План-конспект занятия по изобразительной деятельности «Знакомство с искусством- Натюрморт»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Келоева Бэлла Усамовна

Цель: познакомить детей с жанром живописи – натюрмортом, с его содержанием, средствами выразительности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия   по изобразительной деятельности

«Знакомство с искусством- Натюрморт»

Вид занятия:   изобразительная деятельность

Тема занятия:  «Знакомство с искусством – рассматривание натюрмортов»

Цель: познакомить детей с жанром живописи – натюрмортом, с его содержанием, средствами выразительности.

Задачи:

Образовательные: формировать умение воспринимать различные средства выразительности (композиционный центр, расположение других предметов относительно центра, их форма, цвет, колорит, манера исполнения); рассказать, что содержанием натюрмортов является изображение предметов природы и быта.

Развивающие: обогащать словарный запас детей, развивать аналитико-синтетические способности детей через использование приема сравнения при обследовании предметов и рассматривании картин.

Воспитательные: развивать дружеское и деловое общение детей в совместной деятельности.

Виды детской деятельности: рассматривание, исследование, подведение итогов

Методы и приемы: словесные, игровые, наглядные.

Словарная работа: натюрморт, колорит, композиция, манера исполнения.

Материалы и оборудование: несколько репродукций натюрмортов с разным содержанием, среди них картины, на которых изображены плоды; пейзаж И.Левитана «Золотая осень», жанровой картины «Ужин тракториста» А.Пластова или др.

Используемые педагогические технологии: информационно-коммуникативная, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, исследовательская деятельность.

Предварительная работа: рассматривание репродукции картин разных художников и разного жанра, чтение стихотворений  А.Плещеев «Осень наступила…», Н.Греков. «Приметы осени», К.Бальмонт. «Осень», А.Пушкин «Осень», «Уж небо осенью дышало», И.Соколов-Микитов «Осень в лесу», А. Фет «Осыпал лес свои вершины», Ф.Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»

План занятия

Этапы занятия

Содержание образовательной деятельности

Продолжит. занятия

1-я часть:

организационная

2-я часть:

основная

   

   Воспитатель помещает на доску репродукцию картины «Золотая осень» и картины, героями которой являются дети или взрослые.

- Ребята, о чем первая картина? Что на ней изображено? (ответы детей)

-на этой картине художник Левитан изобразил осеннюю погоду (природу) в ясное солнечное утро. На картине мы видим золотую рощу и синюю речку, луг, поле и даже далекую деревню. Большое пространство земли уместилось на картине.

-Давайте рассмотрим следующую картину.

   Кто изображен на этой картине? Что они делают? Где находятся? Как бы вы назвали эту картину? Молодцы. Художник Пластов назвал эту картину «Ужин тракториста».

Воспитатель выставляет рядом 4-5 натюрмортов.

- Ребята, а как вы думаете, что изображено на этой картине? (ответы детей)

- На картинах, которых мы рассматривали раньше были изображены люди и природа. А что же изображено на этих картинах? Что их объединяет? Есть ли на них изображения лесов, полей, озер? Изображены люди или животные? (ответы детей)

- Правильно ребята, содержанием этих картин являются изображения цветов, плодов, посуды и других предметов, которые есть в домах у людей. Такие картины называются натюрмортами.

        Если видишь на картине

   Чашку кофе на столе,

                 Или морс в большом графине,

 Или розу в хрустале,

  Или бронзовую вазу,

   Или грушу, или торт,

           Или все предметы сразу, –

         Знай, что это натюрморт.

Один натюрморт воспитатель ставит отдельно, чтобы познакомить со средствами выразительности, которые использовал художник. Например, натюрморт Стожарова «Чай с калачами».

- Ребята, а какой предмет сразу бросается в глаза, когда мы смотрим на эту картину?  (дети: самовар)

- Почему самовар так заметен?  (ответы детей)

Самовар расположен в центре картины, выделяется величиной и цветом – он блестящий, желтый.

- А что находится за самоваром?  (черный расписной поднос)

- Как вы думаете, художник специально поместил черный поднос за желтый самовар?

- Выделялся бы самовар на картине без этого подноса?

- Почему не выделялся бы?  (потому что за самоваром находится желтая деревянная стена)

- Какие еще предметы расположены возле самовара? (чашка с блюдцем, крынка с отбитым краем и деревянной ложкой наверху, калачи в тарелке и связка баранок перед ними. Все, что нужно для чая.)

- Скажите почему так хорошо видны калачи и баранки? Они ведь хоть и другого оттенка, но тоже желтые. Да, они нарисованы на красной скатерти, на стене за тарелкой с калачами висит клетчатое полотенце с узором. Значит, когда художник писал этот натюрморт он хорошо продумал, какие предметы расставить рядом и какого они должны быть цвета.

- Каких красок больше всего использовал художник в этом натюрморте? (желтых и красных).

- Эти краски яркие или темные, тусклые? (яркие) Значит, картина, нарисованная яркими красками, получилась радостной.

На этой картине нет людей, на ней изображен лишь большой угол комнаты. А могли бы мы, глядя на эту картину, узнать, где находится эта комната – в городе или в деревне? Почему в деревне? Как вы думаете, люди, живущие в этом доме, уже попили чай или собираются? Как вы узнали? Видите, как через вещи, изображенные на картине, можно узнать, кто хозяева, где они живут и даже как живут.

                                             Физкультминутка:

«Цветочная зарядка»

- Говорит цветку цветок

- Подними-ка свой листок.  (дети поднимают и опускают руки)

- Выйди на дорожку,

- Да притопни ножкой.  (дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

- Да головкой покачай

- Утром солнышко встречай.  (вращение головой)

- Стебель наклони слегка

Вот зарядка для цветка.  (наклоны на туловища)

- А теперь росой умойся,

Отряхни и успокойся.  (встряхивание кистями рук)

- Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

 Далее рассматриваются два натюрморта, с изображением плодов, выполненные в разной манере: цветы и плоды И. Хрудского и яблоки И. Грабаря.

- Ребята, эти две картины написаны разными художниками. Один жил давно, это художник И. Хрудский. Другой художник, Грабарь, жил в наше время. (подчеркивает разную манеру художников).  Хрудский рисовал предметы очень подробно. У него видна каждая прожилочка листка, незаметен переход от одного оттенка цвета к другому в каждом фрукте. Рассматриваются пушистая поверхность персиков и мякоть разломанного плода, налитый соком спелый виноград.

 А другой художник Грабарь совсем по-иному изображает плоды и другие предметы. Он пишет крупными мазками, как будто набрасывает краску на холст. Его натюрморт лучше рассматривать на расстоянии.

 

 

   

3-я часть:

итоговая

 

Делается вывод, что каждый художник по-своему, в своей манере изображает предметы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности «Портреты Зверей» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: развитие творческих способностей.Задачи: Закрепить умения рисовать приемом: примакивания;Закрепить навыки приемов лепки: скатывание, раскатывание, примазывание;Воспитывать аккуратность при прикл...

Конспект занятия по изобразительной деятельности "Беседа по искусству"

Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства.Искусство учит «мыслить образами», учит ст...

План – конспект проведения занятия по изобразительной деятельности с детьми средней группы «Осенний букет»

Материал поможет педагогу познакомить детей с новым видом нетрадиционной  техники рисования - «печать растений»....

План – конспект проведения занятия по изобразительной деятельности с детьми старшей группы «Осенний букет»

Материал рассказывает, как с помощью природного материала (листьев деревьев) маленькие художники смогут передать красоту осеннего букета....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по изобразительной деятельности (лепка) «Мы лепили натюрморт»

занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)...