Представление опыта работы с практическим показом по изображению явлений природы, деревьев, цветов
методическая разработка по рисованию
способы рисования линией, и как с их помощью изображать на листе различные природные явления
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»
Представление опыта работы с практическим показом по изображению явлений природы, деревьев, цветов
(мастер-класс для педагогов)
Воспитатель:
Метелкина Наталья Николаевна
г. Лесосибирск 2018 г.
Добрый день уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу предложить вам способы рисования линией, и как с их помощью изображать на листе различные природные явления. Многие из нас что, рисуя, не задумываясь над тем, что линия – начало всех начал. Любое прикосновение ребенка кистью, карандашом к листу бумаги фиксирует мысли, ощущения и настроение. Линия - это отпечаток сиюминутного состояния и даже дыхания. Линией дети создают на листе бумаги детские шедевры, различные формы и фигуры.
Составляя перспективное планирование по изображению природных явлений, пришла к выводу, что работа с линией изобразительного искусства, очень важный этап на занятиях с детьми, особенно на первых порах освоения ими языка изобразительного искусства. Работа с линией раскрепощает руку ребенка, дает ему почувствовать свободу в творчестве.
Начиная с 1 младшей группы, знакомлю детей с длинными и короткими, прерывистыми, сплошными линиями рисуя солнце, лучи, дождь, тучи и т. д. В старших группах: северное сияние, гроза во время дождя, отражение солнца в воде и многих других явлениях природы, которые мы можем показать линией.
Сейчас я хочу с вами поиграть. Вокруг себя повернись, в ребят превратись. Мы поговорим с вами характере и типе поведения у людей. Бывают: тихие и спокойные, веселые и грустные, бывают обидчивые, крикливые, ленивые и хитрые. Кто у нас сегодня грустный? Это мы можем показать эмоциями, можем найти картинку. Давайте попробуем изобразить характер с помощью линий на листе бумаги.
Спокойная, прыгучая, зубастая, хитрая, волнистая, ленивая, больная. Теперь характерными линиями нарисуйте солнышко, тучку, дождик и придумайте короткий диалог между ними. Можно прочитать художественное слово. Например: что говорит прыгучая линия солнышко пока спокойной дождевой тучке? С кем дружит ленивая линия на завтрак веселая линия? Где будет гулять зубастая линия? Что предпочитает кушать ленивая линия на завтрак?
Просматривая работы, можно проследить, насколько точно продемонстрировано настроение линий у детей, обратить внимание на тех, кому трудно различать настроение, характеры линий по движению и цвету. Так же можно увидеть какое настроение сегодня у ребенка.
Предлагаю вам с помощью линий придумать и нарисовать картину, где будет солнышко, туча и дождик. Туча может быть нарисована прыгучей, хитрой, волнистой линией. Свой рисунок вы должны сопровождать художественным словом. Рисуя линии, решаются новые творческие задачи, которые дети решают вместе с воспитателем. Все происходит по ходу рисования (как рука поведет линию). Рождение на бумаге образа, которого ты еще не видел – очень интересный творческий процесс , который позволяет ребенку раскрепостится и выражать свои чувства.
Физминутка.
Представьте себе, что вы цветок.
Дождя давно уже не было и растения завяли.
Сначала опустили головки потом листики.
И весь стебелек согнулся до самой земли.
Вдруг пошел дождь, и растения начали оживать.
Подул свежий ветерок, стебельки закачались,
Вдруг выглянуло солнышко, пригрело и все ожило (все движения по тексту)
В планировании можно проследить, как изо интегрируется с различными областями и различными видами деятельности. Планирование комплексное.
Тематическое планирование по изображению явлений природы
для детей 2-7 лет
Изображение явлений природы в первой младшей группе
Тематика | Технические умения и навыки | Нетрадиционные техники | Взаимодействие с другими видами деятельности | |||
Дидактические игры | Подвижные игры | Художественное слово | Рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе | |||
«Ласковое солнышко» | - рисовать простые линии и формы; - учить рисовать простейшую округлую форму. | - тычок жесткой, полусухой кистью; - рисовать пальчиками, ладошками; - поролоновые рисунки | - упражнение с прищепками; - выкладывание солнышка из крупной мозаики; - игры с солнечными зайчиками; - составь солнышко по образцу. | - «Солнышко и дождик»»; «Солнце землю греет слабо» | «Добрый дождик»/ Пиркулев; Потешка: «Дождик –дождик»; «Облако»/ С. Козлов; Загадка: «Красная девушка по небу ходит» | Рассматривание иллюстраций к потешкам, закличкам, прибауткам. Наблюдения в природе. |
«Лучики для солнышка» | Учить проводить прямые, длинные и короткие линии в разных направлениях | |||||
«Дождик кап-кап-кап» | - рисовать короткие вертикальные линии на близком расстоянии одна от другой | |||||
«Дорисуй дождик» | - рисовать короткие штрихи, располагать на всей поверхности листа; - учить рисовать короткими мазками, точками, пятнами | |||||
«Туча на небе» | Учить рисовать закрашивать краской поверхность бумаги. |
Изображение явлений природы во второй младшей группе
Тематика | Технические умения и навыки | Нетрадиционные техники | Взаимодействие с другими видами деятельности | |||
Дидактические игры | Подвижные игры | Художественное слово | Рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе | |||
«Как я люблю солнышко» | Изображать солнышко, сочетая округлые формы с прямыми короткими и длинными линиями | пальчиками, ладошками, кляксография, оттиск печатками из картофеля, оттиск пробкой - рисовать пальчиками, ладошками; - поролоновые рисунки | Пазлы: «Собери солнышко, тучку» Блоки: «Дьенеша» Игры с мозаикой Игры с солнечными зайчиками - составь солнышко, тучку из 2-4 частей | - «Капля» «Золотое солнышко» «Солнце спит и небо спит» «День – ночь» | «солнечный лучик»/ С. Маршак; Чтение: «Краденое солнце»»/ К. Чуковский; «Облако»/С. Козлов; Словацкая сказка: «У солнышка в гостях» Загадка: «Шел долговяз, в сыру землю увяз» | Рассматривание иллюстраций с явлениями природы Наблюдения в природе. Подборка иллюстраций «Солнечный день» . Музыкальные произведения по программе |
«Волшебные палочки» (солнышко) | Учить проводить прямые, длинные и короткие линии в разных направлениях | |||||
«Дождик, дождик не дожди» | - рисовать прямые линии сверху вниз неотрывно | |||||
«Чудесные пятнашки» (дождик) | -изображать способом прикладывания ворса кисти к бумаге | |||||
«Семья тучек» | - умение рисовать предметы круглой формы, разной величины, слитными неотрывными движениями кисти | |||||
«Дождливая туча» | Рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая от бумаги Проводить прямые линии в разных направлениях Наклонные, длинные, короткие |
Изображение явлений природы в средней группе
Тематика | Технические умения и навыки | Нетрадиционные техники | Взаимодействие с другими видами деятельности | |||
Дидактические игры | Подвижные игры | Художественное слово | Рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе | |||
«Лучики танцуют» | - развивать умения рисовать разными материалами, выбирать их по своему желанию | монотипия; восковые мелки + свечка; оттиск печатками из ластика, паралоном, пенопластам | «Нарисуй по точкам» «Части суток» Игры с мозаикой, пазлами - «Как ляпа солнышко разбудило» | - «Птички и дождик» | «Золотые капельки»/ Д. Христова; «Весенний дождь»»/ А.Фет; «Какого цвета лето» М. Ахова; Загадки: «Без пути и без дороги, ходит самый длинноногий. В тучах прячется, во мгле. Только ноги на земле»; (солнышко) «Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала» (облако) | Рассматривание иллюстраций с явлениями природы Наблюдения в природе. Рассматривание иллюстраций к сказкам: К. Чуковского: С. Михалкова; С. Маршака . Музыкальные произведения по программе |
«Смотрит солнышко в окошко» | - формировать умения изображать предметы, состоящие из нескольких частей, прямоугольной и круглой формы; | |||||
«Тучка солнышко закрыло, землю дождиком полило» | - учить использовать приемы примакивания; | |||||
«Облака белогривые лошадки» | -совершенствовать умения рисовать круг; | |||||
«Дождь проказник» | - закреплять способы рисования кистью: точек, мазков, колец, прямых линий; | |||||
«»Плывут тучи по небу» | - познакомить с овальной формой, учить передавать ее особенности в рисунке; | |||||
«Грибной дождь» | - продолжать обучать приемам закрашивания, накладывать штрихи в одном направлении; рисовать прямые, вертикальные и наклонные линии |
Изображение явлений природы в старшей группе
Тематика | Технические умения и навыки | Нетрадиционные техники | Взаимодействие с другими видами деятельности | |||
Дидактические игры | Подвижные игры | Художественное слово | Рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе | |||
«Лучики танцуют» | - развивать умения рисовать разными материалами, выбирать их по своему желанию; | монотипия; восковые мелки + свечка; оттиск печатками из ластика, паралоном, пенопластам | «Нарисуй по точкам» «Части суток» Игры с мозаикой, пазлами - «Как ляпа солнышко разбудило» | - «Птички и дождик» | «Золотые капельки»/ Д. Христова; «Весенний дождь»»/ А. Фет; «Какого цвета лето»/М. Ахова; Загадки: «Без пути и без дороги, ходит самый длинноногий. В тучах прячется, во мгле. Только ноги на земле»; (солнышко) «Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала» (облако) | Рассматривание иллюстраций с явлениями природы Наблюдения в природе. Рассматривание иллюстраций к сказкам: К. Чуковского: С.Михалкова; С.Маршака . Музыкальные произведения по программе |
«Смотрит солнышко в окошко» | - формировать умения изображать предметы состоящие из нескольких частей, прямоугольной и круглой формы; | |||||
«Тучка солнышко закрыло, землю дождиком полило» | - учить использовать приемы примакивания;
| |||||
«Облака белогривые лошадки» | - совершенствовать умения рисовать круг; | |||||
«Дождь проказник» | - закреплять способы рисования кистью: точек, мазков, колец, прямых линий; - познакомить с овальной формой, учить передавать ее особенности в рисунке; | |||||
«»Плывут тучи по небу» | ||||||
«Грибной дождь» | - продолжать обучать приемам закрашивания, накладывать штрихи в одном направлении; рисовать прямые, вертикальные и наклонные линии |
Используемая литература:
- Книга для чтения 2-4 года в детском саду и дома. // – М.: «ОНиКС», 2015.
- Камарова П.С. Занятие по изо в детском саду. // – М.: Просвещение, 2008.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. // – СПб.: Детство «Пресс», 2017.
- План – программа педагогического процесса в детском саду. // – СПб.: «Детство-Пресс», 2015.
- Бондаренко А. К.дидактические игры в детском саду. // – М.: Просвещение, 2011.
- Илларионова Ю. Г. Учите же детей отгадывать загадки. // – М.: Наука, 2008.
- Шмаков С.А. Игры - шутки, игры – минутки. // – М.: Просвещение , 2013.
- Доронова Г.Н. , Якобсон С.Г. обучение детей рисованию , лепке, аппликации в игре. // –М.: Просвещение 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы с практическим показом по рисованию песком (мастер-класс для педагогов)
Создание условий для ознакомления педагогов с техникой рисования песком на подсвеченной поверхности стола – песочной анимацией....
Внедрение передовых методик и технологий работы со сказкой, способствующих развитию детей раннего возраста – из опыта работы с практическим применением
Внедрение передовых методик и технологий работы со сказкой, способствующих развитию детей раннего возраста – из опыта работы с практическим применением...
Представление опыта работы на IV региональной научно-практической конференции «Гражданско-патриотическое воспитание: опыт, традиции, новаци" по теме «Есть правила дорожные! Будьте осторожнее!»
Мы живем в эпоху интенсивного автомобильного движения. В современном городе нелегко всем, а особенно ребенку. Основной проблемой является незнание дошкольниками элементарных правил дорожного движения,...
Из опыта работы «Организация практической деятельности дошкольников в природе»
На сегодняшний день стал более жизнен вопрос экологического воспитания детей. Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образоват...
Технология «Арт – бокс: играю с природой или Необычный набор для творчества». Представление опыта работы на конкурс.
Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптаци...
Представление опыта работы в рамках практической педагогики. Пространство развития ребенка: функциональное оформление помещений ДОО.
Безопасность детей — это самая важная задача для воспитателей и всех взрослых, которые его окружают.Чтобы оберегать и защищать ребенка, подготовить его к встрече с различными сложными,...
Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи
Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...
- Мне нравится (1)