеты в подмогу наблюдательному и пытливому взгляду. Просто и наглядно можно объяснить сочетание узоров хохломской росписи.
Из множества народных промыслов дети дошкольного возраста также знакомятся с дымковской и филимоновской игрушкой. Предлагаю это знакомство, приурочить к каким – либо праздникам. Например, дымка замечательно подойдет к празднику восьмого марта, как изготовление подарка. Или к празднику Пасхи (роспись яиц сходна по колориту с дымковской росписью). Возможно использование элементов этих росписей для украшения поделок из теста или глины. А филимоновскую роспись можно использовать при изготовлении новогодних поделок либо раскрашивании одежды (украшение варежек, свитеров, шарфов).
В своей работе я использовала цветовые схемы – набор цветов и оттенков, скомпонованный по росписям. Для каждого вида народной росписи свой набор. Должна отметить, это дало замечательные результаты. Дети легко запомнили эти схемы и узнавали по ним название декоративных росписей. При изготовлении поделок и рисовании по мотивам народных промыслов эти цветовые наборы играли роль подсказки, ориентира для детей.
Надо отметить, что подобная схема работы благотворно сказалась на интересе детей к декоративному творчеству, повышению интереса к народным промыслам и творческой инициативе детей. Со стороны родителей данная работа ощутила огромную поддержку, так как этот вид деятельности не только повысил уровень художественного творчества детей, но и способствовал развитию познавательного интереса, улучшил моторику руки и, соответственно, способствовал подготовке руки детей к письму. Подборка консультаций для родителей пользуется спросом, так как выяснилось, что более половины родителей не знакомы с некоторыми видами народного декоративного творчества. И повышая свою осведомленность, с увлечением читают и спрашивают о росписях, элементах, материалах, для того чтобы ответить на вопросы ребёнка и понимать о чём говорит ребёнок.
Народное декоративно-прикладное искусство является эффективным средством формирования у детей дошкольного возраста познавательных интересов, позволяет знакомить детей с разнообразными образцами художественной культуры, развивать эстетический вкус, формировать эстетическую оценку, творческое мышление, прививает любовь и уважение к родному краю, что отвечает специфическим особенностям детского восприятия, помогает детям овладеть основами национальной культуры.
Личный перспективный план по самообразованию
на 2019-2020 учебный год.
Тема | Содержание работы | Сроки выполнения |
Изучение методической литературы и нормативно-правовой документации | ФГОС дошкольного образования Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» См. список литературы | Сентябрь |
Создание необходимой развивающей предметно-пространственной среды | Приобретение необходимого оборудования и инвентаря для занятий. Создание раздаточного материала, карточек, цветовых схем.иллюстраций. | Сентябрь, декабрь |
Участие в мероприятиях посвящённых теме самообразования | Взаимодействие с музыкальным руководителем: подготовка к музыкальному развлечению «Зимние посиделки». | Октябрь, апрель |
Представление опыта работы по теме | Проведение непосредственной образовательной деятельности для педагогов. Краткосрочный проект «Русская матрешка». | Март |
Предоставление информации для родителей по данной теме | Рекомендации, анкетирование, консультации, беседы, памятки, родительское собрание | В течении года |
Совместное оформление выставок | Выставка работ детей | В течении года |
Отражение педагогической деятельности | Фотоотчёт на сайте ДОУ. Публикации на сайте ДОУ. | В течении года |
Диагностика детей | Проведение диагностических наблюдений | Сентябрь-май |
Перспективный план работы по самообразованию.
Раздел плана | Форма работы | Практические выходы |
Сентябрь | ||
Работа с детьми | «Русские народные художественные промыслы» Рассказать историю возникновения русских народных художественных промыслов, наличие природного материала, необходимого для развития народных художественных промыслов. | Приобщение к социокультурным ценностям. |
октябрь | ||
Работа с детьми | Презентация «Золотая Хохлома» Знакомство детей с хохломской росписью, беседа, консультация для родителей. Рассматривание иллюстраций с хохломской росписью. Мастер класс «Роспись деревянного изделия, хохломскими узорами. Выставка – инсталляция «Веселая хохлома» детских работ. | Эмоционально отзываться на произведения народного искусства, развивать интерес к национальной культуре. |
Работа с родителями | Индивидуальные консультации. Консультация на тему «Папье-маше» лепим из бумаги всей семьей». Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения. Анкетирование «Народное искусство жизни вашей семьи». | Изучение индивидуальных особенностей ребенка. Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания детей в дошкольном учреждении. Развитие детского творчества в народной направленности. |
Ноябрь | ||
Работа с детьми | Просмотр презентации «Сказочная Дымка» Декоративная роспись фигурок (игрушек) по мотивам народных узоров. Д/Игра «Платье для барышни» Выставка «Осень в Дымковской слободе». Рисование дымковских барышень с использованием элементов декоративной росписи. | Развивать интерес к изобразительной деятельности. Развивать умение поддерживать беседу о городецкой росписи. |
Работа с родителями | Оформление информационного стенда «Творчество мастеров Дымки» «Составь узор» Мастер – класс «Сувениры к празднику своими руками» | Развивать сотрудничество и взаимопонимание с родителями по нравственному и художественно-эстетическому воспитанию. Повысить уровень активности и заинтересованности родителями этой темой |
Декабрь | ||
Работа с детьми | Знакомство детей с народным промыслом «Полохов-Майдан» «Русская матрешка» Знакомить детей с любимой народной игрушкой – Матрешкой (Полохов Майдан) и процессом изготовления таких кукол. Провести сравнительное описание детьми семеновской и покровской матрешек. Краткосрочный проект «Русская матрешка». | Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Развивать познавательную активность, любознательность. |
Работа с родителями | Посещение занятий НОД Взаимодействие с музыкальным руководителем: подготовка к музыкальному развлечению «Зимние посиделки» онлайн. | |
Январь | ||
Работа с детьми | Просмотр презентации «Васильковая гжель» Изготовление «сервиза» по мотивам гжельской росписи. Взаимодействие с инструктором по физ. культуре: разучивание русских народных игр: «Горелки», «Плетень», «Филин и пташки». | Воспитывать уважение и интерес к мастерам своего дела. Развивать навыки изобразительной деятельности. |
Работа с родителями | Выставка педагогической литературы по теме «Народные промыслы как средство патриотического воспитания» Консультации: «Играйте с детьми в народные подвижные игры» Выставка совместного творчества родителей и детей «Рождественская звезда» | Предоставление педагогической информации родителям по данной теме. |
Февраль | ||
Работа с детьми | Просмотр компьютерной презентации «Филимоновская игрушка», беседа об её истории возникновения, обсуждение индивидуальных особенностей Филимоновской игрушки. | Развивать интерес к художественному творчеству. |
Работа с родителями | Собрание в подготовительной группе «Семейные традиции». Мастер класс для родителей по ручному труду: «Использование шерстяных ниток для украшения Филимоновских игрушек» | Методическая помощь родителям. Оказание педагогической помощи в решении возникших трудностей воспитания |
Март | ||
Работа с детьми | Оформление альбома по народным промыслам «Городецкая роспись». Беседа-объяснение о значении старинных слов, их происхождении. Беседа о русской народной культуре, предметах старины, о традиционных украшениях. Рисование расписных платочков. Просмотр презентации «Городецкая роспись». Просмотр презентации «Русские умельцы» | Развивать интерес к декоративному рисованию, любознательность. |
Работа с родителями | Выставка совместных поделок на тему «Народные промыслы». | Помочь развивать у ребенка художественные способности |
Апрель | ||
Работа с детьми | Мониторинг. Презентация «Богородская игрушка». Рассказать об особенностях Богородского стиля (сделана из дерева, не окрашена, покрыта тонкой резьбой), о том, кто является главным героем Богородской игрушки. Закрепить знания о русском декоративно – прикладном искусстве – Богородской игрушке | Подведение итогов развития творческих способностей путём изучения народных промыслов. Развивать интерес к изобразительной деятельности |
Работа с родителями | Семейный консилиум «Оглянись вокруг!». | Совместный поиск «интересных людей» (народных мастеров в регионе) |
Май | ||
Работа с детьми | Знакомство детей с жостовской росписью, беседа, консультация для родителей. Рассматривание иллюстраций с жостовской росписью. Проведение НОД «Жостовский букет» Выставка детских работ. | Развитие интереса к народным промыслам. Развивать радость от совместного сотрудничества. |
Работа с родителями | Подведение итогов работы. Рекомендации по поводу продолжения развития художественных способностей детей. Консультацию для родителей «Играйте с детьми в народные подвижные игры». | Продолжать развивать устойчивый интерес к народному искусству. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...