НОД по нетрадиционному рисованию методом «тычка» жесткой полусухой кистью «Золотая осень».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Исаченко Елена Юрьевна

Занятия рисованием в детском саду — это один из важнейших путей познания окружающего мира ребёнком, так как малыши не только занимаются творчеством, но и самостоятельно находят решения поставленным практическим заданиям. Это совершенствует наблюдательность, формирует эстетический вкус. Однако реализация этих целей требует полной включённости ребёнка в творческий процесс, что нелегко осуществить, если малыш не обладает изобразительными способностями. В этом случае на помощь приходят нетрадиционные техники рисования.

Чтобы продуктивная деятельность детей была увлекательной, завораживающей и восхищающей надо использовать в рисовании метод «тычка». К этому методу относятся два приема – это рисование жесткой полусухой кистью и поролоновый тычок.

Рисование тычками стимулирует развитие мелких мышц кисти рук.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_osen.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по нетрадиционному рисованию методом «тычка» жесткой полусухой кистью «Золотая осень».

Цель: учить детей отражать в рисунке впечатление от золотой осени, используя нетрадиционный способ «рисование тычком» жесткой полусухой кистью.
Задачи:

Вызвать у детей интерес к нетрадиционному рисованию. Формировать умение рисовать гуашью, используя сухую, жесткую кисть; учить рисовать методом тычка, закреплять умение держать кисть. Закреплять знание цвета.
Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность, внимание, мелкую моторику, творческое воображение и творческие способности.

                            Ход НОД

Воспитатель:

- Послушайте загадку и определите, о каком времени года в ней говорится:

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
Дети: - Осень!

Воспитатель:

Давайте вспомним что мы знаем об этом времени года?

- Ребята, сколько всего осенних месяцев? (три)

- Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Как можно назвать осень в сентябре? (ранняя, золотая, разноцветная)

- А почему она золотая?( потому что листья пожелтели)

- Как можно назвать осень в октябре (дождливая, холодная)

- Почему дождливая (потому что часто идут дожди)

- Как можно назвать осень в ноябре (поздняя)

- Почему поздняя ( потому что ноябрь - последний месяц осени, холодно, и идет снег с дождем )

- Ребята, какое явление мы называем листопадом? (когда падают много листьев)

- В какую погоду листиков падает больше (когда дует ветер)

Молодцы ребята вы очень много знаете про осень.

Воспитатель:

Ребята, давайте на минутку закроем глаза и представим, что мы с вами оказались в осеннем лесу. Что изменяется в лесу с приходом осени?

Дети: - На деревьях и кустах желтеют и краснеют, опадают, вянут, сыплются листья. Дуют сильные ветры. Животные готовятся к зиме и др.

Воспитатель:

- По каким признакам мы узнаём осень?

Дети: - Улетают птичьи стаи в тёплые края. Часто ветреная погода. Почти все деревья стоят голые. Листья падают, летят и кружатся. Устилают всю землю осенним ковром. Наступает листопад. Кругом очень красиво и др.

Воспитатель:

- Какая погода осенью?

Дети: - Дождливая, ветреная, холодная, сырая. В начале осени ещё много тёплых дней, а в конце уже становится холодно и др.

ВоспитательА сейчас немного поиграем.

Ребята я задам вам вопросы про осень а вы должны на них отвечать только да или нет. Дети становятся в круг.

 

Игра "Деревья"

Слушаем рассказ и выполняем различные движения

Летом ярко светило солнышко.   (Растопыриваем пальцы перед собой)

Тёплый ветерок обдувал деревья.   (Машем на себя ладошками)

Тёплый дождик мыл зелёные листочки.   (Кончиками пальцев трём щёчки)

 

А потом лето кончилось, пришла осень.

Холодный дождик стучал по листьям.   (Стучим кончиками пальцев по щёчкам)

Холодный ветер раскачивал деревья.   (Качаемся из стороны в сторону)

Листья пожелтели и упали на землю.   (Приседаем, потом встаём)

 

Стало совсем холодно, и деревья заснули.   (Кладём ладошки под щёчку)

Деревья проснутся весной.

Станет тепло, будет светить яркое солнышко.   (Растопыриваем пальцы перед собой)

На деревьях вырастут новые листочки.

Тёплый дождик будет мыть зелёные листочки.   (Трясём кистями рук)

Воспитатель:

Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу именно из-за этого разноцветья.

-Русские поэты Пушкин, Тютчев любили писать об осени красивые стихи.

Послушайте стихотворение З. Фёдоровская «Осень на опушке краски разводила»

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
-Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!

ВоспитательДа, осень бывает разная, но больше всего у неё оттенков: золотого, оранжевого, коричневого, красного.

-Ребята, вы видите, как поэты красиво отзываются об осени? И мы с вами давайте вспомним нашу экскурсию по территории детского сада. Как мы тоже любовались этой красотой! Кто скажет, какой тогда был день, погода?

Индивидуальные ответы детей:

- Стоял ясный осенний день. Была солнечная погода. Был тёплый осенний день.

Воспитатель:

-А какие деревья мы с вами видели на территории детского сада, одинакового ли цвета была листва?

Индивидуальные ответы детей:

- На одних деревьях листья жёлтые, на других разные по цвету: красные, оранжевые, жёлтые, тёмно-жёлтые.

Воспитатель:

- А только ли на деревьях были листья?

Дети: - Листья падали на землю, устилая её красивым ковром.

Затем воспитатель помещает несколько репродукций картин на доску и говорит:

- Посмотрите, ребята. Осень - очень красивое время года. Многие художники любят рисовать лес, парк в осенние ясные дни. Они подбирают для своих картин яркие краски. Рисуют голубое небо, тёмные стволы деревьев, рядом с которыми особенно яркими кажутся жёлтые, оранжевые и красные листья. Картины получаются радостными.

- А вы бы хотели сейчас превратиться в осенние листики и полетать, покружиться? (Да)

Воспитатель включает магнитофон с записями звуков природы.

Физкультминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

(Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями. Повторить 2 р.)

Воспитатель:

- Вот сегодня, ребята, вы сможете себя почувствовать маленькими художниками. Потому что вы тоже будете рисовать парк в ясный осенний деньДавайте еще раз посмотрим на картины, почувствуем настроение авторов.

Придвиньте к себе листы бумаги. На листах у вас уже есть голубое небо и широкая полоса земли. На такой полосе земли можно нарисовать деревья, которые растут в разных местах – одни ближе, другие дальше.

- Если дерево близко, покажите, где вы его нарисуете? (Дети показывают)

Воспитатель:

- Какие будут деревья?

Дети: - Высокие, крупные, большие, длинные.

Воспитатель:

-А если дальше? (дети показывают).

- Как они будут выглядеть?

Дети: - Маленькие, низкие, короткие.

Воспитатель:

- Чтобы успеть нарисовать 3-4 дерева, сначала нарисуйте стволы и ветки у всех деревьев, а потом уже на всех деревьях будете рисовать листву. А листву мы будем рисовать очень интересным способом. Мы с вами будем использовать жесткую, сухую кисть, без использования воды. Кисть мы сразу окунем в краску, а излишки уберём вытерев кисточку о край банки. Будем наносить тычки этой кисточкой так, чтобы заполнить всю крону дерева. Не забывайте, что сначала мы пользуемся желтой краской, потом оранжевой и только потом красной.

Постарайтесь нарисовать так, чтобы у вас весь лист был заполнен изображениями.

Воспитатель включает спокойную лирическую музыку. Дети приступают к рисованию. В процессе работы воспитатель побуждает детей к использованию разных красок для изображения осенней листвы.

Тем, кто раньше справиться с заданием, можно посоветовать нарисовать дорожки в парке, скамейки и др.

В конце занятия воспитатель помещает рисунки детей на доску и спрашивает:

- Можно ли узнать, какое время года нарисовано на рисунках? Как вы узнали, что это осень?

Дети: -На рисунках много жёлтого, красного и оранжевого цвета. Они не только на деревьях, но и на земле.

Воспитатель:

- Какой осенний день нарисован – ясный или пасмурный? Как об этом можно узнать по вашим рисункам?

 Дети: - Ясный день, потому что голубое небо, яркая листва, светит солнце.

Воспитатель:

- Как можно назвать осень в ярких, жёлтых тонах?

Дети:

- Золотая осень!

Воспитатель:

Воспитатель подтверждает высказывания детей, что в их рисунках больше всего жёлтых, оранжевых красок, которые напоминают цвет золота.

Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.

Молодцы, ребята. Далее педагог раздает раскраски на осеннюю тему, предлагая вечером продолжить рисование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по нетрадиционной технике рисования (тычок жесткой полусухой кистью) в средней группе " Ежик"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в средней группе  в нетрадиционной технике рисования - тычок жесткой пол...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по (художественно-эстетическому развитию) Рисование на тему: с использованием нетрадиционной техники (тычок жесткой полусухой кистью) «Пушистый котенок»

Жёсткой кистью  можно рисовать с детьми любого возраста.  Этот способ рисования используется для получения необходимой фактуры рисунка: пушистой или колючей поверхно...

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе – коллективная работа «елочка» (методом тычка жесткой полусухой кистью).

Конспект занятия по рисованию для второй младшей группы общеразвивающей направленности. Целью данного занятия является: учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью, развивать эстетическое в...

Конспект по образовательной области «Художественно эстетическое развитие» Рисование с использованием нетрадиционных методов - рисование тычком жесткой полусухой кистью в подготовительной к школе группе Тема: «Бурый медведь зимой»

Конспект по образовательной области «Художественно эстетическое развитие»Рисование с использованием нетрадиционных методов - рисование тычком жесткой полусухой кистьюв подготовительной к ш...

Конспект НОД в области художественно-эстетического развития с детьми второй младшей группы «Рисование. Зайчишка» (Тычки жесткой полусухой кистью. Гуашь)

Программное содержаниеЦель: Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животного.Интеграция образовательных областей:«Художественно...

Конспект занятия по рисованию в средней группе методом тычка жесткой полусухой кистью «Зайка беленький сидит»

Вот какой забавный зайка,Ты не бойся, побегайка!На макушке – длинные ушки,Пушистая спинка, мягкий животик,А сзади у зайки – коротенький хвостик.Тебя не будем обижать,Будем с зайчиком играт...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию методом тычка в старшей группе «Золотая осень»

Конспект занятия посвящён тому, чтобы научить детей рисовать нетрадиционным способом — методом тычка, закрепить и расширить представление о приметах осени и пробудить интерес...