Представление опыта работы с практическим показом по рисованию песком (мастер-класс для педагогов)
консультация

Мерзлякова Камила Гюладдин-кызы

Создание условий для ознакомления педагогов с техникой рисования песком на подсвеченной поверхности стола – песочной анимацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»

Представление опыта работы с практическим показом по рисованию песком на стекле

(мастер-класс для педагогов)

                                                           Воспитатель:

                                                           Мерзлякова Камила Гюладдин – кызы

                                                           Первая квалификационная категория

                                                 

                                         г. Лесосибирск,  2016 г.

Рисование песком на стекле

Цель: создание условий для ознакомления педагогов с техникой рисования песком на подсвеченной поверхности стола – песочной анимацией.

Здравствуйте, дорогие педагоги. Сегодня  хочу рассказать вам об очень интересном и увлекательном процессе рисования песком. Над данной темой  работаю сравнительно недавно. Считаю, что данная тема очень актуальна в современном мире, так как дети, на мой взгляд,  должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества.

Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми выступает песочная терапия, а именно техника рисования песком на подсвеченной поверхности стола (SandArt), которая отличается от игры песком (SandPlay), где создаются миры в песочнице с помощью воды и различных фигурок, миниатюрных игрушек разной символики (звери, люди, дома, мосты, пирамиды, и.т.п).

Первые школы рисования песком появились в США в конце прошлого века. А изобрела такое рисование канадская режиссер-аниматор КЭРОЛАЙН ЛИФ, создав в 1974 году первый «песочный мультфильм». Её опыт оказался весьма успешным и положил начало новому виду искусства – рисованию песком.

Рисование песком обладает художественными достоинствами и терапевтическим эффектом. Песок способен «заземлять» негативные эмоции, рисунки из него несут в себе возможность трансформации, помогают осознать эмоциональные состояния и самые глубокие душевные переживания, дают прекрасную возможность принять, раскрыть и проявить в творчестве множество граней собственного «я».

Sandart может применяться в образовательных и развивающих целях: обучении основам рисования, развитии познавательных процессов; расширении кругозора и общей осведомленности; совершенствовании мелкой моторики и координации движений; развитии воображения и творческих способностей.

Применение техники рисования песком на стекле

Данную технику можно использовать в работе с детьми, для которых характерны агрессивность, непослушание, гиперреактивность, неуверенность в себе. Дети, рисующие песком, имеют возможность расслабиться и снять напряжение.

Техника помогает войти в контакт со своими чувствами, а иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения, которые кажутся непреодолимыми.

Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность, почувствовать забытые ощущения счастья и творчества.

            Базовые способы рисования песком на стекле

Техник рисования существует множество, но две основные следующие:

  1. Рисование на песочном фоне световыми линиями и пятнами.

Для данного вида рисования подсвечиваемую поверхность стекла покрывают тонким ровным слоем песка путем его равномерного рассеивания над поверхностью стола с высоты 2-3см. После того как образуется однородные песочный фон, можно приступать к изображению, проводя различные линии по поверхности стекла пальцами либо боковой стороной или внутренней частью ладони. Тонкий слой песка при этом разгребается, раздвигается, и образуется белый просвет – той формы, какую пожелает создатель.

  1. Рисование темной фактурой песка на световом столе.

На чистый «световой лист» создатель картины может сыпать песок любым угодным ему образом: густыми или прозрачными линиями, толстыми и тонкими, фигурными, а также – при определенном мастерстве – создавать более сложные эффекты. Песочному изображению можно придать глубину, создавая, помимо контрастных светлых и темных пятен, мягкие полутона, регулируя высоту, скорость и характер посыпания.

Движение песочных масс в анимации также может осуществляться путем «набрасывания» песка на световое поле. Предварительно горка песка насыпается у кромки поля, после чего толкающим движением песок рассыпается по поверхности рисунка.

Много внимания в процессе рисования песком уделяется прорисовке деталей, созданию оригинальной фактуры, отпечатков на песке. Последние могут наноситься различными участками ладони – боковой поверхностью, подушечками пальцев, ногтями и.т.п. Рисовать на песке можно также с помощью инструментов. Для создания особого качества линий используют кисточку веерного типа. Можно применять разнообразные предметы, оставляющие неповторимые следы и отпечатки (деревянная дощечка, рифленая раковина, ракушки и др.)

Такое своеобразное «поведение» песка на световом столе, а также все используемые в песочном рисовании и анимации техники и способы изображения создают уникальные условия для самовыражения рисующего.

Для рисования песком потребуется:

  • деревянный стол со стеклянной столешницей, подсвечиваемой изнутри;
  • сухой песок (речной);
  • видеокамера;
  • мультимедийный комплекс.

Стол для песка должен быть прямоугольным (размер 60/80 см), и это не случайно: такая форма воздействует на сознание совершенно иначе, чем квадрат или круг. Если последние вызывают умиротворение и сосредоточенность, то прямоугольник способствует большей динамичности.

При рисовании песком можно использовать видеосъемку. В классическом варианте процесс отображается с помощью видеоаппаратуры на большом экране.

При рисовании песком нужно соблюдать следующие условия:

  1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Важно создать детям пространство для их самовыражения, не устанавливая жестких правил и рамок.
  2. Важно поддерживать каждого ребенка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения, инициативы, а не молчаливое согласие со взрослым.
  3. Желательно, чтобы дети работали стоя, - так у них больше свободы движений.

Правила обращения с оборудованием:

  • не следует использовать предметы и материалы, которые могут поцарапать стекло;
  • чтобы песок не электризовался необходимо обрабатывать поверхность стола антистатиком;
  • песок время от времени следует очищать (просеивать через мелкое сито, прокаливать). Полезно, чтобы дети просеивали песок самостоятельно;
  • перед началом и по окончании занятий с песком детям необходимо вымыть руки.

Преимущества техники рисования песком перед другими формами

  • процесс прост и приятен, не требуется никаких специальных умений и навыков;
  • рисование песком дает возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к реконструкции.  Это похоже на саму жизнь – все время развивающуюся и изменяющуюся;
  • песок помогает развивать тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг);
  • рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга и внутреннему центрированию.

А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам поучиться технике рисования песком. Приглашаю педагогов, которые хотели бы превратиться в художников и поупражняться в технике рисования на песке. Пожалуйста, занимайте места за столами.

Практическая работа:

 Предлагаю вам окунуться в сказку. Давайте попробуем нарисовать сюжет из всем известной русской народной сказки «Колобок».

 Начнём работу с того, что затонируем поверхность тонким слоем песка.

Затем, используя расчёску, нарисуем домик, в котором живут дедушка и бабушка.

Дорисовываем мизинчиком крышу, окно, забор.

При помощи кисточки нарисуем дорожку, по которой непослушный Колобок укатился в лес.

Ну, а где же сам герой сказки? Нарисуем Колобка с помощью кулачка.

При желании, вы можете дорисовать Колобку носик, глаза, ротик.

Посмотрите, как здорово получилось! Настоящие «песочные художники»!

Большое спасибо, уважаемы коллеги, (по завершению работы вы можете воспользоваться влажными салфетками). В это время играет релаксационная музыка.

Педагогам раздается песок. Они должны взять по горсточке песка и насыпать его в сосуд, и так по очереди.

Песок несет в себе очень много позитива. Когда мы едем отдыхать на море и ходим по песку, то нам становится спокойно, легко, приятно. Песок несет радость, исполнение всех желаний. Предлагаю весь позитив, радость сложить в сосуд. Педагоги говорят свои пожелания и сыпят горсточку песка в сосуд.

В заключении мастер-класса, мне хотелось бы процитировать слова философа Уильяма Блейна: «В одном мгновении видеть вечность, огромный мир - в зерне песка, единой горсти - бесконечность и небо - в чашечке цветка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ опыта работы по ПДД для родителей с проведением мастер-класса

Данная презентация была представлена на районном методическом объединении для заведующих детских садов ...

Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов).

Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов)....

Презентация к мастер-классу для педагогов с практическим показом по рисованию песком

Мастер-класс для педагогов: "Рисование песком на стекле"...

Представление опыта работы с практическим показом по изображению явлений природы, деревьев, цветов

способы рисования линией, и как с их помощью изображать на листе различные природные явления...

Наставничество. Мастер - класс "Представление опыта работы с не говорящим ребенком от звукоподражания до фразовой речи"

Представление опыта работы с показами упражнений с ребёнком (видео отчет) и упражнений самими педагогами. Была представлена работа по методикам Новиковой-Иванцовой и Е. Круогла и Е. Балдиной. Был пред...