Отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей для детей через использование нетрадиционных техник рисования»
методическая разработка (средняя группа)
Изобразительная деятельность с приемами нетрадиционных материалов и техник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Колокольчик»
Отчет по теме самообразования
«Развитие творческих способностей для детей через использование нетрадиционных техник рисования»
Подготовила воспитатель :
Пивоварова Н.Г.
г. Камень-на-Оби 2022
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский.
Актуальность моей выбранной темы заключается в следующем:
Я считаю, художественно-эстетическое развитие с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и т. д. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания.
Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Я определила цели и задачи своей работы:
Цель: Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования;
Задачи самообразования:
Образовательные:
- расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
- формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.
- совершенствовать технические умения и навыки рисования.
Развивающие:
- развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
- внимания и усидчивости;
Нетрадиционные техники рисования –
это способы рисования различными материалами: поролоном, комканой бумагой, трубочками, ниточками, пенопластом, парафиновой свечой, восковыми мелками, сухими листьями и т.д. рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т.д.
На занятиях использовала следующие нетрадиционные техники рисования.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование в технике оттиск печатками овощей , фруктов, листьев, и т.д мы использовали пробку – печатки заготавливаются заранее, а некоторые фрукты и овощи достаточно просто разрезать пополам. Печатка прижимается к мисочке с густой краской, либо краска наносится кисточкой и печатаем на листе бумаги. Затем добавляются недостающие детали кисточкой или ватными палочками.
Рисование ватными палочками.
Ватные палочки, оказывается, можно использовать не только по их прямому назначению. С их помощью можно еще и рисовать, а в процессе творчества развивать детей. Этот метод очень прост. Нужно всего лишь макнуть ватную палочку в гуашь и сделать оттиск на бумаге. Можно придумать любой узор и создать необычайно красивую картину. Дети очень любят этот метод рисования.
Поролоновые рисунки
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
Метод тычка
Предлагаемый метод рисования не требует от детей специальных изобразительных умений. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях. Для рисования методом тычка (или набивки) необходима густая гуашь и щетинная кисть. Кисточку при рисовании необходимо держать вертикально по отношению к плоскости листа бумаги и делать тычкообразные движения. Тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка. Причём, чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» получается точка. Изображения получаются объёмными и живыми за счёт многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри него.
Рисование с помощью свечи .
Для начала необходимо на белом листе бумаге нарисовать рисунок свечой. Берем кусочек свечи и создаем начертание будущего рисунка. Кстати, можно рисовать не только свечой, но и восковыми карандашами, эффект будет тот же. Поскольку дети не знают о свойстве воска отталкивать воду, для них такой способ рисования покажется волшебным и невероятным. Чтобы было легче создать эскиз, перед тем как перейти ко второму шагу работы – рисование акварелью, можно предложить вашему малышу сначала нарисовать рисунок простым карандашом, а уже затем обвести его по контуру свечкой. А можно еще больше упростить задачу – взять обычную раскраску и обвести ее по контуру кусочком воска или свечки.
Метод ниткографии
Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.
Набрызг
Достаточно простой в применении является техника «набрызг». Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. У маленьких детей она может получиться не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение. Для рисования в технике “ набрызг” требуются акварельные краски или гуашь, зубная щетка и стека, плоская палочка, карандаш, пластиковая линейка или расческа
Кляксография
Кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат... Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, в качестве артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).
Хочется отметить, что с помощью данного вида рисования хорошо,получается, изображать различные деревья (получаются замысловатые стволы, ветки и т.д.). Попробуйте, результат Вам понравится!
Рисование по-сырому
Это техника в акварели, когда краска наносится на обильно смоченную водой бумагу, такой способ возможен только в акварельной живописи. Метод «по-сырому» часто применяется в комбинации с работой акварелью «по-сухому». Он требует от художника точности в выборе цвета и тона. Даже опытный мастер, работая по мокрой бумаге, не может предвидеть окончательный результат, так как рисунок остаётся «в движении» до полного высыхания. В то же время именно своей непредсказуемостью акварель «по-сырому» привлекает многих художников. Также этот метод, дающий возможность легко наносить краски и смывать их при ошибках, не затирая бумагу, позволяет лучше изучить специфику акварельной живописи начинающим.
Работая в этом направлении, я убедилась, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Считаю, что с поставленными перед собой задачами справилась.
Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования:
1.Теоретический этап.
Изучение методической литературы по данной теме:
- Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»
- И.В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей дошкольников», Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс», 2004г.
- А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд. «Академия развития- Академия холдинг».
- «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд. «Творческий центр Сфера», 2005
- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд. «Карапуз-Дидактика».
- Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста.- Москва, 2010г.
- Лыкова И.А., Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
2. Практический этап.
- Изучение опыта педагогов ДОУ.
-Создание предметно-развивающей среды в группе.
-Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
- Изучение методик и технологий педагогов в интернете.
- Работа с родителями: консультации, беседы, тесты.
- Презентация по теме самообразования.
Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании в средней группе. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие», вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Работу проводила поэтапно:
- на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
- на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
Мною были использованы следующие средства:
-Совместная деятельность воспитателя с детьми;
-Самостоятельная деятельность детей;
Применяла такие методы:
-словесные,
-наглядные,
-практические,
-игровые.
На занятиях использовала следующие нетрадиционные техники рисования
1. рисование ладошкой, ребром, пальчиками.
2. рисование поролоном, ватными палочками.
3. печатание штампами.
Мною были составлены конспекты занятий по нетрадиционному рисованию. Для родителей подготовила несколько консультаций, папку-передвижку, анкеты.
Считаю, что с поставленными перед собой задачами справилась.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия потеме "Зимующие и перелётные птицы"
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности дошкольного образовательного учреждения. Именно ...
КВН ДЛЯДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
КВН ДЛЯДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ КОСМОНАВТИКИ....
Отчет о работе кружка «Разноцветные ступеньки». Нетрадиционное рисование. Старшая группа.
Отчет о работе кружка «Разноцветные ступеньки». Нетрадиционное рисование. Старшая группа....
Консультация для воспитателей и родителей потеме: "Этикет проведения праздников в детском саду."
Что такое этикет? Это вежливые слова, правила поведения в различных ситуациях повседневного общени и разных жизненных ситуациях.Как готовиться к празднику и как вести себя на нём всем участникам...
конспект занятия потеме"овощи"
конспект занятия потеме"овощи"...
Методическая разработка мастер- класса для музыкальных руководителей потеме: «Развитие музыкальности и импровизационно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста через элементарное музицирование».
Методическая разработка мастер- классадля музыкальных руководителей потеме:«Развитие музыкальности и импровизационно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста...
Отчет кружка по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционные техники рисования) программа дополнительного образования «Радуга»
Цель программы:создание условий для формирования умений у детей рисовать, используя нетрадиционные методы и приемы изо...