Воспитание творческой личности в процессе реализации проектов
статья (подготовительная группа)
Статья для воспитателей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
Воспитание творческой личности в процессе реализации проектов по изобразительной деятельности
Воспитатель: Скиба О.А.
г. Заречный
«… Искусство никогда не держало свои ворота распахнутыми
для случайных прохожих. А детская книга при всей
ее внешней простоватости – вещь исключительно
тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка,
лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины.
Удивительное искусство – детская книжка».
Л. Токмакова
«…Чтение книг - тропинка, по которой умелый,
умный, думающий воспитатель
находит путь к сердцу ребенка».
В.А. Сухомлинский
Кардинальные изменения, происходящие в настоящее время в системе образования, а также в условиях реализации Федерального Государственного образовательного стандарта выдвигают новые требования, среди которых одним из главных является развитие творческих способностей детей. Происходит переориентировка направленности образования от узко- прагматических задач формирования знаний, умений, навыков к развитию творческих способностей, созданию условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Книга не только развивает, учит, воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, помогает естественной детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл. Книга, прочитанная в детском возрасте, оставляет более сильный вклад, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в книгу.
Детская книжка – это вид искусства, наиболее доступный для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Не случайно, эстетическое воспитание детей раннего и младшего возраста начинается с иллюстрированной книги. Книга с картинками – это первое соприкосновение маленького человека с изобразительным искусством и художественной литературой. Детская книжка – это уникальный предмет культуры, который не просто интегрирует разные виды искусства (детскую литературу и книжную графику, изобразительное искусство), а сам является интегрированным по своей сути, поскольку иллюстрация и художественное слово выступают в нем как визуально – вербальное единство.
Но в последнее время в современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением, как основного источника знаний и развития творчества. В нашем детском саду зародилась идея создания детских книжек самими детьми, чтобы через книги дать возможность общения ребенку с результатами собственного творчества. Процесс создания книги не только способствует развитию у ребенка индивидуального «почерка», как особой манеры исполнения, но и способствует восприятию художественных образов окружающего мира. Так появилась идея разработки проекта по созданию детских книг.
Тема проекта: «Кем быть?». Вид проекта: долгосрочный, творческий, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Данный проект нашел продолжение в мини-проектах: «Экологические сказки», «Зареченская страна».
Целью проекта являлось развитие творческих способностей детей посредством создания детских книг.
Исходя из особенностей восприятия и понимания произведений литературы, нами были поставлены следующие задачи:
- воспитывать любовь к художественному слову;
- развивать и закреплять устойчивый интерес детей к книге;
-развивать фантазию, воображение, наблюдательность, умение видеть характерные признаки окружающих объектов, сравнивать.
- расширять литературный опыт детей, знакомить их с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка и др.);
- развивать креативное мышление дошкольников с помощью ознакомления с книгой;
- развивать художественный и творческий потенциал;
- формировать воссоздающее воображение при создании иллюстраций к книгам;
-обращать внимание детей на язык литературного произведения, на авторские приемы изображения, иллюстрации;
-поощрять нестандартное видение окружающего мира; личную позицию, как при восприятии детской книги так и в процессе создания своих книг;
- стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми при создании книг;
- приобщать детей к книжной культуре, повышать интерес и стремление к знаниям через книгу.
Чтобы в полной мере достичь поставленных задач, работа по ознакомлению детей с детской литературой шла в тесном взаимодействии с родителями, воспитателями в различных видах деятельности. Интеграция образовательных областей и деятельностный подход позволили нам решить поставленные образовательные задачи через различные формы работы с детьми:
- сюрпризные моменты с приходом героев литературных произведений;
-придумывание нового окончания сказки, рассказа;
-придумывание своих маленьких рассказов;
-рассматривание иллюстраций;
- иллюстрирование прочитанной книги;
-экскурсия в типографию, библиотеки города;
- знакомство с профессиями, связанными с литературой и людьми, работающими в типографии;
-литературные викторины;
-праздники;
-чтение и рассказывание литературных произведений;
- беседах о прочитанном;
- слушание музыки ;
- инсценировки.
Проект включал три этапа.
Первый этап включал сбор информации. В беседах с детьми выяснилось, что дети не знают как создается книга, поэтому была организована экскурсия в типографию г. Пензы. В типографии дети познакомились с историей появления и создания книги, с профессиями людей, работающими над книгой.
Дети познакомились с такими профессиями, как дизайнер, наборщик, корректор, печатник, упаковщик и получили массу впечатлений. Они своими глазами увидели, как создаются книги, газеты, журналы и даже получили в подарок новые календари, только что вышедшие из печати. Ребята открыто и непринужденно вступали в контакт со взрослыми, ориентируясь на схемы – подсказки ведения диалога. Таким образом, дети не только расширили и закрепили речевые навыки, но и пополнили свой словарный запас новыми словами, активно использовали их в речи и получили массу положительных эмоций. В детском саду дети поделились своими впечатлениями с другими детьми, воспитателями, родителями. Ребятам захотелось устроить свою маленькую типографию в детском саду, и было принято решение создать свою творческую мастерскую по производству книг. Сначала дети изобразили людей разных профессий из типографии, составили короткие рассказы о них. Каждый ребенок создал иллюстрацию к одной из профессий, а воспитатель помог детям объединить все картинки в переплет с красивой обложкой. Так в процессе совместной продуктивной деятельности была создана книга: «Кем быть Незнайке». Таким образом, были созданы условия для развития не только речи, активности, сотрудничества, но и творчества.
Ребята были так увлечены созданием книг, что продолжили работу и появилась вторая книга «Колобок на новый лад». В ней дети придумали новый конец сказки, где колобок встретил белку, медведя и других героев и никто его не съел, нарисовали красочные иллюстрации. Мы подготовили детям силуэты колобка, чтобы он был одинаковым на протяжении всей сказки, а дети нарисовали, героев с которыми встретился колобок. Так и получилась новая книга для малышей.
Наши дети и родители были так увлечены созданием книг, что не смогли отказаться от участия в городском конкурсе экологических сказок, который проходил в городе Заречном. Воспитатели поддержали идею. Так появился краткосрочный проект по созданию экологических сказок, где дети и родители создали книжки-малышки: «Бабочка-Красавица», «Белочка», «Кто лучше поет?», «Игрушки принцессы», «Солнышко», «Одуванчик», «Бабушка Федора и Герань» и др. Интерес родителей и детей к созданию книг превзошел все ожидания, дети сочиняли сказки, родители писали тексты и вместе с детьми рисовали иллюстрации, а мы в детском саду в своей маленькой типографии оформляли книги и обложки. В совместной деятельности с детьми мы даже сочинили коллективную сказку «Попугай Кеша» и «Кто лучше поет?». Каждая книжка была не похожа одна на другую и по оформлению и по содержанию, и конечно, иллюстрации к каждой сказке вызывали восхищение как у родителей, так и у самих детей.
Но и на этом наша работа не закончилась. В городе Заречном стартовал городской проект «Город, в котором хочется жить!»
В рамках реализации городского проекта наши, теперь уже выпускники, создали коллективный плакат: «Город Заречный в будущем» и совместно с родителями реализовали проект по созданию книги «Зареченская страна». Дети вместе с родителями прочитали сказку о городе Заречном в будущем, и каждый ребенок придумал иллюстрации к этой сказке. Так у каждого ребенка появилась своя маленькая история о будущем нашего города. Фантазии и творчеству детей не было предела: в голубом небе появились летающие тарелки, в парке им.Лермонтова - аквапарк, цирк и планетарий, которые стали любимыми местами отдыха зареченцев, а люди города стали ездить на аэромобилях. Родители и дети создали целую серию иллюстраций, и у каждого ребенка появилась своя маленькая книжка –малышка «Зареченская страна», и всем детям захотелось жить в нашем маленьком городе Заречном, таком любимом и родном! Городской конкурс закончился, а работы наших выпускников были отобраны для иллюстрации книги о городе Заречном. Портреты детей и их работы, отобранные членами жюри, были размещены на баннерах города Заречного.
Таким образом, создание книги, как особого вида изобразительного искусства оказывает большое влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственно совместному творчеству детей и родителей, непосредственных участников наших проектов.
Список литературы
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 2000. - 272 с.
Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 12. - С.23.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 176 с.
Котова И. О некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими дошкольниками / И. Котова // Дошкольное воспитание. - 1973. - № 2. - С.11.
Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / Л.С. Кудрявцева. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 208 с.
Курочкина Н.А. Детям о книжной графике / Н.А. Курочкина. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 160 с.
Панов В.П. Иллюстрация в книге / В.П. Панов. - М.: Юный Художник, 2001. - 233 с.
Пчелинцева Е.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Е.В. Пчелинцева. - Н-Новгород: изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. - 32 с.
Супнеева П. Здравствуй волшебная книга / П. Супнеева // Дошкольное воспитание. - №5. - 1996. - С.63-67.
Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А.
Флерина. - М.: Учпедгиз, 1996. - 160 с.
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Г.С.
Швайко. - М.: Владос,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/17/picture-343557-1384713928.jpg)
Презентация "Патриотическое воспитание дошкольникоов в процессе реализации проекта "Юные патриоты"
В презентации представлены цель, задачи и формы организации работы с детьми дошкольного возраста по проекту "Юные патриоты". Проект направлен на ознакомление дошкольников с историей родного поселка....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-498997-1413364849.jpg)
Организация образовательной работы по патриотическому воспитанию в процессе реализации проекта «Слава Армии родной».
Об актуальности нравственно-патриотического воспитания в современных условиях говорится в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015гг.», утвержденн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/14/picture-302659-1381726997.jpg)
Тема опыта: «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине в процессе реализации проекта с региональным компонентом»
Тема опыта: «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине в процессе реализации проекта с региональным компонентом»Автор опыта: Чупрова Наталья Александр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/28/picture-979583-1511886168.jpg)
Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе реализации исследовательского проекта "Умный взгляд на мусор".
Опыт работы воспитателя по экологическому образованию старших дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-811797-1476043889.jpg)
Статья на тему «Синтез педагогической технологии и педагогического искусства как условие построения эффективного процесса воспитания творческой личности в проектной деятельности дошкольников».
laquo;Синтез педагогической технологии и педагогического искусства как условие построения эффективного процесса воспитания творческой личности в проектной деятельности дошкольников»....
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе реализации проекта «Защитники земли русской»
Разработка и реализация долгосрочного педагогического проекта с детьми подготовительной группы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/20/picture-1071828-1547957107.jpg)
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА ГАРМАЕВОЙ Т.Д. ТЕМА: «Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе реализации проектов краеведческой направленности» на 2022-2023учебный год
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАГАРМАЕВОЙ Т.Д.ТЕМА: «Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе реализации проектов краеведческой направленности»на 2022-20...