Программа по развитию творческих способностей при помощи нетрадиционных методов рисования «Рисовашки».
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Развитие творческих способностей детей при помощи нетрадиционных методов рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risovashki.docx | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №16 «Аннушка» города Смоленска
Программа по развитию творческих способностей при помощи нетрадиционных методов рисования
«Рисовашки».
2020-2021 учебный год
Руководитель: Гребнева Дарья Владимировна
Время проведения : четверг , 15:30
Место проведения :групповая комната.
Средняя группа «Муравьишки»
Смоленск, 2020
Пояснительная записка
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения.
Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.
Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.
Актуальность
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Одним из приёмов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребёнка, является организация работы с детьми в нетрадиционных техниках рисования.
Нетрадиционные техники для детей – это деятельность, в результате которой они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать. Совместный творческий опыт уберегает от разочарований в собственных силах, способствует повышению авторитета среди сверстников.
Цель:
Развитие у детей мелкой моторики, художественно - творческих способностей, через различные виды изобразительной деятельности, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
- Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
- Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе нетрадиционные техники.
- Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию.
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать:
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные техники и способы создания рисунков;
- аккуратно и экономно использовать материалы.
Режим программы:
В реализации программы участвуют дети 4-5 лет, посещающие ДОУ.
Программа предполагает проведение одного занятия в месяц( четверг, 15.30)
Общее количество занятий в год -10.
Количество детей- 8.
Продолжительность занятий -20 минут.
Срок реализации-1 год.
Диагностика проводится 2 раза в год( на начало года- вводная, в конце года-итоговая)
Принципы организации программы
1. Принцип целенаправленности
2. Принцип систематичности и последовательности
3. Принцип доступности
4. Принцип наглядности
5. Принцип интегрированного подхода
6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения
7. Принцип адаптивности
Методы работы
– словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);
– наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);
– игровые (дидактические, развивающие, подвижные);
– метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание)
Нетрадиционные методы рисования
1.Пальцевая живопись .
Этот способ можно предлагать детям же в младшей группе при использовании метода сотворчества. Дети дополняют предложенный воспитателем сюжет, рисуют: дождь, снег, почки на деревьях, бусы, елочные игрушки, салют (каждый палец – разная краска) и т.д.
2. Рисование ладонью (кулачком) .
На ладонь (кулачок) наносится краска, ребенок отпечатывает на листе, а затем дорисовывает изображение.
3. Ниткография
Разновидность декоративно-прикладного творчества, которая позволяет создавать великолепные картины, используя разнообразные по толщине и цвету нитки.
4. Рисование свечей или мылом
На чистом листе бумаги рисуется предмет (свечей или мылом), затем наносится фон, дополнительные детали по сюжету.
5. Рисование мазками .
С помощью мазка, используя только форму кисти, за считанные минуты можно изобразить то, что зачастую требует долгого и трудоемкого вырисовывания.
Мазки – цветовая мозаика, когда каждый мазок (пятнышко цвета) укладывается отдельно от других, не смешиваясь с ними. Плавные переходы складываются из цветных пятнышек. Рисунок, сделанный таким способом, похож на витраж или мозаичное панно.
Если кистью двигать по-разному, оставляемые его следы тоже могут быть разные (вытянутый мазок, конусообразный, прямоугольный).
Кисть может оставлять и многоцветный след, если на кисти несколько оттенков краски.
6. Рисование штампами: губкой, мятой бумагой, крышками, листиками, ластик, пучок соломы и т.д.
Краска должна быть густой. Фон для работы лучше выполнять в техниках по сырому или заливка. Краску брать лучше с палитры. На ней удобно смешивать цвета. Штампы, измазанные двумя красками, оставляют двухцветные оттиски.
7. Метод: пастель.
Рисовать на листе цветными мелками (можно использовать принцип мозаики).
8. Рисование листьями.
Такое рисование хорошо проводить осенью. Соберите опавшие листья. Нанесите на листья краску со стороны прожилок и аккуратно приложите к бумаге, прижмите и снимите листик, взяв его за черешок.
9. Рисование смятой бумагой.
Приготовьте тонкий поролон, пропитанный гуашью, лист бумаги, на котором будете рисовать и мятую бумагу. Прижмите сначала смятую бумагу к поролону, а затем нанесите оттиск на рисунок.
10. Рисование по мокрой бумаге.
Бумагу смочите поролоном, а под низ подложите влажную салфетку. Рисовать надо красками, получается очень интересный «размытый» эффект.
Дидактический материал
• акварельные краски, гуашь;
• восковые и масляные мелки, свеча;
• ватные палочки;
• поролон;
• матерчатые салфетки;
• стаканы для воды;
• подставки под кисти;
• кисти.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | № п/п | Тема | Количество часов | ||
всего | |||||
Кол-во занятий | Мин. | ||||
Сентябрь | 1 | «Листья в вазе» | 1 | 20 мин. | |
Октябрь | 2 | «Белочка кушает орешки» | 1 | 20 мин. | |
Ноябрь | 3 | «Разноцветный зонтик» | 1 | 20 мин. | |
Декабрь | 4 | «Зимний пейзаж» | 1 | 20 мин. | |
Январь | 5 | «Вьюга-завируха» | 1 | 20 мин. | |
Февраль | 6 | «Берёзка» | 1 | 20 мин. | |
Март | 7 | «Волшебные цветы» | 1 | 20 мин. | |
Апрель | 8 | «Пасхальное яйцо» | 1 | 20 мин. | |
Май | 9 | «Салют» | 1 | 20 мин. | |
10 | Подведение итогов | 1 | 20 мин |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Задачи | Нетрадиционные методы | Оборудование |
1 | «Листья в вазе» | -Познакомить детей с натюрмортом. -Учить рисовать натюрморт с помощью отпечатка листьев, яблок. -Познакомить с новым материалом – пастель. -Учить создавать фон пастелью. | Отпечаток листьями, яблоками. Фон – пастель. | Листы бумаги, гуашь, кисти, листья деревьев, яблоки (половинки), пастель. |
2 | «Белочка кушает орешки» | -Учить рисовать ладошкой,пальчиком. - Развивать композиционные умения. - Воспитывать аккуратность. | Рисование ладошкой, пальчиками. | Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки. |
3 | «Разноцветный зонтик» | -Развивать чувство цвета, мелкую моторику. - Воспитывать аккуратность. | Рисование ватными палочками | Силуэты зонтиков, гуашь, ватные палочки. |
4 | «Зимний пейзаж» | -Воспитывать аккуратность. | Отпечатывание салфеток | Цветной картон (черный, синий), белая гуашь, салфетки. |
5 | «Вьюга-завируха » | -Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. - Развивать воображение, ассоциативное мышление. | Ниткография. | Листы бумаги, гуашь, нитки. |
6 | «Берёзка» | -Познакомить детей с техникой рисования свеча+акварель данной технике. -Развивать чувство композиции | Свеча + акварель | Листы бумаги, акварель, свеча. |
7 | «Волшебные цветы» | -Совершенствовать умение в данной технике. - Развивать воображение, ассоциативное мышление | Ниткография. | Листы бумаги, нитки, гуашь, кисти. |
8 | «Пасхальное яйцо» | -Воспитывать интерес к народной культуре. - Учить элементам декора, цветовосприятия. | Рисование ватными палочками. | Листы бумаги, гуашь, ватные палочки. |
9 | «Салют» | -Учить изображать салют, используя восковые мелки, акварель для фона. | Восковые мелки, акварель. | Листы бумаги, восковые мелки, акварель, кисти. |
10 | Подведение итогов |
ДИАГНОСТИКА
Список литературы
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - М. ,2012 г.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2010.- 72с.
3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
5. Кихтева Е. Ю. Рисуют малыши - М-С 2008 г.
6. Лыкова И. А. Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-Дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования метода рисования песком
Актуальной проблемой, остро стоящей на сегодняшний день, является отсутствие необходимых изобразительных умений у дошкольников. Это приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так ...
Развитие творческой активности с помощью нетрадиционных техник рисования
На сегодняшний день перед обществом возникает важный вопрос о воспитании личности нового типа: уникальной, с креативным мышлением, творческой, хорошо разбирающейся в реалиях сегодняшней, постоянно мен...
Программа дополнительного образования по формированию художественных способностей с помощью нетрадиционных методов рисования у детей 5 - 7 лет «ИЗОдолька».
Данная программа разработана для воспитателей ДОУ....
Творческий отчет (из опыта работы) «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»
На организованной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эсте...
Развитие творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования
Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразит...
Творческий проект по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»
Основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, поэтому необходимо начиная с дошкольного возраста развивать творческий потенциал подрастающего поколения. Развитие творческих способностей возм...
"Развитие творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования для детей младшего дошкольного возраста"
Современного ребёнка трудно заинтересовать стандартными наборами изобразительных материалов и техник, уровень умственного развития и потенциала нового поколения требует новых идей в творчестве. Одной ...