«Ярмарка народных промыслов»
план-конспект занятия по рисованию

Нахметова Вера Николаевна

Интегрированный досуг

(развитие речи, рисование)

 «Ярмарка народных промыслов»

 (подготовительная группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы 

«Школа №1538» 

д/о Пятницкое шоссе 7/2

Конспект

Интегрированного досуга

(развитие речи, рисование)

 «Ярмарка народных промыслов»

 (подготовительная группа)

                                   

                                    Подготовила и провела                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                    Воспитатель подготовительной группы №5:

                                    Нахметова Вера Николаевна

                                                 

        

МОСКВА, 2021

Конспект интегрированного занятия

речевое развитие (развитие речи) 

 художественно-эстетическое развитие (рисование)

«Ярмарка народных промыслов»

(подготовительная к школе группа)

Цель: Расширять знания о народных промыслах. Приобщение к истокам и традициям русского народа.

Задачи: Обогащать и систематизировать представления детей о народных промыслах. (русская матрёшка, хохломская и гжельская роспись). Развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Развивать связную речь. Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Закрепить навыки расписывания узорами игрушку-фигуру по народным дымковским мотивам, использовать разные элементы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             росписи. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности. Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, умение рассказывать о своей работе и о работе своих товарищей. Воспитывать интерес к быту, обычаям России.

Оборудование: магнитофон, диск с записями русских народных мелодий, мольберт, краски, кисти, клеенки, салфетки, банки с водой, изделия народно-прикладного искусства, образцы предметов декоративно-прикладного искусства;

Предварительная работа:

Рассматривание изделий и картин с изображением народно-прикладного искусства.

Расписывание изделий элементами росписи под хохлому, гжель и дымку.

Группа украшена предметами декоративно-прикладного творчества.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то стучится в дверь. Я пойду, посмотрю.

 -  Ребята, да это же Петрушки и их подружки!

Петрушка 1 : Здравствуйте, ребята, я пришел к вам в гости, чтобы пригласить на ярмарку.

 А вы знаете, что такое ярмарка? (это шумный большой базар, на котором продают свои изделия).

- Молодцы! Правильно! Закрывайте глаза и не подглядывайте. Раз, два, три (звучит мелодия).

Петрушка 1:

На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут друзья!

Эй, не стойте у дверей, заходите к нам скорей.

Народ собирается – наша ярмарка открывается!

 

Воспитатель: с давних времен у русского народа был обычай – устраивать веселые ярмарки, на которые съезжались из разных мест продавцы и покупатели. А многие приходили себя показать, да на других посмотреть.

Петрушка 2:

Солнце яркое встает.
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
И отменные игрушки!

- Пойдемте, ребята, погуляем по ярмарке, на людей посмотрим, да себя покажем.

(звучит мелодия «Ярмарка»)

Дети с воспитателем под музыку идут к прилавкам с товарами.

Воспитатель:

 – Ребята, сегодня мы с вами попали на ярмарку, где собраны изделия и предметы разных мастеров и умельцев.

-  Да, руки народа поистине создают чудеса. Как про такие руки говорят?

Дети: Золотые, трудовые, умелые.

- Как вы понимаете выражение «Золотые руки»?

 - Ребята, посмотрите, какой изумительной красоты товар выложен на прилавках! Давайте подойдем поближе и получше рассмотрим эту красоту. (дети подходят к 1-му прилавку).

Подружка у лотка с матрёшками:

       Подходите, подходите,

       На товары поглядите.

       Привезли издалека

       Мы не ситцы, не шелка,

       Не кольца, не брошки,

       А веселые Матрешки!

Воспитатель:

-  Знает ли кто-нибудь из вас: почему Матрёшку так назвали?

 – Ребята, скажите, а за что в нашей стране и за границей так полюбили матрешку?

Дети

– это игрушка. Она деревянная и расписная. Если ее открыть, то внутри окажется такая же матрешка, только поменьше.

Воспитатель

– правильно (воспитатель раскрывает поочередно матрешку и дает рассмотреть детям).

Воспитатель: Веди нас, Петрушка, дальше (дети подходят к 2-му прилавку).

 - Куда же мы попали?

- А это, какие это изделия?

Подружка: 

Синяя сказка глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье-

Русская звонкая Гжель.

Воспитатель: Правильно, это изделия гжельских мастеров. Давайте посмотрим на гжельскую посуду.

Вопросы детям:

- В каком цвете мастера расписывают гжельские изделия? В цвете бело-голубом.

- Мастера любят расписывать свои изделия диковинными птицами, цветами. Почти на каждой гжельской вещи мы видим цветок. Как он называется? (гжельская роза).

Воспитатель:

На ярмарках всегда устраивали большие гуляния, где проводились игры. Мы тоже сейчас поиграем.

Игра "Собери целое из частей"

Воспитатель: Перед вами силуэты предметов декоративно-прикладного искусства и части, из которых вы должны собрать предмет.

Молодцы. Ну а теперь вернемся на ярмарку.

Петрушка: Идемте к другому прилавку. Посмотрите, и здесь продают посуду, а какую угадайте? (хохломскую).

Подружка:

Хохлома, хохлома,
Наше чудо дивное,
Мы рисуем хохлому,
Красоту невиданную.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой

Воспитатель: Много лет тому назад возник хохломской промысел.

А, что вы знаете об этом промысле?

Ответы детей:

- Расписывали золотой краской деревянные доски, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак.

-  Потом и посуду стали делать так же, а продавать возили в село Хохлому. Вот оттуда и пошло название хохломских изделий (золотая хохлома).

- Ребята, а о чем напоминает вам хохлома? (о прошедшем солнечном лете).

Воспитатель: Петрушка, а почему ты такой печальный, тебе не понравились ответы детей?

- Нет я просто устал и мне стало скучно

Воспитатель: так давай повеселимся и раздаёт детям ложки:

Проводится музыкальная разминка.

Молодцы. Ну а теперь вернемся на ярмарку.

Подружка:

Там любили песни, пляски,

И в селе рождались сказки.

Вечера бывали длинные,

А лепили там из глины.

Все игрушки непростые,

А волшебно-расписные

Белоснежны как березки

Кружочки, точечки, полоски.

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Воспитатель: О какой игрушке говорится? (о дымковской)

Где лепили игрушки из глины? (в селе Дымково)

Почему это село так называется? (зимой, когда люди топили печи, дым окутывал крыши домов и, почти, ничего не было видно)

Почему люди стали лепить игрушки из глины? (детям играть и продавали, зарабатывали деньги)

Воспитатель: Дымковскую игрушку лепят сейчас не только в селе Дымково, но и в городах на заводах и фабриках. Там много цехов. В одном цехе мы уже с вами были и налепили козликов. А сегодня мы пойдем в другой цех, цех, где расписывают игрушки.

Дети садятся за столы. 

Воспитатель: Кто расписывает игрушки? (художник) Мы тоже будем художниками.

Перед началом нашей работы давайте вспомним, какими элементами расписывали художники игрушки.

На магнитной доске висит плакат с элементами росписи.

Воспитатель: Как называются эти элементы?

Мастера сначала рисуют более крупные элементы, а затем более мелкие. Волнистые линии рисуют концом кисти. Если вы правильно будете использовать инструменты, то они помогут вам нарисовать красивых, ярких барышень. Еще вашим помощником будет музыка. Мастера всегда сопровождали свою работу музыкой.

Воспитатель:

Посмотрите каковы

Удивительно белы.

Мастера скорей за дело

Украшай игрушку смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Дети расписывают дымковские игрушки.

Воспитатель: На ярмарке кто-то продает, а кто-то покупает. Давайте встанем из-за столов и посмотрим, чью бы игрушку мы купили.

Анализ детских работ.

Воспитатель:

Вы не просто детвора

Вы ребята мастера.

Взяли кисти, краски взяли

И узор нарисовали.

Петрушка:

Мы гуляли целый день.
Целый день гулять не лень.
Много нового узнали.
Мастерами просто стали.

Воспитатель: Петрушка, а что это за мешок, что в нем?

Петрушка: Это подарки для детей, за их хорошие знания. А, теперь мне пора домой. До свидания!

Воспитатель:

Ой, вы, гости дорогие!
У нас игрушки расписные.
Писали, их старались.
Подарить вам собирались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Ярмарка народных промыслов»

Цель: уточнять и обобщать знания детей о старинных предметах быта, их назначении, обогащать словарь. Закрепить знания о времени года, о труде крестьян,     вспомнить  по...

Конструкт организации совместной деятельности с детьми Тема: «Ярмарка народных промыслов»

Занятие по социально-коммуникативному развитию разработано в соответствии с  ФГОС; примерной основной образовательной программой дошкольного образования для детей группы общеразвивающей нап...

Конспект занятия. "Путишествие на ярмарку народных промыслов"

laquo;Путешествие на ярмарку народных промыслов». Программные задачи:Познавательные::продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Жостов...

Конспект НОД "На ярмарке народных промыслов России"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитиюна тему:«На ярмарке народных промыслов России» для детей  подготовительной группы...

Обобщающее занятие по теме: «Народное творчество» «Ярмарка народных промыслов»

Цель занятия: закрепить знания о народных промыслах, о хохломской, дымковской, филимоновской, гжельской, каргопольской и русской матрешках.Продолжать развивать художественный вкус у детей. Воспит...

«Путешествие на веселую ярмарку народных промыслов» в старшей группе

Цель: продолжить знакомить детей с декоративно-прикладным искусством...

Методическая разработка.Сценарий праздника "Ярмарка народных промыслов"

Итоговое мероприятие в рамках ознакомления детей с истоками народной культуры....