программа дополнительного образования
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)
программа по дополнительному образованию "Фантазеры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prohorenkova_a.a.docx | 883.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию и делам молодежи Администрации Кулундинского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Радуга" Кулундинского района Алтайского края
Принята на Педагогическом совете МБДОУ детский сад№7 «Радуга» Протокол №______________ от «____»____________20__г. | Утверждена приказом заведующего МБДОУ детский сад №7 «Радуга» ____________ Е.Ю.Могильницкая Приказ №________________ от «____»____________20__г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественно эстетической направленности
«Фантазеры»
Возраст учащихся: 6 - 7 лет.
Срок реализации: 1 год.
Автор -составитель :
Прохоренкова Александра Александровна
воспитатель МБДОУ детский сад №7
«Радуга»
Кулундинского района
Алтайского края
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 3
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 5
2. Комплекс организационно - педагогических условий 16
2.1. Календарный учебный график 16
2.2. Условия реализации программы 17
2.5. Методические материалы 18
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.08.2013 № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
Актуальность:
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
- «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свою работу . Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
- «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы , о жизни людей, о жизни животных.
- «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
- «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Вид ДООП:
Модифицированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов.
Направленность ДООП:
Художественная.
Адресат ДООП:
Программа рассчитана на учащихся 5 - 6 лет.
Срок и объем освоения ДООП:
1 год, 36 педагогических часов, из них:
- «Стартовый уровень» - 1 год, 36 педагогических часов;
- «Базовый уровень» - 0 лет, 0 педагогических часов;
- «Продвинутый уровень» - 0 лет, 0 педагогических часов.
Форма обучения:
Очная.
Особенности организации образовательной деятельности:
Одновозрастная группа.
Режим занятий:
Таблица 1.1.1
Режим занятий
Предмет | Стартовый уровень | Базовый уровень | Продвинутый уровень |
практические занятия | 1 час в неделю; 36 часов в год. | 0 часов в неделю; 0 часов в год. | 0 часов в неделю; 0 часов в год. |
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель:
Раскрыть значение нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность нетрадиционной техники рисования в детском саду. Вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования и желание действовать с ними.
Задачи:
Личностные:
- способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок, интересен другим (воспитателю, детям, родителям).
Метапредметные:
- помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия.
Образовательные (предметные):
- формировать художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционные способы рисования.
- развивать эстетическое восприятие и создавать условия для освоения основных цветов.
- воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
Ожидаемые результаты:
Таблица 1.2.1
Ожидаемые результаты
Стартовый уровень | Базовый уровень | Продвинутый уровень | |
Знать |
|
|
|
Уметь |
|
|
|
Владеть |
|
|
|
1.3. Содержание программы
«практические занятия»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | "Продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий" | 36 | 0 | 36 | |
1.1 | "Бабочки" | 1 | 0 | 1 | |
1.2 | "Красивый осенний букет" | 1 | 0 | 1 | |
1.3 | "Шары воздушные" | 1 | 0 | 1 | |
1.4 | ""Варенье и компоты" | 1 | 0 | 1 | |
1.5 | "Сказочный лес" | 1 | 0 | 1 | |
1.6 | "Пестренький котенок" | 1 | 0 | 1 | |
1.7 | "Смородина красная" | 1 | 0 | 1 | |
1.8 | "Подводный мир" | 1 | 0 | 1 | |
1.9 | "Цветные рыбки" | 1 | 0 | 1 | |
1.10 | "Унылая пора! Очей очарованье" | 1 | 0 | 1 | |
1.11 | "Рисуем по образу" | 1 | 0 | 1 | |
1.12 | "Незаметный зверек" | 1 | 0 | 1 | |
1.13 | "Снегири на ветках" | 1 | 0 | 1 | |
1.14 | "Узоры зимы" | 1 | 0 | 1 | |
1.15 | "Письмо для Дедушки мороза" | 1 | 0 | 1 | |
1.16 | "В лесу родилась елочка" | 1 | 0 | 1 | |
1.17 | "Чародейка зима" | 1 | 0 | 1 | |
1.18 | "Волшебный зимний лес" | 1 | 0 | 1 | |
1.19 | "Снеговики и их семья" | 1 | 0 | 1 | |
1.20 | "Мелодичный рисунок" | 1 | 0 | 1 | |
1.21 | "Цветное небо" | 1 | 0 | 1 | |
1.22 | "Соленое море" | 1 | 0 | 1 | |
1.23 | "Картинки из цветной нитки" | 1 | 0 | 1 | |
1.24 | "Вид у озера" | 1 | 0 | 1 | |
1.25 | "Превращение ладошки" | 1 | 0 | 1 | |
1.26 | "Красивый подарок маме" | 1 | 0 | 1 | |
1.27 | "Весеннее воображение" | 1 | 0 | 1 | |
1.28 | "Дерево весной" | 1 | 0 | 1 | |
1.29 | "Планеты" | 1 | 0 | 1 | |
1.30 | "Дали вселенной" | 1 | 0 | 1 | |
1.31 | "Верба праздничная" | 1 | 0 | 1 | |
1.32 | "Праздничный фейерверг" | 1 | 0 | 1 | |
1.33 | "Одуванчики - легкое чудо природы" | 1 | 0 | 1 | |
1.34 | "Ночь для Золушки" | 1 | 0 | 1 | |
1.35 | "Путешествие в страну Рисовандию" | 1 | 0 | 1 | |
1.36 | "Вот и наступило лето" | 1 | 0 | 1 | |
Итого: | 36 | 0 | 36 |
Содержание учебного плана
1. "Продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий"
1.1. "Бабочки"
Теория:
Техника монотипия и ее освоение.
Практика:
Знакомить детей с монотипией, научить их создать четкое изображение, развить аккуратность и выразительное мышление.
1.2. "Красивый осенний букет"
Теория:
Техника кляксография и ее освоение
Практика:
Знакомить детей с кляксографией и показать ее возможности. Научить дорисовывать детали цветов, для придания им законченности.
1.3. "Шары воздушные"
Теория:
Смешивание основных цветов для получения более сложных оттенков и его освоение.
Практика:
Хорошо закрепить представление ребят о цветовом разнообразии и ознакомить их с хроматическими и ахроматическими цветами. Дать им полное понятие цветовой гаммы с помощью введения новых оттенков.
1.4. "Варенье и компоты"
Теория:
Печатание фруктами и ее освоение
Практика:
Знакомить детей с печатанием фруктами — новым видом изобразительной техники и упражнять их в печатании. Развивать световосприятие, наблюдательность
1.5. "Сказочный лес"
Теория:
Техника печатания растениями – как новый вид изобразительной техники и ее освоение.
Практика:
Воспитать интерес и эмоциональную отзывчивость к красивой осенней природе. Знакомить с «печатью растений».
Развить у детей представление художественного образа через формы природы.
Развить чувство композиции.
1.6. "Пестренький котенок"
Теория:
Пуантилизм и ее освоение.
Практика:
Знакомить ребят с тычком - пуантилизмом. Научить рисовать гуашью ватной палочкой, затем смешивать краски. Развить эстетику
1.7. "Смородина красная"
Теория:
Совмещение пуантилизма и печатания листьями в одной работе и их освоение.
Практика:
Воспитать эстетическое отношение к природе, представляя ее образ в личном творчестве. Расширить знания детей о внешнем мире, показать внешний вид красной смородины.
Сформировать чувство ритма и композиции и научить объединять различные техники творчества в одной работе.
1.8. "Подводный мир"
Теория:
Рисование мыльными пузырями и ее освоение. (Заготовить фон для будущего коллажа).
Практика:
Знакомить детей с мыльными пузырями. Продолжать обучению с гуашью.
Воспитать интерес к изобразительному творчеству и способствовать развитию мышления, воображения, художественных навыков, внимания.
1.9. "Цветные рыбки"
Теория:
Написание картины акварельными карандашами, коллаж и ее освоение.
Практика:
Используя акварельные карандаши, вызвать интерес детей к рисованию. Добиться выразительного образа рыбки. Знакомить детей с коллажем. Закрепить способность пользоваться трафаретами, клеем, ножницами. Развить самостоятельность.
1.10. "Унылая пора! Очей очарованье"
Теория:
Рисование пальцами, ладошками
Практика:
Научить детей способности отражать в картине осенние признаки, которые соответствуют поэтическим строкам. Использовать разные методы рисования деревьев (пятно, которое замкнуто контуром, изображенное ладошкой, кулачком дерево).
Развить эмоциональные чувства, фантазию. Закрепить способность отличия пейзажа от картин иного содержания.
1.11. "Рисуем по образу"
Теория:
Написание картины по образцу и его освоение.
Практика:
Расширить кругозор детей о сложных предметах, развить умение нахождения взаимосвязи главного и второстепенного. Научить ребят смотреть с разных сторон на одну и ту же форму и помочь увидеть разнообразие предметов, развить фантазию. Способам изображения различных объектов обучать приемом рисования готовых образцов различных геометрических форм.
Развить моторику рук.
1.12. "Незаметный зверек"
Теория:
Рисования свечой и ее освоение.
Практика:
Знакомить ребят с техникой рисования свечой и продолжать обучению образцов. Закрепить способность использовать разные материалы, представление о сочетании цветов. Развить фантазию, самостоятельность в выборе интересного сюжета.
1.13. "Снегири на ветках"
Теория:
Рисование тычком жесткой, сухой, кистью и ее освоение.
Практика:
Знакомить детей с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Научить снегирей рисовать. Повторить знания о зимующих птицах нашей страны. Воспитать заботу и любовь к птицам.
1.14. "Узоры зимы"
Теория:
Продолжение освоения монотипия
Практика:
Знакомить детей монотипией (отпечатки), рисованием нитками. Показать возможности и особенности рисования этими способами.
Развить фантазию, образное мышление, цветовосприятие и вызвать интерес к творчеству.
1.15. "Письмо для Дедушки мороза"
Теория:
Самостоятельная работа ребят.
Практика:
Создать предновогоднее нестроение. Учить детей представлять свои желания рисунок и в понравившейся технике самостоятельно выполнять работу.
1.16. "В лесу родилась елочка"
Теория:
Рисование нитками.
Практика:
Продолжать обучать детей различным нетрадиционным способам изображения, знакомить их с новым необыкновенным изобразительным материалом. Развить способность подбирания цветовых сочетаний для своей композиции. Научить аккуратному использованию клея, выкладыванию нити четко по нарисованному контуру, а также развить координацию движений рук.
1.17. "Чародейка зима"
Теория:
Техника рисования – набрызг и ее освоение.
Практика:
Знакомить с набрызгом. Учить новым методам получения изображений. Развить внимание
1.18. "Волшебный зимний лес"
Теория:
Техника – оттиск (капустный лист) и ее освоение.
Практика:
Продолжить обучение детей самостоятельной передачи сюжета зимнего пейзажа с использованием техник. Развить интерес детей к изобразительному творчеству. Научить изображать предметы оттиском капустного листа и включать в картину елки, снеговики
1.19. "Снеговики и их семья"
Теория:
Оттиск тканью и ее освоение.
Практика:
Познакомить детей с оттиском тканью. Создать веселое настроение, вызвать позитивные чувства у детей и продолжить развивать воображение.
1.20. "Мелодичный рисунок"
Теория:
Работа ребят по мнениям от прослушанной музыки. Техника выбирается по желанию детей.
Практика:
Развить цветовосприятие с помощью музыки и рисования. Улучшить способность соотношения цвета с музыкой, сравнивая различие наиболее красочных способов музыкальной выразительности, таких как динамика, темп, ритм. Научить детей импровизировать с цветовым пятном.
1.21. "Цветное небо"
Теория:
Рисование по мокрой бумаге и ее освоение.
Практика:
Научить детей рисовать по мокрой бумаге. Развить чувство композиции, формы цвета. Привить желание восхищаться природой.
1.22. "Соленое море"
Теория:
Освоение техники рисования с солью по сырой краске.
Практика:
Обучить новому приему рисования: посыпать соль по мокрой краске для придания изображения объемности.
Продолжать развивать воображение деток.
Повторить навыки рисования красками, а также способность смешивать краску на палитре для получения необходимого оттенка.
1.23. "Картинки из цветной нитки"
Теория:
Ниткография и ее освоение.
Практика:
Познакомить детей рисованием нитью (ниткографией). Развить цветовосприятие и умение подбирать для композиции цветовые сочетания, развить, творческое воображение.
1.24. "Вид у озера"
Теория:
Продолжение знакомства с монотипией.
Практика:
Повторить с детьми знания о пейзаже.
Продолжить знакомить монотипией техникой изображения пейзажа, показать ее особенности. Объяснить детям, что пейзаж можно придумать самому, а не только нарисовать с натуры. Развить умения ребят создавать композицию, с самостоятельным подбором цветовой гаммы в соответствии с сюжетом.
1.25. "Превращение ладошки"
Теория:
Рисование ладонями.
Практика:
Улучшить умение делать отпечатки ладонями и дорисовать их до отчетливого образа. Развить творчество
1.26. "Красивый подарок маме"
Теория:
Самостоятельная работа ребят.
Практика:
Улучшить умения детей в разных изобразительных техниках. Развить композиционное и ритмическое чувство.
1.27. "Весеннее воображение"
Теория:
Техника рисования — оттиск стеклом и ее освоение.
Практика:
Научить рисованию способом размывания красок на стекле и оттиска стекла на бумажный лист. Определить краски «Весны», развить воображение.
1.28. "Дерево весной"
Теория:
Кляксография, пуантилизм и их освоение.
Практика:
Закрепить способность пользования знакомыми способами техники для создания рисунка, развить цветовосприятие, умение делать заключения. Развить дыхательную систему, фантазию и мышление.
1.29. "Планеты"
Теория:
Заготовка деталей для коллажа, упражняться в вырезании.
Практика:
Повторить с детьми технику коллаж. Улучшить способность пользоваться трафаретами, ножницами, клеем. Развить, самостоятельность и аккуратность.
1.30. "Дали вселенной"
Теория:
Коллаж и ее освоение, а также продолжить набрызг.
Практика:
Обучить создавать образ неба со звездами, с использованием смешения красок, набрызга. Развить цветовосприятие. Упражняться в рисовании с помощью данной техники и коллажа. Научить, самостоятельно располагать картины на бумажном листе. Развить чувство прекрасного.
1.31. "Верба праздничная"
Теория:
Рисование техникой пастель.
Практика:
Объяснить, почему верба – символ Пасхи. Знакомить детей с пастелью. Научить рисовать вербу пастелью по затонированной бумаге.
1.32. "Праздничный фейерверг"
Теория:
Восковые мелки акварель и ее освоение.
Практика:
Знакомить детей с восковыми мелками акварель. Закрепить знания детей о праздниках 1 и 9 мая, научить рисовать салют, соблюдать цветовой колорит.
1.33. "Одуванчики - легкое чудо природы"
Теория:
Продолжение осваивания техники – набрызг.
Практика:
Продолжить формировать у детей художественные способности с помощью «набрызг». Обучить особенностям изображения объектов с помощью этой техники, развить мелкую моторику, восприятие прекрасного.
1.34. "Ночь для Золушки"
Теория:
лист плотной бумаги, свеча, трафарет-звезды, акварель,кусочек поролона.
Практика:
Познакомить детей с техникой рисования, при помощи свечи и акварели
1.35. "Путешествие в страну Рисовандию"
Практика:
развитие у детей творческих способностей; закрепление умения рисовать разными видами нетрадиционными техниками"
1.36. "Вот и наступило лето"
Теория:
Индивидуальная работа, техника изображения по выбору деток.
Практика:
Повторить умение ребят изображать понравившейся техникой. Развить интерес к индивидуальной художественной деятельности. Воспитать усидчивость, аккуратность, эстетику.
Базовый уровень (0 лет обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.2
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Итого: |
Содержание учебного плана
Продвинутый уровень (0 лет обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.3
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Итого: |
Содержание учебного плана
2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1
Календарный учебный график
Позиции | Заполнить с учетом срока реализации ДООП |
Количество учебных недель | 36 |
Количество учебных дней | 36 |
Продолжительность каникул | 10 |
Даты начала и окончания учебного года | 02.09.2019 -29.05.2019 |
Сроки промежуточной аттестации | - |
Сроки итоговой аттестации (при наличии) | - |
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1
Условия реализации программы
Аспекты | Характеристика (заполнить) |
Материально-техническое обеспечение |
|
Информационное обеспечение |
|
Кадровое обеспечение |
|
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
- Творческая работа
- Выставка
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1
Оценочные материалы
Показатели качества реализации ДООП | Методики |
Уровень развития творческого потенциала учащихся |
|
Уровень развития социального опыта учащихся |
|
Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся |
|
Уровень теоретической подготовки учащихся |
|
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами |
|
Оценочные материалы (указать конкретно в соответствии с формами аттестации) |
|
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
- Словесный
- Наглядный
- Объяснительно-иллюстративный
Формы организации образовательной деятельности:
- Групповая
- Практическое занятие
- Выставка
Педагогические технологии:
- Технология группового обучения
- Технология коллективного взаимодействия
Тип учебного занятия:
Изучения и первичного закрепления новых знаний.
Дидактические материалы:
- Раздаточные материалы
2.6. Список литературы
- Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2016.
- А.В. Никитина "Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей" – СПб.: КАРО, 2007
- Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования "Интегрированные занятия в ДОУ" - М.: ТЦ Сфера, 2011
Кулундинский район 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Методическое обеспечение для реализации дополнительной программы ( мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»)
Программа по дополнительному образованию, по направлению «Познавательное развитие» - «Легомастера»...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...