ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» Возрастной состав детей 4-7 лет
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа) по теме
Дополнительная образовательная программа «Цветные ладошки» (далее Программа) имеет художественно-эстетическую направленность, разработана на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации в эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), развиваются добрые чувства, творческая деятельность, формируется посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_izo_.docx | 98.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 11 «ЗВЁЗДОЧКА»
Рассмотрена на заседании педагогического совета МБДОУ детский сад №11«Звёздочка» протокол от 24 августа 2011г. №1 | Утверждена приказом заведующего МБДОУ детский сад №11 «Звёздочка» Толстых О.А. от 28 августа 2011г. №86 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Цветные ладошки»
Возрастной состав детей 4-7 лет
Срок реализации программы - 3 года
Автор - составитель: Громова М.И., воспитатель |
Старый Оскол
2011
Содержание
I. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………….……….3
II. Учебно-тематический план……….……………………………………………………………………………………..……9
III. Содержание программы……………………………………………………………………………………….…………….13
IV. Методическое обеспечение….………………………………………………………………………………………….….48
V. Список используемой литературы………………………………………………………………………………….……..50
I. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Цветные ладошки» (далее Программа) имеет художественно-эстетическую направленность, разработана на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.
Художественно-эстетическое развитие способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации в эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), развиваются добрые чувства, творческая деятельность, формируется посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.
Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.
5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции - творца».
Дидактические принципы построения и реализации Программы:
- принцип культуросообразности: построение или корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;
- принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
- принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
- принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Методы эстетического воспитания:
- метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
- метод эстетического убеждения;
- метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
- метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;
- метод разнообразной художественной практики;
- метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);
- метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
- метод эвристических и поисковых ситуаций.
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Срок реализации программы – 3 года. В программе заложен годовой цикл мероприятий – по 36 учебных часов для каждой возрастной группы, которые проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью для детей 4-5 лет – 20 минут, 5-6 лет – 25 минут; 6-7 лет – 30 минут в соответствии с требованием СанПиН 2.4.2.2821-10.
Итоговые результаты освоения дополнительной образовательной программы:
В результате освоения программы дошкольник будет знать:
- правила техники безопасности, требования к организации рабочего места
- свойства и особенности художественных материалов, техник работы с ними
- смысловую связь элементов
- нетрадиционные художественные техники (рисование тычком, кистями разных размеров и фактур, оттиск разных фактур, рисование мыльными пузырями, монотипия, кляксография, пластилинография, рисование + аппликация из скрученной цветной бумаги (жатой салфетки), тиснение, рисование + аппликация из тонированной бумаги)
будет иметь представление:
-о понятии искусства
- о произведениях разных видов изобразительного искусства
-о мастерах искусства
будет уметь:
-ставить цель и доводить продукт творческой деятельности до конца, самостоятельно находить изобразительно-выразительные средства, проявляют индивидуальность в создании собственного рисунка
- пользоваться нетрадиционными способами и приемами и техниками изображения
-пользоваться способами комбинирования и варьирования усвоенных техник, самостоятельно находить творческое решение и проявляют инициативу в выполнении творческого задания
- пользоваться различными материалами
- замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор
- отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами
- использовать цвет, как средство передачи настроения, состояния, выделения главного
- использовать различные по характеру линии для передачи наибольшей выразительности образа
- передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в книгах
- отражать в своих работах обобщенное представление о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года)
- различать реальный и фантазийный мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства
- самостоятельно создавать объекты реального и фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строение, пропорции, взаимное расположение, характерные признаки, подбирая материалы, инструменты, способы и приемы реализации замысла
у него будут развиты:
- образное мышление при создании ярких, выразительных образов
- самостоятельность в создании новых оригинальных образов
- способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках
- воображение, творческая активность, фантазия
- умение анализировать, давать оценку
- интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций
будет обладать следующими качествами:
- самостоятельное мышление, умение отстаивать свое мнение
- ответственное отношение к труду
- самокритичность в оценке своих творческих способностей
- умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве
- любовь и уважение к национальному искусству, бережное сохранение
традиций своего народа
будет воспитано:
- самостоятельность, уверенность в изобразительном творчестве
- уважение к нормам коллективной жизни
- интерес к познанию природы и отображению представлений в ХТД.
Способы проверки ожидаемых результатов
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае) по методике «Портрет» (авторы Казакова Т.Г., Лыкова И.А.). Методика представляет собой наблюдение за творческой деятельностью детей. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми: гуашь, кисти трех размеров, фломастеры, карандаши, пластилин, цветная бумага, ножницы, салфетки, бумага разных оттенков. В непринужденной игровой форме ребенку предлагается назвать все, что он видит, и выбрать, чем бы он хотел поработать (каким материалом изобразить задуманное). По ходу наблюдения фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Все данные эксперимента вносятся в таблицу и определяются по характеристикам, характеризуя уровень развития художественно-творческих способностей у дошкольников.
Характеристика уровней:
в - высокий, ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные – тематически и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности нетрадиционных художественных техник, сформирован интерес к творческой деятельности. Ребенок имеет практические умения, свободно владеет нетрадиционными техниками, высказывает эстетические суждения и оценки.
с - средний, ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства художественной выразительности (цвет, колорит, формообразование, композиции фактура) и практические навыки не сформированы (не достаточно самостоятелен при выборе техники рисования). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.
н - низкий, ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности нетрадиционных художественных техник. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.
№ п/п |
Ф.И. ребенка | 1. | 2. | 3. | 4. | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | итог: | ||||
1 | |||||||||||||||||
высокий уровень - в |
|
|
|
|
|
| |||||||||||
средний уровень - с |
|
|
|
|
|
| |||||||||||
низкий уровень - н |
|
|
|
|
|
|
Формой подведения итогов являются:
1. Изготовление коллективных композиций из природного материала.
2. Оформление выставок по тематическим блокам.
3. Рисунки на асфальте.
4. Создание мастерской юных художников.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе | |
теория | практика | |||
Средняя группа | ||||
1 | Посмотрим в окошко | 1 | 0,2 | 0,8 |
2 | «Вот поезд наш едет, колёса стучат…» | 1 | 0,2 | 0,8 |
3 | Поезд мчится «тук-тук-тук» (железная дорога) | 1 | 0,2 | 0,8 |
4 | «Цветочная клумба» | 1 | 0,2 | 0,8 |
5 | Жуки на цветочной клумбе | 1 | 0,2 | 0,8 |
6 | Цветной домик | 1 | 0,2 | 0,8 |
7 | Петя-петушок, золотой гребешок | 1 | 0,2 | 0,8 |
8 | Храбрый петушок | 1 | 0,2 | 0,8 |
9 | Золотые подсолнухи | 1 | 0,2 | 0,8 |
10 | Кисть рябинки, гроздь калинки | 1 | 0,2 | 0,8 |
11 | Мышь и воробей | 1 | 0,2 | 0,8 |
12 | «Лижет лапу сибирский кот» | 1 | 0,2 | 0,8 |
13 | Полосатый коврик для кота | 1 | 1 | |
14 | Морозные узоры (зимнее окошко) | 1 | 0,2 | 0,8 |
15 | Снегурочка танцует, дед Мороз | 1 | 0,2 | 0,8 |
16 | Праздничная ёлочка (поздравительная открытка) | 1 | 0,2 | 0,8 |
17 | Перчатки и котятки | 1 | 0,2 | 0,8 |
18 | Снежная баба - франтиха | 1 | 0,2 | 0,8 |
19 | Снеговики в шапочках и шарфиках | 1 | 0,2 | 0,8 |
20 | Сонюшки - пеленашки | 1 | 0,2 | 0,8 |
21 | Как розовые яблоки, на ветках снегири | 1 | 0,2 | 0,8 |
22 | Быстрокрылые самолёты | 1 | 0,2 | 0,8 |
23 | Избушка ледяная и лубяная | 1 | 0,2 | 0,8 |
24 | Цветы - сердечки | 1 | 0,2 | 0,8 |
25 | Чайный сервиз для игрушек | 1 | 0,2 | 0,8 |
26 | Весёлые матрёшки | 1 | 0,2 | 0,8 |
27 | Красивые салфетки | 1 | 1 | |
28 | Филимоновские игрушки - свистульки | 1 | 1 | |
29 | Курочка и петушок | 1 | 0,2 | 0,8 |
30 | Звёзды, кометы и ракеты | 1 | 1 | |
31 | Воробьи в лужах | 1 | 0,2 | 0,8 |
32 | По реке плывёт кораблик | 1 | 0,2 | 0,8 |
33 | Мышонок - моряк | 1 | 0,2 | 0,8 |
34 | Радуга – дуга, не давай дождя | 1 | 0,2 | 0,8 |
35 | У солнышка в гостях | 1 | 0,2 | 0,8 |
36 | Муха - цокотуха | 1 | 0,2 | 0,8 |
Итого | 36 | 6,8 | 29,2 | |
Старшая группа | ||||
1 | Весёлое лето | 1 | 0,2 | 0,8 |
2 | «Наши любимые игрушки» | 1 | 0,2 | 0,8 |
3 | «Наш город» | 1 | 0,2 | 0,8 |
4 | «Деревья в нашем парке» | 1 | 0,2 | 0,8 |
5 | Машины на улицах города | 1 | 0,2 | 0,8 |
6 | Кошки на окошке | 1 | 0,2 | 0,8 |
7 | Краски осени | 1 | 0,2 | 0,8 |
8 | Краски осени | 1 | 1 | |
9 | Листочки на окошке | 1 | 0,2 | 0,8 |
10 | Цветные зонтики | 1 | 0,2 | 0,8 |
11 | Лошадки (Барыня) | 1 | 0,2 | 0,8 |
12 | Лошадки (Барыня) | 1 | 1 | |
13 | Нарядные лошадки | 1 | 1 | |
14 | Снегири и яблоки | 1 | 0,2 | 0,8 |
15 | Ёлочки – красавицы (панорамные новогодние открытки) | 1 | 0,2 | 0,8 |
16 | Звонкие колокольчики | 1 | 1 | |
17 | Фантастические цветы | 1 | 1 | |
18 | Расписные ткани | 1 | 1 | |
19 | Папин портрет | 1 | 0,2 | 0,8 |
20 | Галстук для папы | 1 | 1 | |
21 | Кружка для папы | 1 | 0,2 | 0,8 |
22 | Милой мамочки портрет | 1 | 0,2 | 0,8 |
23 | Крямнямчики | 1 | 0,2 | 0,8 |
24 | Весенний ковёр (плетение из жгутиков) | 1 | 1 | |
25 | Весенний букет | 1 | 0,2 | 0,8 |
26 | Весенний букет | 1 | 1 | |
27 | Пасхальное яйцо | 1 | 1 | |
28 | Пасхальное яйцо | 1 | 1 | |
29 | Водоноски у колодца | 1 | 1 | |
30 | Водоноски – франтихи (оформление вылепленных игрушек) | 1 | 1 | |
31 | Весеннее небо | 1 | 0,2 | 0,8 |
32 | Башмак в луже | 1 | 0,2 | 0,8 |
33 | Нежные подснежники | 1 | 0,2 | 0,8 |
34 | «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» | 1 | 0,2 | 0,8 |
35 | Превращения камешков | 1 | 1 | |
36 | Нарядные бабочки | 1 | 0,2 | 0,8 |
Итого | 36 | 4,4 | 31,6 | |
Подготовительная к школе группа | ||||
1 | Картинки на песке | 1 | 0,2 | 0,8 |
2 | Наша клумба | 1 | 1 | |
3 | Веселыекачели | 1 | 0,2 | 0,8 |
4 | Азбукав картинках | 1 | 0,2 | 0,8 |
5 | Грибное лукошко | 1 | 0,2 | 0.8 |
6 | Осенние картины | 1 | 1 | |
7 | Кудрявые деревья | 1 | 0,2 | 0,8 |
8 | Летят перелётные птицы (по мотивамсказки М. Гаршина) | 1 | 1 | |
9 | Отважныепарашютисты | 1 | 0,2 | 0,8 |
10 | «Мы едем,едем,едемв далёкие края...» | 1 | 0,2 | 0,8 |
11 | Туристыв горах | 1 | 1 | |
12 | «Тихо ночь ложитсяна вершины гор» | 1 | 0,2 | 0,8 |
13 | Пугалоогородное | 1 | 0,2 | 0,8 |
14 | «Дремлет леспод сказку сна» | 1 | 0,2 | 0,8 |
15 | Ёлкиныигрушки -шишки, мишкии хлопушки | 1 | 1 | |
16 | Избушкана курьих ножках | 1 | 0,2 | 0,8 |
17 | Нарядный индюк(по мотивамвятской игрушки) | 1 | 1 | |
18 | Домик с трубойи сказочный дым | 1 | 0,2 | 0,8 |
19 | «Тридцать трибогатыря» | 1 | 0,2 | 0,8 |
20 | На дне морском | 1 | 0,2 | 0,8 |
21 | Аквалангистыфотографируюткораллы(Красное море) | 1 | 1 | |
22 | Карандашницав подарок папе | 1 | 1 | |
23 | Салфетка подконфетницу | 1 | 1 | |
24 | Букетцветов | 1 | 1 | |
25 | Чудо-букет | 1 | 1 | |
26 | Чудо-писанки | 1 | 1 | |
27 | Золотые облака(весенний пейзаж) | 0,2 | 0,8 | |
28 | «Заря алаяразливается» | 1 | 0,2 | 0,8 |
29 | Звёзды и кометы | 1 | 0,2 | 0,8 |
30 | Нашкосмодром | 1 | 0,2 | 0,8 |
31 | Весенняягроза | 1 | 0,2 | 0,8 |
32 | «Мы на луг ходили мы лужоклепили | 1 | 0,2 | 0,8 |
33 | Лягушоноки водяная лилия | 1 | 0,2 | 0,8 |
34 | Деревожизни | 1 | 0,2 | 0,8 |
35 | Квартет | 1 | 1 | |
36 | Цветочныевазы и корзины | 1 | 1 | |
Итого | 36 | 4,4 | 31,6 |
Содержание программы
Средняя группа
1.Тема. Посмотрим в окошко
Задачи. Научить рисовать простые сюжеты по замыслу. Дать представления о новом способе выбора сюжета (определения замысла) – рассматривания вида из окна через видоискатель. Развивать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражению в рисунке.
Теория. Рассказ «Окно» Д.Габе
Практика. Продуктивная деятельность детей.
2. Тема. «Вот поезд наш едет, колёса стучат…»
Задачи. Учить детей составлять коллективную композицию из паровозика и вагончиков. Показать способ деления бруска пластилина стекой примерно равные части (вагончики.) Развивать чувство формы И пропорций. Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений об окружающем мире пластическими средствами в лепных поделках и композициях.
Теория. Стихотворение В.Шипуновой «Паровозик».
Практика. Продуктивная деятельность детей.
3. Тема. Поезд мчится «тук-тук-тук» (железная дорога)
Задачи. Учить детей держать ножницы и стремится освоить технику резания по прямой – разрезание бумажного прямоугольника на узкие полоски (шпалы для железной дороги) и дополняет лепную композицию «Поезд с вагончиками». Дать первоначальные представления о работе с ножницами. Развивать согласованность в работе действия глаз и рук. Воспитывать стремление выполнять работу аккуратно, интерес к освоению настоящего инструмента.
Теория. Стихотворение З.Джаббарадзе «Поезд».
Практика. Продуктивная деятельность детей.
4. Тема. «Цветочная клумба»
Задачи. Учить составлять полихромный цветок из 2-3 бумажных форм, осуществляя подбор красивых сочетаний. Показать приём оформления цветка: надрезанием «берега» (края) бахромой, поворачивая бумажный круг в руке; наклеивая меньшую форму на большую, нанося клей на середину цветка – основы. Вызвать интерес к оформлению цветами коллективной клумбы или поляны.
Теория. Стихотворение Г.Лагздынь «Цветовод».
Практика. Продуктивная деятельность детей.
5. Тема. Жуки на цветочной клумбе
Задачи. Учить детей лепить жука, передавая строение (туловище, голова, шесть ножек). Закреплять способ лепки полусферы (частичное сплющивание шара). Развивать координацию в системе «глаз-рука», синхронизировать работу обеих рук. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Теория. Стихотворение Г.Лагздынь «С добрым утром»
Практика. Продуктивная деятельность детей
6. Тема. Цветной домик
Задачи. Продолжить учить детей пользоваться ножницами – «на глаз» разрезать широкие полоски бумаги на кубики («квадраты») или кирпичики («прямоугольники»). Показать приём деления квадрата по диагонали на два треугольника для получения крыши дома. Вызвать интерес к составлению композиции из самостоятельно вырезанных элементов. Развивать глазомер, чувство формы и композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность.
Теория. Стихотворение В.Шипуновой «Кирпичики и кубики»
Практика. Продуктивная деятельность детей
7. Тема. Петя-петушок, золотой гребешок.
Задачи. Учить детей создавать выразительный образ петушка из пластилина и природного материала. Использует варианты сочетания художественных материалов:
1) туловище с головой из пластилина, хвост и крылья из природного материала;
2) туловище с головой из природного материала, хвост и крылья из пластилина.
Вызвать интерес к экспериментированию в художественном творчестве.
Теория. Стихотворение рус.нар. песенка «Как у наших у ворот»
Практика. Продуктивная деятельность детей
8. Тема. Храбрый петушок
Задачи. Учить детей рисовать петушка гуашевыми красками. Совершенствовать технические навыки владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта. Развивать наблюдательность, чувство формы и цвета. Воспитывать интерес к отражению своих представлений об окружающем мире в изобразительном творчестве.
Теория. Рассказ К.Д.Ушинского «Петушок с семьёй».
Практика. Продуктивная деятельность детей
9. Тема. Золотые подсолнухи
Задачи. Учить детей создавать красивый образ подсолнуха из разных материалов. Развивать аппликативные умения в приложении к творческой задаче, чувство ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус.
Теория. Стихотворение В.Шипуновой «Подсолнух».
Практика. Продуктивная деятельность детей
10. Тема. Кисть рябинки, гроздь калинки
Задачи. Учить детей рисовать кисть рябины (калины) ватными палочками или пальчиками (по выбору), а листок – приёмом ритмичного примакивания ворса кисти. Закрепить представления о соплодиях (кисть, гроздь) и их строении. Развивает чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе
Теория. Стихотворение Е.Михайленко «Кисть рябинки, гроздь калинки».
Практика. Продуктивная деятельность детей
11. Тема. Мышь и воробей
Задачи. Умеет рисовать простые сюжеты по мотивам сказок. Подвести к понимаю обобщенного способа изображения разных животных (мыши и воробья) на основе двух овалов разной величины (туловище и голова). Стремится передать форму, выполнять работу самостоятельно.
Теория. Удмуртская народная сказка «Мышь и воробей».
Практика. Продуктивная деятельность детей
12.Тема. «Лижет лапу сибирский кот»
Задачи. Учить детей создавать пластическую композицию: лепить спящую кошку конструктивным способом и размещать её на «батарее» - бруске пластилина. Развивать способности к формообразованию. Воспитывать интерес к лепке выразительных образов по мотивам литературных произведений.
Теория. Стихотворение В.Шипуновой «О чём мечтает сибирский кот».
Практика. Продуктивная деятельность детей
13. Тема. Полосатый коврик для кота.
Задачи. Учить детей составлять гармоничную композицию «Полосатый коврик» из бумажных полосок, чередующихся по цвету. Продолжать освоение техники резания ножницами попрямой, осваивать – резание бумаги по линиям сгиба; чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
Практика. Продуктивная деятельность детей
14.Тема. Морозные узоры (зимнее окошко)
Задачи. Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Создать условия для экспериментирования с красками для получения разных оттенков голубого цвета. Расширить и разнообразить образный ряд – создавать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия). Совершенствовать технику рисования концом кисти. Развивать чувство формы и соблюдает композиции.
Теория. Сказка «Бабушка Веретёна
Практика. Продуктивная деятельность детей
15. Тема. Снегурочка танцует, дед Мороз
Задачи. Учить лепить фигуры, рациональным способом – из конуса; располагать фигуру вертикально, придавая ей устойчивость. Показать возможность передачи движения лепной фигурки путем небольшого изменения положения рук (разведены в стороны, вытянуты вперед или подняты вверх); Развивать чувство формы и пропорции.
Теория. Стихотворение Г.Лагздынь «Снегурочка», «Несчастный случай».
Практика. Продуктивная деятельность детей
16. Тема. Праздничная ёлочка (поздравительная открытка)
Задачи. Учить составлять аппликативное изображение ёлочки из треугольников, полученных из квадратов, разрезанных по диагонали. Вызвать желание создавать поздравительные открытки своими руками. Поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые приёмы декорирования аппликативного образа. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать самостоятельность, инициативность.
Теория. Стихотворение Р. Кудашевой «Ёлка».
Практика. Продуктивная деятельность детей
17.Тема. Перчатки и котятки
Задачи. Вызвать интерес к изображению и оформлению «перчаток» по своим ладошкам – правой и левой. Формировать точные графические умения-аккуратно и уверенно обводить кисть руки, удерживая карандаш возле руки, не отрывая его от бумаги. Показать зависимость декора от формы изделия. Учить самостоятельно создавать орнамент – по представлению и по замыслу. Дать наглядное представление о симметрии парных предметов (одинаковый узор на обеих перчатках в каждой паре).
Теория. Англ. Песенка «Перчатки».
Практика. Продуктивная деятельность детей
18.Тема. Снежная баба – франтиха
Задачи. Учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материальное на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей, дополнительно оформляет фигурки. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.
Теория. Стихотворение Е.Михайленко «Снежная баба - франтиха».
Практика. Продуктивная деятельность детей.
19. Тема. Снеговики в шапочках и шарфиках.
Задачи. Учить детей рисовать нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Показать приёмы декоративного оформления комплектов зимней одежды. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций. Воспитывать уверенность, инициативность, интерес к экспериментированию.
Теория. Стихотворение А.Блока «Зима
Практика. Продуктивная деятельность детей.
20. Тема. Сонюшки – пеленашки
Задачи. Учить детей создавать оригинальные композиции в спичечных коробах – лепить пеленашек в колыбельках. Познакомить с видом народной куклы – пеленашкой, пояснить значение слова. Развивать воображение, мелкую моторику. Воспитывать интерес к экспериментированию с художественными материалами.
Теория. Стихотворение Г.Лагздынь «Сонные стихи».
Практика. Продуктивная деятельность детей.
21. Тема. Как розовые яблоки, на ветках снегири
Задачи. Учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы – строение тела и окраску. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками: свободно вести кисть по ворсу, повторяя очертания силуэта. Развивать чувство цвета и форму. Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке эстетические эмоции и полученные представления.
Теория. Стихотворение Ю.Кушака «Слетайтесь, пичуги!».
Практика. Продуктивная деятельность детей.
22. Тема. Быстрокрылые самолёты
Задачи. Учить создавать изображение самолёта из бумажных деталей разной формы и размера. Показать возможность видоизменения деталей. Показать аналогию между аппликативной техникой и конструированием из бумаги. Развивать творческое мышление. Воспитывать интерес к познанию техники и отражению полученных представлений в изодеятельности.
Теория. Стихотворение Г.Лагздынь «Мы играем с братом».
Практика. Продуктивная деятельность детей.
23.Тема. Избушка ледяная и лубяная
Задачи. Учить детей создавать на одной аппликативной основе (стена – большой квадрат, крыша – треугольник, окно – маленький квадрат) разные образы сказочных избушек – лубяную для зайчика и ледяную для лисы. Закрепить способ разрезания квадрата по диагонали с целью получения двух треугольников. Направить на самостоятельный выбор исходных материалов и средств художественной выразительности. Развивать творческое мышление и воображение. Воспитывать интерес к народной культуре.
Теория. Русская.нар. сказка «Заюшкина избушка».
Практика. Продуктивная деятельность детей.
24.Тема. Цветы – сердечки
Задачи. Учить детей лепить рельефные картины в подарок близким людям – мамам и бабушкам. Дать представления о нескольких способах изображения цветов с элементами – сердечками. Вызвать интерес к обрамлению лепных картин. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать эстетический вкус.
Теория. Стихотворение В.Шуграевой «Маме».
Практика. Продуктивная деятельность детей.
25. Тема. Чайный сервиз для игрушек
Задачи. Учить детей лепить посуду конструктивным способом. Вызвать интерес к созданию коллективной работе по созданию чайного сервиза для игрушек. Сучить договариваться о размерах поделок и о характере оформления. Развивать мелкую моторику, глазомер. Воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества.
Теория. Стихотворение В. Шипуновой «Чаепитие».
Практика. Продуктивная деятельность детей.
26. Тема. Весёлые матрёшки
Задачи. Дать детям представление о матрёшке, как о народной игрушке (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные промыслы – семёновская, похлов-майданская). Учить рисовать матрёшку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.
Теория. Стихотворение Г. Лагздынь «Семь красавиц расписных».
Практика. Продуктивная деятельность детей.
27. Тема. Красивые салфетки
Задачи. Учить детей рисовать узоры на салфетках круглой и квадратной формы. Показать варианты сочетания элементов декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые и волнистые). Показать зависимость орнамента от формы салфетки. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
Практика. Продуктивная деятельность детей.
28. Тема. Филимоновские игрушки – свистульки
Задачи. Дать представления о филимоновской игрушке, как о виде декоративно – прикладного искусства, имеющем специфику и образную выразительность; о ремесле игрушечных дел мастеров, какие материалы и инструменты используют мастера
Теория. Рассказ о Филимоновской игрушке.
Практика. Продуктивная деятельность детей.
29. Тема. Курочка и петушок
Задачи. Создать условия для творчества по мотивам филимоновской игрушки. Закрепить способ лепки птички на основе овала или цилиндра. Развивать воображение. Воспитывать интерес к народному творчеству.
Практика. Продуктивная деятельность детей.
30. Тема. Звёзды, кометы и ракеты
Задачи. Продолжать освоение техники рельефной реплики. Вызвать интерес к созданию рельефной картины со звёздами, созвездиями, кометами и ракетами. Вызвать инициативу при выборе средств и приёмов изображения. Познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать навыки сотрудничества.
Практика. Продуктивная деятельность детей.
31.Тема. Воробьи в лужах
Задачи. Учить детей вырезать круги способом последовательного закругления четырех уголков квадрата. Разнообразить и обогащать аппликативную технику, графическими элементами. Развивать творческое воображение. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Теория. Стихотворение Г.Лагздынь «Весна».
Практика. Продуктивная деятельность детей.
32. Тема. По реке плывёт кораблик
Задачи. Учить детей лепить кораблики из пластилина, отрезая стеком лишнее, достраивая недостающее. Показать взаимосвязи способов лепки и конструирования из деталей. Вызвать интерес к лепке по мотивам литературного произведения. Обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и приёмов техники лепки.
Теория. Стихотворение Д.Хармса «Кораблик».
Практика. Продуктивная деятельность детей.
33. Тема. Мышонок – моряк
Задачи. Учить детей создавать из бумаги разные кораблики, самостоятельно комбинируя освоенные приёмы аппликации: срезание уголков для получения корпуса корабля, разрезание прямоугольника или квадрата по диагонали для получения паруса, разрывание бумаги на полоски и кусочки для получения струй воды и морской пены. Показать разные варианты интеграции рисования и аппликации. Развивать композиционные умения.
Теория. Стихотворение В.Шипуновой «Мышонок в лодочке».
Практика. Продуктивная деятельность детей.
34.Тема. Радуга – дуга, не давай дождя
Задачи. Учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно- выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению радуги. Дать первоначальные представления по цветоведению. Развивать чувство цвета. Воспитывать эстетическое отношение к природе.
Теория. Стихотворение Г.Лагздынь «Радуга».
Практика. Продуктивная деятельность детей.
35.Тема. У солнышка в гостях.
Задачи. Учить детей рисовать простые сюжеты по мотивам сказок. Закрепить технику вырезания округлых форм из квадратов разной величины. Подвести к пониманию обобщенный способ изображения разных животных (цыплёнок и утёнок) в аппликации и рисовании – на основе двух кругов или овалов разной величины (туловище и голова).Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.
Теория. Сказка «У солнышка в гостях».
Практика. Продуктивная деятельность детей.
36.Тема. Муха - цокотуха
Задачи. Учить детей создавать образы насекомых в движении, передавая характерные особенности строения и окраски. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам литературного произведения «Муха - цокотуха».
Воспитывать интерес к живой природе.
Теория. Сказка К.Чуковского «Муха-цокотуха».
Практика. Продуктивная деятельность детей.
Старшая группа
1.Тема. Весёлое лето
Задачи. Научить детей рисовать простые сюжеты с передачей движений, взаимодействий и отношений между персонажами. Вовлекать детей в коллективный разговор, в игровое, речевое взаимодействие со сверстниками. Подводить к описать изображение на рисунке.
Теория. Загадки. «Что за диво!» Г.Лагздынь, «Лето золотое» М. Мухаммадкулов
Практика. Продуктивная деятельность детей.
2.Тема. «Наши любимые игрушки»
Задачи. Учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей). Учить планировать работу – отбирать нужное количество материала, определяет способ лепки.
Теория. Стихотворение С.Михалкова «Магазин игрушек», Г.Лагздынь.
Практика. Продуктивная деятельность детей.
3.Тема. «Наш город»
Задачи. Учить детей вырезать дома из бумаги, сложенной в гармошку или дважды пополам. Совершенствовать технику вырезания ножницами: на глаз по прямой (стены домов), по косой (крыши) и по сгибам (окошки).Развивать композиционные умения – при создании панорамы города ритмично располагать дома рядами, начиная сверху, и частично перекрывая изображения.
Практика. Продуктивная деятельность детей.
4.Тема. «Деревья в нашем парке»
Задачи. Учить рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (берёзы, клена, дуба), цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения.
Теория. Стихотворения И.Токмаковой «Ива», «Осинка», «Дуб».
Практика. Продуктивная деятельность детей.
5. Тема. Машины на улицах города
Задачи. Учить детей вырезать машины из прямоугольников и квадратов, сложенных пополам (автобусы, трамваи, троллейбусы и легковые машины). Совершенствовать технику вырезания ножницами: по нарисованному контуру и на глаз. Формировать композиционные умения - ритмично размещает вырезанные машины на полосе, показывая направление движения.
Теория. Стихотворение Э.Мошковской «К нам бегут автобусы…»
Практика. Продуктивная деятельность детей.
6.Тема. Кошки на окошке
Задачи. Учить детей создавать сюжетную композицию, самостоятельно применять освоенные приёмы вырезания ножницами: кошку – из бумаги, сложенной пополам, по нарисованному контуру; а занавески по прямой, по косой или закругляя уголки; украшать занавески узором по своему замыслу, подбирать красивые цветосочетания. Познакомить с искусством силуэта. Формировать композиционные умения - размещает вырезанные элементы в сочетании с сюжетом.
Теория. Рассказ К.Д.Ушинского «Васька»
Практика. Продуктивная деятельность детей.
7-8.Тема. Краски осени
Задачи. Учить детей создавать выразительный образ предметов и явлений природы: смешивает акварельные краски для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания чувства.
Теория. Стихотворение О.Дриз «Что случилось»
Практика. Продуктивная деятельность детей.
9.Тема. Листочки на окошке
Задачи. Вызвать у детей желание создавать коллективную композицию из вырезанных листочков для интерьера группы; поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники аппликации (сочетать симметричную, обрывную и накладную); учить оформлять созданные формы ритмом мазков и пятен (красками), наносить жилкование (карандашами и фломастерами). Формировать композиционные умения, чувство цвета при восприятии красивых осенних цветовых сочетаний, развивать описательную речь.
Теория. Стихотворение Е.Трутневой «Листопад».
Практика. Продуктивная деятельность детей.
10. Тема. Цветные зонтики
Задачи. Учить детей создавать аппликативную композицию на основе пейзажных рисунков. Совершенствовать изобразительную технику: умение закруглять уголки для получения края купола зонтика, использует варианты оформления края (зубчики, маковки), познакомить с приёмом раздвижение.
Теория. Стихотворение З.Александровой «Дождик»
Практика. Продуктивная деятельность детей.
11-12.Тема. Лошадки (Барыня)
Задачи. Уточнить представления детей о специфики дымковской игрушке: из чего, как и кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (весёлая, праздничная). Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора – характерными элементами и цветосочетаниями. Формировать обобщенные способы создания образов.
Теория. Рассказ К.Д.Ушинского «Лошадка»
Практика. Продуктивная деятельность детей.
13.Тема. Нарядные лошадки
Задачи. Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок- украшать элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами). Обратить внимание на зависимость узора в соответствии с формой изделия. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками-рисовать кончиком кисти на объемной фигуре, поворачивая и рассматривая со всех сторон. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.
Практика. Продуктивная деятельность детей.
14. Тема. Снегири и яблоки.
Задачи. Показать возможность лепки птиц из ваты. Расширить представление детей о способах создания пластичных образов. Учить самостоятельно, выбирать и грамотно сочетать разные изобразительные техники при создании одной поделки (лепка, аппликация, рисование). Развивать восприятие объёмных форм в трёхмерном пространстве. Вызвать желание украсить новогоднюю ёлку своими руками.
Теория. Стихотворение З.Александровой «Снежок»
Практика. Продуктивная деятельность детей.
15. Тема. Ёлочки – красавицы (панорамные новогодние открытки)
Задачи. Вызвать желание создать поздравительные открытки своими руками. Закрепить способ симметричного вырезания сложной формы по нарисованному контуру или на глаз. Познакомить с техникой создания панорамных открыток с объемными элементами. Поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые приёмы декорирования аппликативного образа.
Теория. Стихотворение З.Александровой «Ёлочка»
Практика. Продуктивная деятельность детей.
16.Тема. Звонкие колокольчики.
Задачи. Учить детей создавать объёмные поделки из солёного теста. Учить лепить колокольчик из шара путём вдавливания и моделирования формы. Показать разные приёмы оформления лепных фигурок – выкладывание орнамента из бусин и пуговиц, нанесение узора стеком, штамповкой. Синхронизировать работу обеих рук. Развивать чувство формы, пропорций, аккуратность.
Практика. Продуктивная деятельность детей.
17. Тема. Фантастические цветы.
Задачи. Вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов по мотивам экзотических растений. Показать приёмы видоизменения и декорирования лепестков с целью создания оригинальных образов. Развивать творческое воображение, чувство цвета и композиции. Побудить интерес к цветковым растениям, желание любоваться ими, рассматривать и переносить полученные представления в художественную деятельность.
Практика. Продуктивная деятельность детей.
18. Тема. Расписные ткани
Задачи. Учить детей рисовать узоры по замыслу, заполняя всё пространство листа бумаги, находит красивые сочетания красок в зависимости от фона; использует в своем творчестве элементы декоративно – прикладного искусства (растительные, зооморфные, геометрические). Совершенствовать технические навыки рисования кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях.
Практика. Продуктивная деятельность детей.
19. Тема. Папин портрет.
Задачи. Учить рисовать мужской портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека (папы, брата, дедушки, дяди). Вызвать интерес к поиску изобразительно – выразительных средств, позволяющих раскрыть более полно, точно, индивидуально. Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет).
Теория. Стихотворение Г.Р.Лагздынь «Мой папа военный»
Практика. Продуктивная деятельность детей.
20. Тема. Галстук для папы
Задачи. Вызвать у детей интерес к изготовлению подарков и сувениров. Показать способы изготовления галстука из цветной бумаги для оформления папиного портрета. Подвести к пониманию связи и формы и декора на сравнении разных орнаментальных мотивах. Объяснить особенности устных поздравлений.
Практика. Продуктивная деятельность детей.
21.Тема. Кружка для папы
Задачи. Вызвать у детей интерес к изготовлению подарков папам своими руками. Учить лепить посуду конструктивным способом, точно передавая форму, величину и пропорции в соответствии с назначением предмета. Формировать интерес к истории своей страны и семьи. Воспитывать заботливое отношение к близким людям.
Теория. Рассказ Р.Г.Лагздынь «Дедушкина кружка»
Практика. Продуктивная деятельность детей.
22. Тема. Милой мамочки портрет
Задачи. Учить рисовать женский портрет. Инициировать самостоятельный поиск изобразительно – выразительных средств, для передачи особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (мамы, бабушки, сестры, тёти). Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства.
Теория. Стихотворение В.Берестова «Мамин праздник»
Практика. Продуктивная деятельность детей.
23.Тема. Крямнямчики.
Задачи. Вызвать у детей интерес к лепке съедобных и кулинарных изделий из сдобного теста для угощения: формировать скульптурным способом или вырезает формочками для выпечки. Инициировать деятельность по мотивам литературного произведения. Активизировать приёмы декорирования лепных образов.
Теория. Сказка – притча В.Кротова «Крямнямчки».
Практика. Продуктивная деятельность детей.
24. Тема. Весенний ковёр (плетение из жгутиков)
Задачи. Продолжать знакомить детей с видами декоративно – прикладного искусства (ковроделием). Учить аналоговым техникам плетения (из жгутиков, цв. бумаги, и пр.) Развивать мелкую моторику и синхронизировать движения обеих рук.
Практика. Продуктивная деятельность детей.
25-26. Тема. Весенний букет
Задачи. Учить детей вырезает цветы (венчики тюльпанов) и листья из бумажных квадратов и прямоугольников, сложенных пополам; показать разные приёмы декорирования цветка (накладная аппликация, раздвижение, мозаика, прорисовка пятнышек и прожилок); создавать коллективную композицию из отдельных элементов. Познакомить с этикетом поздравлений. Воспитывать желание порадовать мам и поздравить их с праздником открыткой, сделанной своими руками. Развивать чувство композиции и цвета.
Теория. Стихотворение Е.Благиной «Всё хожу, всё думаю»
Практика. Продуктивная деятельность детей.
27-28. Тема. Пасхальное яйцо
Задачи. Учить детей лепки яйца на каркасе из баночки. Познакомить со способами создания пластичных образов. Учить самостоятельно выбирать и грамотно сочетать разные изобразительные техники при создании одной поделки (лепка, аппликация, рисование). Развивать восприятие объёмных форм в трёхмерном пространстве. Вызвать желание украсить поделку.
Практика. Продуктивная деятельность детей.
29.Тема. Водоноски у колодца.
Задачи. Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом декоративно – прикладного искусства. Показать обобщенный способ лепки женской фигуры на основе юбки – колокола (полого конуса). Закрепить представления о характерных элементах декора и традиционных цветосочетаниях.
Практика. Продуктивная деятельность детей.
30. Тема. Водоноски – франтихи (оформление вылепленных игрушек).
Задачи. Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки. Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия. Совершенствовать технику рисования кончиком кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая её со всех сторон. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.
Практика. Продуктивная деятельность детей.
31. Тема. Весеннее небо.
Задачи. Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.
Теория. Отрывок из «Истории про мальчика, который хотел стать художником».
Практика. Продуктивная деятельность детей.
32. Тема. Башмак в луже.
Задачи. Учить детей вырезать двойные силуэты парных предметов (сапожки, туфли, башмаки, кроссовки). Совершенствовать и разнообразить аппликативную технику (вырезать симметричные изображения из бумаги, сложенной вдвое). Учить точно передавать форму, придавая ей дополнительные черты выразительности, в соответствии с творческой задачей (вырезать обувь по нарисованному контуру, один предмет из пары оставлять без изменений, второй общипывать по краю, чтобы передать особенности нечёткого отражения в луже). Развивать творческое воображение. Проявляет интерес к познанию окружающего мира.
Теория. Стихотворение Е.Стеквашовой «Как пройти мне мимо лужи»
Практика. Продуктивная деятельность детей.
33. Тема. Нежные подснежники.
Задачи. Учить детей воплощать в художественной форме свое представление о первоцветах (подснежники, пролески). Совершенствовать аппликативной техникой – составлять аппликативный цветок из отдельных элементов, стараясь передать особенности внешнего вида растения. Формировать композиционные умения. Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать бережное отношение к природе.
Теория. Стихотворение А.Майкова «Подснежник».
Практика. Продуктивная деятельность детей.
34. Тема. «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»
Задачи. Познакомить детей с новым способом лепки - цветовой растяжке, показывая его возможности для колористического решения темы и усиления её эмоциональной выразительности; обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и техники изображения; поиск способов решения художественной задачи: передать движение ветра, и пр.
Теория. Отрывки из сказок А.С.Пушкина.
Практика. Продуктивная деятельность детей.
35. Тема. Превращения камешков.
Задачи. Учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камешков). Познакомить с разными приёмами рисования на камешках разной формы. Совершенствовать изобразительную технику (выбирать художественные материалы в соответствии с поставленной задачей и реализуемым замыслом). Развивать воображение.
Практика. Продуктивная деятельность детей.
36.Тема. Нарядные бабочки
Задачи. Учить детей вырезать силуэты бабочек из бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам, и украшать по своему желанию графическими и аппликативными средствами; показать варианты формы и декора крылышек бабочек; чувство формы и ритма.
Теория. Стихотворение А.Фета «Бабочка»
Практика. Продуктивная деятельность детей.
Подготовительная группа
1.Тема: Картинки на песке
Задачи. Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительной деятельности: умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу (в единстве трёх компонентов творческой деятельности); владение графическими навыками, наличие творческого воображения и опыта эстетической деятельности (в единстве эмоций, действий, оценок); готовность к переносу способов одного вида художественной деятельности (рисование на песке) в другой вид (рисование на бумаге).
Теория. СтихотворениеВ. Шипуновой «Ладошки».
Практика. Продуктивная деятельность детей.
2.Теория. Наша клумба.
Задачи. Учить детей вырезать цветы из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали и составлять из них многоцветные (полихромные) венчики цветов, накладывая вырезанные формы друг на друга; показать варианты лепестков (округлые, заострённые, с зубчиками); развивать композиционные умения – создавать из цветов узоры на клумбах разной формы.
Практика. Продуктивная деятельность детей.
3. Тема. Веселые качели
Задачи. Учить детей передавать в рисунке свои впечатления о любимых забавах и развлечениях. Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для передачи движения качелей, изображения позы и эмоционального состояния катающихся детей. Развивать чувство ритма и способности к композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность, активность.
Теория. Стихотворение В. Набокова «На качелях»
Практика. Продуктивная деятельность детей.
4.Тема. Азбука в картинках
Задачи. Закрепить представление детей о начертании печатных букв; показать, что буквы можно не только писать, но и лепить (моделировать) разными способами; предложить передать конфигурацию знакомых букв пластическими средствами (по замыслу); ориентировать на поиск разных вариантов оформления (например, вылепить две буквы по желанию так, чтобы одна из них была обычной - простой, а другая - фантастической или узорчатой).
Теория. Рассказ Г. Лагздынь «Про девочку Олю и про алфавит»
Практика. Продуктивная деятельность детей.
5. Тема. Грибное лукошко.
Задачи. Учить детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке. Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы и композиции. Закрепить представление об особенностях внешнего вида грибов (боровик, подосиновик, подберёзовик, лисички, опята, волнушки, мухомор). Воспитывать интерес к природе.
Теория. Стихотворение К. Бальмонта «За грибами»
Практика. Продуктивная деятельность детей.
6.Тема. Осенние картины
Задачи. Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала - засушенных листьев, лепестков, семян; развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание сохранять её красоту в аранжировках и флористических композициях.
Практика. Продуктивная деятельность детей.
7. Тема. Кудрявые деревья
Задачи. Учить детей вырезать двойные силуэты разных деревьев, передавая характерные особенности строения ствола и ажурной кроны (берёза, рябина, клён, яблоня). Учить изображать характерные особенности, делающие образ выразительным; передавать форму в соответствии с характером и настроением образа. Развивать композиционные умения. Совершенствовать и разнообразить аппликативную технику (вырезать симметричные изображения из бумаги, сложенной вдвое). Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.
Теория. Рассказ К.Д. Ушинского «Спор деревьев»
Практика. Продуктивная деятельность детей.
8. Тема. Летят перелётные птицы (по мотивам сказки М. Гаршина)
Задачи. Обогатить содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного развития детей. Учить детей создавать сюжеты по мотивам знакомой сказки, комбинируя изобразительные техники (рисование и аппликацию). Продолжать учить передавать несложные движения (утки летят), изменяя статичное положение частей тела (приподнятые крылья); при создании сюжета показывать несложные смысловые связи и пространственные взаимоотношения между объектами. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления и эстетические переживания.
Практика. Продуктивная деятельность детей.
9. Тема. Отважные парашютисты.
Задачи. Вызвать у детей интерес к составлению коллективной композиции: парашютистов лепить из пластилина, парашюты вырезать из цветной бумаги или ткани. Продолжать учить лепить фигурку человека из валика путём надрезания стекой и моделирования пропорциональных частей тела. Показать возможность передачи движения лепной фигурки путём не большого изменения положения рук и ног(изменять положение фигурки в соответствии с характером движения: располагать вертикально, горизонтально или немного наклонно, руки приподнимать, ноги расставлять или сгибать). Развивать чувство формы и композиции.
Теория. Стихотворение В. Шипуновой «Плывут к земле парашюты»
Практика. Продуктивная деятельность детей.
10.Тема. «Мы едем, едем, едем в далёкие края...»
Задачи. Создать условия для отражения в рисунке впечатлений о поездках и путешествиях. Продолжать учить рисовать несложные сюжеты и пейзажи (по выбору) как вид за окном во время путешествия. Развивать творческое воображение, способности к композиции.
Теория. Стихотворение Г.Р. Лагздынь «Мы едем в далёкие края»
Практика. Продуктивная деятельность детей.
11. Тема. Туристы в горах.
Задачи. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Варьировать способ лепки из цилиндра (валика), надрезанного с одного или двух концов (в зависимости от позы фигурки). Инициировать самостоятельный поиск разнообразных пластических средств для передачи динамики (свободно передавать в лепке движение человека). Анализировать особенности фигуры человека, соотносить части по величине и пропорциям. Развивать композиционные умения и способности. Воспитывать навыки сотрудничества.
Практика. Продуктивная деятельность детей
12. Тема. «Тихо ночь ложится на вершины гор»
Задачи. Учить детей создавать пейзажную композицию в технике бумажной пластики. Расширить возможности применения обрывной аппликации из рваной и смятой бумаги для передачи выразительности образа. Развивать чувство формы, мелкую моторику, координировать работу обеих рук.
Воспитывать интерес к природе; вызвать интерес к отображению знаний и впечатлений в изобразительном творчестве.
Теория. Отрывок из стихотворения Н. Никитина «Тихо ночь ложится на вершины гор»;Отрывок из стихотворения Ф. Тютчева «Вечер в горах»;
отрывок из стихотворения И. Бунина «В горах».
Практика. Продуктивная деятельность детей.
13.Тема. Пугало огородное
Задачи. Познакомить детей с новым способом лепки - на каркасе из трубочек или палочек. Провести аналогию с другими видами творческой деятельности (конструированием). Продолжать учить лепить по мотивам литературного произведения. Развивать чувство формы, наблюдательность. Воспитывать интерес к отражению впечатлений об окружающей жизни.
Теория. Первая часть сказки Г.М.Цыферова «Пугало»
Практика. Продуктивная деятельность детей.
14. Тема. «Дремлет лес под сказку сна»
Задачи. Учить детей создавать картину зимнего леса по замыслу. Побуждать к поиску оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев (декоративное рисование по мотивам Гжели, прорезной декор). Формировать композиционные умения (рисовать густой лес ярусами начиная с заднего плана). Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления о природе, эстетические переживания и чувства
Теория. Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимою околдован...»
Практика. Продуктивная деятельность детей.
15. Тема. Ёлкины игрушки - шишки, мишки и хлопушки
Задачи. Учить детей создавать образы животных, игрушек, бытовых предметов: лепить из солёного тестаскульптурным способом или вырезывать формочками для выпечки; показать новый способ оформления лепных фигурок -
оборачивание фольгой или яркими фантиками. Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, согласованность в работе обеих рук. Воспитывать аккуратность; вызвать желание украсить интерьер.
Практика. Продуктивная деятельность детей.
16. Тема. Избушка на курьих ножках.
Задачи. Учить детей находить аппликативные способы для создания выразительного образа сказочной избушки на курьих ножках. Развивать способности к многоплановой композиции - создавать изображение слоями: задний план (лес) и передний (избушка). Направить на поиск средств
Теория Стихотворение С. Есенина «Колдунья»:
Практика. Продуктивная деятельность детей.
17. Тема. Нарядный индюк (по мотивам вятской игрушки)
Задачи. Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства. Учить лепить индюка из конуса и дисков. Создать условия для творчества по мотивам дымковской игрушки. Воспитывать интерес к народной культуре.
Практика. Продуктивная деятельность детей.
18. Тема. Домик с трубой и сказочный дым
Задачи. Учить детей создавать фантазийные образы. Вызвать интерес к сочетанию изобразительно-выразительных средств при создании зимней композиции по мотивам литературного произведения (силуэт миниатюрной избушки с трубой на крыше вырезать из бумаги, фантазийные образы из дыма рисовать гуашевыми красками или цветными карандашами). Развивать воображение. Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов.
Теория. Стихотворение Ю. Мориц «Домик с трубой»
Практика. Продуктивная деятельность детей.
19. Теория «Тридцать три богатыря»
Задачи. Учить детей создавать коллективную аппликативную композицию по мотивам литературного произведения. Учить планировать и распределять работу между участниками творческого проекта. Совершенствовать технику аппликации: вырезать богатыря по самостоятельно нарисованному контуру из бумаги, сложенной вдвое, дополнять другими элементами, вырезанными из фольги (шлем, щит, меч). Развивать способности к композиции. Формировать коммуникативные навыки, обогащать опыт сотрудничества и сотворчества.
отрывок из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина:
Практика. Продуктивная деятельность детей.
20. Тема. На дне морском
Задачи. Вызвать интерес к лепке образов подводного мира по представлению. Обогатить и разнообразить зрительные впечатления. Создать условия для творческого применения освоенных способов и приёмов лепки. Учить договариваться и планировать коллективную работу. Развивать воображение и чувство композиции.
Теория. Стихотворение В. Шипуновой «Раковина-жемчужница»; отрывки из «Морской азбуки» Г. Лагздынь:
Практика. Продуктивная деятельность детей.
21. Тема. Аквалангисты фотографируют кораллы (Красное море)
Задачи. Продолжать учить изображать человека в движении, передавая особенности экипировки (маска ныряльщика, баллоны с кислородом, ласты), характерную позу и движение. Побуждать к поиску средств образной выразительности. Создать проблемную ситуацию - самостоятельно найти способ аппликативного изображения коралловых рифов (из цветной или фактурной бумаги, гофрокартона), напомнить о таком приёме, как модульная аппликация. Развивать чувство формы и композиции.
Практика. Продуктивная деятельность детей.
22. Тема. Карандашница в подарок папе
Задачи. Учить детей лепить красивые ив то же время функциональные (полезные) предметы в подарок близким людям. Познакомить с новым способом лепки – из пластин. Показать возможность моделирования формы изделия на основе готовой формы. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.
Практика. Продуктивная деятельность детей
23 Тема. Салфетка под конфетницу.
Задачи. Продолжать знакомить детей с новым приёмом аппликативного оформления бытовых изделий - прорезным декором («бумажным фольклором»). Учить создавать узор из прорезных элементов на бумажном прямоугольнике, сложенном пополам. Развивать чувство композиции(строить узор, чередуя элементы) и цвета(подбирать для накладной двухцветной аппликации красиво сочетающиеся цвета).
Практика. Продуктивная деятельность детей
24. Тема. Букет цветов.
Задачи. Учить детей рисовать с натуры, точно передавая форму и колорит цветов в букете. Развивать способности к передаче композиции с определённой точки зрения. Продолжать знакомство с жанровым многообразием искусства. Показать особенности натюрморта. Воспитывать интерес к природе.
Практика. Продуктивная деятельность детей
25.Тема. Чудо-букет
Задачи. Продолжать учить детей создавать цветочные композиции пластическими средствами по мотивам народного искусства (букет, вазон, венок). Совершенствовать технику рельефной лепки. Показать рациональный способ получения большого количества одинаковых элементов (цветов) - сворачивание трубочки (рулона) и разрезание на части. Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус
Практика. Продуктивная деятельность детей
26.Тема. Чудо-писанки. Золотые облака (весенний пейзаж)
Задачи. Продолжать знакомство детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками). Уточнить представление о композиции и элементах декора. Учить рисовать на объёмной форме (на яйце, из которого выдуто содержимое). Воспитывать интерес к народному искусству.
Практика. Продуктивная деятельность детей.
27. Тема. Золотые облака (весенний пейзаж)
Задачи. Продолжать знакомство детей с новым художественным материалом - пастелью. Совершенствовать приёмы работы острым краем (штриховка) и плашмя (тушевка). Учить передавать нежные цветовые нюансы (светло- и тёмно-голубой, голубой с белым и золотистым). Развивать чувство цвета. Воспитывать смелость, уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними.
Теория. Стихотворение И. Бунина «Небо».
Практика. Продуктивная деятельность детей.
28. Тема. «Заря алая разливается»
Задачи. Учить детей рисовать восход (закат) солнца акварельными красками. Совершенствовать технику рисования по мокрому, вливая цвет в цвет и подбирая красивое цветосочетание. Закрепить знание о тёплых и холодных цветах и оттенках. Упражнять в смешивание красок на палитре. Развивать чувство цвета.
Теория. А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом»
Практика. Продуктивная деятельность детей.
29.Тема. Звёзды и кометы
Задачи. Учить детей вырезать пятилучевые звёзды: складывать квадратный лист бумаги по схеме и делать срезы (более острые или более тупые). Вызвать интерес к созданию образа кометы» состоящей из «головы» - звезды, вырезанной по схеме, и «хвоста», составленного из полос рваной, мятой и скрученной бумаги или лоскутков ткани. В самостоятельной художественной деятельности или на занятиях по художественному труду можно показать детям способ изготовления объемных звёзд способом попарного склеивания половинок вырезанных форм. Вызвать интерес к составлению созвездий из вырезанных звёзд (с ориентиром на контурные рисунки несложных созвездий). Провести аналогию между разными видами звёзд (морские, космические, ёлочные, декоративные символы). Развивать внимание, чувство формы.
Теория. Стихотворения В. Набокова «Движенье»; чтение стихотворения С. Есенина «Звёзды»:
Практика. Продуктивная деятельность детей.
30.. Тема. Наш космодром
Задачи. Продолжать учить детей создавать разные летательные (космические) аппараты конструктивным и комбинированным способами: преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму для получения космического корабля, преобразовывать и дополнять форму шара для получения спутника; показать, что в лепке сложных объектов можно ориентироваться на фотографии, чертежи, рисунки; создать условия для использования разных инструментов и материалов.
Теория. Стихотворение А.Лугарёва «Космический сон»
Практика. Продуктивная деятельность детей.
31.Тема. Весенняя гроза
Задачи. Продолжать учить детей отражать в рисунке свои представления о стихийных явлениях природы - таких, как буря, ураган, гроза. Инициировать поиск средств художественно-образной выразительности. Объяснить принцип асимметрии, передающий движение (динамику картины). Развивать чувство цвета, формы, композиции. Воспитывать интерес к природе.
Теория. Стихотворение Ф.Тютчева «Весенняя гроза»
Практика. Продуктивная деятельность детей.
32. Тема. «Мы на луг ходили мы лужок лепили».
Задачи. Учить детей лепить по выбору луговые растения (ромашку, василёк, одуванчик, колокольчик, землянику, злаки, травы) и насекомых (бабочек, жуков, пчёл, стрекоз), передавая характерные особенности их строения и окраски; придавая поделке устойчивость (укреплять на подставке или каркасе из деревянных или пластиковых палочек, трубочек, зубочисток, проволоки). Формировать коммуникативные навыки. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к живой природе.
Теория. Стихотворение Г. Галиной «Веселый бал»
Практика. Продуктивная деятельность детей.
33.Тема. Лягушонок и водяная лилия.
Задачи. Продолжать учить детей создавать сюжетные композиции, самостоятельно выбирая художественные материалы, изобразительно-выразительные средства и технические способы. Вызвать интерес к познанию природы и отражению полученных представлений в художественных образах. Развивать чувство цвета,формыи композиции. Воспитывать художественный вкус.
Теория. Сказка Г. Лагздынь «Новенький»
Практика. Продуктивная деятельность детей.
34. Тема. Дерево жизни
Задачи. Учить детей создавать сложную композицию из солёного теста по фольклорным мотивам («дерево жизни»). Продолжать знакомство с техникой рельефной лепки из солёного теста. Развивать способности к композиции. Формировать навыки сотрудничества и сотворчества. Воспитывать интерес к народной культуре, желание участвовать в оформлении интерьера.
Теория. Стихотворение Алэна Боске «Зёрнышко»
Практика. Продуктивная деятельность детей.
35. Тема. Квартет.
Задачи. Учить детей лепить фигурки и декорации для пластилинового спектакля. Вызвать интерес к подготовке и разыгрывания сюжетов знакомых сказок с помощью кукол-самоделок из пластилина или солёного теста.
Практика. Продуктивная деятельность детей.
36.Тема. Цветочные вазы и корзины
Задачи. Предоставить детям творческую свободу в создание аранжировки из природного материала. Воспитывать чувство прекрасного, эстетический вкус..
Практика. Продуктивная деятельность детей.
4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
Список репродукций для рассматривания и бесед:
Натюрморты:
Врубель М. «Сирень»
Кончаловский П. «Персики»; «Сирень»
Машков «Синие сливы», «Две темные розы и тарелка с клубникой», «Снедь московская: хлебы»
Петров-Водкин К.С. « Бокал и лимон»
Толстой Ф. «Букет цветов, бабочка и птичка»
Хруцкий И. «Букет со свечой», «Цветы и плоды»
Пейзажи:
Айвазовский И. «Волна», «Девятый Вал»
Бакшеев В. «Голубая весна»
Васильев «Мокрый луг»
Васнецов В. «Река Вятка»
Волков Е. «Ранний снег»
Грабарь «Иней», «Мартовский снег»
Дубровский Н. «Притихло»
Жуковский «Заброшенная терраса», «Зимний вечер»
Куинджи А.И. «Днепр утром», «Зима», «На севере диком», «Ночь над Днепром»
Левитан И. «Большая вода», «Весна. Большая вода», «Золотая осень», «Март»
Остроухов «Золотая осень», «Осень»
Поленов В. «Московский дворик»
Рылов А. «В голубом просторе»
Саврасов А. «Грачи прилетели», «Осень»
Шишкин И.И. «Березовая роща», «Дебри», «Зимний лес», «Зимний лес. Иней», «Корабельная роща», «Рожь», «Утро в сосновом бору»
Портреты:
Аргунов И. «Портрет русской крестьянки в русском костюме»
Боровиковский В. «Портрет Лопухиной»
Васнецов А. Весна»
Кипренский О. «Автопортрет»
Кончаловский П. «Автопортрет», «Ярмарки на Ильмень озере», «С покоса»
Крамской И. «Неизвестная»
Левитан И. «Автопортрет»
Маковский К. «Любители соловьев», «Наем прислуги», «Две матери», «Отдых охотника», «Мальчик Вася»
Перов В. «Тройка», «Спящие дети», «Охотники на привале», «Птицелов»
Серов В. «Девочка с персиками»
Суриков В. «Портрет балерины Н.Ф. Матвеевой»
Тропинин В. «Портрет старика опирающегося на палку», «Кружевница»
Исторический и бытовой жанр
Перов В. «Охотники на привале»
Клодт М. «На пашне»
Пластов А. «Деревенский март»
Сказочный (фантастический) жанр
Васнецов В. «Снегурочка», «Гусляры», «Богатыри», «Иван – царевич на сером волке», «Алёнушка»
Наглядный материал (комплекты иллюстрации, профессиональных рисунков, репродукций):
времена года (зима, весна, лето, осень)
бабочки и цветы
ягоды, грибы
подводный мир
здания, транспорт
космос
человек
животные (домашние, дикие)
птицы (домашние, дикие)
Открытки и календари, подбор иллюстраций из журналов
С видами города Старый Оскол
Открытки с видами Москвы, Санкт- Петербурга
Дидактические игры по темам.
Изделия декоративно-прикладного искусства:
Народные игрушки:
1.Русская матрешка
2.Дымковская игрушка: барыня, водоноска, нянька, лошадка, козел, петух.
3.Каргопольская игрушка: баран, петух, козел.
4.Старооскольская игрушка: медведь, уточка, петушок.
5.Филимоновая игрушка: петух, барыня, лошадь.
6.Славянские лоскутные игрушки (кукла – колокольчик, вепсская, травница, петушок, мяч-гремушка, филипповка - помощница, солнечный конь).
Декоративная роспись:
1.Гжель: чайник, ваза
2.Городецкая роспись по дереву: дощечка, бочонок.
3.Жостовская роспись на металлических подносах: поднос: «Цветы».
4.Хохломская роспись по дереву: ложки, поднос.
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Аллаярова И.Е. «Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста/И.Е.Аллаярова.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006
2.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004
3. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. «занятия с дошкольниками по изобразительному искусству» - ТЦ «Сфера», М:1999
4.Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью» - педагогическое общество России, М: 2004
5. Грибовская А.А. «Коллективное творчество дошкольников» - ТЦ «Сфера», М: 2005
6. Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» - Просвещение, М: 1999
7.Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
8. Копцева Т.А. «Природа и художник» - ТЦ «Сфера», М: 2008
9. Курочкина Н.А. «Детям о книжной графике» - Изд. «Акцидент», СПб:1997
10.Тюфанова И.В. «Развитие изобразительных способностей старших дошкольников»
11.Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа».-М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006
12.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Цветные ладошки"
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мы...
Дополнительная образовательная программа "Цветные ладошки"
Дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую напрвленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у воспитанников х...
Дополнительная общеразвивающая программа «Цветная логика.Блоки Дьенеша»
Дополнительная общеразвивающая программа «Цветная логика. Блоки Дьенеша» Пояснительная запискаДополнительная общеразвивающая программа составлена с учетом основных принцип...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Цветная фантазия»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Цветная фантазия»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» (дети 4 года жизни)
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» (дети 5 года жизни)
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» (старшая группа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» (старшая группа)...