«Изобразительная деятельность, как средство подготовки детей к обучению в школе»
консультация по рисованию (средняя группа)
Консультация для родителей. Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности в средней группе. Тема: "Деревья для Лесовичка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_5.docx | 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Изобразительная деятельность, как средство подготовки детей к обучению в школе»
Выполнила:
Немцова Надежда Анатольевна
воспитатель МБДОУ д/с №51 «Берёзка»
Чехов
2018
Готовность ребенка к обучению в школе считается одним из главнейших результатов психического становления во время дошкольного детства и залогом эффективного обучения в школе. Главное значение для подготовки к школе имеет общевоспитательная работа детского сада, направленная на всестороннее становление малыша - физическое, умственное, нравственное, эстетическое.
Очень много внимания в любом детском саду уделяется изобразительной деятельности. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией вызывают у детей позитивные впечатления, удовлетворение эффектом труда. При этом формируются и закрепляются умения и навыки, нужные в учебной деятельности; способность слушать и запоминать задание, скрупулезно исполнять его за конкретное время, умения намечать и расценивать собственную работу, доводить дело до конца, находить промахи и поправлять их; содержать в порядке рабочее место, приборы и материалы.
На занятиях по изобразительной деятельности наряду с развитием творчества и подготовки руки к письму мы решаем и следующие задачи:
развитие мелкой мускулатуры кисти рук; формирование сенсорных эталонов;
формирование навыков использования эталонов при анализе качеств и свойств предметов окружающего мира.
В современной системе образования детский сад является первоначальным звеном. Преемственность - основное условие существования системы образования, которая включает постановку и решение учебно-воспитательных задач в детском саду с перспективой их дальнейшего совершенствования в школе. В начальной школе занятия основываются на повторении уже известных методик, имеют под собой базу в виде того опыта, который школьник получил до этого момента в дошкольном учреждении.
Перед учащимися ставятся задачи по овладению техникой рисунка, что решались в детском саду. Тематическое рисование в школе является как бы продолжением сюжетного рисования в детском саду. Детям дают задание рассмотреть, понаблюдать предметы или явления в окружающей жизни, а затем рисовать их по памяти. Они учатся передавать смысловые связи между объектами, располагать в рисунке один предмет за другим с учетом плоскости земли и неба, изображать дальние предметы меньше по размеру.
Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки (карандаш или ручка лежат на среднем пальце, сверху придерживаются указательным, сбоку -большим пальцем, кисть руки опирается на мизинец; пальцы сжаты без напряжения).
В письме необходимо овладеть написанием элементов букв с учетом каллиграфии, т. е. правильного их расположения на линейках и клеточках, пропорционального соотношения, соответствующего нажима, соединения букв. Письмо в большей степени, чем рисование, требует ограничения движений руки в определенном пространстве линеек, точного выполнения задания.
При рисовании дети изображают предмет, проводя линии в различных направлениях, различной длины и толщины. Движения руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не требует особого внимания и усилия воли, как в письме. Перед ребенком стоит задача - использовать разнообразие линий для передачи пространственных свойств изображаемых предметов.
Такое сопоставление письма и рисования показывает, что обучение в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом. Например, на занятиях рисованием в подготовительной группе дети приобретают навык свободного владения карандашом и кистью, учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатываются такие качества движения руки, как легкость, плавность, равномерность, слитность, которые необходимы и для письма. В процессе рисования предметов различной формы, величины, различных пропорций усваиваются умения сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине.
На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимый материал и заранее планировать последовательность его использования. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках, особенно на уроках труда. Знакомство на занятиях изобразительной деятельностью в дошкольном учреждении с ключевыми формами, близкими к геометрическим, умение выделять их из находящейся вокруг обстановки, характеризовать термином, сопоставлять по величине, длине, ширине, высоте, соотносить значение частей изображаемого предмета и их пространственное положение, могут помочь овладению простыми математическими понятиями на уроках математики в 1 классе
Таким образом, успешное решение задач преподавания и воспитания в начальных классах неразрывно соединено с изобразительной деятельностью дошкольников. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией в веской мере содействуют подготовке к последующей учебной деятельности, например к овладению письмом, математикой, трудовыми умениями.
Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности в средней группе.
Тема: «Деревья для Лесовичка».
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей передавать в рисунке образ осеннего дерева: толстый ствол и тонкие ветки, расположенные слева и справа от ствола. Упражнять детей в рисовании листочков приёмом ритмичного «примакивания».
Развивающие:
Помочь видеть многоцветие осени, чувствовать и понимать красоту окружающего мира. Развивать интерес к изобразительной деятельности, эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественные способности. Развивать мелкую моторику рук, речь, память, внимание, мышление.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы, желание передавать в рисунке свои впечатления. Воспитывать доброе, бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Наблюдения, рассматривание иллюстраций, целевые прогулки в парк, чтение рассказов, стихов, сказок о природе, раскрашивание готовых форм, совместное изготовление развивающей игры «Чего не хватает?», разучивание игры на воображение «Мы – деревья», проведение вечера загадок о природе.
Оборудование и материалы:
Макеты 3-4 деревьев, игрушечные грибы, массажные дорожки, листы бумаги по количеству детей, гуашь, кисти, салфетки, образец, музыкальная запись пения птиц, запись произведения П.Чайковского, схема последовательности рисования дерева.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение «Что такое лес» под звуковое сопровождение голоса птиц.
-Что такое лес? Сосны до небес,
Березы и дубы, ягоды, грибы…
Звериные тропинки, пригорки и низинки.
Мягкая трава, на суку сова.
Ландыш серебристый, воздух чистый – чистый.
И родник с живой ключевой водой.
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение?
(Ответы детей)
В: Правильно, это стихотворение о лесе. А как вы думаете, зачем нам нужен лес?
( Ответы детей)
Проводится экологическая игра «Что было бы, если бы не было деревьев?»
(Цель: формировать у детей представление о значении природы в жизни человека; продолжать формировать элементарные понятия о разных экосистемах и их значении. Развивать речь, внимание, мышление, воспитывать бережное отношение к природе.)
Проводится беседа о правилах поведения в лесу.
(Цель: продолжать формировать знания правил безопасного поведения в лесу.)
В: Сейчас мы с вами отправимся в лес.
(Проходят к макетам деревьев, грибов.)
В: Посмотрите, что вы видите в лесу? ( Показывает на деревья и грибы)
(Ответы детей)
В: А вы знаете, какие грибы можно кушать, а какие нельзя?
( Ответы детей)
В: Молодцы! Посмотрите, тут тропинка (массажная дорожка). Давайте пройдем по ней и посмотрим, куда мы попадем.
(Дети по одному проходят по массажной дорожке.)
Появляется Старичок – Лесовичок, плачет.
В: Здравствуйте, дедушка! Как вас зовут? Почему вы плачете?
Старичок – Лесовичок: Зовут меня Старичок – Лесовичок. А плачу я потому, что все деревья вырубаются, одни пеньки остаются. Скоро лето, а мне жить негде будет. Ни одного дупла не останется, птички улетят из моего леса, потому что бабочек и жучков не будет. И погибнет мой лес совсем.
В: Как же можно помочь Старичку – Лесовичку? Как можно сберечь лес? Ребята, как вы думаете?
(Ответы детей)
В: Ребята, а давайте мы нарисуем деревья сами. А Лесовичок выберет, какие деревья ему понравятся, и заберет с собой в лес. А прежде чем нарисовать дерево, давайте его рассмотрим.
Рассматривание макета дерева.
Работа по схемам последовательности рисования дерева.
В: Это ствол. Какой формы ствол?
- Какого цвета ствол?
- Что растет на стволе?
- Какого размера веточки?
- Что растет на веточках?
- Какой формы листья?
- Какого цвета листья?
- А какого цвета листья могут быть еще? Например, осенью?
Проводится игра « Мы – деревья»
(Цель: развивать воображение, мышление, на основе имеющихся у детей знаний.)
В: Ну теперь, я уверена, мы сможем нарисовать красивые деревья. Что бы наши руки рисовали уверенно и красиво, а пальчики правильно и крепко держали кисть , давайте поиграем.
Пальчиковая гимнастика « Ягоды».
(Цель: развитие мелкой моторики рук.)
Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава - мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы корзиночку несем –
Всю тебя мы соберем.
(Пальцы правой руки по очереди « здороваются с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками пальцев.)
Объяснение, показ выполнения работы, закрепление с использованием схемы.
Самостоятельная деятельность детей. Звучит «Осенняя песня»
П. Чайковского.
Старичок – Лесовичок: Какие молодцы! Не поиграете ли вы со мной? А то я в лесу один, да один.
Проводится игра «Ползает, бегает, летает»
(Цель: формировать элементарные знания о характерных признаках птиц, насекомых, животных; о способах их передвижения.)
Старичок- Лесовичок рассматривает работы детей.
- Какие красивые деревья! Теперь в моем лесу будет хорошо. Птички не улетят, букашечки не уползут, животные не убегут. А мне летом будет, где спрятаться от жары. Спасибо вам! Ну, мне пора. А вы ко мне в гости приходите!
Несколько работ дети дарят Старичку – Лесовичку и прощаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.
Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе. При подготовке детей к школе одним из эффективных средств является дидактическая игра. С пер...
Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.
Игра-это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, т.е. такие качества, которые необходимы для д...
Консультация для родителей по теме: «Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.»
Консультация для родителей по теме: «Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.» ...
Эссе «Изобразительная деятельность как средство подготовки детей к обучению в школе»
Эссе «Изобразительная деятельность как средство подготовки детей к обучению в школе»...
Занятия рисованием как средство подготовки детей к обучению в школе
Вид деятельности.Рисование...
Мастер- класс " Конструирование- как средство подготовки детей к обучению к школе". Тема: " Петух - символ 2017 года"
Заитересовать выполнением игрушки к новогоднему празднику, передача опыта путем прямого и комментированного показа....
«Продуктивная изобразительная деятельность как средство подготовки дошкольников к обучению в школе»
Занятия изобразительной деятельностью - один из видов путей воспитания в детях чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в человеке и его труде, произведениях и...