конспект интегрированного занятия в подготовительной группе " История новогодней игрушки"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: приобщение к культуре новогоднего праздника, его традициям; расширение и обогащение знаний детей об истории новогодней игрушки.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей с историей новогоднего праздника;
• историей появления елочных игрушек,
Воспитательные:
• воспитывать интерес к традициям празднования Нового года
Развивающие:
• развивать у детей творческую самостоятельность, эстетический вкус, творческие способности, воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_novogodnih_igrushek.docx | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28» Еманжелинского муниципального района Челябинской области
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы
«История новогодних игрушек»
Провела: Воспитатель Беленко Светлана Юрьевна
Проверила: старший воспитатель Кердель Олеся Борисовна _____________
Дата проведения: 23.12.2023г.
Цель: приобщение к культуре новогоднего праздника, его традициям; расширение и обогащение знаний детей об истории новогодней игрушки.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей с историей новогоднего праздника;
• историей появления елочных игрушек,
Воспитательные:
• воспитывать интерес к традициям празднования Нового года
Развивающие:
• развивать у детей творческую самостоятельность, эстетический вкус, творческие способности, воображение.
Оборудование: ноутбук, шаблон шара, разноцветные салфетки, клей ПВА, кисточки, корзина для новогодних игрушек, елка, разноцветные новогодние шары по количеству детей.
Ход занятия
(слайд 1).
Орг. момент
Настроение у нас отличное,
А улыбка - дело привычное!
Пожелаем друг другу добра,
Нам занятье начинать пора!
Вед: Ребята. Когда я пришла в детский сад у нас в группе стояла корзина, накрытая вот такой белоснежной красивой салфеткой. Как вы думаете, что находится в этой корзине? (Ответы детей)
Прежде чем заглянуть в неё я предлагаю вам отгадать загадку.
Посмотри в дверную щёлку —
Ты увидишь нашу ёлку.
Наша ёлка высока,
Достаёт до потолка.
От подставки до макушки
На ветвях висят … (игрушки)
Вед: Конечно же это новогодние игрушки, посмотрите, какие они все разные, яркие. А давайте мы этими игрушками нарядим елочку. (наряжают елку, садятся на стулья) (слайд 2)
Вед: Ребята, как вы думаете, всегда ли игрушки были такими как сейчас? (Ответы детей) сейчас мы узнаем какими они были в далёком прошлом? (ответ детей) тогда усаживайтесь поудобней, и мы с вами отправимся в путешествие в «историю новогодних игрушек).
Трудно найти человека, который бы не любил Новый год. Традиция украшать елочку в новогодние праздники уходит корнями глубоко в историю. В России традиции украшения новогодней ёлки появились благодаря Петру I. Петр, ещё в молодые годы, гостивший в Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлён, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек – яблоки и конфеты. Став царём, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещённой Европе 1 января. Все должны были поздравлять родных и знакомых с праздником и наряжать елки.
(слайд 4)
Первые елочные украшения были съедобными. Долгое время ёлки украшали едой – изюмом, конфетами, орехами, печеньем, кренделями, фруктами, яблоками, но потом стали изготавливаться и более долговечные и нарядные украшения: золотили еловые шишки, делали бумажные цветы и искусные поделки из ваты и серебряной фольги.
Ведущий: Украшать же ёлки начали в 1860-1870 гг., повторяя европейскую моду. Елочных игрушек русского производства тогда еще не было, их заказывали в Европе. Уже тогда елочные игрушки четко делились на украшения для состоятельных и для тех, кто победнее. Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века — было то же самое, что современному россиянину купить машину. Игрушки делали и из картона. (слайд 5)
Елки украшали красивыми куколками с бумажными лицами, которые приклеивались к телу из кружев, ткани, бисера.
(Слайд 6, 7)
Существовали в России и игрушки из ваты. Материал накручивался на проволочный каркас. Так создавались фигурки ангелочков, детей, моряков, клоунов.
(слайд 8)
На елках развешивали и бутафорские фрукты. Их делали из бархата, папье-маше.
Ведущий: Когда же стали украшать елку новогодними шарами? По преданию, однажды в Германии выдался неурожай яблок, а ими всегда украшали елку. Тогда жители пришли к стеклодувам с просьбой сделать стеклянные яблоки для праздника. С тех пор шары главные среди елочных украшений. А немецкие мастера-стеклодувы научились делать различные фигурки. Лишь после открытия завода в Клину в период Первой мировой войны игрушки стали более доступными. Там мастера-артельщики выдували стеклянные изделия для аптек и прочих нужд. Клинская фабрика «Елочка», кстати, по сей день остается единственной в России фабрикой, которая делает бусы для елок. (слайд 9)
Ведущий: (1925-1935г) Но наступило время, когда празднование Нового года в России было запрещено и целых 10 лет его не отмечали. возобновлено только в 1935 Новый год сделали советским праздником- соответственно изменились и игрушки. Фигурки детей, клоунов, балерин, птиц, овощей остались. Вместо ангелов появились пионеры, буденовцы, красноармейцы, женщины в красных косынках. (слайд 10)
Ведущий: (слайд11, 12. 13)
В военные годы пленные немцы научили наших мастеров выдувать шары и бусы. Когда было время военное, то и ёлочные украшения делали такие - солдатиков, самолёты, различные боевые машины. Даже на шарах рисовали военные сражения. Во время Великой отечественной войны Игрушки выпускались в ограниченном количестве, но украшение елки к Новому году было обязательным- этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеться на светлое будущее. Елки украшались «солдатами», «танками», «собаками-санитарами».
(слайд14 )
Когда наступило мирное время, игрушки тут же превратились в сказочных персонажей, в домики и ёлочки, в животных, в овощи и фрукты и, конечно же, во множество разноцветных шаров.
Ведущий: (слайд 15-16,17)
С 50-го года запускается новая технология - игрушки на прищепках. Стал популярен «дождик» из фольги, а также пушистая мишура.
(Слайд 18)
В качестве украшений по доступной цене стали делать игрушки-картонажи. Эти тисненые фигурки вырезались и склеивались из двух половинок выпуклого картона, тонированного золотой или серебряной краской. Делать их было несложно, а ходовые модели даже печатались в советских газетах.. Среди картонажных игрушек были популярны изображения зверей, рыб, птиц, сказочных персонажей и звезд.
(слайд 19.20,21)
Ведущий: начало 60-х – эра космоса. В новогодних украшениях нашло отражение освоение человеком космоса. Появились «спутники», «космонавты», «ракеты», «игрушки дирижабли с надписью СССР.
(слайд 22,23.24)
Ведущий: В 70-80 годы становятся популярными новогодние игрушки в виде шишек, колокольчиков и домиков. Дизайн становится менее разнообразным. Фабрики елочных украшений делали похожие друг на друга серии шишек, сосулек, колокольчиков.
(слайд 25)
Самым главным символом того времени стал олимпийский мишка в честь проведения Олимпиады в Москве.
(слайд 26-27)
Ведущий: Сейчас в основном делают игрушки из пластмассы. Как думаете почему? (Ответы детей они легкие, красивые и не бьются)
Ведущий: Правильно. И еще дешевле, чем стеклянные. Но все же сохранились фабрики по изготовлению игрушек.
(слайд 28)
Например, в Нижнем Новгороде есть елочная фабрика Ариеэль. Игрушки там так же выдувают и расписывают вручную, поэтому они очень дорогие, потому что это очень трудоемкий процесс.
(слайд 29)
Ведущий: Елочные игрушки – это не только символ волшебного праздника под названием Новый год. По многим украшениям мы можем изучать историю нашей страны. Каждый из светящихся шариков способен немало поведать, о целые эпохи. Ребята, любите, храните, цените и берегите игрушки!
Ведущий: А сейчас мы отправимся на станцию «Музей новогодних игрушек» и посмотрим какими елочными игрушками украшали елку наши бабушки, дедушки, папы, мамы. (Поход в музей дети рассматривают коллекцию старинных игрушек).
Вед: Ну, а нам пора отправляться в путь и нас ждёт станция «Умелые ручки». Ребята перед вами лежат шаблоны новогодних шаров, и мы как юные художники будем расписывать эти шары, но не обычным способом, а с помощью салфеток. В технике салфеточной аппликации.
Салфеточная аппликация Новогодний шар.( звучат новогодние песенки).
5. Итог занятия
Ребята, кто запомнил, какими игрушками наряжали ёлку в старину? А какими украшают сейчас? Из каких материалов сделаны современные ёлочные игрушки? Можно ли смастерить игрушки самим? Какие вы молодцы!
6. Рефлексия
«Снежинки»
Прикрепите к доске белую снежинку, если занятие прошло хорошо, все было понятно и вы довольны своей аппликацией
Прикрепите к доске синюю снежинку, если на занятии вам было трудно, неинтересно, ничего не понятно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Половодье в Простоквашино» Конспект интегрированного занятия (подготовительная группа)
конспект непосредственно бразовательной деятельности в русле экспериментально исследовательской работы детей подготовительного возраста...
Конспект НОД для подготовительной группы. Аппликация "Новогодняя игрушка"
Аппликация "Новогодняя игрушка"...
Конспект интегрированного занятия подготовительной группе для детей с ЗПР «Интеллектуально – развивающая игра. «Цветик-семицветик»»
Конспект интегрированного занятия подготовительной группе для детей с ЗПР «Интеллектуально – развивающая игра. «Цветик-семицветик»» Тема: "Домашние и перелетные...
конспект интегрированного занятия подготовительной группы "Цветик-Семицветик"
Создание условия для обобщения знаний полученных в течении года.Закрепить дружеские отношения между детьми....
Конспект беседы в подготовительной группе «История новогодней игрушки»
Конспект беседы в подготовительной группе «История новогодней игрушки»...
Конспект интегрированного занятия подготовительной группе «Русская матрешка» с использование нетрадиционной техники рисования пластилинография
Конспект интегрированного занятия подготовительной группе «Русская матрешка» с использование нетрадиционной техники рисования пластилинография...
Конспект НОД для подготовительной группы «История новогоднего праздника»
Цель: формировать представления о празднике новый год...