Парциальная программа "Волшебные ладошки"
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа)
Парциальная программа «Волшебные ладошки» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развитие у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомления с различными техниками рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_programma_volshebnye_ladoshki_2021.docx | 111.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Оби Новосибирской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №107 «Тополек» муниципального образования г. Оби Новосибирской области
РАССМОТРЕНО Педагогическим советом протокол № ___________ от ____________________ | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ детский сад №107 «Тополек» ______________О.А. Ткачева _____________20____г. |
Парциальная образовательная программа
«Волшебные ладошки»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Менглиева Наталья Олеговна,
Воспитатель первой квалификационной
категории
г. Обь
2021 год
Содержание программы:
Раздел 1. Комплекс основных характеристик рабочей программы.
1.1.Пояснительная записка.
1.1.1. Концепция, направленность, актуальность и новизна программы.
1.1.2. Нормативно-правовое обеспечение программы.
1.1.3. Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет и 6-7 лет)
1.2.Цели, основные задачи, и структурно-содержательная модель организации образовательного процесса.
1.2.1. Цели и основные задачи, принципы реализации программы.
1.2.2. Структурно-содержательная модель организации образовательного процесса.
1.3. Содержание программы.
1.3.1.Учебно-тематический план первого года обучения
1.3.2. Учебно-тематический план второго года обучения
1.4. Планируемые результаты освоения программы.
1.5. Взаимодействие с семьями воспитанников
1.6. Календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) воспитанников
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение программы
2.2.Кадровое обеспечение
2.3. Список литературы.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик рабочей программы
1.1.Пояснительная записка
1.1.1.Концепция, направленность, актуальность и новизна программы
Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития
Г.В. Плеханов
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе образования: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Программа дополнительного образования дошкольников художественно-эстетической направленности «Волшебные ладошки» (далее Программа) разработана для удовлетворения социального заказа общества в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста и представляет собой детально разработанную систему рисования с использованием нетрадиционных техник для одаренных детей в условиях детского сада. В программе сформулированы общие развивающие и обучающие цели, содержится подробное календарно-тематическое планирование, которое включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу; спланированы реальные результаты, которых могут достигнуть дети, критерии диагностики, разработки, конспекты игр и упражнений с учётом его способностей, возможностей и интересов. А также правила техники безопасности и особенности работы с художественными материалами. Программа адресована воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям изостудий, педагогам дополнительного образования.
В педагогической практике накоплен большой потенциал идей по организации работы с одарёнными детьми. Они и составляют концептуальную основу данной программы. Б.М. Теплов определил деятельностный подход выявления одарённости (по результатам, успехам в какой-либо деятельности), при этом одарённость поделил на общую (к широкому спектру деятельности) и специальную (к определённому виду деятельности). И.Я. Лернер разделял одарённость на интеллектуальную и творческую. А.М. Матюшкин положил в основу развития одарённости творческий потенциал, заложенный в каждом ребёнке и развивающийся в процессе его взросления. Признаками одарённости считал доминирующую роль познавательной мотивации, исследовательскую творческую активность, возможность достижений нестандартных решений, возможность прогнозирования. Н.С. Лейтес в основу формирования и роста способностей положил социальную среду, в которой исключительные задатки могут как развиваться, так и деградировать.
В работах Л.А. Венгера, А.А. Мелик-Пашаева, B.C. Юркевич, Н.В. Гросул, О.И. Чехониной, О.М. Дьяченко доказано, что одаренность ребенка в изобразительной деятельности проявляется на ранних этапах развития, и детский рисунок может рассматриваться как показатель развития художественной одаренности.
Изобразительная деятельность детей привлекает внимание педагогов и психологов. Исследованиями в области детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, В. Вунд, Г. Кершенштейнер, Ф.И. Шмит, B.C. Мухина, Т.Н. Доронова, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, А.И.Савенков, Е.А.Флёрина, Н.Б.Халезова, Б.П.Юсов, С.Г.Якобсон, Н.П.Сакулина.
В качестве научно - теоретической основы программы является Концепция межрегиональной программы «Одаренные дети».
В психологии и педагогике проблема детского изобразительного творчества становится одной из центральных. Рисунок как продукт изобразительной деятельности несет в себе отпечаток личности ребенка, его настроения, чувств и состояний. Изобразительная деятельность, возникающая на ранних ступенях онтогенеза, позволяет проследить тесную взаимосвязь изобразительной деятельности с различными сферами психического и личностного развития ребенка.
Программа поможет одаренному ребенку раскрыть свои способности и таланты в изобразительной деятельности.
В основу Программы положены следующие концептуальные положения:
- возможность существования разрыва между потенциальными возможностями (способностями) ребёнка и тем конкретным, актуальным уровнем развития его способностей, который достигается к определённому моменту времени.
- существование некоторого (возможно, весьма длительного) временного интервала, по истечении которого одарённый ребёнок начинает обнаруживать и проявлять свои способности.
- необходимость специальных форм работы с одарёнными детьми и помощи им, выходящие за рамки традиционного обучения.
Актуальность программы заключается в том, что в современных условиях изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
Современному обществу требуются творчески активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, умеющие адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельные и конкурентоспособные. Новая политика в образовании России выдвигает задачу демократизации образования и воспитания. Стратегией образовательного пространства является создание образовательного процесса, направленного на гармоническое развитие личности, создание обогащенной среды для развития каждого ребенка.
Сегодня разработана и действует президентская программа "Дети России", где есть раздел "Одаренные дети". На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создание различных типов учебных заведений, учитывающих разные потребности, подготовки научных кадров для работы с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми должна сложиться в концепцию, охватывающую все виды одаренности, в непрерывные педагогические процессы, пронизывающие все ступени роста ребенка от дошкольного детства до высшего образования.
В Федеральной программе развития образования выдвигается цель - «Развитие системы образования в интересах формирования творческой личности как одного из факторов экономического прогресса общества ...». В программе основным направлением является - развитие возможностей для образования одаренных детей с учетом их индивидуальности.
Одаренность многогранна и проявляется индивидуально у каждого ребенка. Раскрытие потенциала одаренного ребенка актуально для системы художественного воспитания. В настоящий момент растет количество специализированных школ, студий как государственных, так и частных для одаренных детей. Реализация названных задач требует совершенствования системы художественного воспитания учащихся в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования. Все это подчеркивает важность данной программы.
Волна возрастной одарённости в течении нескольких лет несёт на своём гребне маленьких художников. Но она уйдёт, и большинство взрослеющих детей найдёт другие предпочтительные для них области деятельности, где проявятся их способности. Однако приобретённый опыт художественного творчества останется их личностным достоянием и возможно, поможет творчески проявить себя в той или иной сфере деятельности.
Возраст 5-7 лет (т.е. старший дошкольный возраст) можно назвать сенситивным для художественного развития. Применительно к этому возрасту формула «каждый ребёнок – художник» звучит наиболее убедительно.
Для педагогов, работающих со старшими дошкольниками, сфера художественного развития должна быть приоритетной.
Прежде всего, надо увлечь ребёнка творческой природой искусства, а потом давать ему технические средства, чтобы он мог воплощать замыслы, которые сам порождает и хочет воплотить. Нужно развивать руку маленького художника и знакомить его с приёмами изображениями. Для этого эффективнее и психологически вернее будет прибегнуть в непроизвольному обучению в игровой форме. Программа направлена на такое обучение, когда ребёнок овладевает знаниями, развивает качество, не в результате специальных усилий, а в результате деятельности, направленной на цель, незаметно для самого себя.
В настоящее время формируется система выявления, развития и поддержки детей с признаками интеллектуально-творческой одаренности, которая включает в себя пять основных направлений, тесно связанных и интегрирующихся между собой:
1.Создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала.
2. Совершенствование научно-методического уровня педагогов.
3. Выявление и отслеживание динамики развития детей с признаками одаренности.
3. Дальнейшее развитие у детей творческой одаренности.
4. Работа с родителями одаренных детей.
5. Разработка механизма работы по взаимодействию с социальными институтами в целях создания наилучших условий для проявления творческого потенциала детей и дальнейшего их развития (совместные педагогические объединения, совместные праздничные мероприятия, творческие выставки, театрализованные представления, интеллектуальные марафоны, состязания различной направленности и т.д.)
Новизна. Программа разработана для удовлетворения социального заказа общества в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста и с целью пропедевтической работы в рамках муниципального проекта «Одаренные дети». Программа позволит, развивать способности одарённых детей, осуществляя личностно-ориентированный подход. Одаренные дети с художественными наклонностями смогут в полной мере реализовать свои возможности и способности, проявляя активность, инициативу, творчество. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 января 2014 г.
1.1.2. Нормативно-правовое обеспечение программы
Реализация программы осуществляется в соответствии со следующими документами:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО),
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ №1726-р от 04.09.2014г. и плана мероприятий по ее реализации (Распоряжение Правительства РФ №729-р от 24.04.2015).
- Постановление Главного государственного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
-Основные положения «Декларации прав человека», принятые Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948.
-Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989.
-Приказ МО РФ от 04 февраля 2010 г. № 271 «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
-Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
-Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
-Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
- Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. N 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»
-Приказ от 24 февраля 2016 года N 134 «Об утверждении Перечня подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей.
1.1.3. Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей старшего дошкольного возраста
(5-6 лет и 6-7 лет)
Шестой год жизни (старшая группа)
Данный возраст характеризуется проявлением активности, инициативы и самостоятельности в обогащении способов действий в целом, и изобразительных в частности, дополнениями известных образов деталями на основе новых впечатлений. Дошкольник в этом возрасте активно интересуется предметами живой и неживой природы, проявляет исследовательскую любознательность. Он внимательно рассматривает окружающие ею объекты, стремится узнать у взрослого больше новых интересных сведений о них.
Дети старшего дошкольного возраста могут устанавливать взаимосвязи между природными явлениями, переход объекта из одного состояния в другое: почему желтеют листья и зеленеет трава, почему плывут облака и т.п.
Художественное развитие в этом возрасте характеризуется более высокой степенью овладения различными видами художественной изобразительной деятельности и проявлением художественных способностей. Формируется восприятие ритма в рисунке, развивается зрительная память детей, воображение и творческое мышление.
Яркие впечатления от просмотра картин, фильмов, прогулок по лесу дети могут отражать в живописно-творческих работах. Дети 5-6 лет обладают более устойчивым вниманием к замыслу и реализации собственного проекта. В этом возрасте они часто принимают на себя роль «мастера», «художника», «скульптора».
В рисунках дети свободно могут передавать характерные признаки предметов: форму, цвет, части и детали, пропорции. Движения руки становятся более уверенными, точными и осмысленными.
Седьмой год жизни (подготовительная к школе группа)
Изобразительная деятельность детей 6-7 лет характеризуется большей самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми изобразительно-выразительными и техническими умениями, повышением требовательности дошкольников к результату. Повышается качество детских работ, что проявляется в создании пластического изображения, построении достаточно сложных композиций, отображении характерных и индивидуальных черт и особенностей изображаемых предметов. Приобретенный художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам глубоко понимать художественный образ, представленный в художественном произведении,
эстетически оценивать изображение, дошкольники начинают проявлять интерес к посещению музеев искусству и творчеству. Понимают
ценность произведений изобразительного искусства
1.2.Цели, основные задачи, принципы реализации и структурно-содержательная модель организации образовательного процесса
1.2.1. Цели, основные задачи, принципы реализации программы.
Цель Программы: создать условия для самореализации и развития творческих способностей одаренных детей дошкольного возраста, в различных видах изобразительной деятельности, используя нетрадиционные техники рисования.
Основные задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров (живописью, графикой, росписью, дизайном) и жанров;
- Формировать умение различать виды и жанры живописи;
- Формировать умение выполнять работу в различных техниках нетрадиционного рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, воздушные фломастеры, уголь.
- Формировать навыки сотрудничества и умение работать в коллективе.
Развивающие:
- Развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира;
- Развивать творческие способности детей, художественно – эстетический вкус;
- Развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; разные пропорции предметов;
- Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии картин, иллюстраций и произведений выдающихся художников;
- Воспитывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;
- Воспитывать нравственные качества (любовь, доброту, трудолюбие, ответственность, уважение к взрослым, женщинам, пожилым людям) и личностные качества (усидчивость, настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца);
- Повышать самооценку, уверенность в своих силах.
Принципы реализации Программы:
1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурные компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии.
2. Принцип развития предполагает выделение в процессе работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
3. Принцип доступности предполагает построение непосредственно образовательной деятельности дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей.
4. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие.
1.2.2. Структурно-содержательная модель организации образовательного процесса
Реализация программы осуществляется в условиях студии изобразительного искусства «Волшебные ладошки» (далее - студия), действующей на базе Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детского сада №107 «Тополёк» города Оби и ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. Обучение художественно-одаренных дошкольников строится на четырех основных направлениях: развитие креативности, формирование изобразительных умений, обогащение представлений о мире и развитие познавательных процессов, развитие эмпатии. Занятия в студии – направлены на углубленное изучение изобразительного искусства; способность видеть окружающий мир, чувствовать, понимать, любить, создавать в меру своих сил и творческих возможностей изобразительно-художественные ценности.
Режим занятий и объем учебной нагрузки
Режим занятий по программе соответствует СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Занятия проводятся: с 1 октября по 31 мая, 2 раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами (в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях») составляет:
для детей 5-6 лет до 25 мин (1 академический час равен 25 минутам);
для детей 6-7 лет до 30 мин (1 академический час равен 30 минутам).
В состав учебной группы включаются обучающиеся с особыми интеллектуальными и творческими способностями, с «высокими показателями одаренности» (креативности, активности, инициативности).
По итогам диагностики дети зачисляются в группу двухгодичного обучения по данной программе.
Программа рассчитана на два года обучения – 129 учебных часа, для детей в возрасте 5-7 лет.
Первый год – старшая группа 5-6 лет
Второй год – подготовительная группа 6-7 лет.
Учебный год длится 32 учебные недели. Всего 64-65 занятий в год.
Год обучения | Количество часов | Режим занятий | |||
Всего | теория | практика | Периодичность в неделю | Кол-во часов в день | |
Первый | 64 | 12 | 52 | 2 | 1 |
Второй | 65 | 13 | 52 | 2 | 1 |
Занятия проходят в специально оборудованном кабинете по расписанию, утвержденным заведующим МБДОУ №107 детский сад «Тополек».
Занятия проводит воспитатель, реализующий содержание данной программы.
Форма занятий: групповая, численностью по 15-20 воспитанников, с возможностью добора детей в группу на место выбывших обучающихся.
Формы обучения:
- очная форма обучения
- специально организованная образовательная деятельность;
Формы работы:
- Беседа;
- Просмотр видеоматериала, прослушивание музыкальных произведений;
- Игровые приёмы и упражнения;
- Объяснение, пояснение, педагогическая оценка;
- Наглядно-демонстративный показ.
Занятия проводятся в нетрадиционной форме:
1. Занятие – экскурсия («Экскурсия в лес», «В картинную галерею», «На фабрику» и т.д.).
2. Занятие - коллективное творческое дело (Коллективное рисование, коллективная аппликация и др.).
3. Занятие – игра («Магазин картин», «Поможем сшить костюм» и др.).
4. Занятие – творчество («Мастерская художника», «Мастерская добрых дел»).
5. Занятие – сказка (Занятие строится по сюжету одной или нескольких сказок).
6. Занятие – путешествие (Путешествие по сказкам, в космос, родной стране, городу и др.).
7. Занятие – соревнование («Кто быстрее назовет», «Кто быстрее найдет», «Кто быстрее всех определит, заметит» и т.д).
8. Занятие – КВН (Занятие проводится как изо-викторина).
9. Занятие - квест (Работа со схемой, картой).
Структура занятий:
- Вводная. Мотивация и замысливание.
- Практическая. Работа с художественными материалами. Создание образа.
- Заключительная. Анализ результата деятельности.
Занятия организуются на принципах:
- «От простого к сложному», где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
- Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения.
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
- Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
- Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
- Принцип доступности материала.
Современное обучение обязательно должно включать общедидактические методы. Использование их на занятиях осуществляется с учетом его специфики, задач, содержания. Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.
Система условий, непосредственно влияющих на развитие художественного творчества детей:
- развитие интереса к изучению изобразительного искусства;
- воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;
- последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества детей;
- введение на занятия технических средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;
- введение на занятиях творческих, импровизированных и проблемных задач;
- применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;
- целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов и бесед, активизирующих внимание детей, работу их мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
- смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, декоративная работа, наброски);
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися;
- введение в структуру занятия игровых элементов и художественно-дидактических игр, использование элементов соревнования;
- систематическое развитие взаимосвязей с другими школьными дисциплинами, интегрированное обучение искусству.
Ход занятий предусматривает чередование различных обучающих методов и приемов:
- монологическое изложение учебного материала;
- показательный - подготовка материала с учетом принципа вариативности, логики решения проблемы, глубокое объяснение;
- диалогический - участие детей в обсуждении проблем в условиях проблемных ситуаций;
- эвристический - проведение дискуссии и дидактической игры с целью организации самостоятельной работы;
- проблемный - вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад;
- алгоритмический - усвоение знаний на основе предписаний;
- программированный - постепенное изучение материала;
- плавное погружение в тему - эмоциональный настрой группы (зрительный ряд, музыка, стихи); восприятие, четкий анализ задания;
- дифференцированный - деление группы на мини группы, для выполнения разных работ, варианты, с целью последнего сравнения;
- интегрированный - интеграция разнообразных видов искусства внутри художественно-эстетического направления, с биологией, историей;
- проектно-исследовательский - дети экспериментируют, а затем результаты оформляются в виде газет, детского дизайна; дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.
При выборе методов и приемов обучения был учтен собственный опыт работы в течение нескольких лет, а также опыт других педагогов.
Методы и приёмы направлены на развитие:
- творческого воображения (через нестандартный взгляд на систему, преодоление психологической инерции, через эмпатию и использование методов фантазирования);
- памяти и внимания (через систему специальных игр, упражнений, с использованием метода ассоциации и зацепок);
- логического мышления, пространственного воображения (через методы, основанные на системном подходе и развивающие игры);
- коммуникативных средств (через психологические игры и театрализацию).
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебно-тематический план первого года обучения
(64 ч). Старшая группа 5-6 лет
№ | Тема занятия | Вид занятий Техника исполнения | Задачи | Кол-во часов | |
1 | «Вводное занятие» | - | Расширить познания детей в области изобразительного искусства. Дать представление о жанровой живописи как особом виде изобразительного искусства. Обучить работе с основными инструментами художника. Познакомить детей с правилами безопасности на занятиях. Познакомить с изобразительными материалами. Пробудить интерес к рисованию. | 1 | |
2-3 | «Цвет в жизни человека и в искусстве» | Живопись | Познакомить детей с видами искусства, основными художественно-выразительными средствами. Формировать умение определять принадлежность произведений искусства к тому или иному виду; анализировать произведения искусства. Развивать память, мышление, творческую активность, эстетический вкус, способность оценивать, обобщать, анализировать свою работу и работу товарища. Воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала и практической деятельности. | 2 | |
4-5 | «Краски осени» | Монотипия | Сформировать понятие о методе печатной графики, называемой «монотипия»; Познакомить со способом и последовательностью выполнения работы; Расширить знания о пейзаже, как жанре в живописи и цвете, как основном средстве художественной выразительности. Развивать творческую активность детей и творческие способности путем создания быстрой и эффектной работы, что обязательно приведет к радости творчества и удовольствию от результата | 2 | |
6 | «Ветка рябины» | Рисование пальчиками и печатание листьями | Продолжить знакомство детей с природой родного края. Формировать умение рисовать с натуры; закрепить умение рисовать пальчиками; печатания листьями; развивать чувство композиции, цветовосприятие | 1 | |
7-8 | «Птицы - символ добра и счастья» | Декоративно-прикладное искусство (конструирование объемных фигур) | Обучать технологиям бумажной пластики: аппликации, бумажному конструированию, оригами. Формировать практические умения в процессе обучения и воспитания правил трудовой и экологической культуры. Развить у детей умения создавать художественные образы; фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать сними. Воспитывать у детей любовь к труду, аккуратность при выполнении работы, усидчивость, кропотливость | 2 | |
9 | «Как я провел лето» | Живопись | Формировать умение отражать в рисунке впечатления, полученные летом; рисовать различные деревья, кусты, цветы; оценивать свои рисунки и рисунки товарищей; закреплять умение располагать изображение на полосе внизу листа и по всему листу: ближе к нижней части листа и дальше от нее. | 1 | |
10 | По замыслу | Различные техники | Закреплять умение использовать различные техники для осуществления задуманного в рисунке. Развивать умение детей задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Совершенствовать навыки рисования акварелью. Создать условия для самостоятельного творчества. | 1 | |
11-12 | «Осенние пейзажи» | Рисование по сырому | Познакомить детей с работами И.И.Левитана «Золотая осень». Закреплять умение дополнять изображение подходящими деталями. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в технике рисование по сырому; содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений об осени | 2 | |
13 | «Цветы в вазе» | Волшебные картинки | Познакомить с техникой волшебные картинки на бумажной салфетке. Развивать цветовосприятие. Формировать умение пользоваться палитрой при смешивании красок. | 1 | |
14 | «Фруктовая мозаика» | Натюрморт | Формировать умение составлять натюрморт из фруктов. Познакомить детей с выполнением простого (плоскостной вариант) натюрморта. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели. | 1 | |
15 | «Вглядываясь в человека» | Портрет | Формировать умение понимать эмоциональное состояние и настроение окружающих людей. Продолжать развивать умение рисовать портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека. Развивать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств. Учить изображать эмоции человека в различных ситуациях . Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение друг к другу. | 1 | |
16 | «В подводном мире» | Восковые мелки и акварель | Совершенствовать умение рисовать в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель; развивать воображение, чувство композиции. | 1 | |
17 | «Пушистые животные» | Тычок жесткой кистью | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «тычок» жесткой полусухой кистью. Формировать умение детей передавать особенности изображаемого предмета, используя технику рисования «тычок» жесткой полусухой кистью. Совершенствовать у детей мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию. Развивать у детей самостоятельность, творческие способности, воображение.. Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова. Воспитывать любовь к природе. | 1 | |
18 | «История родного края в картинках» | Живопись | Познакомить детей с историей родного края, страны. Продолжить знакомство детей с художниками Новосибирского района, с работами М. Казаковцева. Развивать у детей чувство цвета, развивать эстетическое восприятие. | 1 | |
19-20 | «Разноцветные морские животные» | Рисование по мокрому и аппликация | Познакомить детей с техникой рисования по мокрому. Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа; закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем; развивать аккуратность. | 2 | |
21 | По замыслу | Различные техники | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. | 1 | |
22 | «Хохлома. Гжель. Городец» | Роспись | Формировать знания детей о традиционных русских народных промыслах (гжельской, хохломской, городецкой, дымковской росписях). Обобщить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве – народные промыслы. Развивать творческие способности. Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, промыслам, народным традициям. | 1 | |
23 | «Осенние ручьи» | Кляксография с трубочкой | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования кляксография –выдувание трубочкой; развивать творческое мышление детей, любознательность, воображение; воспитывать интерес к изобразительному искусству. Тренировать дыхание: способствовать развитию более глубокого вдоха и более длительного выдоха | 1 | |
24 | «Пасмурный день» | Рисование по сырому | Продолжить знакомить детей нетрадиционной техникой рисования «по сырому». Формировать умение детей задумывать содержание своего рисунка. Помочь в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность. | 1 | |
25-26 | «Паучок - домовичок» | Воскография (граттаж цветной). Коллективное панно | Продолжить знакомить детей с нетрадиционной техникой - воскографией; развивать ассоциативное мышление и образное восприятие. Воспитывать эстетические чувства, интерес к творческой деятельности, аккуратность в процессе работы. | 2 | |
27 | По замыслу | «Волшебные картинки» | Формировать умение самостоятельно создавать «волшебные картинки» из бумажных салфеток развивать чувство композиции, выбирать самостоятельно технику и тему | 1 | |
28 | «Лебедушка и петушок» | Пластилино графия | Формировать навыки работы с пластилином. Развивать интерес к художественной деятельности. Закреплять навыки таких приемов как скатывания, надавливания, размазывания и создание с их помощью сюжетных картин. Развивать творческое воображение детей. Воспитывать у детей желание дополнять рисунок декоративными элементами | 1 | |
29 | «Воробушки зимой» | Рисование мыльными пузырями | Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования - мыльными пузырями. Упражнять в использовании нетрадиционного приема изображения мыльными пузырями. Тренировать дыхание: способствовать развитию более глубокого вдоха и более длительного выдоха. | 1 | |
30 | «Сказка к нам приходит» | Живопись | Познакомить детей с художниками-сказочниками Е. Рачевым и В. Чижовым. Формировать технические навыки при работе гуашевыми красками. Развивать образное мышление и воображение. Воспитывать аккуратность. | 1 | |
31 | «Зимняя ночь» | Черно-белый граттаж | Познакомить с нетрадиционной техникой черно – белый граттаж. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. | 1 | |
32 | «Танец лебедей» | Пуантилизм | Познакомить детей с произведением выдающегося художника Врубеля «Царевна-Лебедь». Создать условия для овладения детьми нетрадиционной техникой- рисование ватными палочками (пуантилизм). Развивать фантазию и абстрактное мышление, способствовать развитию творческих способностей. | 1 | |
33 | «Зимний лес» | Отпечаток капустным листом | Продолжить знакомство детей с приемом – отпечаток капустным листом. Развивать творческую индивидуальность. Воспитывать аккуратность при работе с красками. | 1 | |
34 | «Елочка - красавица» | Оттиск поролоном | Продолжить работу над освоением способа изображения – рисование поролоновой губкой. Формировать умения компоновать элементы рисунка на листе бумаги. Создавать условия для развития творческих способностей. Развивать мелкую моторику и координацию движения рук. | 1 | |
35 | «Снеговик в зимнем лесу» | Рисование манной крупой | Вовлечь детей в рисование в технике –рисование манной крупой. Развивать творческую фантазию в составлении композиции из знакомых элементов. Вызвать положительные эмоции от деятельности. | 1 | |
36 | «Воздушные шары» | Рисование воздушными фломастерами | Помочь детям в овладении техники рисования воздушными фломастерами. Формировать у детей навык закрашивания шаров с использованием нетрадиционной техники рисование воздушными фломастерами. Закреплять умение детей высказывать свое умозаключение на основе полученных результатов. | 1 | |
37 | «Мое любимое животное» | Тычок жесткой кистью | Освоение детьми нетрадиционной техники рисования методом «тычка» жёсткой полусухой кистью. Закреплять умение рисовать изображение способом «тычка» в технике «сухая кисть», передавая характерные особенности животного. Развивать творческие способности. Воспитывать любовь к животным. | 1 | |
38 | «Сказочный пингвин» | Волшебные веревочки (ниткография) | Познакомить детей с новым материалом рисования – нитью; разными методами и приёмами («жгутики», «шарики», «пучки»). Формировать умение детей рисовать, подбирать цвета и создавать рисунки с помощью разнообразных по составу нитей (мулине, шерстяных, капроновых, гладких, ворсистых и т. д.). Развивать зрительно-моторную координацию, воображение, фантазию, логическое, образное и пространственное мышление, способности к творчеству и познанию. | 1 | |
39 | «Мальчик в курточке» | Рисование манной крупой | Продолжить знакомить детей с манкой как с материалом для рисования. Формировать умение выполнять простые рисунки на манке с использованием различного оборудования. Развивать познавательные процессы (воображение, зрительную память, непроизвольное внимание), мелкую моторику. Воспитывать умение работать в коллективе, индивидуально. | 1 | |
40 | По замыслу | Различные техники | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами; закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. | 1 | |
41- 42 | «Пингвины на льдинах» | Живопись. Рисование мазками | Формировать умение изображать снег, лед и полярную ночь мазками, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге; закрепить понятие о холодных цветах; упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа. Совершенствовать умение в смешивании белой и черной красок прямо на листе бумаги. | 2 | |
43 | «Морозные узоры» | Рисование свечой | Обучить новой технике рисования с использованием восковой свечи. Закрепить навыки способов смешивания красок, получения новых цветов. Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию. | 1 | |
44 | «Сказочная птица» | Рисование пастелью по мокрому | Продолжить знакомить детей с искусством рисования пастелью по мокрому. Развить умение видеть гармоничные цветовые сочетания, колорит, красоту пастельных цветов; умение дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; Воспитывать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. | 1 | |
45-46 | «Витражи для терема» | Витражное рисование | Познакомить детей с понятием «витраж» и техникой его выполнения. Формировать умение наносить акварель по предварительному эскизу; составлять гармоничную многоцветную композицию на основе контурного рисунка, характерную для сказочного терема. Закрепить знания детей о цветах, оттенках и их сочетаниях. Развивать чувство композиции. | 2 | |
47 | «Подарок для папы» | По замыслу | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках; закреплять умение выбирать самостоятельно технику и цвет. | 1 | |
48 | «Путаница - перепутанница » | Ниткография | Создать условия для освоения детьми детей с нетрадиционной техникой рисования – нитками; развивать мелкую моторику рук | 1 | |
49 | «Птицы зимующие» | Набрызг | Упражнять в технике набрызг; развивать чувство ритма; закрепить строения птиц; учить передавать выразительность мерцания огней салюта контрастностью цветов, фактурой изобразительного материала. | 1 | |
50 | «Кошка» | Живопись | Формировать умение рисовать кошку поэтапно; развивать умение создавать сюжет, развивать творческое мышление; воспитывать любовь к животным | 1 | |
51 | «Путешествие в сказочный лес» | Рисование клеем ПВА. Коллективная работа | Познакомить детей с новой техникой рисования при помощи клея ПВА. Развивать творческие способности, интерес и любовь к нетрадиционной технике рисования. Воспитывать аккуратность в работе с клеем и красками; умение работать в коллективе. | 1 | |
52 | «Весна пришла» | Пейзаж | Закрепить знание детей о пейзаже. Развивать мелкую моторику, цветовосприятие. | 1 | |
53 | «Моя любимая мамочка!» | Портрет | Продолжить знакомство детей с историей международного женского праздника. Познакомить с произведениями выдающихся художников-портретистов. Учить передавать в рисунке мимику человека. Развивать умение работать в коллективе. Воспитывать наблюдательность, аккуратность, любовь и уважение к маме, бабушке. | 1 | |
54 | «Подснежники» (По мотивам сказки С.Я.Маршака «12 месяцев» | Узелковый батик | Познакомить с техникой росписи по ткани - узелковый батик (с технологией выполнения). Формировать композиционные навыки, воображение, творчество, фантазию. Развивать диалогическую форму речи, память, мышление. | 1 | |
55 | «Волшебный цветок» | Гравюра на картоне | Познакомить детей с новой техникой рисования «гравюра на картоне». Закрепить умение детей равномерно распределять элементы из картона по всему листу. Развивать умение смешиванию красок на палитре; воображение. Воспитывать у детей удовлетворение от самостоятельного творчества. | 1 |
56 | «По замыслу» | Различные техники | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | 1 |
57 | «Зайчик на опушке» | Рисование ластиком по штриховке | Познакомить детей с новой техникой «Рисование ластиком по штриховке». Воспитывать аккуратность. | 1 |
58 | «Первая травка» | Пластилино графия | Продолжить работу в технике –пластилинография. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать бережное отношение к природе. | 1 |
59 | «Загадочный мир космоса» | Кляксография | Совершенствовать технику рисования кляксография. Закреплять умение дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения. Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. | 1 |
60 | «Космический сон» | Набрызг | Создание космических пейзажей, образа звездного неба, используя смешения красок и набрызг. Развивать цветовосприятие. | 1 |
61 | «Весенняя капель» | Рисование воздушными фломастерами | Продолжить совершенствовать навыки детей в овладении техники рисования воздушными фломастерами с применением трафаретов. Развивать умение глубокого вдоха и выдоха, укреплять физическое здоровье воспитанников. | 1 |
62 | «Корзинка с клубникой» | Натюрморт | Закрепить умение равномерно рисовать по всему листу. Развивать воображение, творческое мышление. | 1 |
63-64 | «Здравствуй лето, золотое!» Итоговое занятие года. Выставка работ. | Различные техники | Закреплять умение детей задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца; использовать различные техники для осуществления задуманного в рисунке, сочетая различные техники рисования. Развивать фантазию, творческое воображение. Воспитывать эмоциональный отклик; чувство радости от проделанной работы. | 2 |
1.3.2. Учебно-тематический план второго года обучения
(65 ч). Подготовительная группа 6 – 7 лет
№ | Тема занятия | Вид занятий Техника исполнения | Задачи | Кол-во часов | |
1 | «Вводное занятие» | - | Формировать у воспитанников интерес к занятиям по изобразительной деятельности. Познакомить с техникой безопасности при проведении занятий. Продолжить знакомство с жанровой живописью как особом виде изобразительного искусства. Пробудить интерес к рисованию. | 1 | |
2-3 | «Как я провел лето» | Живопись | Продолжить знакомство детей с видами искусства, основными художественно-выразительными средствами. Совершенствовать умение определять принадлежность произведений искусства к тому или иному виду; анализировать произведения искусства. Развивать память, мышление, творческую активность, эстетический вкус, способность оценивать, обобщать, анализировать свою работу и работу товарища. Воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала и практической деятельности. | 2 | |
4-5 | «Вот и осень к нам пришла» | Рисование по сырому | Продолжить знакомство детей с работами известных художников. Закреплять умение дополнять изображение подходящими деталями. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в технике рисование по сырому; содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений об осени. | 2 | |
6 | «Осенний букет» | Рисование пальчиками и печатание листьями | Закрепить умение рисовать с натуры; закрепить умение рисовать пальчиками; печатания листьями; развивать чувство композиции, цветовосприятие. | 1 | |
7-8 | «Птица счастья» | Декоративно-прикладное искусство (конструирование объемных фигур) | Обучать технологиям бумажной пластики: аппликации, бумажному конструированию, оригами. Формировать практические умения в процессе обучения и воспитания правил трудовой и экологической культуры. Развить у детей умения создавать художественные образы; фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать сними. Воспитывать у детей любовь к труду, аккуратность при выполнении работы, усидчивость, кропотливость | 2 | |
9 | «Дары осени» | Натюрморт | Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов. Познакомить детей с выполнением простого (плоскостной вариант) натюрморта. Продолжить учить определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке; упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели. | 1 | |
10 | «Осенние пейзажи» | Различные техники | Развивать умение детей задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Закреплять умение использовать различные техники для осуществления задуманного в рисунке. Продолжать учить рисовать акварелью. Создать условия для самостоятельного творчества. | 1 | |
11-12 | По замыслу | Рисование по сырому | Продолжить знакомить детей с искусством рисования пастелью по сырому. Совершенствовать технические приемы. Развить умение видеть гармоничные цветовые сочетания, колорит, красоту пастельных цветов; умение дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; Воспитывать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. | 2 | |
13 | «Единорожки» | Волшебные картинки | Познакомить с техникой волшебные картинки на бумажной салфетке. Развивать цветовосприятие. Формировать умение пользоваться палитрой при смешивании красок. | 1 | |
14 | «Краски осени» | Различные техники | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | 1 | |
15 | «Смешные рожицы» | Рисование пальчикаи | Совершенствовать технику рисования пальчиками, дорисовывая мелкие детали кистью, развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес к рисованию | 1 | |
16 | «Осенние ручьи» | Кляксография с трубочкой | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования кляксография –выдувание трубочкой; развивать творческое мышление детей, любознательность, воображение; воспитывать интерес к изобразительному искусству. Тренировать дыхание: способствовать развитию более глубокого вдоха и более длительного выдоха | 1 | |
17 | «Мой питомец» | Тычок жесткой кистью | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «тычок» жесткой полусухой кистью. Закреплять умение детей передавать особенности изображаемого предмета, используя технику рисования «тычок» жесткой полусухой кистью. Совершенствовать у детей мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию. Развивать у детей самостоятельность, творческие способности, воображение. | 1 | |
18 | «Портрет друга»
| Портретная живопись | Совершенствовать умение понимать эмоциональное состояние и настроение окружающих людей. Продолжать развивать умение рисовать портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека. Развивать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | 1 | |
19 | «В подводном мире» | Восковые мелки и акварель | Совершенствовать умение рисовать в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель; развивать воображение, чувство композиции. | 1 | |
20-21 | По замыслу | Различные техники | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках; закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | 2 | |
22 | «Хохломская роспись» | Роспись | Познакомить с русскими народными промыслами в изобразительном искусстве, происхождением и элементами хохломской росписи, формировать умение компоновать элементы рисунка на листе бумаги. Развивать творческие способности. Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, промыслам, народным традициям. | 1 | |
23 | «Осенние деревья» | Кляксография с трубочкой | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования кляксография –выдувание трубочкой; развивать творческое мышление детей, любознательность, воображение; воспитывать интерес к изобразительному искусству. Тренировать дыхание: способствовать развитию более глубокого вдоха и более длительного выдоха | 1 | |
24 | «Жучки» | Рисование по сырому | Продолжить знакомить детей нетрадиционной техникой рисования «по сырому». Формировать умение детей задумывать содержание своего рисунка. Помочь в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность. | 1 | |
25-26 | «Подсолухи» | Живопись Коллективная работа | Продолжить знакомство с работами известных художников – натюрмористов. Формировать у детей желание дополнять рисунок декоративными элементами. Развивать зрительную активность, творческое воображение детей. | 2 | |
27 | По замыслу | «Волшебные картинки» | Формировать умение самостоятельно создавать «волшебные картинки» из бумажных салфеток развивать чувство композиции. выбирать самостоятельно технику и тему | 1 | |
28 | «Сказочный пингвин» | Оттиск поролоном | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – оттиск поролоном; развивать пространственное мышление; воспитывать любовь к природе | 1 | |
29 | «Курица с циплятами» | Пластилино графия | Совершенствовать навыки работы с пластилином. Закреплять навыки таких приемов как скатывания, надавливания, размазывания, и создание с их помощью сюжетных картин. Развивать интерес к художественной деятельности. Воспитывать у детей желание дополнять рисунок декоративными элементами; развивать творческое воображение детей. | 1 | |
30 | «Мороз» | Рисование восковыми мелками | Закрепить умение рисовать восковыми мелками. Развивать образное мышление, фантазию, творчество. Воспитывать любовь к животным. | 1 | |
31 | По замыслу | Различные материалы | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами; закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. | 1 | |
32 | «Снег кружится» | Пуантилизм | Продолжить знакомить детей с произведением выдающегося художника Врубеля «Царевна-Лебедь». Создать условия для овладения детьми нетрадиционной техникой рисование ватными палочками (пуантилизм). Развивать фантазию и абстрактное мышление. | 1 | |
33 | «Снегири на ветках» | Отпечаток капустным листом | Продолжить знакомство детей с приемом – отпечаток капустным листом. Развивать творческую индивидуальность. Воспитывать аккуратность при работе с красками. | 1 | |
34 | «Узоры» | Витражная техника | Познакомить с понятием «витраж» и техникой его выполнения; формировать умение подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для сказочного терема; развивать чувство композиции. | 1 | |
35 | «Зимняя красавица» | Пуантилизм | Создать условия для овладения детьми нетрадиционной техникой- рисование ватными палочками (пуантилизм). Развивать фантазию и абстрактное мышление - развивать навыки оптического смешения цветов - развивать наблюдательность, глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус. - способствовать развитию творческих способностей. | 1 | |
36 | «Золотая рыбка» | Пластилиннография | Совершенствовать технику рисования пластилином. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать бережное отношение к природе. | 1 | |
37 | «Мое любимое животное» | Тычок жесткой кистью | Освоение детьми нетрадиционной техники рисования методом «тычка» жёсткой полусухой кистью. Закреплять умение рисовать изображение способом «тычка» в технике «сухая кисть», передавая характерные особенности животного. Развивать творческие способности. Воспитывать любовь к животным. | 1 | |
38 | «Волшебная птица» | Волшебные веревочки(ниткография) | Закрепить методы и приёмы использования в работе с веревочками. Развивать зрительно-моторную координацию, воображение, фантазию, логическое, образное и пространственное мышление, способности к творчеству и познанию. | 1 | |
39 | «Девочка в синей шапке» | Рисование манной крупой | Совершенствовать умение выполнять простые рисунки манной крупой. Развивать познавательные процессы (воображение, зрительную память, непроизвольное внимание), мелкую моторику. Воспитывать умение работать в коллективе, индивидуально. | 1 | |
40 | По замыслу | Различные техники | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами; закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | 1 | |
41- 42 | «Северное сияние» | Живопись. Рисование мазками Коллективная работа | Формировать умение изображать снег, лед и полярную ночь мазками, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге; закрепить понятие о холодных цветах; упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа. Совершенствовать умение в смешивании белой и черной красок прямо на листе бумаги. | 2 | |
43 | «Сугробы» | Рисование пастелью по мокрому | Познакомить детей с искусством рисования пастелью по мокрому. Научить техническим приёмам, Развить умение видеть гармоничные цветовые сочетания, колорит, красоту пастельных цветов; умение дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; Воспитывать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. | 1 | |
44 | «Моя любимая игрушка» | Рисование свечой | Продолжить совершенствовать навыки рисования с использованием восковой свечи. Закрепить умение смешивания красок, получения новых цветов. Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию. | 1 | |
45-46 | «Веселый дракоша» | Рисование пальчиками | Совершенствовать технику рисования пальчиками, дорисовывая мелкие детали кистью, развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес к рисованию. | 2 | |
47 | По замыслу | Различные техники | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках; закреплять умение выбирать самостоятельно технику и цвет. | 1 | |
48 | «Звезда для папы» | Ниткография | Создать условия для освоения детьми детей с нетрадиционной техникой рисования – нитками; развивать мелкую моторику рук | 1 | |
49 | «Кошка» | Живопись | Учить рисовать кошку поэтапно; развивать умение создавать сюжет, развивать творческое мышление; воспитывать любовь к животным | 1 | |
50 | «Красивая салфетка» | Набрызг | Упражнять в технике набрызг; развивать чувство ритма; закрепить строения птиц; учить передавать выразительность мерцания огней салюта контрастностью цветов, фактурой изобразительного материала. | 1 | |
51 | «Весеннее настроение» | Пейзаж | Закрепить знание детей о пейзаже. Развивать мелкую моторику, цветовосприятие. | 1 | |
52 | «Первая капель» | Рисование клеем ПВА. Коллективная работа | Продолжить знакомить детей с техникой рисования при помощи клея ПВА. Развивать творческие способности, интерес и любовь к нетрадиционной технике рисования. Воспитывать аккуратность в работе с клеем и красками; умение работать в коллективе. | 1 | |
53 | «Мамочка» | Портрет | Продолжить знакомство детей с историей международного женского праздника. Познакомить с произведениями выдающихся художников-портретистов. Учить передавать в рисунке мимику человека. Развивать умение работать в коллективе. Воспитывать наблюдательность, аккуратность, любовь и уважение к маме, бабушке. | 1 | |
54-55 | «Первые цветы» | Узелковый батик | Познакомить с техникой росписи по ткани - узелковый батик (с технологией выполнения). Формировать композиционные навыки, воображение, творчество, фантазию. Развивать диалогическую форму речи, память, мышление. | 2 | |
56 | «Комнатный веток» | Гравюра на картоне | Познакомить детей с новой техникой рисования «гравюра на картоне». Закрепить умение детей равномерно распределять элементы из картона по всему листу. Развивать умение смешиванию красок на палитре; воображение, творчество. Воспитывать у детей удовлетворение от самостоятельного творчества. | 1 |
57 | «По замыслу» | Различные техники | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | 1 |
58-59 | «Лисичка» | Рисование ластиком по штриховке | Продолжить знакомство детей с техникой «Рисование ластиком по штриховке». Развивать движение руки, повышение ее чувствительности и гибкости. | 2 |
60 | «Подснежники» | Живопись | Познакомить детей с произведением Станислава Жуковского «Подснежники». Формировать технические навыки при работе гуашевыми красками. Развитие образного мышления и воображения. Воспитание аккуратности | 1 |
61 | «Воздушные шары» | Рисование мыльными пузырями | Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования - мыльными пузырями. Упражнять в использовании нетрадиционного приема изображения мыльными пузырями. Тренировать дыхание: способствовать развитию более глубокого вдоха и более длительного выдоха. | 1 |
62 | «Лебедушка и петушок» | Пластилиннография | Формирование навыков работы с пластилином. Развивать интерес к художественной деятельности. Закреплять навыки таких приемов как скатывания, надавливания, размазывания, и создание с их помощью сюжетных картин. Воспитывать у детей желание дополнять рисунок декоративными элементами; развивать творческое воображение детей. | 1 |
63 | «Облака» | Рисование по сырому | Продолжить знакомить детей нетрадиционной техникой рисования «по сырому». Формировать умение детей задумывать содержание своего рисунка. Помочь в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность. | 1 |
64-65 | «Летнее настроение» Итоговое занятие года. Выставка работ | Воскография (граттаж цветной). Коллективное панно | Продолжить знакомить детей нетрадиционной технике - воскографии; развивать ассоциативное мышление и образное восприятие. Воспитывать эстетические чувства, интерес к творческой деятельности, аккуратность в процессе работы. | 2 |
1.4. Планируемые результаты освоения программы.
К концу 1 года обучения воспитанник знает:
- особенности архитектуры и ее связь с природой (родного края, республики, страны, зарубежных стран Запада и Востока);
- произведения двух-трех выдающихся художников своей республики, стран ближнего зарубежья;
- гуманистические основы прогрессивного искусства разных народов мира (материнство, дружба, борьба за свободу, взаимопонимание);
- выдающиеся произведения: И. Репина («Бурлаки на Волге»), И. Левитана («Золотая осень», «Слободка», «Вечерний звон»), Рафаэля (Сикстинская мадонна»), Рембрандта («Возвращение блудного сына»), А. Венецианова (Крестьянская девушка с теленком», «На пашне. Весна»), М. Врубеля («Царевна-Лебедь»), Б. Кустодиева («Масленица», «Ярмарка»).
Умеет:
- делать по наблюдению с натуры зарисовки отдельных предметов, человека;
- цветом передавать пространственные планы (передний, дальний, средний);
- изображать природу и постройки, передавать их расположение в пространстве;
- изображать фигуру человека, передавать характер движения;
- пользоваться техникой аппликации для создания коллективных панно;
- конструировать объемы формы, усложняя их декоративными деталями;
- передавать свое отношение к изображаемым событиям, использовать для этого возможности композиции, рисунка, цвета;
- свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов, репродукций;
- использовать разные материалы и способы создания изображения.
- выполнять собственную работу с учетом общего коллективного замысла;
- участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;
- проводить экскурсии по выставке работ учащихся своего класса для учащихся других классов, учителей, гостей школы, родителей.
К концу 2 года воспитанник знает:
- особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры, архитектуры;
- основные жанры изобразительного искусства;
- известные музеи своей страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;
- выдающиеся произведения скульптуры, живописи, графики;
- выдающиеся произведения русского изобразительного искусства и произведения художников своего края.
умеет:
- работать с натуры в живописном и графическом материале над натюрмортом и портретом;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;
- передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
- передавить при изображении портрета (на плоскости и в объеме) пропорции, характер черт, выражение лица;
- передавать пространственные планы в живописи и в графических работах (линейная и воздушная перспектива);
- в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
- эмоционально откликаться на художественные произведения, находить образные слова и выражения в рассказе о них;
- выражать свое отношение к духовно-нравственному содержанию произведений искусства;
- оформлять выставки работ.
1.5. Взаимодействие с семьями воспитанников
Для успешного творческого развития детей важно планировать работу с родителями.
Организация работы с родителями одаренных детей в дошкольной образовательной организации включает в себя систему совместных мероприятий с родителями и детьми.
С целью создания ребенку и его семье комфортных условий для развития творческого потенциала, определены следующие цели:
∙ сформировать позитивный опыт семейного воспитания.
∙ повысить уровень комфортности детей и взрослых в семье.
∙ организовать разнообразный семейный досуг.
∙ помочь преодолеть затруднения в детско-родительских отношениях.
Планирование психолого-педагогической деятельности должно быть направлено на решение следующих задач.
∙ посвящение родителей в особенности образовательного процесса;
∙ предупреждение о возможных трудностях, возникающих у детей в разные периоды;
∙ овладение некоторыми знаниями и умениями, чтобы суметь оказать помощь ребенку.
1.6. Календарно – тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) воспитанников.
1год обучения
Сентябрь | Проведение диагностики и наблюдений по выявлению одарённых детей, обработка материалов (диагностика) «Как часто рисует ваш малыш?» (Анкетирование) |
Октябрь | Организация и проведение собрания родителей одарённых детей из цикла «Это мой ребенок» на тему: «Одаренный ребенок и как его воспитывать», «Что такое «одарённость» и как она проявляется в дошкольном возрасте?» |
Ноябрь | «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка» (Консультация) |
Декабрь | Творческая лаборатория для родителей «Умеете ли вы общаться со своим ребенком?» |
Январь | «Рисуем без кисточки» (Папка-передвижка) |
Февраль | Лекция для родителей одарённых детей «Профилактика переутомления и напряжения детей дошкольного возраста» |
Март | «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий» (Мастер-класс для родителей с детьми) |
Апрель | «Советы родителям по развитию творческих способностей одаренных детей» (Памятка) |
Май | «Мы волшебники» (Выставка рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках, изготовленных дома совместно с родителями). Итоговый семейный праздник, приуроченный к Дню Защиты детей «Таланты России» |
Календарно – тематическое планирование работы с родителями (законными представителями)
2 год обучения
Сентябрь | Организация и проведение собрания родителей одарённых детей на тему: «Одаренный ребенок и как его воспитывать», «Что означают рисунки ваших детей?» (Консультация) |
Октябрь | Проведение с родителями одарённых детей анкетирования «Способности вашего ребенка» |
Ноябрь | Консультация для родителей. Рекомендации по организации режима нагрузок для одаренных воспитанников |
Декабрь | Папка-передвижка «Рекомендации по развитию творчества у дошкольника» |
Январь | информационно – практические беседа «Проблемы одаренного ребенка», «Воспитываем гения» |
Февраль | Родительское собрание-занятие из цикла «Это мой ребенок» «Значение раннего выявления одарённости» |
Март | Обучающий семинар-презентация «Одаренный ребенок - особая ценность для общества» |
Апрель | Творческая лаборатория для родителей «Кто, если не семья?» |
Май | Круглый стол (совместно с педагогом – психологом) «Мой ребенок – гений». Организация выставки творчества детей «Дела наших рук» |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение программы
Информационное обеспечение программы:
-компьютер (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники, колонки) с необходимым набором аудио и видео дисков;
- интернет-ресурсы;
- мультимедиа проектор;
- видеотехнические устройства;
- аудиотехнические устройства.
- В студии «Волшебные ладошки» организована развивающая предметно-пространственная среда, способствующая формированию творческого потенциала воспитанников, интереса к изобразительной деятельности; созданию условий для самовыражения каждого ребенка; развитию воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Она насыщена, интересна, доступна, вариативна, безопасна и многофункциональна.
Здесь организованы:
- Центр «Народные промыслы России», который содержит практический материал и методические пособия, куда входят подлинные предметы народных промыслов: филимоновская игрушка, каргопольская игрушка, дымковская игрушка, гжельская керамика, жостовские подносы, городецкие и хохломские изделия, матрешки, глиняная посуда, павловопасадские платки и другие тканевые изделия, платки (для ряжения) с орнаментом в стиле народных промыслов. А также: альбомы по каждому виду народного искусства, картотеки потешек, считалок, загадок, закличек. Дидактические пособия и развивающие игры, созданные своими руками. Также имеется готовый к росписи материал и инструменты, чтобы дети могли себя попробовать в качестве мастера-художника по росписи.
- Центр-выставка «Наши волшебные ладошки».
В центре находятся работы детей, выполненные как самостоятельно, так и в совместной деятельности с педагогом. Работы, соответствующие тематике недели располагаются на стене и на полках в свободном доступе для детей и родителей.
- Центр художественно-эстетический «Чем я рисую?» содержит материалы для творчества: бумага различной текстуры (матовая, глянцевая, гофрированная, бархатная, прозрачная, самоклеящаяся), картон, разноцветная фольга, кусочки ткани, нитки, цветные карандаши, восковые мелки, воздушные фломастеры, гелевые ручки, маркеры, уголь, сангина, гуашевые и акварельные краски, кисти, палитры, стаканчики-непроливайки, подставки для кистей, ножницы, клей (карандаши и ПВА), клеёнки, тряпочки, природный и бросовый материал для создания поделок, аппликаций и декорирования рисунков (шишки, жёлуди, семена, пенопласт, пуговицы, пробки, поролон, ватные палочки, зубные щётки, штампы, трубочки), раскраски, трафареты, пластилин, стеки, доски, фартучки и нарукавники для дошкольников).
А также:
- папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, иллюстрации к сказкам, рассказам; дидактические игры на развитие восприятия цвета, по цветоведению, на знание основных цветов, на формирование навыков смешивания цветов и получение дополнительных оттенков; учебно-методический комплект по образовательной программе;
- художественная литература, по произведениям которой детей создают сюжетные композиции; литература, которая служит для знакомства и расширения представлений с художниками-иллюстраторами детской книги (Б.Билибин, В.Конашевич, В.Лебедев, Т.Маврина, Е.Чарушин, Е.Рачев и др.); произведения живописи русских художников И.Шишкина, И.Левитана, А.Саврасова, А.Пластова, В.Васнецова, В.Серова и др.
2.2. Кадровое обеспечение программы
Реализует программу воспитатель первой квалификационной категории. Педагог, осуществляющий образовательную деятельность по программе, имеет опыт работы с детьми дошкольного возраста, в соответствии с требованиями повышает свою профессиональную компетентность (1 раз в 3 года — курсы повышения квалификации).
Реализацию программы координирует и осуществляет методическую поддержку старший воспитатель – Филипьева Ольга Ивановна (первая квалификационная категория).
2.3. Список литературы:
Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
Колль М. - Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 256с.
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой)
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) (сентябрь - ок...
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) 2015-2016гг (ноябрь)
Комплексно тематическое планирование на ноябрь 2015г...
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ...
Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Развитие художественного творчества в условиях внедрения парциальных программ И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и «Художественный труд»»
Приоритетным направлением моей педагогической деятельности является развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей. Главное в ребенке развивать и преумножать, на всем протяжении дошколь...
Конспект занятия В старшей группе по парциальной программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки»
Цель: Последовательное воспитание у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализации....
Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)
Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...
Парциальная программа Лыкова А.И. "Цветные ладошки"
Программа составлена с использованием парциальной Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А «Цветные ладошки»,...