Рабочая программа 2021г.
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
МБДОУ «Анцирский детский сад»
Канского района, Красноярского края.
Кружковая деятельность
«Говорящие пальчики»
Младший дошкольный возраст
Пояснительная записка
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка и в этом нам помогут пальчиковые игры. У малышей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте не помешают гимнастика рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.
Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Учитывая актуальность данной проблемы, было решено активизировать работу по сенсорному воспитанию детей в нашей группе. Был организован кружок «Веселые пальчики».
Цель: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей. Укреплять и развивать руки, координацию, ритмику, общую и артикуляционную моторику. Формировать и воспитывать нравственно-волевые качества: целеустремленность, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности, речь.
Задачи:
- совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
- развивать память, звуковую культуру речи.
Пальчиковые игры – прекрасный и лёгкий метод для развития мелкой моторики рук, который способствуют развитию речи у детей. Как пальчиковые игры могут помочь ребёнку говорить? Очень просто. Суть игр заключается в том, что педагог по ходу занятий рассказывает стихотворения, где часто повторяются одни и те же слова. Таким образом, ребёнок на слух воспринимает слова и понимает, о чём идёт речь. А затем и сам пытается повторить звуки. Дети этого возраста познают мир посредством касаний.
Методы обучения
Показ действий.
Действия руками ребёнка.
Самостоятельные действия ребёнка.
Организация работы кружка:
- Возраст детей участвующих в реализации данной программы – младший дошкольный.
- Программа рассчитана на 1 год обучения.
- Проводится кружок 1 раз в неделю (во второй половине дня продолжительностью по 10-12 минут).
- Занятия проводятся с октября по май.
- Формы организации образовательной деятельности – фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия.
Прогнозируемый результат:
Дети:
- Развитие у детей познавательной активности, любознательности;
- Стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
- Развитие умственных способностей и речи детей;
- Развитие гибкости и ловкости рук.
Родители:
- Повышение интереса у родителей по данному вопросу;
- Расширение кругозора родителей о взаимосвязи развития мелкой моторики, речи и интеллекта у детей раннего возраста;
- Использование пальчиковых игр в домашних условиях;
- Помощь и участие разнообразных мероприятиях.
Тематический план кружковой работы | |
Тема | Содержание пальчиковой игры |
СЕНТЯБРЬ | |
Игра – приветствие для каждого занятия Приветствие «Здравствуй» Здравствуйте ладошки – хлоп, хлоп, хлоп | |
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» | Раз, два, три, четыре, пять, Листья берёзы, Листья рябины, |
Дидактическое упражнение «Большие и маленькие листочки» | Вот перед вами листочки. Они разные. Вот большой листок. А вот маленький листок. Покажите мне большой листок. Покажите маленький листок. Положите большой листок на стол. Положите маленький листок сверху на большой. А теперь положите маленький листок на стол и накройте его сверху большим листом. Спрятался маленький листок. Большой лист накрыл маленький так, что маленький лист не видно. Где маленький листок? Вот он, под большим листочком. |
Игра «Капелька и ладошка» | Дождик-дождик, понемножку, Возьмите в руку капельку, поднимите ее вверх, медленно опустите вниз, прямо на ладошку другой руки. |
ОКТЯБРЬ | |
«Маленькая мышка» | Маленькая мышка По городу бежит Глядит ко всем в окошки И пальчиком грозит: «А кто не лег в кроватку?» А кто не хочет спать? Такого непослушного Я буду щекотать! |
«Маленькое солнышко» | Маленькое солнышко Я держу в ладошках, А большое солнышко Вижу из окошка! Маленькое солнышко Я беру руками, А большое солнышко Высоко над облаками! Маленькое солнышко Мне в окошко светит, А большое солнышко Светит всей планете! |
«Дни недели» | В понедельник я стирала, Пол во вторник подметала В среду я пекла калач, А в четверг искала мяч. В пятницу я чашки мыла, А в субботу торт купила. Всех подружек в воскресенье Позвала на День Рождения! |
«Платочки» | Мы платочки постираем, Крепко-крепко их потрем, А потом повыжимаем, Мы платочки отожмем. А теперь мы все платочки На веревку отнесем. Пусть просохнут все платочки. А пока мы отдохнем. А теперь платки погладим., Мы погладим утюгом. Мы платочками помашем. С ними вместе мы попляшем. |
НОЯБРЬ | |
«Пальчики» | «Этот пальчик мой танцует. дети стучат указательным пальцем по бедру Этот вот кружок рисует. делают круговые движения средним пальцем Этот пальчик ловко скачет, стучат безымянным по бедру Будто легкий, легкий мячик. А мизинчик, мой малышка, царапают мизинцем по ноге Коготком скребет как мышка. А большой мой, толстячок, прижимают большой палец к ладони Спать улегся на бочок. А теперь все по порядку сжимают и разжимают пальцы Пальцы делают зарядку. Что, устали? Отдыхайте, сжимают пальцы в кулачок Спите, пальцы, засыпайте!» |
«Пирог» | «Падал снег на порог. дети плавно опускают руки сверху вниз Кот слепил себе пирог. показывают как пекут пирог А пока лепил и пек, Ручейком пирог утек. делают волнообразные движения руками Пирожки себе пеки грозят указательным пальцем Не из снега – из муки». покачивают пальцем из стороны в сторону |
«Ладушки- ладошки» | «Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки, имитация мытья рук Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки! хлопки в ладоши Во дворе цыплятам накрошили крошек, «крошим хлеб» Поиграли снова в ладушки – ладошки! хлопки в ладоши Гладили котенка чистыми ладошками, одной рукой поглаживаем другую С ним мы поиграли в ладушки – ладошки! хлопки в ладоши Улеглись ладошки прямо на дорожку… руки положили на колени Как они устали - ладушки –ладошки!» поглаживание рука об руку |
ДЕКАБРЬ | |
«На лесной лужайке» | «На лесной лужайке показываем «ушки зайчика» Разыгрались зайки: Лапками хлопали, хлопки Ножками топали, топают ногами Ушками махали, делаем «ушки зайчика» и махаем кистями рук Выше всех скакали. прыжки на двух ногах Глазками глядели, руки к глазам «хлопаем глазками» Песенку пропели: Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! болтаем руками Ля-ля-ляйки! Ах, какие мы веселые зайки!» |
«Мыши» | Вышли мыши как-то раз Вдруг раздался страшный звон — |
«Кулачок» | Этот пальчик – маленький, Этот пальчик – слабенький, Этот пальчик – длинненький, Этот пальчик – сильненький, Этот пальчик – толстячок, А все вместе – кулачок! |
«Работа для пальчиков» | Все из вас, кому охото, Есть для пальчиков работа. Можно вылепить из глины, Все, что нам необходимо! Крокодила, бегемота Или чашку от компота, Корову можно подоить, Солью супчик посолить. Порубить кочан капусты, Чтобы был обед наш вкусным. Можно тесто раскатать, Пироги на стол подать. Если в руку ручку взять, Можно дом нарисовать. Напечатать можно слово: Дом и мама – все ГОТОВО! |
ЯНВАРЬ | |
«Самолет взлетает» | Самолет взлетает: у-у-у-у-у-у! Самолет летит по небу: и-и-и-и-и-и! А теперь наш самолет приземляется: о-о-о-о-о-о! |
«Замок» | На двери весит замок. Кто его открыть бы мог? Покрутили! Повертели! Постучали! Потянули! И открыли! |
«Волк» | Волк раскроет свою пасть Хочет зайчика украсть. Щелк, да щелк И снова щелк. Не поймает зайца волк! Пастью щелкает напрасно. Заяц бегает прекрасно! |
ФЕВРАЛЬ | |
«Книга» | Из сумки книгу вынимаю И с интересом открываю. Листаю яркие страницы. Скорей читать бы научиться! |
«Что есть у меня?» | Нос, рот, голова, Уши, щеки, лоб, Глаза, плечи, плечи, Шея, грудь. Не забыть бы что-нибудь! Ноги- топ-топ, Руки – хлоп-хлоп. Раз туда, два сюда (наклоны головы) Это – нет, а это-да! |
«Дом» | Дом с трубой, С высокой крышей, Человек из дома вышел. Он ворота открывает. Всех нас в гости приглашает. |
«Кто живет под потолком?» | Кто живет под потолком? Гном! У него есть борода? Да! И манишка, и жилет? Нет! Как встает он по утрам? Сам! Кто с ним утром кофе пьет? Кот! И давно он там живет? Год! Кто с ним бегает вдоль крыши? Мыши! Но а как его зовут? Скрут! Он капризничает, да? Никогда! |
МАРТ | |
«Мои секретики» | Вот это мой зонтик! Я в дождь хожу с ним. Пусть дождь барабанит. Останусь сухим! А вот моя книжка! Могу почитать. Могу вам картиночки в ней показать. Вот это мой мячик. Очень ловкий, смешной. Его я бросаю над головой. А вот мой котенок! Я глажу его. Мурлычит он так Для меня одного! |
«Тук-тук» | Целый день тук да тук! Раздается громкий звук. Молоточки стучать. Строим домик для мышат. Вот с такой вот крышей. Вот с такими стенами. Вот с таким окошком. Вот с такой вот дверью. (открываем – закрываем) |
«Улитка и калитка» | Тычет рожками улитка, Заперта в саду калитка. Отвари скорей калитку, Пропусти домой улитку. |
«Катюша» (большой палец) | Наша-то Катюша умная была. В комнате работу всем зверям дала: Чашечку собачка моет язычком, Мышка собирает крошки под столом. Кошка коготками лавочку скребет. Курочка рябая пол крылом метет. Катя варит кашу для друзей своих. Кашки наварила, с ложки кормит их. |
АПРЕЛЬ | |
«Цветки» | Наши алые цветки Распускают стебельки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки. Тихо засыпают, Головой качают. |
«Дом» | Я хочу построить дом, Чтоб окошко было в нем, Чтоб у дома дверь была. Рядом чтоб сосна росла. Чтоб вокруг забор стоял. Пес ворота охранял. Что б за домом жил жучок, Ползал быстрый червячок. Солнце было, Дождик шел, А в саду тюльпан расцвел. |
«Котик» | Вот кулак, а вот ладошка, На ладошку села кошка. Села мышек посчитать. Раз, два, три, четыре, пять. Мышки кошку испугались. И по норкам разбежались. |
«Тучка» | Кап- кап-кап тучка Кап-кап-кап плакучка, День и ночь плачет. Дождик вниз скачет. Быстро пальчиками (кап-кап-ка) |
МАЙ | |
«Гномики» | Жили-были в домике Маленькие гномики Тики, бики, Лики, Чики, Мики Раз, два, три, четыре, пять! Стали гномики стирать. Тики – рубашки, Бики – платочки, Лики – штанишки, Чики – носочки. Мики умницей был, Всем водички носил. Дай водичку, дай водичку, Дай водичку, дай водичку, Да водичку, дай водичку. |
«Мышка и мыло» | Мышка мыл, мыла нос- Пи-пи-пи, пи-пи-пи. Мыла уши, мыла хвост – Пи-пи-пи, пи-пи-пи. Мыла так, что стала белой И от счастья мыло съела – АМ! Пи-пи-пи, пи-пи-пи. |
«Две лягушки» | Две лягушки – две руки Скачут на перегонки, Продвигаются вперед, Ни одна не отстает. Все прыжки высокие, Все скачки далекие, Если пальчики устали, То лягушки полежали. Мушка мимо пролетала И лягушке в рот попала. Быстро – АМ! И мужи нет Угодила на обед. |
«Дятел» | Ступ, стук, перестук. Что за шум, что за звук. Кто-то строит новый дом. Ни пилой, ни топором. Ступ, стук, перестук. Кто строит без рук? Клюв как молоток. Вот и пол, и потолок. Вот вам новый дом. Дуплом назовём Дятел здесь будет жить И птенцов заводить. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 2021г.
Рабочая программа учителя-логопеда...
Рабочая программа воспитателя по реализации основной общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской обл. средняя группа на 2020 -2021г
Рабочая программа средней группы МДОУ «ЦРР – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области (далее Программа) составлена на основании ОО...
Рабочая программа воспитателя по реализации основной общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской обл. средняя группа на 2020 -2021г
Рабочая программа средней группы МДОУ «ЦРР – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области (далее Программа) составлена на основании ОО...
Рабочая программа 2021г.
Младшая группа...
Рабочая программа 2021г.
ДЕТИ ОВЗ...
Рабочая программа 2021г.
БЕЗОПАСНОСТЬ (младшая группа)...
Рабочая программа 2021г.
ТЕМА самообразования (Нетрадиционные техники рисования)...