Представление опыта работы с практическим показом по изображению явлений природы, деревьев, цветов
методическая разработка по рисованию

Метелкина Наталья Николаевна

способы рисования линией, и как с их помощью изображать на листе различные природные явления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»

Представление опыта работы с практическим показом по изображению явлений природы, деревьев, цветов

(мастер-класс для педагогов)

               

Воспитатель:  

                                           

                                   Метелкина Наталья Николаевна

                                                                             

 г. Лесосибирск  2018 г.

Добрый день уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу предложить вам способы рисования линией, и как с их помощью изображать на листе различные природные явления. Многие из нас что,  рисуя, не задумываясь над тем, что линия – начало всех начал. Любое прикосновение ребенка кистью, карандашом к листу бумаги фиксирует мысли, ощущения и настроение. Линия  - это отпечаток сиюминутного состояния и даже дыхания. Линией дети создают на листе бумаги  детские шедевры, различные формы и фигуры.

Составляя  перспективное планирование по изображению природных явлений,  пришла к выводу, что работа с линией изобразительного искусства,  очень важный этап на занятиях с детьми, особенно на первых порах освоения ими языка изобразительного искусства. Работа с  линией раскрепощает руку ребенка, дает ему почувствовать  свободу в  творчестве.

Начиная с 1 младшей группы,  знакомлю детей с длинными и короткими,  прерывистыми,  сплошными линиями рисуя солнце, лучи, дождь, тучи и т. д.  В старших группах: северное сияние, гроза во время дождя, отражение солнца в воде и многих других явлениях природы, которые мы можем  показать линией.

Сейчас я хочу с вами поиграть. Вокруг себя повернись, в ребят превратись. Мы поговорим с вами характере  и типе поведения у людей. Бывают: тихие и  спокойные, веселые и  грустные, бывают обидчивые, крикливые, ленивые и хитрые.  Кто у нас сегодня грустный?  Это мы можем показать эмоциями, можем найти картинку. Давайте  попробуем изобразить характер с помощью линий на листе бумаги.

Спокойная, прыгучая, зубастая, хитрая, волнистая, ленивая, больная. Теперь характерными линиями нарисуйте солнышко, тучку, дождик и придумайте короткий диалог между ними. Можно прочитать художественное слово. Например: что говорит прыгучая  линия  солнышко  пока спокойной дождевой тучке? С кем дружит  ленивая линия на завтрак веселая линия? Где будет гулять зубастая линия? Что предпочитает кушать  ленивая линия на завтрак?

Просматривая работы,  можно проследить,  насколько точно продемонстрировано настроение линий у детей, обратить внимание на тех, кому трудно различать настроение, характеры линий по движению и цвету. Так же можно увидеть какое настроение сегодня у ребенка.

Предлагаю вам с помощью линий придумать и нарисовать картину,  где будет  солнышко, туча и дождик. Туча может быть нарисована прыгучей, хитрой, волнистой линией. Свой рисунок вы должны сопровождать художественным словом. Рисуя линии,  решаются новые творческие задачи, которые дети решают вместе с воспитателем. Все происходит по ходу рисования (как рука поведет линию). Рождение на бумаге образа, которого ты еще не видел – очень интересный творческий процесс , который позволяет ребенку раскрепостится и выражать свои чувства.

Физминутка.

Представьте себе, что вы цветок.

Дождя давно уже не было и растения завяли.

Сначала опустили головки потом листики.

И весь стебелек согнулся до самой земли.

Вдруг пошел дождь,  и растения начали оживать.

Подул свежий ветерок,  стебельки закачались,

Вдруг выглянуло солнышко, пригрело и все ожило (все движения по тексту)

В планировании можно проследить,  как изо интегрируется с различными                                 областями  и  различными видами деятельности. Планирование комплексное.

Тематическое планирование по изображению явлений природы

для детей 2-7 лет

Изображение явлений природы в первой младшей группе

Тематика

Технические умения и навыки

Нетрадиционные техники

Взаимодействие с другими видами деятельности

Дидактические игры

Подвижные игры

Художественное слово

Рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе

«Ласковое солнышко»

- рисовать простые линии и формы;

- учить рисовать простейшую округлую форму.

- тычок жесткой, полусухой кистью;

- рисовать пальчиками, ладошками;

- поролоновые рисунки

- упражнение с прищепками;

- выкладывание солнышка из крупной мозаики;

- игры с солнечными зайчиками;

- составь солнышко по образцу.

- «Солнышко и дождик»»;

«Солнце землю греет слабо»

«Добрый дождик»/ Пиркулев;

Потешка:  «Дождик –дождик»;

«Облако»/ С. Козлов;

Загадка: «Красная девушка по небу ходит»

Рассматривание иллюстраций к потешкам, закличкам, прибауткам.

Наблюдения в природе.

«Лучики для солнышка»

Учить проводить прямые, длинные и короткие линии в разных направлениях

«Дождик кап-кап-кап»

- рисовать короткие вертикальные линии на близком расстоянии одна от другой

«Дорисуй дождик»

- рисовать короткие штрихи, располагать на всей поверхности листа;

- учить рисовать короткими мазками, точками, пятнами

«Туча на небе»

Учить рисовать закрашивать краской поверхность бумаги.

Изображение явлений природы во второй младшей группе

Тематика

Технические умения и навыки

Нетрадиционные техники

Взаимодействие с другими видами деятельности

Дидактические игры

Подвижные игры

Художественное слово

Рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе

«Как я люблю солнышко»

Изображать солнышко, сочетая округлые формы с прямыми  короткими и длинными линиями

 пальчиками, ладошками, кляксография,

оттиск печатками из картофеля, оттиск пробкой

- рисовать пальчиками, ладошками;

- поролоновые рисунки

Пазлы:

«Собери солнышко, тучку»

Блоки: «Дьенеша»

Игры с мозаикой

Игры с солнечными зайчиками

- составь солнышко, тучку из 2-4 частей

- «Капля»

«Золотое солнышко»

«Солнце спит и небо спит»

«День – ночь»

«солнечный лучик»/ С. Маршак;

Чтение:  «Краденое солнце»»/ К. Чуковский;

«Облако»/С. Козлов;

Словацкая сказка: «У солнышка в гостях»

Загадка: «Шел долговяз, в сыру землю увяз»

Рассматривание иллюстраций  с явлениями природы

Наблюдения в природе.

Подборка иллюстраций «Солнечный день»

.

Музыкальные произведения по программе

«Волшебные палочки» (солнышко)

Учить проводить прямые, длинные и короткие линии в разных направлениях

«Дождик, дождик не дожди»

- рисовать прямые линии сверху вниз неотрывно

«Чудесные пятнашки» (дождик)

 -изображать способом прикладывания ворса кисти к бумаге

«Семья тучек»

- умение рисовать предметы круглой формы, разной величины, слитными неотрывными движениями кисти

«Дождливая туча»

Рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая от бумаги

Проводить прямые линии в разных направлениях

Наклонные, длинные, короткие

Изображение явлений природы в средней группе

Тематика

Технические умения и навыки

Нетрадиционные техники

Взаимодействие с другими видами деятельности

Дидактические игры

Подвижные игры

Художественное слово

Рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе

«Лучики танцуют»

- развивать умения рисовать разными материалами, выбирать их по своему желанию

монотипия;

восковые мелки + свечка;

оттиск печатками из ластика, паралоном, пенопластам

 «Нарисуй по точкам»

 «Части суток»

Игры с мозаикой, пазлами

- «Как ляпа солнышко разбудило»

- «Птички и дождик»

«Золотые капельки»/ Д. Христова;

 «Весенний дождь»»/ А.Фет;

«Какого цвета лето» М. Ахова;

Загадки: «Без пути и без дороги, ходит самый длинноногий. В тучах прячется, во мгле. Только ноги на земле»; (солнышко)

«Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала» (облако)

Рассматривание иллюстраций  с явлениями природы

Наблюдения в природе.

Рассматривание иллюстраций к сказкам:

К. Чуковского:

С. Михалкова;

С. Маршака

.

Музыкальные произведения по программе

«Смотрит солнышко в окошко»

- формировать умения изображать предметы,  состоящие из нескольких частей, прямоугольной и круглой формы;

«Тучка солнышко закрыло, землю дождиком полило»

- учить использовать приемы примакивания;

«Облака белогривые лошадки»

 -совершенствовать умения рисовать круг;

«Дождь проказник»

 - закреплять способы рисования кистью: точек, мазков, колец, прямых линий;

«»Плывут тучи по небу»

 - познакомить с овальной формой, учить передавать ее особенности в рисунке;

«Грибной дождь»

- продолжать обучать приемам закрашивания, накладывать штрихи в одном направлении;

рисовать прямые, вертикальные и наклонные линии

Изображение явлений природы в старшей группе

Тематика

Технические умения и навыки

Нетрадиционные техники

Взаимодействие с другими видами деятельности

Дидактические игры

Подвижные игры

Художественное слово

Рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе

«Лучики танцуют»

- развивать умения рисовать разными материалами, выбирать их по своему желанию;

монотипия;

восковые мелки + свечка;

оттиск печатками из

ластика, паралоном, пенопластам

 «Нарисуй по точкам»

 «Части суток»

Игры с мозаикой, пазлами

- «Как ляпа солнышко разбудило»

- «Птички и дождик»

«Золотые капельки»/ Д. Христова;

 «Весенний дождь»»/ А. Фет;

«Какого цвета лето»/М. Ахова;

Загадки: «Без пути и без дороги, ходит самый длинноногий. В тучах прячется, во мгле. Только ноги на земле»; (солнышко)

«Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала» (облако)

Рассматривание иллюстраций  с явлениями природы

Наблюдения в природе.

Рассматривание иллюстраций к сказкам:

К. Чуковского:

С.Михалкова;

С.Маршака

.

Музыкальные произведения по программе

«Смотрит солнышко в окошко»

- формировать умения изображать предметы состоящие из нескольких частей, прямоугольной и круглой формы;

«Тучка солнышко закрыло, землю дождиком полило»

- учить использовать приемы примакивания;

 

«Облака белогривые лошадки»

- совершенствовать умения рисовать круг;

«Дождь проказник»

 - закреплять способы рисования кистью: точек, мазков, колец, прямых линий;

 - познакомить с овальной формой, учить передавать ее особенности в рисунке;

«»Плывут тучи по небу»

«Грибной дождь»

- продолжать обучать приемам закрашивания, накладывать штрихи в одном направлении;

рисовать прямые, вертикальные и наклонные линии

Используемая литература:

  1. Книга для чтения 2-4 года в детском саду и дома. // – М.: «ОНиКС», 2015.
  2. Камарова П.С. Занятие  по изо в детском саду. // – М.: Просвещение, 2008.
  3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. // – СПб.: Детство «Пресс», 2017.
  4. План – программа педагогического процесса в детском саду. // – СПб.: «Детство-Пресс», 2015.
  5. Бондаренко А. К.дидактические игры в детском саду. // – М.: Просвещение, 2011.
  6. Илларионова Ю. Г. Учите же детей отгадывать загадки. // – М.: Наука, 2008.
  7. Шмаков С.А. Игры - шутки, игры – минутки. // – М.: Просвещение , 2013.
  8. Доронова Г.Н. , Якобсон С.Г.  обучение детей рисованию , лепке, аппликации в игре. // –М.: Просвещение 2009.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы с практическим показом по рисованию песком (мастер-класс для педагогов)

Создание условий для ознакомления педагогов с техникой рисования песком на подсвеченной поверхности стола – песочной анимацией....

Внедрение передовых методик и технологий работы со сказкой, способствующих развитию детей раннего возраста – из опыта работы с практическим применением

Внедрение передовых методик и технологий работы со сказкой, способствующих развитию детей раннего возраста – из опыта работы с практическим применением...

Представление опыта работы на IV региональной научно-практической конференции «Гражданско-патриотическое воспитание: опыт, традиции, новаци" по теме «Есть правила дорожные! Будьте осторожнее!»

Мы живем в эпоху интенсивного автомобильного движения. В современном городе нелегко всем, а особенно ребенку. Основной проблемой является незнание дошкольниками элементарных правил дорожного движения,...

Из опыта работы «Организация практической деятельности дошкольников в природе»

      На сегодняшний день стал более жизнен вопрос экологического воспитания детей. Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образоват...

Технология «Арт – бокс: играю с природой или Необычный набор для творчества». Представление опыта работы на конкурс.

Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптаци...

Представление опыта работы в рамках практической педагогики. Пространство развития ребенка: функциональное оформление помещений ДОО.

Безопасность детей — это самая важная задача для воспитателей и всех взрослых, которые его окружают.Чтобы оберегать и защищать ребенка, подготовить его к встрече с различными сложными,...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...