Рабочая программа 2021г.
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
ТЕМА самообразования (Нетрадиционные техники рисования)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_samoobrazovaniyu.docx | 795.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
МБДОУ «Анцирский детский сад»
Канского района, Красноярского края.
Рабочая программа по теме самообразования
«ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
«Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития
мелкой моторики и детского творчества»
Анцирь, 2021г.
Пояснительная записка
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы
ИЗО деятельность проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Актуальность:
Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
1. Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
2. Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
3. Внимания и усидчивости;
4. Мышления;
5. Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
6. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Цель: вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования и желание действовать с ними.
Задачи:
*формировать художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционные способы рисования.
*способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок, интересен другим (воспитателю, детям, родителям).
*развивать эстетическое восприятие и создавать условия для освоения основных цветов.
*помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия.
*воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
Подходы и методы их реализации:
*Систематические занятия.
*Игры, игровые приемы.
*Организация и оформление выставок детских работ.
Формы отчета
фотоотчет | После каждого занятия |
Выставки творческих работ | После каждого занятия |
Совместные занятия с детьми и родителями | Во второй половине года |
Ожидаемый результат работы по теме самообразования:
1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Нетрадиционные художественные техники
Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Перспективный план по теме самообразования | |||
Тема занятия | Нетрадиционные техники | Цели и задачи | Материал |
ОКТЯБРЬ | |||
«Листопад листья по ветру летят» | Рисование ладошками Коллективная работа | Знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ладошками. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции. Развивать творческие способности; моторику рук. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы. Создавать положительный эмоциональный настрой. | Ватман с нарисованным деревом, гуашь красного, желтого, зеленого и оранжевого цвета, салфетки |
«Дождик, дождик кап-кап-кап» | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности | Лист бумаги, с контуром тучки, гриб из цветной бумаги для наклеивания. |
«Букет из осенних листьев» | Печатание листьями Коллективная работа | Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге, развитие мелкой моторики. воспитание чувства прекрасного, приобщение к природе. | Ватман с нарисованной вазой и стебельками, гуашь оранжевого, зеленого, коричневого, желтого, оранжевого цвета, салфетки. |
«Горошинки для зонтика» | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность изображения. | Изображения зонтиков; гуашь разного цвета, салфетки, зонт. |
НОЯБРЬ | |||
«Веточка рябинки» | Рисование пальчиками | Учить рисовать на ветке ягодки. Упражнять в рисовании пальчиком. Развивать чувство композиции, развивать мелкую моторику рук. | Лист бумаги с изображением ветки рябины (без ягод), гуашь оранжевого и красного цвета, салфетки |
«Овощи на зиму» | Рисование овощами (штамповка) | Продолжать учить детей нетрадиционным техникам рисования- рисование пальцами; закреплять с детьми знания названий овощей, их характерные особенности; закреплять знания цветов; воспитывать интерес и любовь к художественному творчеству. | Муляжи овощей - огурцы, помидоры, банка с крышкой, рисунок консервированных овощей, заготовки баночек, вырезанные из белой бумаги, краски гуашь, салфетки для рук. |
«Корзина с ягодами» | Аппликация из салфеток | Учить детей наклеивать детали на лист в нужном месте, продолжать закреплять с детьми цвета, развивать желание выполнить работу до конца, воспитывать аккуратность. | Нарисованная корзинка, салфетки, клей ПВА. |
«Букет для мамочки моей» | Рисование ладошками (подарок ко Дню Матери) Коллективная работа | Учить передавать образ цветов, строение и форму используя ладошки рук. Вызывать у детей интерес к созданию изображения ладошками. Развивать мелкую моторику рук, внимание. | Ватман, с изображением вазы, гуашь, салфетки |
ДЕКАБРЬ | |||
«Зайчик» | Рисование пальчиком по контуру | Продолжать учить детей нетрадиционным техникам рисования- рисование пальцами. Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. | Лист бумаги с изображением зайца, гуашь, салфетки |
«Зимний лес» | Рисование ладошками | Учить детей рисовать зимний пейзаж с помощью ладошки. Продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования. Развивать познавательную активность, любознательность. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности. | Цветные листы с изображением дерева, гуашевые краски на тарелочках, салфетки. |
«Борода Деда Мороза» | Рисование ладошками | Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Листы светло-голубого цвета с изображением Дедушки Мороза, белая гуашь, салфетки. |
«Наша елочка-краса» | Рисование методом тычка | Продолжать учить детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. | Листы белого цвета с силуэтом елочки, кисть с жестким ворсом, гуашь зеленого цвета, салфетки |
ЯНВАРЬ | |||
«Снеговик» | Та тампонирование (поролон) | Познакомить детей с новой техникой рисования - тампонированием. Учить аккуратно набирать краску. Развивать эстетический вкус. | Лист бумаги синего цвета с силуэтом снеговика; краска синего цвета в чашечке, поролон, салфетки. |
«Падающий снег» | Рисование ватными палочками | Продолжать учить детей нетрадиционным техникам рисования- рисование ватными палочками. Учить детей рисовать ватной палочкой падающий снег. | Синие листы бумаги, гуашь белого цвета, ватные палочки, салфетки. |
«Лесные сугробы» | Рисование мятой бумагой | Упражняться в технике рисования мятой бумагой, продолжать учить строить композицию, развивать зрительное внимание. Воспитывать аккуратность при работе с красками. Развивать мелкую моторику рук. | Синие листы бумаги, гуашь белого цвета, бумага (для комочков), салфетки. |
ФЕВРАЛЬ | |||
«Машина» | Рисование пальчиками по контуру | Продолжать учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. | Лист с изображением контура машинки, гуашь, салфетки |
«Петушок» | Рисование ладошками | Учить детей рисовать Петушка приемом – печатание ладошкой, развивать тактильную чувствительность. | Лист бумаги с изображением петушка без хвоста. |
«Самолет» | Рисование пальчиками | Продолжать учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. | Лист с изображением контура самолета, гуашь, салфетки |
«Рубашка для папы» | Аппликация Подарок ко Дню Защитника Отечества | Учить детей составлять композицию из готовых элементов, выбирать их по своему желанию и размещать на сложной форме (шаблон свитера); продолжать развивать мелкую моторику рук; вызывать положительные эмоции при создании подарка для папы, желание его сделать; формировать навыки аккуратной работы, чувства удовлетворения от сделанного. | Детали рубашки, клей ПВА, салфетки, делали из цветной бумаги для композиции |
МАРТ | |||
«Ветка мимозы» | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путем использования точки, как средство выразительности. | Лист бумаги с изображением ветки, гуашь желтого цвета, салфетки |
«Солнышко лучистое» | Рисование ладошками Коллективная работа | Продолжать знакомить с техникой печатания ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки лучики. | Ватман с солнечным кругом, гуашь желтого цвета, салфетки |
«Птички-невелички» | Аппликация | Учить детей составлять аппликацию в виде птички (целое из частей). Закрепление представления детей о птицах, особенностях их строения, отличительных чертах; умения аккуратно пользоваться клеем, кисточкой. | Клей, картон, салфетки, детали изображения из цветной бумаги. |
«Строим башню» | Аппликация | Создавать радостное настроение вызвать у детей желание самим построить башню (составлять из различных деталей); развивать фантазию детей, творчество; закрепить умение работать с бумагой и клеем. | Геометрические фигура различной формы, вырезанные из цветной бумаги; клей, кисти, салфетки |
АПРЕЛЬ | |||
«Травка зеленеет» | Рисование ладошками | Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. | Лист бумаги, зеленая гуашь, салфетки |
«Ракета» | Рисование ладошкой и пальчиками | Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнять отпечатками пальчиков всю поверхность изображения. Ракета (закрашивание изображения пальчиками), хвост ракеты (ладошка) | Картон голубого или фиолетового цвета, гуашь белого, красного и оранжевого цвета, салфетки |
«Бабочка» | Рисование ладошками | Продолжать учить создавать образ бабочки, используя нетрадиционные техники рисования – рисование ладошками. Воспитывать любовь к природе. Формировать умение самостоятельно подбирать цветовую гамму красок по предложенному цвету. Совершенствовать мелкую моторику пальцев, и кистей. | Гуашь, бабочки -игрушки, салфетки
|
«Рыбка в аквариуме» | Рисование ладошками | Учить детей рисованию рыб в аквариуме с помощью ладошки, показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек. Учить передавать строение рыб (туловище, хвост, плавники). Учить умению самостоятельно выбирать цветовое решение. | Лист бумаги с изображением аквариума, гуашь, салфетки |
МАЙ | |||
«Праздничный салют» | Рисование ватными палочками | Продолжать знакомить детей с новой техникой творческой деятельности — рисование ватными палочками. Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. | Картон черного цвета, гуашь (белый, желтый, красный, синий, зеленый цвет), ватные палочки, салфетки. |
«Одуванчики» | Рисование методом тычка | Продолжать учить рисовать способом тычка по контуру цветы одуванчика. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, любовь к живому миру. | Лист с нарисованными контурами одуванчика, желтая и зеленая гуашь, кисть, салфетки |
«Гусеница» | Оттиск пробкой | Учить в сотворчестве с воспитателем, создавать образ гусеницы. Закреплять знание о зеленом и желтом цвете. Развивать умение располагать рисунок по всему листу. Воспитывать доброжелательное отношение к насекомым. | Листы бумаги с изображением зеленого листочка на каждого ребенка, разведенная гуашь желтого цвета, черные карандаши, пробки, салфетки |
«Нарисуй воздушные шары и укрась их» | Рисование пальчиками | Продолжать учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путем использования точки, как средство выразительности. | Листы белой бумаги, гуашь, карандаши, салфетки |
ЛИТЕРАТУРА
- “Волшебный мир народного творчества”, п/р Шпикаловой Т.Я., М.: Просвещение, 2001 г.
- Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М.: Просвещение, 2004 г.
- Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
- Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
- “Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
- Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
- Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 2021г.
Рабочая программа учителя-логопеда...
Рабочая программа воспитателя по реализации основной общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской обл. средняя группа на 2020 -2021г
Рабочая программа средней группы МДОУ «ЦРР – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области (далее Программа) составлена на основании ОО...
Рабочая программа воспитателя по реализации основной общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской обл. средняя группа на 2020 -2021г
Рабочая программа средней группы МДОУ «ЦРР – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области (далее Программа) составлена на основании ОО...
Рабочая программа 2021г.
Младшая группа...
Рабочая программа 2021г.
ДЕТИ ОВЗ...
Рабочая программа 2021г.
БЕЗОПАСНОСТЬ (младшая группа)...
Рабочая программа 2021г.
Кружковая работа...