«Продуктивная изобразительная деятельность как средство подготовки дошкольников к обучению в школе»
статья по рисованию (средняя группа)
Занятия изобразительной деятельностью - один из видов путей воспитания в детях чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в человеке и его труде, произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства), потребности отразить увиденное в рисунке. В процессе изобразительной деятельности в детском саду при условии ее оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Продуктивная изобразительная деятельность как средство подготовки дошкольников к обучению в школе»
На занятиях в детском саду осуществляется и специальная подготовка детей к школе. Овладевая знаниями, навыками и умениями в области рисования дети получают возможность успешного усвоения материала на уроках изобразительного искусства в школе.
Для готовности к школьному обучению важное значение имеет формирование элементов учебной деятельности: умение слушать и выполнять указания педагога, понимать поставленную задачу. Чтобы нарисовать, создать изображение, ребенок должен применить определенные способы, необходимые для решения данной изобразительной задачи. Приобретенное на занятиях по изобразительной деятельности, умение контролировать свою работу поможет ребенку и при выполнении заданий в школе.
Важна так же выработка психологической готовности ребенка к школе: желание учиться, стремление узнавать новое, овладевать умениями целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять указания педагога.
Необходимыми в школьном обучении являются активность и самостоятельность. Большие возможности для формирования этих качеств имеются на занятиях по рисованию в свободное от занятий время, когда дети рисуют, конструируют по своему выбору.
Рисование в детском саду позволяет осуществить и специальную подготовку детей к школе, к урокам изобразительного искусства: программа школы включает все те виды рисования, которые проводятся в детском саду. А на уроках труда дети лепят, конструируют, делают аппликации.
Таким образом в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания, важна она и для подготовки к школе.
В результате всей работы у детей развиваются способности к изобразительной деятельности. Они приобретают умения изображать самые разнообразные предметы и явления действительности, у них развивается эстетическое восприятие, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорций. Дети становятся самостоятельными, способными проявлять творчество, создать интересное, выразительное изображение. Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения изобразительной деятельности осуществлялось их эстетическое воспитание, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорции.
Роль рисования в овладении письмом
Исследования показывают, что успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего. В обоих случаях эта графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки (Карандаш или ручка лежат на среднем пальце, сверху придерживаются указательным. Сбоку большим пальцем, кисть руки опирается на мизинец, пальцы сжаты без напряжения). Развитие мышц у детей происходит неравномерно. В начале развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее - мышцы кисти рук. Поэтому до шести лет детям дается тонкая работа пальцами, а в 6-7 лет ребенок уже может успешно заниматься такой деятельностью. В этом возрасте возможно постепенное обучение письму. Однако упражнения в письме не должны быть длительными, чтобы не утомлять еще не окрепшие мышцы кистей рук. В письме необходимо овладеть написанием элементом букв с учетом каллиграфии, то есть правильного их расположения на линейках и клеточках пропорционального соотношения соответствующего нажима, соединения букв. Письмо в большей степени, чем рисование требует ограничения движения руки в определенном пространстве линеек, точного выполнения задания.
При рисовании дети изображают предмет, проводя линии в различных направлениях, различной толщины и длины. Движения руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не требует особого внимания и усиления воли, как в письме. Перед рисующим стоит задача - использовать разнообразие линий для передачи пространственных свойств изображаемых предметов. Такое сопоставление письма и рисования показывает, что обучение в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом. Например, на занятиях рисованием в подготовительной группе дети овладевают навыком свободного владения карандашом и кистью, учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатывается плавность, равномерность движения руки, которые необходимы и для письма. В процессе рисования предметов различной формы, величины, пропорций усваивается умение сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине.
Новым является освоение движений, быстро изменяющих направления на противоположное. Например, при рисовании завитков вправо и влево, петель – восьмерок (декоративное рисование), криволинейных форм.
Рисование такого рода линий и форм позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти пуки, управляющих действиями карандашом и кистью.
В подготовительной группе продолжается отработка и совершенствование навыка регуляции силы нажима на карандаш. В подготовительной группе требования к передаче пропорций предметов и их частей усложняются: дети должны передавать предметы разной формы и величины с большой точностью. В связи с этим продолжается совершенствование умений подчинять движение руки соразмерению отрезков и форм по пропорциям. Овладение этим комплексом умений невозможно без хорошего владения движениями рук, подготовленного формированием технических навыков в предшествующих группах и требует развитие глазомера мыслительных процессов, таких, как анализ и синтез, сравнение, конкретизация. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно двигательной координации, произвольного внимания; аналитического восприятия, зрительной памяти. Подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.
Развитие графических навыков письма дошкольников
Ребенок знакомится с тетрадью, ее разлиновкой, рабочей строкой; учится выполнять задание в ограниченном пространстве - клетке; сравнивает объекты по величине и форме; чертит прямые линии разной длины и в разных направлениях, волнистые линии, дуги, круги, овалы; обводит контур изображения; рисует по клеткам; раскрашивает; запоминает теплые и холодные цвета.
В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.
У каждого листа две стороны - страницы. На них пишут, чертят, рисуют. Рассмотреть страницу. На ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты - клетки. Закреплять знания о теплых и холодных цветах, укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки.
Воспитатель чертит радугу, дети закрашивают ее по порядку в цвета: красный, оранжевый, желтый - это теплые цвета, как солнышко; зеленый, голубой, синий - это холодные цвета. В дальнейшем при раскрашивании фигур дети самостоятельно подбирают теплые или холодные цвета.
Развивать ориентирование на рабочей строке и в микропространстве (правый верхний и левый нижний углы, слева направо и т.д.); зрительно-двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки. Это могут быть наклонные прямые линии с различными интервалами и комбинации из них, треугольники разной формы и штриховка их прямыми наклонными линиями, закрашивание их в теплые или холодные цвета по указанию воспитателя.
Дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «лево» и «право», «лист», «страница» и «строка», не укладывается в общий темп работы.
Особенность рисования заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается: рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение почти не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, т.к. без него невозможно передать образ предмета, его в нем свойства. Правильные технические навыки и умения, формирующиеся не сразу, а постепенно, от занятия к занятию, при условии, если воспитатель обращает на него внимание и учит детей правильным способам действия. В результате продуманного процесса обучения рисованию, в котором овладение правильными способами осуществляется не в результате сухих упражнений, а при решении ребенком интересных для него, разнообразных изобразительных задач (детям предлагается рисовать и закрашивать любимые игрушки, вкусные овощи и фрукты и много другого, что их окружает, вызывает их любопытство, желание рассмотреть и изобразить).
Основными свойствами движения необходимыми для овладения письмом, пишет С.Л. Рубинштейн, является:
- скорость (быстрота прохождения траектории);
- сила;
- темп (количество движений за определенный промежуток времени, зависящий не только от скорости, но и от интервалов между движениями);
- ритм (временной, пространственный, силовой);
- координированность;
- точность и меткость;
- размах;
- пластичность и ловкость.
В отношении детей старших возрастов неоднократно указывается на необходимость развития смелости движений, быстрого темпа и энергичного нажима, а также ритмичности движений, питательности штриховки, что в дальнейшем поможет освоению навыков письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе «Изобразительная деятельность как средство подготовки детей к обучению в школе»
Эссе «Изобразительная деятельность как средство подготовки детей к обучению в школе»...
"Продуктивная изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей у старших дошкольников"
Статья о изобразительной деятельности старших дошкольников как средства развития у них творческих способностей. Предназначена для работников дошкольных и школьных образовательных учреждений....
Родительское собрание по теме: «Продуктивная изобразительная деятельность как средство всестороннего развития детей»
Цель: Повышения уровня педагогического мастерства родителей....
Викторина для педагогов в ДОО по теме: «Знание нормативных документов, регламентирующих деятельность дошкольной организации при подготовке дошкольников к обучению в школе»
Уточнить и систематизировать знания педагогами нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОО. Активизировать педагогическое мышление педагогов, стимулировать развитие активности.Подде...
«Изобразительная деятельность, как средство подготовки детей к обучению в школе»
Консультация для родителей. Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности в средней группе. Тема: "Деревья для Лесовичка"....
Буклет "«Продуктивная изобразительная деятельность как средство всестороннего развития детей».
laquo;Продуктивная изобразительная деятельность как средство всестороннего развития детей».От чего зависит развитие творческого воображение.Творческого воображение зависит от многих фактор...
Продуктивная изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
Продуктивная деятельность является стимулом к развитию творческих способностей ребенка. В статье рассмотрены некоторые новые техники и средства рисования, которые можно испольтзовать как в младшем воз...