Представление опыта работы с практическим показом по рисованию песком (мастер-класс для педагогов)
консультация
Создание условий для ознакомления педагогов с техникой рисования песком на подсвеченной поверхности стола – песочной анимацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_pedagogov.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»
Представление опыта работы с практическим показом по рисованию песком на стекле
(мастер-класс для педагогов)
Воспитатель:
Мерзлякова Камила Гюладдин – кызы
Первая квалификационная категория
г. Лесосибирск, 2016 г.
Рисование песком на стекле
Цель: создание условий для ознакомления педагогов с техникой рисования песком на подсвеченной поверхности стола – песочной анимацией.
Здравствуйте, дорогие педагоги. Сегодня хочу рассказать вам об очень интересном и увлекательном процессе рисования песком. Над данной темой работаю сравнительно недавно. Считаю, что данная тема очень актуальна в современном мире, так как дети, на мой взгляд, должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества.
Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми выступает песочная терапия, а именно техника рисования песком на подсвеченной поверхности стола (SandArt), которая отличается от игры песком (SandPlay), где создаются миры в песочнице с помощью воды и различных фигурок, миниатюрных игрушек разной символики (звери, люди, дома, мосты, пирамиды, и.т.п).
Первые школы рисования песком появились в США в конце прошлого века. А изобрела такое рисование канадская режиссер-аниматор КЭРОЛАЙН ЛИФ, создав в 1974 году первый «песочный мультфильм». Её опыт оказался весьма успешным и положил начало новому виду искусства – рисованию песком.
Рисование песком обладает художественными достоинствами и терапевтическим эффектом. Песок способен «заземлять» негативные эмоции, рисунки из него несут в себе возможность трансформации, помогают осознать эмоциональные состояния и самые глубокие душевные переживания, дают прекрасную возможность принять, раскрыть и проявить в творчестве множество граней собственного «я».
Sandart может применяться в образовательных и развивающих целях: обучении основам рисования, развитии познавательных процессов; расширении кругозора и общей осведомленности; совершенствовании мелкой моторики и координации движений; развитии воображения и творческих способностей.
Применение техники рисования песком на стекле
Данную технику можно использовать в работе с детьми, для которых характерны агрессивность, непослушание, гиперреактивность, неуверенность в себе. Дети, рисующие песком, имеют возможность расслабиться и снять напряжение.
Техника помогает войти в контакт со своими чувствами, а иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения, которые кажутся непреодолимыми.
Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность, почувствовать забытые ощущения счастья и творчества.
Базовые способы рисования песком на стекле
Техник рисования существует множество, но две основные следующие:
- Рисование на песочном фоне световыми линиями и пятнами.
Для данного вида рисования подсвечиваемую поверхность стекла покрывают тонким ровным слоем песка путем его равномерного рассеивания над поверхностью стола с высоты 2-3см. После того как образуется однородные песочный фон, можно приступать к изображению, проводя различные линии по поверхности стекла пальцами либо боковой стороной или внутренней частью ладони. Тонкий слой песка при этом разгребается, раздвигается, и образуется белый просвет – той формы, какую пожелает создатель.
- Рисование темной фактурой песка на световом столе.
На чистый «световой лист» создатель картины может сыпать песок любым угодным ему образом: густыми или прозрачными линиями, толстыми и тонкими, фигурными, а также – при определенном мастерстве – создавать более сложные эффекты. Песочному изображению можно придать глубину, создавая, помимо контрастных светлых и темных пятен, мягкие полутона, регулируя высоту, скорость и характер посыпания.
Движение песочных масс в анимации также может осуществляться путем «набрасывания» песка на световое поле. Предварительно горка песка насыпается у кромки поля, после чего толкающим движением песок рассыпается по поверхности рисунка.
Много внимания в процессе рисования песком уделяется прорисовке деталей, созданию оригинальной фактуры, отпечатков на песке. Последние могут наноситься различными участками ладони – боковой поверхностью, подушечками пальцев, ногтями и.т.п. Рисовать на песке можно также с помощью инструментов. Для создания особого качества линий используют кисточку веерного типа. Можно применять разнообразные предметы, оставляющие неповторимые следы и отпечатки (деревянная дощечка, рифленая раковина, ракушки и др.)
Такое своеобразное «поведение» песка на световом столе, а также все используемые в песочном рисовании и анимации техники и способы изображения создают уникальные условия для самовыражения рисующего.
Для рисования песком потребуется:
- деревянный стол со стеклянной столешницей, подсвечиваемой изнутри;
- сухой песок (речной);
- видеокамера;
- мультимедийный комплекс.
Стол для песка должен быть прямоугольным (размер 60/80 см), и это не случайно: такая форма воздействует на сознание совершенно иначе, чем квадрат или круг. Если последние вызывают умиротворение и сосредоточенность, то прямоугольник способствует большей динамичности.
При рисовании песком можно использовать видеосъемку. В классическом варианте процесс отображается с помощью видеоаппаратуры на большом экране.
При рисовании песком нужно соблюдать следующие условия:
- Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Важно создать детям пространство для их самовыражения, не устанавливая жестких правил и рамок.
- Важно поддерживать каждого ребенка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения, инициативы, а не молчаливое согласие со взрослым.
- Желательно, чтобы дети работали стоя, - так у них больше свободы движений.
Правила обращения с оборудованием:
- не следует использовать предметы и материалы, которые могут поцарапать стекло;
- чтобы песок не электризовался необходимо обрабатывать поверхность стола антистатиком;
- песок время от времени следует очищать (просеивать через мелкое сито, прокаливать). Полезно, чтобы дети просеивали песок самостоятельно;
- перед началом и по окончании занятий с песком детям необходимо вымыть руки.
Преимущества техники рисования песком перед другими формами
- процесс прост и приятен, не требуется никаких специальных умений и навыков;
- рисование песком дает возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к реконструкции. Это похоже на саму жизнь – все время развивающуюся и изменяющуюся;
- песок помогает развивать тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг);
- рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга и внутреннему центрированию.
А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам поучиться технике рисования песком. Приглашаю педагогов, которые хотели бы превратиться в художников и поупражняться в технике рисования на песке. Пожалуйста, занимайте места за столами.
Практическая работа:
Предлагаю вам окунуться в сказку. Давайте попробуем нарисовать сюжет из всем известной русской народной сказки «Колобок».
Начнём работу с того, что затонируем поверхность тонким слоем песка.
Затем, используя расчёску, нарисуем домик, в котором живут дедушка и бабушка.
Дорисовываем мизинчиком крышу, окно, забор.
При помощи кисточки нарисуем дорожку, по которой непослушный Колобок укатился в лес.
Ну, а где же сам герой сказки? Нарисуем Колобка с помощью кулачка.
При желании, вы можете дорисовать Колобку носик, глаза, ротик.
Посмотрите, как здорово получилось! Настоящие «песочные художники»!
Большое спасибо, уважаемы коллеги, (по завершению работы вы можете воспользоваться влажными салфетками). В это время играет релаксационная музыка.
Педагогам раздается песок. Они должны взять по горсточке песка и насыпать его в сосуд, и так по очереди.
Песок несет в себе очень много позитива. Когда мы едем отдыхать на море и ходим по песку, то нам становится спокойно, легко, приятно. Песок несет радость, исполнение всех желаний. Предлагаю весь позитив, радость сложить в сосуд. Педагоги говорят свои пожелания и сыпят горсточку песка в сосуд.
В заключении мастер-класса, мне хотелось бы процитировать слова философа Уильяма Блейна: «В одном мгновении видеть вечность, огромный мир - в зерне песка, единой горсти - бесконечность и небо - в чашечке цветка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы педагога-психолога по созданию фресок из цветного песка.
Мастер-класс "Фрески из цветного песка"...
Техника рисования песком (мастер-класс)
Мастер-класс....
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ опыта работы по ПДД для родителей с проведением мастер-класса
Данная презентация была представлена на районном методическом объединении для заведующих детских садов ...
Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов).
Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов)....
Презентация к мастер-классу для педагогов с практическим показом по рисованию песком
Мастер-класс для педагогов: "Рисование песком на стекле"...
Представление опыта работы с практическим показом по изображению явлений природы, деревьев, цветов
способы рисования линией, и как с их помощью изображать на листе различные природные явления...
Наставничество. Мастер - класс "Представление опыта работы с не говорящим ребенком от звукоподражания до фразовой речи"
Представление опыта работы с показами упражнений с ребёнком (видео отчет) и упражнений самими педагогами. Была представлена работа по методикам Новиковой-Иванцовой и Е. Круогла и Е. Балдиной. Был пред...