"Развитие творческих способностей у дошкольников через использование нетрадиционных техник в рисовании"
методическая разработка по рисованию

Афанасьева Екатерина Андреевна

Рисование – одно из трех взаимосвязанных направлений в эстетическом воспитании детей наряду с приобщением к прекрасному в жизни, искусстве и развитием детей в сфере художественного труда.  Являясь одним из любимых и доступных видов детской деятельности, рисование ведет к общению и перестройке психических свойств и способностей ребенка, способствует его художественному развитию и помогает передать своё отношение к окружающей действительности с помощью доступных ему средств выразительности.

Использование нетрадиционных техник позволяет создать устойчивую мотивацию у детей к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. Изобразительный материал может быть одним и тем же – например, гуашевая краска. Использовать ее можно в технике набрызга, и, смешивая краску с крупой, солью, и рисовать клеевой кистью на гладкой поверхности картона, и в технике, разбрызгивая по фону с маской, ниткой, с помощью оттиска.  Так или иначе, но создание творческой атмосферы зависит от желания и умения взрослого создавать условия для развития детского творчества. Если сам педагог не любит рисовать, лепить, творить – детям будет сложно чему – то у него научиться.

Таким образом, я решила, что знания с использованием нетрадиционных техник являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №55 «Золотой ключик»

Опыт работы

«Развитие творческих способностей у дошкольников через использование нетрадиционных техник в рисовании»

Воспитатель

Афанасьева Е.А.

Озерск, 2021г.

Содержание

Введение

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

1.1.  ОСОБЕННОСТЬ ТВОРЧЕСТВА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.

1.2. ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВВ ОБЛАСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

1.3. СВОЕБРАЗИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА.

2. РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

2.1. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

2.2. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СВОБОДНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

Введение

        Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность использовать не только действительность, но и видоизменить ее. Чем выше уровень развития человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.

        В современной науке можно выделить две основные тенденции, характеризующие теоретическое развитие проблемы развития способностей дошкольников и ее выход в практику:

первая связана с исследованиями отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, мышления, речи, музыкального слуха и прочие);

вторая – с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические, творческие) и разработкой комплексных методов их развития. Соответственно различается и практическая реализация этих подходов.

        Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рожественская.

        Однако, практический аспект реализации развития художественных особенностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.

        В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.

        В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме.

        Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.

        Рисование – одно из трех взаимосвязанных направлений в эстетическом воспитании детей наряду с приобщением к прекрасному в жизни, искусстве и развитием детей в сфере художественного труда.

        Являясь одним из любимых и доступных видов детской деятельности, рисование ведет к общению и перестройке психических свойств и способностей ребенка, способствует его художественному развитию и помогает передать своё отношение к окружающей действительности с помощью доступных ему средств выразительности.

        Рисование способствует развитию эстетического восприятия, формирует у детей чувство формы, цвета, без которых невозможно полноценное творчество.

        Однако, я считаю, что традиционная система обучения детей рисованию ограничивает проявления творческих способностей детей, ставя их в рамки «образца» и «показа» приемов рисования и их последовательности.

Дети часто испытывают страх перед карандашом и кистью, не могут с ними управится, особенно, малыши.

        Поэтому меня очень заинтересовали материалы в журналах «дошкольное воспитание», «Обруч», книга Т.Г. Казаковой, где предлагались новые и довольно интересные программы и педтехнологии в частности, использование нетрадиционных техник при обучении дошкольников рисованию, которые стимулируют творческий потенциал детей, а, значит, развивают их художественно-творческие способности.

        Использование нетрадиционных техник позволяет создать устойчивую мотивацию у детей к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. Изобразительный материал может быть одним и тем же – например, гуашевая краска. Использовать ее можно в технике набрызга, и, смешивая краску с крупой, солью, и рисовать клеевой кистью на гладкой поверхности картона, и в технике, разбрызгивая по фону с маской, ниткой, с помощью оттиска.

        Так или иначе, но создание творческой атмосферы зависит от желания и умения взрослого создавать условия для развития детского творчества. Если сам педагог не любит рисовать, лепить, творить – детям будет сложно чему – то у него научиться.

        Таким образом, я решила, что знания с использованием нетрадиционных техник являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.

        В связи с этим, тема моей работы:использование нетрадиционных техник в рисовании с детьми старшего дошкольного возраста.

        Цель:развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в рисовании.

        Исходя из темы и цели, были сформулированы следующие задачи работы:

  1. Создать условия в группе для использования нетрадиционных художественных техник.
  2. Стимулировать интерес к рисованию через введение нетрадиционных техник.
  3. Изучить доступность различных нетрадиционных техник применительно к возрасту дошкольников.
  4. Развивать технические навыки в применении нетрадиционных техник.
  5. Разработать систему занятий по использованию нетрадиционных техник в рисовании детей старшего дошкольного возраста.

I. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

1.1.  ОСОБЕННОСТЬ ТВОРЧЕСТВА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.

        Творчество художника – это определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение. Деятельность художника связана с созданием произведений искусства, отражающих окружающую жизнь.

        Это отражение является не простым фотографированием явлений: художник перерабатывает воспринятое в своем сознании, отбирает наиболее существенное, характерное, типичное и обобщает, создавая художественный образ.

        В то же время художественный образ дается в виде индивидуального конкретного изображения. Объективной стороной художественного творчества является изображение реального мира. Но есть и субъективная сторона – отношение художника к изображаемому. Художник не просто изучает и отражает мир: в образ он вкладывает свои эмоции, чувства, благодаря чему этот образ может волновать других людей.

        Необходимым условием творческой деятельности художника я является наличие способностей, такой уровень в развития всех психических процессов, который позволяет остро воспринимать и глубоко осознавать окружающую жизнь. Чем богаче опят художника, тем многограннее его творчество и совершеннее создаваемые образы.

        Условием, необходимым для творчества, является овладение навыками в данном виде искусства, так как иначе художник не сможет воплотить задуманные образы в реальные формы.

Для осуществления творческих замыслов необходимо также трудолюбие. Без него самый прекрасный замысел может оказаться неосуществленным. Все силы человека должны быть мобилизованы и направлены на выполнение поставленной цели. И.Е. Репин писал: «И при гениальном таланте только великие труженики могут достичь в искусстве абсолютного совершенства форм».

        Творческий процесс у каждого художника своеобразен. Это неповторимый, иногда длительный путь создания образа. Можно наметить лишь основные этапы в этом процессе.

Начальным этапом творчества является возникновение идеи, замысла. Вначале он может быть неясным, неконкретным, требуется время, для того, чтобы он уточнится, идея оформилась в конкретном содержании. Это вынашивание замысла является вторым этапом творческой деятельности.

        Третий этап – реализация замысла, в процессе которого идет дальнейшее уточнение и разработка содержания, воплощение его в конкретные формы.

        Заканчивается творческий процесс появлением художественного образа. Дальнейшая жизнь этого произведения заключается в его общественной значимости – в воздействии на массы людей, в воспитании их мыслей и чувств. Поэтому, чем совершеннее художественное произведение, тем выше его общественная ценность.

        Таким образом, художественное творчество представляет собой сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности.

1.2. ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВВ ОБЛАСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

        В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. Творчество – это психический процесс создания новых ценностей. Ряд современных психолого-педагогических исследований направлены на раскрытие характеристик и творческих способностей, которые оказались универсальными и едиными для детей и взрослых.

        К творческим особенностям отнесены: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно – преобразовательный характер творческих решений, экспериментирование. Психологической основой творческой деятельности является воображение, которое возникает уже в дошкольный период.

        Это важнейшее новообразование дошкольного детства Л.С. Выготский, В.В. Давыдов связывают с зарождением личности. Изучая проблему воображения, Л.С. Выготский утверждал, что воображение человека развивается всю жизнь. Но в кризисные, переходные моменты, в частности в детстве, происходит глубокое преобразование воображения: постепенно из субъективного оно превращается в объективное. Большой интерес вызывают идеи В.В. Давыдова. Он подчеркивал, что именно в замысле ребенка обнаруживается одна из важнейших особенностей воображения – уметь видеть целое раньше частей.

         Изучению своеобразия детского изобразительного творчества в отечественной педагогике посвящен ряд педагогических и психологических исследований.

        Определение детского творчества одной из первых дала Е.А. Флерина: «Детское изобразительно творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому».

        Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение. Н.П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т.е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создавать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала. Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, т.к. дети не могут сделать глубокого обобщения. Созданные ими образы обладают в большей или меньшей степени выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков.

        Исследователи художественного творчества дошкольников Н.А. Ветлугина, Е.А. Флерина, В.С. Мухина отмечали, что развитие творческих способностей активно происходит непосредственно как в художественной деятельности, так и в игре. Возрастная сензитивность, характерная для дошкольников реактивность на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам, типичное для данного периода соотношения первой и второй сигнальной систем, способствует притягательности художественной деятельности в дошкольном детстве, развитию творческого воображения (Н.С. Лейтис, А.В. Запорожец).

        Изучая механизмы творчества детей, О.М. Дъяченко доказывает возможность их целенаправленного формирования.

        Но процесс развития творческих способностей может быть различным. Исследования Т.С.Комаровой, Т.Г. Казаковой, Н.П. Сакулиной показали, что художественная деятельность имеет свои компоненты.

        Творчество один из них, ему предшествует восприятие искусства и исполнительская деятельность. Создавая благоприятные условия для формирования восприятия, исполнительских навыков и имений, взрослые создают одно из условий для развития творчества. Общепризнанна возможность творческого развития детей во всех видах детской деятельности, и, в первую очередь, в игре. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в художественной деятельности дошкольников. Поэтому я в своей педагогической работе большое внимание уделяю развитию ребенка в художественной деятельности, а именно использованию нетрадиционных техник рисования.

1.3. СВОЕБРАЗИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА.

        

Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности – играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. В изобразительной деятельности ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать свои воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

        

В начале познание окружающего мира через изобразительную деятельность ребенка не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств материала, с помощью которого действует ребенок: карандаш и краски оставляют следы на бумаге; глина мягкая, из нее можно лепить.

Для дальнейшей изобразительности и развития творческого начала этот период играет важную роль, т.к. ребенок занимается с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах. Когда он понимает, что ославляемые карандашом следы могут что- то обозначать, и по-своему желанию, или по предложению взрослого, старается нарисовать какой – то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительныйхарактер. У ребенка появляется замысел, цель, которые он стремиться осуществить.

Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает в выполнению задуманного. Он еще не может представать результат работы и ход ее выполнения. Процесс выполнения совмещается с предварительным обдумыванием и планированием. Поэтому в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок не относящихся к образу деталей.

В старшем дошкольном возрасте восприятие приобретает целенаправленный характер, в основном, опирается на зрительные ощущения: с их помощью ребенок может воспринимать цвет, форму, величину. Старший дошкольник, воспринимая окружающие объекты, пытается выделить их особенности, обобщать, делать выводы. Детей еще привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет большое значение для процесса изображения.

        Старший дошкольник способен к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания средств выполнения. Он уже может самостоятельно лепить или рисовать по своему выбору или на заданную тему. Сам может определить, что в теме является главным, с чего 6начать, как расположить на листе изображаемый объект. В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием.

        все большую роль в деятельности начинает приобретать воображение, которое обогащается к 5-6 годам, и дети могут самостоятельно придумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

        Неоценимое значение имеют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к рисованию, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усаливают работу воображения.

        старший дошкольник владеет достаточным запасом изобразительных навыков и способен употреблять их сознательно, самостоятельно выбирая необходимые приемы при изображении новых предметов.

        В научных исследованиях по вопросам детского творчества отмечается ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребенка.это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приёмов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств при помощи различных изобразительных средств.

2. РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

2.1. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

        Самостоятельная художественная деятельность дошкольников возникает по инициативе самих детей. Источниками самостоятельной художественной деятельности служат:

  1. Окружающая действительность;
  2. Искусство.

Результат самостоятельной художественной деятельности – продукты детской деятельности – рисунки, поделки, коллажи, аппликации по замыслу. Помимо результата ребенок выражает свои чувства, знания об окружающем, проявляет творчество.

Формы проявления самостоятельной художественной деятельности:

  1. Дети упражняются в приобретенных умениях и навыках;
  2. Подготовка к предстоящему занятию – ребенок пробует свои силы;
  3. Воплощение собственного замысла.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ.

  1. Проявление творчества, фантазии и воображения в работе.
  2. Умение выбирать вид нетрадиционной техники в зависимости от темы рисования.
  3. Уровень интереса к данному виду деятельности.
  4. Умение правильно выбрать материал для соответствующего вида техники.
  5. Уровень развития технических навыков в освоении нетрадиционных техник в рисовании.
  6. Аккуратность в работе.
  7. Доведение начатого до конца.

Содержание работы.

        Для реализации поставленных задач, необходимо создание условий в группе для использования нетрадиционных техник в рисовании:

  1. Опыт художественных впечатлений образов искусства;
  2. Некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности;
  3. Система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы;
  4. Создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);
  5. Материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью.

2.2. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СВОБОДНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

Решить поставленные задачи по развитию творчества и индивидуальности каждого ребенка можно при соблюдении ряда условий.

  1. Создание такой предметной среды, которая бы служила пусковым механизмом для творчества.

        Создание предметно развивающей среды. Для создания атмосферы творчества мной, совместно с сотрудниками детского сада, организована соответствующая развивающая среда, которая дает возможность каждому ребенку проявить свои индивидуальные особенности, возможности. Организация предметной среды направлена на решение следующих задач:

- обеспечение чувства психологической защищенности доверия к миру, радости существования;

- формирование творческого начала в личности ребенка;

- развитие его индивидуальности;

- формирование знаний, навыков и умений как средства развития личности, а не цели;

- активизация демократических способов общения с детьми (понимание, признание, принятие как личности ребенка). Разнообразие среды позволяет ребенку вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любые вопросы по-своему, активизирует самостоятельную изобразительную деятельность.

        Предметная среда организована так, чтобы сближать взрослого и детей, способствовать доверительному общению.

        В то же время размещение, оформление предметной среды позволяет удовлетворить возможное желание детей уединиться в творчестве. Для этого в каждой группе детского сада оборудованы уголки изобразительной деятельности, которые пробуждают у детей инициативу, дают простор для творчества. Каждый уголок имеет сове неповторимое эстетическое оформление.

        Размещение оборудования предусматривает вариативность, которая позволяет реализовать свою индивидуальность каждому ребенку в самостоятельной художественной деятельности. Качество и количество различного оборудования меняется в зависимости от возраста детей, освоения ими изобразительных материалов.

        В первую очередь необходимо подчеркнуть, что предлагаемый подход не имеет ничего общего с формальным отношением отдельных педагогов к этому вопросу, при котором в группе создаются «уголки» по изобразительной деятельности и т.п. Ставится сто с одним – двумя стульями и для красоты выставляются изобразительные материалы, А дети работают плохо заточенными карандашами, хранящимися в одной коробке, и, пристроившись кое-как, девочки самозабвенно рисуют куклу Барби и принцесс, а мальчики боевую технику и «смертельный бой» с телеэкрана.

        По данной методике предлагается совсем иное. Рабочих мест должно быть столько, сколько детей в группе. Учитывая тесноту большинства групп, я предлагаю использовать для этой цели столы для приема пищи. После завтрака или полдника столы покрываются пленкой и на них располагаются все изобразительные материалы, имеющиеся в группе, а также коробки с природным материалом, кожницы, клей и т.д.

        В таком рабочем состоянии столы должны находиться до завтрака следующего дня. Затем пособия убираются и расставляются вновь после полдника. И так каждый день.

        Наблюдения показали, что такая ежедневная работа окупается сторицей, она побуждает детей к активной продуктивной деятельности: они с удовольствием создают коллажи, рисуют, лепят, конструируют, вышивают и т.п.

        Чтобы в этой работе активно участвовали мальчики и девочки, надо об этом позаботится заранее. Мои наблюдения показали, что успех может быть гарантирован только тогда, когда в распоряжении детей будет как можно больше самого разнообразного материала. И совсем необязательно, чтобы материал был в наборах, одного формата и т.д. Чем разнообразнее размер, фактура, тем лучше. Так, например, бумага может быть в клетку, в линейку, упаковочная, писчая, глянцевая, бархатистая, гофрированная, полукантон и т.д. Детям могут понадобиться кусочки ткани, коробочки, мелкий бросовый материал и т.п. Дети охотно используют 1/6-1/8 альбомного листа, с удовольствием создают миниатюры из мелких кусочков глины, пластилина. Маленькие размеры изделия вынуждают ребенка к кропотливой работе, делают движения более точными, тренируют мелкую моторику рук.

        В каждой группе есть место для демонстрации детских работ: паспарту, рамки, тематические альбомы с рисунками детей на разные темы, такие как: «Наши любимые животные», «Моя семья», «Сказки о животных», «Русские народные песенки и потешки» и т.д., а также индивидуальные папки с рисунками для каждого ребенка.

        Уголки изобразительной деятельности оснащены альбомами, папками с репродукциями известных художников; альбомами предметных и малосюжетных рисунков, используемых как дидактический материал. Оснащенность специальным оборудованием и изобразительными материалами позволяет создать здесь особую атмосферу, атмосферу красоты и творчества.

        Все оборудование расположено так, чтобы обеспечить свободный доступ детей к необходимым материалам, что позволяет каждому ребенку проявлять самостоятельность в выборе средств для образного выражения.

  1. Создание атмосферы творчества, содержательной жизни ребенка, обогащение её яркими впечатлениями, формирование творческой активности, обеспечение эмоционально-ценностного опыта.

        Мы организуем выставки: индивидуальные, тематические групповые. Для этого составляется их перспективный план. Участие в выставках является в данном случае не подведением итогов работы, за своеобразным стимулом для дальнейшего творчества.

        Решая задачу формирования творческой активности, способствую самореализации личности ребенка, развитию воображения. Эта задача предусматривает развитие творческой индивидуальности, оригинальности детей в выборе сюжета, поощрения поиска новых, оригинальных предметов решения поставленных задач, использования оригинальных предметов решения поставленных задач, использования адекватных образу средств выразительности, умение отстаивать свою точку зрения.

        Освоение задачи формирования эмоционально-ценностного отношения к миру предусматривает развитие у каждого ребенка одной из сторон эстетического развития личности, умения видеть красоту в окружающей жизни, искусстве, откликаться на эту красоту и прообразовывать окружающую действительность по законам красоты.

  1. При формировании творческих способностей важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

        

        Систематическая работа по созданию условий для проявления индивидуальности каждого ребенка. Выполняя это условие, важно так построить учебно – воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей не прошли мимо внимания, реализовались и выращивались.

        Здесь важна система работы, как со всеми детьми, так и теми которые имеют опережающее развитие, или какие – либо отклонения. Конечно, для самих детей не должно быть противопоставления «одаренного» (значит «хорошего») и «неодаренного» (Значит, «так себе») ребенка. Каждому ребенку даю возможность понять, что нет одинаковых людей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. Внимание, оказываемое как проблемному, так и одаренному ребенку должно быть для него и окружающих совершенно естественным, вписываться в образ мира любого малыша. В системе работы провожу занятия по художественному труду со всеми детьми.

        Предпочтение отдаю подгрупповой форме проведения занятий, которая позволяет осуществить индивидуальный подход в освоении изобразительной деятельности.

        По результатам занятий провожу индивидуальную работу с теми детьми, которые испытали затруднения во время выполнения задания. В каждой деятельности способности детей проявляются по-разному. В детском саду создаются условия для детей, имеющих предпосылки одаренности в изобразительной деятельности и художественно-ручном труде.

        Но такая работа не возникает сама по себе, она требует специального руководства, которое должно осуществляться следующим образом.

В группе создан специальный «Уголок творчества», где представлены необходимые материалы для выполнения всех видов техник: трафареты, тампончики и подушечки из поролона, соломинки для коктейля, ватные палочки, восковые мелки, печатни из ластиков, пенопласта, пробок, гуашь, акварель, тушь, свеча, нитки, зубные щетки и другие. Все материалы располагаются в доступном для детей месте.

В приемной оформлена «мастерская Карандаша и Самоделкина» для размещения детских работ, чтобы родители могли наблюдать весь творческий процесс.

Начиная со средней группы, дети знакомятся с простейшими техниками: рисование палочками, ладошкой; оттиск пробкой, поролоном, пенопластом, ластиком, смятой бумагой и т.п.

В старшем возрасте эти техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксография, монотипия, изонити, печати по трафарету.

На занятиях для создания ребёнком выразительного художественного образа широко используется музыкальное сопровождение, художественное слово и иллюстрированный материал.

Выбрать вид художественной техники для изображения того или иного предмета детям помогают наблюдения в природе и окружающим миром, которые организуются в качестве предварительной работы к занятиям.

ВИДЫ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК.

Возраст с 2-х до 4-х лет.

  1. Тычки жесткой полусухой кистью – ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
  2. Рисование пальчиками (ладошкой) – ребёнок опускает в гуашь пальчик (ладошку) и наносит отпечатки на бумагу.
  3. Оттиск печаткой (из пробки, картофеля, поролона, пенопласта, ластика) – из перечисленных материалов вырезаются различные необходимой формы печатки, они прижимаются ребенком к штемпельной подушке с краской и наносятся в виде оттиска на бумагу.
  4. Скатывание бумаги – ребёнок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает ее в шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облако, ком для снеговика). После этого комочек опускается в клей и приклеивается на основу (плотная бумага, картон).
  5. Восковые мелки (свеча) + акварель - ребенок рисует восковыми мелками (свечой) на бумаге, затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок с мелками или свечой останется не закрашенным.

Возраст от 5 лет.

  1. Печать по трафарету – ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу, используя трафарет.
  2. Монотипия предметная – для изображения выбираются симметричные предметы (ваза, бабочка, елочка, цветы и др.) –ребенок складывает лист бумаги пополам, разворачивает, с одной стороны от сгиба рисует половину изображаемого предмета. После этого, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка на другой стороне от сгиба.
  3. Кляксография:

- Обычная – ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что похоже. Недостающие детали дорисовываются.

- С трубочкой – ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает на лист, делая небольшое пятно (каплю). Затем через трубочку для коктейля дует на это пятно так, чтобы конец трубочки не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

- С ниточкой – нужно взять нитку длиной 25-30 см. Затем ребенок опускает её в краску и выкладывает ею произвольные узоры. При этом конец нити вводится за пределы листа. Далее сверху накладывает другой лист, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

       9.  Набрызг – ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о кусочек картона  

            (5х5 см.), который держит над бумагой. Благодаря этому краска разбрызгивается  

            по листу.

Возраст с 6 до 7 лет.

     10. Граттаж– ребенок натирает свечой лист плотной бумаги так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивает чёрной тушью – тогда это будет чёрно- белый гаттаж, или гуашью – тогда это цветной граттаж, смешанными с жидким мылом. После высыхания палочкой с заостренным концом процарапывает рисунок.

     11. Монотипия пейзажная – ребёнок складывает лист пополам, разворачивает. Сверху сгиба рисует пейзаж, выполняет его быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Далее нижняя половина листа, предназначенная для отпечатка, смачивается влажной губкой. После чего ребенок складывает лист по сгибу, прижимает. При развороте мы видим отпечаток пейзажа в виде отражения его в реке, озере. После оттиска исходный рисунок оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

        К работе с детьми по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник активно привлекаются родители группы.

        Самое важное, что нужно довести до родителей: изобразительная деятельность крайне важна для детей, не столько для овладения навыками рисования, сколько для развития общих способностей, которые проявляются потом в будущем в любых видах деятельности. Чем раньше развивать в ребенке творческие способности, тем благоприятнее для его развития. Когда ребенок творит, у него возникает желание поделиться своими впечатлениями с близкими ему людьми. Этим ребенок «подключает» близкого человека к сопереживанию. И здесь главное для родителей откликнуться, активно поддержать нить общения. И тогда ощущение того, что его понимают, поддерживают, помогает ребенку: он стремится больше видеть, узнавать, искать, проявлять инициативу во всем, в том числе и в изобразительной деятельности.

        Для этого родителям предложены основные правила:

  1. Ребёнку необходимо предоставлять максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство.
  2. У ребёнка недолжно быть недостатка в карандашах, фломастерах, красках бумаге и пластилине.
  3. Сюжет рисунка не должен подвергаться критике. Делать акцент на наиболее удавшихся деталях работы.
  4. Рисунки, работы детей нужно размещать где – то в удобном месте, побуждать их рассказывать о своих работах.

Важно, чтобы родители поняли: через изобразительную деятельность ребёнок самовыражается как личность.

В группе мы постоянно устраиваем выставки детских работ. В течение учебного года в средней группе устраивались выставки:

  • «Я люблю всё пушистое и мягкое»
  • «Здравствуй, гостья зима!»
  • «Весеннее настроение»
  • «Необыкновенный космос»

        Чтобы расширить кругозор родителей, оформили папки – передвижки с методическими рекомендациями, получают педагогические и психологические советы.

        Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но мы должны развить в детях внутренний потенциал, научить его самостоятельно творить, приобщать ценный опыт.

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"

В опыте работы предложены возможности использования нетрадиционного физкультурного оборудования для совершенствования физических качеств и развития творческих способностей старших дошкольников. Матери...

Опыт работы "Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"

Данный опыт посвящен повышению интереса старших дошкольников к непосредственно образовательной деятельности, сохранению и укреплению здоровья детей, развитию их физических качеств и выработки у них ус...

Развитие мелкой моторики руки дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования

Проблема подготовки детей к школе как фактор, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным образованием и успешность обучения, возникло давно. Её решению придавали большое значение и фил...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ НА СТЕКЛЕ

В соответствии с ФГОС дошкольного образования: • Сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которая позволяет сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. • В процессе воспитан...