Рабочая программа 2021г.
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
ТЕМА самообразования (Нетрадиционные техники рисования)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 795.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
МБДОУ «Анцирский детский сад»
Канского района, Красноярского края.
Рабочая программа по теме самообразования
«ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
«Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития
мелкой моторики и детского творчества»
Анцирь, 2021г.
Пояснительная записка
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы
ИЗО деятельность проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Актуальность:
Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
1. Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
2. Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
3. Внимания и усидчивости;
4. Мышления;
5. Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
6. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Цель: вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования и желание действовать с ними.
Задачи:
*формировать художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционные способы рисования.
*способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок, интересен другим (воспитателю, детям, родителям).
*развивать эстетическое восприятие и создавать условия для освоения основных цветов.
*помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия.
*воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
Подходы и методы их реализации:
*Систематические занятия.
*Игры, игровые приемы.
*Организация и оформление выставок детских работ.
Формы отчета
фотоотчет | После каждого занятия |
Выставки творческих работ | После каждого занятия |
Совместные занятия с детьми и родителями | Во второй половине года |
Ожидаемый результат работы по теме самообразования:
1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Нетрадиционные художественные техники
Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Перспективный план по теме самообразования | |||
Тема занятия | Нетрадиционные техники | Цели и задачи | Материал |
ОКТЯБРЬ | |||
«Листопад листья по ветру летят» | Рисование ладошками Коллективная работа | Знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ладошками. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции. Развивать творческие способности; моторику рук. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы. Создавать положительный эмоциональный настрой. | Ватман с нарисованным деревом, гуашь красного, желтого, зеленого и оранжевого цвета, салфетки |
«Дождик, дождик кап-кап-кап» | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности | Лист бумаги, с контуром тучки, гриб из цветной бумаги для наклеивания. |
«Букет из осенних листьев» | Печатание листьями Коллективная работа | Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге, развитие мелкой моторики. воспитание чувства прекрасного, приобщение к природе. | Ватман с нарисованной вазой и стебельками, гуашь оранжевого, зеленого, коричневого, желтого, оранжевого цвета, салфетки. |
«Горошинки для зонтика» | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность изображения. | Изображения зонтиков; гуашь разного цвета, салфетки, зонт. |
НОЯБРЬ | |||
«Веточка рябинки» | Рисование пальчиками | Учить рисовать на ветке ягодки. Упражнять в рисовании пальчиком. Развивать чувство композиции, развивать мелкую моторику рук. | Лист бумаги с изображением ветки рябины (без ягод), гуашь оранжевого и красного цвета, салфетки |
«Овощи на зиму» | Рисование овощами (штамповка) | Продолжать учить детей нетрадиционным техникам рисования- рисование пальцами; закреплять с детьми знания названий овощей, их характерные особенности; закреплять знания цветов; воспитывать интерес и любовь к художественному творчеству. | Муляжи овощей - огурцы, помидоры, банка с крышкой, рисунок консервированных овощей, заготовки баночек, вырезанные из белой бумаги, краски гуашь, салфетки для рук. |
«Корзина с ягодами» | Аппликация из салфеток | Учить детей наклеивать детали на лист в нужном месте, продолжать закреплять с детьми цвета, развивать желание выполнить работу до конца, воспитывать аккуратность. | Нарисованная корзинка, салфетки, клей ПВА. |
«Букет для мамочки моей» | Рисование ладошками (подарок ко Дню Матери) Коллективная работа | Учить передавать образ цветов, строение и форму используя ладошки рук. Вызывать у детей интерес к созданию изображения ладошками. Развивать мелкую моторику рук, внимание. | Ватман, с изображением вазы, гуашь, салфетки |
ДЕКАБРЬ | |||
«Зайчик» | Рисование пальчиком по контуру | Продолжать учить детей нетрадиционным техникам рисования- рисование пальцами. Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. | Лист бумаги с изображением зайца, гуашь, салфетки |
«Зимний лес» | Рисование ладошками | Учить детей рисовать зимний пейзаж с помощью ладошки. Продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования. Развивать познавательную активность, любознательность. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности. | Цветные листы с изображением дерева, гуашевые краски на тарелочках, салфетки. |
«Борода Деда Мороза» | Рисование ладошками | Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Листы светло-голубого цвета с изображением Дедушки Мороза, белая гуашь, салфетки. |
«Наша елочка-краса» | Рисование методом тычка | Продолжать учить детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. | Листы белого цвета с силуэтом елочки, кисть с жестким ворсом, гуашь зеленого цвета, салфетки |
ЯНВАРЬ | |||
«Снеговик» | Та тампонирование (поролон) | Познакомить детей с новой техникой рисования - тампонированием. Учить аккуратно набирать краску. Развивать эстетический вкус. | Лист бумаги синего цвета с силуэтом снеговика; краска синего цвета в чашечке, поролон, салфетки. |
«Падающий снег» | Рисование ватными палочками | Продолжать учить детей нетрадиционным техникам рисования- рисование ватными палочками. Учить детей рисовать ватной палочкой падающий снег. | Синие листы бумаги, гуашь белого цвета, ватные палочки, салфетки. |
«Лесные сугробы» | Рисование мятой бумагой | Упражняться в технике рисования мятой бумагой, продолжать учить строить композицию, развивать зрительное внимание. Воспитывать аккуратность при работе с красками. Развивать мелкую моторику рук. | Синие листы бумаги, гуашь белого цвета, бумага (для комочков), салфетки. |
ФЕВРАЛЬ | |||
«Машина» | Рисование пальчиками по контуру | Продолжать учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. | Лист с изображением контура машинки, гуашь, салфетки |
«Петушок» | Рисование ладошками | Учить детей рисовать Петушка приемом – печатание ладошкой, развивать тактильную чувствительность. | Лист бумаги с изображением петушка без хвоста. |
«Самолет» | Рисование пальчиками | Продолжать учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. | Лист с изображением контура самолета, гуашь, салфетки |
«Рубашка для папы» | Аппликация Подарок ко Дню Защитника Отечества | Учить детей составлять композицию из готовых элементов, выбирать их по своему желанию и размещать на сложной форме (шаблон свитера); продолжать развивать мелкую моторику рук; вызывать положительные эмоции при создании подарка для папы, желание его сделать; формировать навыки аккуратной работы, чувства удовлетворения от сделанного. | Детали рубашки, клей ПВА, салфетки, делали из цветной бумаги для композиции |
МАРТ | |||
«Ветка мимозы» | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путем использования точки, как средство выразительности. | Лист бумаги с изображением ветки, гуашь желтого цвета, салфетки |
«Солнышко лучистое» | Рисование ладошками Коллективная работа | Продолжать знакомить с техникой печатания ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки лучики. | Ватман с солнечным кругом, гуашь желтого цвета, салфетки |
«Птички-невелички» | Аппликация | Учить детей составлять аппликацию в виде птички (целое из частей). Закрепление представления детей о птицах, особенностях их строения, отличительных чертах; умения аккуратно пользоваться клеем, кисточкой. | Клей, картон, салфетки, детали изображения из цветной бумаги. |
«Строим башню» | Аппликация | Создавать радостное настроение вызвать у детей желание самим построить башню (составлять из различных деталей); развивать фантазию детей, творчество; закрепить умение работать с бумагой и клеем. | Геометрические фигура различной формы, вырезанные из цветной бумаги; клей, кисти, салфетки |
АПРЕЛЬ | |||
«Травка зеленеет» | Рисование ладошками | Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. | Лист бумаги, зеленая гуашь, салфетки |
«Ракета» | Рисование ладошкой и пальчиками | Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнять отпечатками пальчиков всю поверхность изображения. Ракета (закрашивание изображения пальчиками), хвост ракеты (ладошка) | Картон голубого или фиолетового цвета, гуашь белого, красного и оранжевого цвета, салфетки |
«Бабочка» | Рисование ладошками | Продолжать учить создавать образ бабочки, используя нетрадиционные техники рисования – рисование ладошками. Воспитывать любовь к природе. Формировать умение самостоятельно подбирать цветовую гамму красок по предложенному цвету. Совершенствовать мелкую моторику пальцев, и кистей. | Гуашь, бабочки -игрушки, салфетки
|
«Рыбка в аквариуме» | Рисование ладошками | Учить детей рисованию рыб в аквариуме с помощью ладошки, показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек. Учить передавать строение рыб (туловище, хвост, плавники). Учить умению самостоятельно выбирать цветовое решение. | Лист бумаги с изображением аквариума, гуашь, салфетки |
МАЙ | |||
«Праздничный салют» | Рисование ватными палочками | Продолжать знакомить детей с новой техникой творческой деятельности — рисование ватными палочками. Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. | Картон черного цвета, гуашь (белый, желтый, красный, синий, зеленый цвет), ватные палочки, салфетки. |
«Одуванчики» | Рисование методом тычка | Продолжать учить рисовать способом тычка по контуру цветы одуванчика. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, любовь к живому миру. | Лист с нарисованными контурами одуванчика, желтая и зеленая гуашь, кисть, салфетки |
«Гусеница» | Оттиск пробкой | Учить в сотворчестве с воспитателем, создавать образ гусеницы. Закреплять знание о зеленом и желтом цвете. Развивать умение располагать рисунок по всему листу. Воспитывать доброжелательное отношение к насекомым. | Листы бумаги с изображением зеленого листочка на каждого ребенка, разведенная гуашь желтого цвета, черные карандаши, пробки, салфетки |
«Нарисуй воздушные шары и укрась их» | Рисование пальчиками | Продолжать учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путем использования точки, как средство выразительности. | Листы белой бумаги, гуашь, карандаши, салфетки |
ЛИТЕРАТУРА
- “Волшебный мир народного творчества”, п/р Шпикаловой Т.Я., М.: Просвещение, 2001 г.
- Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М.: Просвещение, 2004 г.
- Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
- Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
- “Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
- Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
- Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/23/picture-1285932-1608748766.jpg)
Рабочая программа воспитателя по реализации основной общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской обл. средняя группа на 2020 -2021г
Рабочая программа средней группы МДОУ «ЦРР – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области (далее Программа) составлена на основании ОО...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/23/picture-1285932-1608748766.jpg)
Рабочая программа воспитателя по реализации основной общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской обл. средняя группа на 2020 -2021г
Рабочая программа средней группы МДОУ «ЦРР – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области (далее Программа) составлена на основании ОО...