Технология «Арт – бокс: играю с природой или Необычный набор для творчества». Представление опыта работы на конкурс.
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к любой деятельности. Все культурные ценности, накопленные человечеством – это результат творческой деятельности людей.
Проблема развития способностей, всегда вызывала огромный интерес во все времена. Истоки творческих сил человека восходят к детству, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. В связи с этим, актуальной задачей является развитие у дошкольников художественно - творческих способностей.
Согласно ФГОС дошкольного образования, развитие детей дошкольного возраста предполагает становление эстетического отношения к природе и реализацию творческой деятельности.
Понятие «ТВОРЧЕСТВО» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел. Работая в детском саду, я заметила, что дети проявляют интерес к продуктивной деятельности с природным и бросовым материалом, но не всегда видят образ в природном объекте не способны самостоятельно реализовать свой творческий замысел. Таким образом, возникла необходимость заняться такой деятельностью, которая стимулирует творческий потенциал детей, развивает их художественно - творческие способности.
В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между предметами и явлениями и отражать их в образной форме.
Одним из эффективных средств экологического воспитания детей является игра. Важный момент заключается в том, чтобы «погрузить детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия природного содержания». Игры детей с природным материалом – это кладовая для фантазии, воображения, творческих способностей и исследовательской деятельности. Но что делать, когда погодные условия не позволяют выйти на улицу? Можно поиграть с природой дома или в группе детского сада.
Опираясь на свое увлечение творческой деятельностью, я разработала технологию «Арт – бокс: играю с природой», на основе популярного направления «ленд – арт». «Арт-бокс: играю с природой» - креативный подарок для творческого человека. С ним можно играть как на улице, так и в помещении. Играть одному, в парах или командой.
Арт-бокс включает в себя три блока:
- блок - коробка;
- блок – карточки, схемы, рисунки;
- блок – сенсорное наполнение коробки: природный материал.
Природными материалами служат: шишки, желуди, скорлупа грецких орехов, фасоль, горох, семечки. А также: сухие листья и сухоцветы, кора и веточки деревьев, спилы деревьев и опилки, ракушки и мелкие камешки. Общение с природой обогащает детей, а сам природный материал побуждает к развитию фантазии и воображения. С помощью них дети будут создавать оригинальные картины, без применения карандашей и красок. Можно использовать один материал или комбинировать его. Делать изображение простым или сложным, большим или маленьким.
В процессе освоения нового вида творчества – технологии Арт – бокс, следует соблюдать инструкцию:
- Выбрать место для игры.
- Найти подходящие природные материалы.
- Представить замысел.
- Реализовать свою идею.
Это словно охота за сокровищами, когда дети начинают видеть красоту каждого природного элемента, учатся гармонично сочетать их. Это работает на многих уровнях - и детская игра, и настоящее искусство, которое будет интересно даже взрослым. Дошколята могут выкладывать рисунок по образцу, по картинке или создавать что-то своё - лендартовое. Арт – бокс поможет изучить различные стили и направления в искусстве.
«Играя с природой», ребенок:
- развивает воображение, фантазию, речь, конструктивные и трудовые навыки;
- учится наблюдательности, пространственному ориентированию и составлению композиций;
- может увидеть цельную вещь в разрозненных элементах;
- приобретает экологический интерес к природе, эстетический вкус, креативный взгляд на стандартные вещи;
- реализует творческий потенциал;
- расширяет познавательно - исследовательскую деятельность.
- Тактильный контакт детей с природным материалом:
- является мощным средством психологической разгрузки;
- вызывает положительные эмоции;
- уменьшает напряжение и страх;
- облегчает адаптацию.
Играя с Арт - боксом, ребенок:
- становится самостоятельным, активным, инициативным;
- чувствует себя более успешным и уверенным. Потому что у него получается! Потому что этот маленький человек – настоящий волшебник!
Таким образом, опираясь на склонность детей к подражанию, через применение технологии Арт – бокс, у дошкольников были сформированы навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, и активность в их применении, влияющая на критическое мышление.
В результате использования технологии Арт – Бокс, можно сделать вывод, что экологическое образование детей дошкольного возраста необходимо строить на игровой основе, т.к. играя с природным материалом, они приобретают экологический интерес к природе.
Используйте Арт – бокс! И вы откроете художника, творца и личность в каждом ребенке! Мы попробовали! И нам понравилось!
Ссылка на видеоролик: «Арт – бокс: играю с природой или Необычный набор для творчества»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы на конкурсе "Воспитатель года"
Я представляла опыт работы по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста на конкурсе "Воспитатель года"...
Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающей технологии "ольфогимнастика" в работе с детьми старшего возраста. Воспитатель 1й квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна
В нашем детском саду с внедрением новых федеральных государственных требований очень большая нагрузка возлагается на здоровье детей. Моя задача в группе: сохранить и укрепить здоровье и зр...
Представление опыта работы с одаренными детьми в образовательной области "Художественное творчество".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5308404","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]] [[{"type":"media","view_mode":...
Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками
Работая с материалами Фребеля педагог не является собственно источником информации, а направляет и облегчает процесс познания, стимулирует познание, планирует и создает безопасную обстановку в гр...
Представление опыта работы на конкурс "Воспитатель России"
Опыт работы....
представление опыта работы «Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий»
Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий. Знакомство с кейс-технологией. Виды кейс-технологий. Использование кейс-технологии в...
Представление опыта работы на конкурс "Лучший воспитатель"
ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОФЕССИЮ...