ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА ГАРМАЕВОЙ Т.Д. ТЕМА: «Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе реализации проектов краеведческой направленности» на 2022-2023учебный год
материал
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
ГАРМАЕВОЙ Т.Д.
ТЕМА: «Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе реализации проектов краеведческой направленности»
на 2022-2023учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_samoobr-yu.docx | 31.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Дюймовочка»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
ГАРМАЕВОЙ Т.Д.
ТЕМА: «Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе реализации проектов краеведческой направленности»
на 2022-2023учебный год
г. Закаменск
Актуальность:
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека – дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
Цель работы по теме самообразования: создание оптимальных условий для формирования духовно – нравственных ценностей, нравственно-патриотических ценностей ;создание предметно – развивающей среды способствующей этому воспитанию; повышение уровня самообразования.
Задачи:
- Изучить методическую литературу по данной теме, познакомиться с опытом коллег.
- Рассмотреть основные понятия, методы, термины и формы работы с детьми используемые в проведении и описании педагогического опыта;
- Объединить усилия родителей и педагогов для развития и формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе реализации проектов краеведческой направленности
- Разработать и реализовать план обогащения развивающей предметно пространственной среды по данной теме.
Ожидаемый результат:
Для детей:
– расширение знаний в нравственно-патриотическом направлении (по темам)
-проявление познавательного интереса к родине, семье, саду
– развитие любознательности
-проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач.
Для педагогов:
– повышение профессионализма по данной теме
-внедрение новых методов работы с детьми и родителями
– самореализация
Для родителей:
– повышение компетентности родителей воспитанников по данной теме
-укрепление детско- родительских отношений
– заинтересованное участие родителей в образовательном процессе
Перспективный план работы по теме самообразования на 2022-2023 учебный год
Этапы работы | Содержание работы | Сроки | Примечания результат |
Теоретический этап (начальный) | Изучение методической литературы, интернет ресурсов по заданной теме ; сбор материалов для последующей работы по самообразованию | Июль-август | Аннотация на методическую литературу. В течении двух недель проводилась диагностика каждого ребенка с целью выявления уровня развития активности детей .(Заполнение карт развития). Мониторинг позволил определить и анализировать уровень достижений в художественно-эстетическом, познавательно-речевом, социально-личностном и физическом развитии в соответствии с нормативными показателями. контролировать динамику развития личностных качеств и последующего психолого-педагогического сопровождения детей. |
Определение целей и задач темы самообразования. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | сентябрь | Анкета для педагогов. | |
Практический этап (основной) | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. Посещение музея города. Составление перспективного планирования по теме самообразования. Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты). Привлечение родителей к оснащению и оформлению развивающей предметно-пространственной среды в группе для развития поисково- познавательной деятельности детей. | В течении всего года | Создание рабочей программы в соответствии с ФГОС. Участие в конкурсах различного уровня. Публикации. Разработок сценариев праздников, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников. Использование современных педагогических технологий в области обучения и воспитания. Внедрение в учебный процесс ИКТ. Разработка методических пособий, дидактических игр. Создание предметно-развивающей среды. Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. |
Заключительный этап | Подведение итогов работы, анализ результатов . | Май | Участие в муниципальных конкурсах. Ведение персонального сайта. Проведение открытого занятия. Выставка фотоотчета по проделанной работе |
Перспективный план работы с детьми на 2022-2023г
Месяц | Мероприятия | Цель и задачи | Ответственный |
Сентябрь | «Мой любимый детский сад»
1.Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. Дидактическая игра «Профессии»
2.Беседы «Моя группа», «Мои друзья» .С-к игра «Дружба начинается с улыбки» 3.Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)?».С-к игра «Ласковое приветствие» 4.Заучивание потешек «Котик-коток», «Кошка Мурка», «Сорока-ворона». СРИ «Детский сад» | Дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский сад). Развивать элементарные представления о дружеских отношениях. Знакомить с малыми фольклорными формами (потешки, песенки, загадки и др.). Помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом. Воспитывать добрые, теплые отношения между детьми в группе. | Воспитатель |
Октябрь | «Я и моё имя» 1.Беседа «Для чего человеку имя?» Игра «Назови ласково». 2.«Полное» и «неполное» имя. Игра «Кто я?» 3.Составление рассказов: «Я люблю, когда…», «Я боюсь, когда…», «Когда мне плохо…». 4.Чтение сказки «Три поросенка» Инсценировка сказки | Развивать представление детей об имени, своей семейной фамилии, что означает имя. | Воспитатель |
Ноябрь | «Моя семья» Рассказы детей о членах своей семьи. Выставка семейных фотографий. С/р игра «семья». 4.Заучивание потешек «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса» | Знакомить детей понятиями «семья», «Члены семья», функциями семьи, условным обозначением. Продолжать знакомить с народным фольклором | Воспитатель |
Декабрь | «Моя семья» Беседа «Что значит любить родителей?» «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи) Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять настроение маме (папе)?», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «вечер в семье». Заучивание стихотворений «Дед Мороз», «Елочка», потешек, закличек о зиме. | Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям. Дать представление о семейных обязанностях. Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям | Воспитатель |
Январь | «Мои друзья» Беседы «Друзья», «С кем я дружу» Игры «Ласковые слова», «Назови ласково». Разыгрывание ситуаций «Ссора», «Как помириться?». Разучивание стихов о дружбе | Развивать представление о том, что такое дружба. Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов. Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств. Воспитывать необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения | Воспитатель |
Февраль | Наши защитники» Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии». Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». Изготовление подарков для пап. Пение песен, заучивание стихов об армии. С/р игра «Мы солдаты» | Дать представление о том, что мужчина – это защитник семьи, Родины. Познакомить с русскими народными героями, защитниками. Воспитывать у мальчиков чувство долга, силы, ответственности, желание защищать слабых, свою Родину | Воспитатель Музыкальный руководитель |
Март | «Моя мама» Беседа с детьми о своих мамах. Изготовление подарков для мам. Пение песен, чтение стихов о маме. С/р игра «Дочки – матери». | Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага. Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг | Воспитатель Музыкальный руководитель |
Апрель | «Моя улица» Беседы с детьми «Мой адрес», «Улица, на которой я живу». Рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами города. Экскурсия по улицам, прилегающих к детскому саду.(домашняя работа с родителями) | Знакомить с понятиями «улица», «адрес». Способствовать запоминанию своего адреса. Воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить ее | Воспитатель |
Май | «Мой город» 1. Беседа «Город, в котором я живу». 2. Рассматривание иллюстраций: «День Победы» 3. Рисование «Деревья и кустарники» 4. Конструирование «Дом для куклы» 5. С/р игра «Автобус» | Знакомить с понятие «город», с его названиями. Знакомить с достопримечательностями города. Воспитывать любовь, уважение к городу, в котором живешь. | Воспитатель Музыкальный руководитель |
Перспективный план работы с родителями на 2022-2023г
Месяц | Мероприятия | Цель и задачи |
Сентябрь | Анкетирование «Воспитание патриота в семье» Индивидуальные беседы по результатам опроса Стенд для родителей «Мы здесь живем» | Оптимизировать воспитательный процесс и выявить степень осведомленности родителей Установление партнерских отношений между всеми участниками образовательного процесса |
Октябрь | Консультация «Воспитание патриотических чувств через формирование любви к родному краю». Картотека стихов, пословиц, поговорок о родном городе | Предполагает сотрудничество семьи с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления, развитию таланта Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи |
Ноябрь | Буклет «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Родительское собрание «Воспитываем будущего гражданина» | Помочь родителям найти возможное решения проблемы Привлечение родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников, раскрыть сущность и значение работы родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей. |
Декабрь | Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» | Повышение педагогической грамотности родителей в области организации досуга, игровой и продуктивной деятельности детей |
Январь | Праздник «Здравствуй, ёлочка!» | Показать родителям результаты развития детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) |
Февраль | Зимнее оформление участка «Наш участок» Фотовыставка «Мой выходной день» | Привлечение родителей к изготовлению построек из снега на участке Обмен опыта семейного отдыха, установление дружеских отношений среди родителей группы |
Март | Стенгазета «Мама, милая мама!» Буклет «Растим патриотов своей страны!» Альбом «История нашего города» | Развитие творческого потенциала семей Полезная информация для родителей Формирование семейных традиций. |
Апрель | Конкурс рисунков ко дню космонавтики Конкурс поделок «Пасхальный колокольчик» | Развитие творческого потенциала семей |
Май | Марш «Бессмертный полк» Праздник «День победы» | Создать радостное настроение и эмоциональный отклик от праздника Воспитание патриотизма , чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне |
Перспективный план работы с педагогами на 2022-2023г
Месяц | Мероприятия |
Октябрь | Консультация по теме «Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников» |
Ноябрь | Презентация «Экологическая тропа нашего ДОУ» |
Декабрь | Предоставление опыта работы проекта «Мои край родной» |
Январь | Консультация «История нашего города». |
Февраль | Презентации «Работа по краеведению с детьми младшего возраста» |
Апрель | Консультация «Проектная деятельность как средство ознакомления дошкольников с краеведением» |
Май | Выступление на педагогическом совете. Отчет проделанной работы за год. |
Литература по теме самообразования:
Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, А.Г.Ахтян «Социально – нравственное воспитание детей от 2-5 лет» 2009 год (дошкольное воспитание и развитие).
О.В.Сакавичене «Патриотическое воспитание дошкольников» журнал «Ребенок в детском саду» №2, 2006 год.
Е.В.Михеева «Современные технологии обучения дошкольников» 2013 год.
И.Е.Федосова, Л.В.Свирская «Вдохновение. Примерная образовательная программа дошкольного образования» 2015год.
Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом»
Консультация для родителей...
План по самообразованию воспитателя детского сада на тему "Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФГОС"
План по самообразованию на тему "Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФГОС"...
План по самообразованию на тему:«Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности слу...
План самообразования Тема: «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»
План самообразования Тема: «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»...
Проект на тему: «Формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Направление: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности слу...
Из опыта работы НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
Из опыта работы НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»...