Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок «Волшебные ладошки». Старшая группа
рабочая программа (старшая группа)
Актуальность программы «Волшебные ладошки» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Цель: Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Развивающие:
- формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, цветовосприятие, чувство композиции и колорита, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
- развивать умения свободного экспериментирования с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках;
- развивать самостоятельность в выборе материала (техники) изображения, для создания выразительного образа в рисунке;
- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ: развивать мелкую моторику пальцев и моторные функции рук, способствовать развитию сенсомоторики, способствовать развитию согласованности в работе глаз и рук, развивать координацию движений, точность действий.
Образовательные:
- знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;
- упражнять детей в использовании нескольких способов нетрадиционного рисования в одном рисунке (восковые мелки + акварель, пальчиковая живопись + рисование ладошкой, печати из овощей + тычок или ватные палочки);
- побуждать детей добиваться выразительности образа, дорисовывая мелкие детали;
- закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- воспитывать у детей нравственно-волевые качества: трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом, потребность доводить дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься (усидчивость), преодолевать трудности; аккуратность выполнения работы, способствовать осознанию собственной значимости;
- воспитывать бережное отношение к своим работам и работам своих товарищей, художественным принадлежностям и окружающим в группе предметам;
- воспитывать доверительные и открытые отношения со взрослыми, признанию их авторитета, ожиданию помощи и поддержки;
- поощрять эмоциональные проявления и позитивные высказывания о своём отношении к рисунку;
- воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь;
- воспитывать внимание, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Здоровьесберегающие:
- научить здоровосберегающим технологиям: сохранность зрения, правильной посадки во время работы.
Дети старшего дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_volshebnye_ladoshki_gontova_2.docx | 82.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 «Берёзка» общеразвивающего вида
Принято: Согласовано: Утверждено:
Совет педагогов Зам. заведующей Заведующая МБДОУ
МБДОУ детского сада № 11 по УВР МБДОУ детского сада № 11
«Берёзка» детского сада № 11 «Берёзка»
Протокол № __ № 11 «Берёзка» Г. Я. Амерханова
от «__» ________ 20___ г. Е. В Тодоренко _______________ _____________
Рабочая программа
по дополнительному образованию
Кружок «Волшебные ладошки»
Старшая группа
2018-2019 уч. год
один год
(срок реализации программы)
Составитель:
Гонтова Маргарита Энгельсовна
воспитатель МБДОУ
детского сада № 11 «Берёзка»
г. Гусиноозёрск
2018 г.
Структура
I. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3 |
1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1. | Цели и задачи по реализации Программы | 3 |
1.2. | Принципы и подходы к формированию Программы | 5 |
1.3. | Значимые для разработки Программы характеристики | 6 |
2. | Планируемые результаты освоения программы | 8 |
3. | Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе | 9 |
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 10 |
1. | Особенности осуществления образовательного процесса в кружке «Волшебные ладошки» | 10 |
2. | Перспективное планирование художественной деятельности | 13 |
3. | Взаимодействие взрослых с детьми | 18 |
4. | Способы поддержки детской инициативы в освоении Программы | 18 |
5. | Система работы по взаимодействию с семьями воспитанников | 19 |
III. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 20 |
1. | Материально – технические условия | 20 |
2. | Программно-методическое обеспечение | 20 |
3. | Предметно-развивающая среда | 21 |
4. | Приложения | 22 |
- Целевой раздел Программы
- Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи деятельности по реализации Программы
Рабочая программа кружка «Волшебные ладошки» разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО и является инновационным образовательным программным документом.
Основанием для разработки рабочей программы по художественному творчеству детей от 5 до 6 лет служит:
- Основная общеобразовательная программа МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 11 «Берёзка»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт ДО;
- СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическое требование к устройству, содержанию и МБДОУ режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013 г. № 26 (с изменениями на 27 августа 2015 года)
- Устав МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 11.
Тип программы: компилятивная – составленная на основе различных разработок и сборников:
- И.А. Лыковой «Цветные ладошки»;
- Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»;
- Т. Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности»;
- Т. Н. Доронова «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 5 до 6 лет»;
- А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству»;
- Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина «В мире детских эмоций» и др.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Содержание образовательной области "Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Рабочая программа «Волшебные ладошки» опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Новизна. Основной задачей в работе кружка является обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Личность, как и художественный образ, являет собой единство формы и содержания в их взаимообусловленности.
Отличительной чертой данной программы является развитие творческих способностей дошкольников на основе нетрадиционных техник рисования.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Актуальность программы «Волшебные ладошки» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Цель: Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Развивающие:
- формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, цветовосприятие, чувство композиции и колорита, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
- развивать умения свободного экспериментирования с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках;
- развивать самостоятельность в выборе материала (техники) изображения, для создания выразительного образа в рисунке;
- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ: развивать мелкую моторику пальцев и моторные функции рук, способствовать развитию сенсомоторики, способствовать развитию согласованности в работе глаз и рук, развивать координацию движений, точность действий.
Образовательные:
- знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;
- упражнять детей в использовании нескольких способов нетрадиционного рисования в одном рисунке (восковые мелки + акварель, пальчиковая живопись + рисование ладошкой, печати из овощей + тычок или ватные палочки);
- побуждать детей добиваться выразительности образа, дорисовывая мелкие детали;
- закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- воспитывать у детей нравственно-волевые качества: трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом, потребность доводить дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься (усидчивость), преодолевать трудности; аккуратность выполнения работы, способствовать осознанию собственной значимости;
- воспитывать бережное отношение к своим работам и работам своих товарищей, художественным принадлежностям и окружающим в группе предметам;
- воспитывать доверительные и открытые отношения со взрослыми, признанию их авторитета, ожиданию помощи и поддержки;
- поощрять эмоциональные проявления и позитивные высказывания о своём отношении к рисунку;
- воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь;
- воспитывать внимание, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Здоровьесберегающие:
- научить здоровосберегающим технологиям: сохранность зрения, правильной посадки во время работы.
Дети старшего дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В основе реализации Программы лежат культурно-исторический (Л.С. Выготский), личностный (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Д.Б. Эльконин, А. В. Запорожец) и системно-деятельностный (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов) подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС ДО.
Программа:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
- направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
- принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
- принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;
- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
- принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
1.3. Значимые для разработки Программы характеристики
Старшая группа (от 5 лет до 6 лет)
В старшем возрасте у дошкольников продолжает развиваться образное мышление; развиваются и совершенствуются навыки обобщения и рассуждения, что является основой словесно-логического мышления, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Внимание в этом возрасте становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
Восприятие у старших дошкольников характеризуется анализом сложных форм объектов, развиваются причинное мышление, воображение, образ Я.
Старший возраст у дошкольников — это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников; воспринимают величину объектов.
Рисунки приобретают сюжетный характер, образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые в изобразительной деятельности, становятся сложнее, изображения приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия, а девочки — женские образы и бытовые сюжеты (мама и дочка, комната).
Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно - творческие способности в изобразительной деятельности.
Развитие продуктивной деятельности
Рисование.
Обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста; инициировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (воскресный день в семье, детский сад на прогулке, профессии близких взрослых, любимые праздники, средства связи в их атрибутном воплощении, ферма, зоопарк, лес, луг, аквариум, герои и эпизоды из любимых сказок и мультфильмов).
Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка («населять» лес, водоём, пустыню соответствующими обитателями, на лугу изображать ромашки, васильки, колокольчики, а в саду - розы, астры, тюльпаны).
Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях (у золотого петушка разноцветный хвост, ярко-красный гребень и бородка); отражать в своих работах обобщённые представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года).
Совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности: продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; передавать несложные движения (птичка летит, кукла пляшет, кошка подкрадывается к мышке, спортсмен бросает мяч рукой или отбивает ногой), изменяя статичное положение тела или его частей (приподнятые крылья, поднятые или расставленные в стороны руки; согнутые в коленях ноги); при создании сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами, стараться показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта.
Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения.
Совершенствовать технику гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получать новые цвета и оттенки; легко, уверенно пользоваться кистью - умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом); учить рисовать акварельными красками; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков.
Развитие детского творчества.
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.
Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.
Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
Обогащать представления детей об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества.
Развивать умение выделять и использовать средства выразительности в рисовании, продолжать формировать умение создавать коллективные произведения.
Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту, сидеть свободно, не напрягаясь.
Формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
Приобщение к изобразительному искусству
Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок.
Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему.
Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства.
Формировать представления о художественных ремеслах (резьба и роспись по дереву, гончарное дело, ткачество, ковроделие и т.п.), знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера.
Формировать умение понимать содержание произведений искусства.
Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.
Формировать умение выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности.
2. Планируемые результаты освоения Программы
Ожидаемый результат:
- Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
- Субъективная новизна, оригинальность и вариантность, как способов решений творческой задачи, так и результата детского творчества.
- Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.
- Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами с целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов.
- Выявление и осознание ребенком своих способностей.
- Индивидуальный «почерк» детской продукции.
- Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественной выразительности.
- Способность к интерпретации художественных образов.
- Расширение и обогащение художественного опыта.
- Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования.
- Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
- Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования.
- Приобретение интерактивных качеств: инициативности, самостоятельности, любознательности, наблюдательности, воображения, фантазии, образного мышления, склонности к экспериментированию, способности к принятию решений.
- Развитие у детей коммуникативных навыков в процессе рисования.
- Формирование навыков трудовой деятельности.
Показатели прохождения Рабочей Программы:
- Более объемные знания об окружающем мире, так как занятия проходят в определенной теме.
- Умение самостоятельно рисовать в различных техниках.
- Умение рисовать различными материалами.
- Умение использовать в одной работе разные техники изображения и изобразительные материалы.
- Развитие навыков по составлению сюжетов.
- Умение работать с цветом.
- Умение экспериментировать.
- Развитие связной речи.
- Умение уважительно относиться к работам товарищей, при этом объективно оценивать свою работу.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях каждому ребенку предоставляется возможность проявить себя, испытать радость творческого созидания. Темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Это должно способствовать овладению детьми знаниями, умениями и навыками в процессе рисования, выявлению и осознанию детьми своих способностей, формированию самоконтроля.
3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой по Программе, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности. Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений. Периодичность педагогической диагностики – два раза в год (в сентябре-октябре и апреле-мае). В сентябре-октябре проводится с целью выявления стартовых условий (исходный уровень развития ребенка). В апреле-мае проводится с целью оценки степени решения поставленных задач; определения перспектив дальнейшего проектирования педагогического процесса. Для оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и использования материалов для работы в технике нетрадиционного рисования, развития творчества, руководствовались критериями, разработанными Г.А. Урунтаевой.
Степень освоения ребенком Программы оценивается по специальной шкале:
3 балла – показатель проявляется ярко (сформирован);
2 балла – показатель проявляется нестабильно, неустойчиво (частично сформирован);
1 балл – показатель почти не проявляется (не сформирован).
Выявление следующих уровней овладения детьми изобразительной деятельностью:
сформирован - ребенок использует в рисунке несколько способов нетрадиционного рисования, изображает предметы, используя различные нетрадиционные материалы; передает форму, строение предмета и его пропорции, композицию, цвет; преобладает несложный сюжет; выполняет работу самостоятельно, без помощи взрослого, проявляет инициативу и творческий подход в выборе материалов для рисования;
частично сформирован – ребенок использует 1-2 способа нетрадиционного рисования, с подсказки взрослого, передает изображения с незначительным искажением, имеет отступления от реальной окраски, использует некоторые нетрадиционные материалы, требуется незначительная помощь взрослого, присутствует оригинальность изображения; имеет стремление к наиболее полному раскрытию замысла;
не сформирован – ребёнок не знаком с нетрадиционным рисованием или владеет под чутким руководством взрослого, присутствуют значительные искажения в изображении формы, строения, пропорции предмета; изображение носит непродуманный, случайный характер, выполнено в одном цвете, необходима стимуляция со стороны взрослого; самостоятельно развить замысел не может.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Особенности осуществления образовательного процесса в кружке «Волшебные ладошки»
Разделы программы:
- Основы художественного изображения;
- Художественный труд.
Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы: дети с 5 до 6 лет (старшая группа).
Срок реализации: 1 год обучения.
Формы организации образовательного процесса:
- Деятельность кружка ИЗО «Волшебные ладошки»;
- Индивидуальная работа (при выполнении сложных работ);
- Посещение детских выставок;
- Участие в выставках и конкурсах.
Организация образовательной деятельности в группе:
Занятия проводятся: 1 занятие кружка в неделю (из расчета 36 календарных недель в учебном году). Общее количество учебных занятий в год – 36.
Длительность одного занятия: в средней группе – 25 мин.
Интеграция образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с образовательными областями
Образовательная область | Задачи |
Социально-коммуникативное развитие | Обеспечивать условия для нравственного, эстетического воспитания детей. Стимулировать детей к посильному участию в эстетическом оформлении группы Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями, родителями и другими детьми. Содержание и результаты области могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей. Формирование трудовых умений и навыков, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности. Формировать бережное отношение к собственным поделкам и работам других детей. |
Физическое развитие | Развитие мелкой моторики. Формировать умения соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, координацию, ориентироваться в пространстве. Обеспечить в помещении оптимальный температурный режим. Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности |
Познавательное развитие | Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества. Познакомить детей с нетрадиционными способами и техниками рисования: рисование пальчиками, ладошками, печатями из овощей, ватными палочками, нитками, солью, поролоном, мыльными пузырями и т.д. Привлекать детей находить зависимость между формой предмета и узором. |
Речевое развитие | Продолжать развивать и активизировать словарный запас детей названиями техник, способов рисования. В целях развития инициативной речи - предоставлять детям возможность для самостоятельного рассматривания предметов. Использование художественных произведений для обогащения содержания области «Художественно-эстетическое развитие», знакомство с потешками, прибаутками при рассматривании иллюстраций; разучивание небольших стихотворений. |
Формы проведения:
1. Различные техники нетрадиционного рисования: пальцем или ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, тампонирование, рисование по крупе, печатка и др.
2. Выставки.
Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию:
1. Эмоциональный настрой - создание игровой ситуации, использование музыкальных произведений.
2. Наглядные – наблюдения (экскурсии, прогулки), рассматривания (картины, схемы, рисунки), показ образца, показ способов выполнения, использование движения руки.
3. Практические - игровые (дидактические, развивающие, подвижные), сравнение двух техник, упражнения, эксперименты и др.
4. Метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание);
5. Словесные – познавательные рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение, педагогическая оценка, проговаривание последовательности работы.
6. Педагогическая диагностика.
Кроме общих методов, во время занятий в кружке используются методы эстетического воспитания:
- метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
- метод эстетического убеждения (по мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт»);
- метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
- метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;
- метод разнообразной художественной практики;
- метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);
- метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
- метод эвристических и поисковых ситуаций.
Все методы используются в комплексе и:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Процесс проведения занятий предусматривает:
1. Использование приёма транслирования информации;
2. Отбор тематического содержания;
3. Основной участник рисования – ребенок;
4. Педагог старается помочь ребенку правильно формулировать мысли;
5. Педагог создаёт схематические изображения;
6. Педагог не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показывает посредствам изобразительных действий;
7. При проведении физкультминуток используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
8. Создание эмоционального настроя с помощью
музыки, шутки, игрушки и др.
Занятия построены по коммуникативному принципу:
1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи;
2. Обеспечение условий общения;
3. Поддержание речевой инициативы;
4. Использование коммуникативных средств.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- проведение выставок детских работ;
- проведение открытого мероприятия;
- проведение мастер-класса среди педагогов;
- проектная деятельность.
Схема и методика проведения занятий по образцу.
Структура | Методы и приёмы |
Вводная часть | Эмоциональный настрой, вступительная беседа о нетрадиционной технике рисования или нетрадиционным материалом, с которым предстоит работать. Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация. Самостоятельная творческая деятельность детей. |
Основная часть | В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль за её выполнением. Педагог помогает детям в осуществлении их замысла. |
Заключительная часть | Анализ проделанной работы, закрепление последовательности выполнения техники рисования. Уборка рабочего стола. |
Схема и методика проведения занятий по замыслу.
Структура | Методы и приёмы. |
Вводная часть | Эмоциональный настрой, создание условий для развития детьми замысла рисунка (игровая ситуация, художественное слово, рассматривание иллюстраций). Уточнение, напоминание последовательности выполнения работы в нетрадиционной технике. |
Основная часть | Самостоятельный выбор изобразительного материала для осуществления замысла. Самостоятельная творческая деятельность детей. Индивидуальная работа со стороны педагога за выполнением техники рисования, раскрытию замысла. |
Заключительная часть | Анализ проделанной работы, закрепление последовательности выполнения техники рисования. Уборка рабочего стола. |
Работа по данному направлению проводится следующим образом.
Первый этап направлен на формирование эмоционального контакта, потребности в общении с взрослым и включает сенсорные, подвижные, пальчиковые игры.
В целях улучшения настроения ребенка организуются сенсорные игры с эмоционально яркими впечатлениями: музыкой, светом, водой, воздушными шарами, мыльными пузырями. Непосредственно – эмоциональное общение с ребенком, деловое взаимодействие проводили в форме игры. Взрослый учит жестом и словом выражать свое отношение к игрушке, людям. Он демонстрирует семиотическое значение движений, несущих различный обобщенный смысл, при этом связывая их с образом песен, стихов, потешек: пожать плечами, покачать головой (как «мишка»), топнуть ножкой («рассердился мишка»), погрозить пальчиком (как курочка в песенке «Цыплята»). Все это отражает смысл ситуации, помогает использовать эти знаки в общении. Взрослый побуждает малышей действовать самостоятельно, замечать и поддерживать инициативные действия других детей.
Переход ко второму этапу возможен при преимущественном решении задач первого этапа. Однако они тесно связаны друг с другом.
Второй этап направлен на развитие зрительного внимания,
образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей).
На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно - двигательной координации. С этой целью подобрана серия пальчиковых игр («Намотаем клубочек ниток», «Собери снеговика» и т.д.).
Третий этап - реализуются задачи по установлению с детьми в процессе взаимодействия не только эмоционально-личностных, но и голосовых и деловых контактов, а также оказанию адекватных способов помощи детям и достижению совместного результата практической деятельности на основе общения. При этом важным моментом является формирование положительной мотивационно–потребностной основы изобразительной деятельности, интереса к её результатам.
На этом этапе обучали ребенка работать с различными инструментами, материалами, изготовлению рисунков с использованием различных художественных техник (пальчики - палитра, печать от руки, печатка, тампонирование и т.д.).
- Перспективное планирование художественной деятельности
Сентябрь
1 неделя
Тема занятия «Осенние дары»
Техника: печатание овощами
Цель: познакомить с техникой нетрадиционного рисования – печать картофелем, морковью, свеклой
Материалы: блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, половинки овощей
2 неделя
Тема занятия: «Бабочки»
Техника: печатание ладошками
Цель: совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество.
Материалы: блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага, кисточки
3 неделя
Тема занятия: «Рябинка»
Техника: обведение ладошек
Цель: продолжать изучить возможности собственной руки, превращать в настоящие шедевры
Материалы: краски, вода, листья, пробочки
4 неделя
Тема занятия: «Загадки»
Техника: ниткография
Цель: познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук.
Материалы: нитки, клей, карандаши
Октябрь
1 неделя
Тема занятия: «Корона для царицы осени»
Техника: печатание листьями
Цель: продолжать знакомить с приемом печати листьями
Материалы: гуашь, кисть, вода, листья, бумага
2 неделя
Тема занятия: «Парад хризантем» (коллективная работа)
Техника: рисование зубными щётками
Цель: учить рисовать необычным материалом (зубными щётками). Совершенствовать навыки рисования поролоном. Продолжать развивать чувство композиции.
Материалы: ватман, зубные щётки, гуашь, поролон, вода
3 неделя
Тема занятия: «Грибы большие маленькие»
Техника: рисование с использованием кофе, манки
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы, кофе
Материалы: манная крупа, кофе, клей
4 неделя
Тема занятия: «Ковёр из осенних листьев» (коллективная работа)
Техника: печатание листьями, печать или набрызг по трафарету
Цель: продолжать учить технике печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати
Материалы: гуашь, вода, листья, кисти
Ноябрь
1 неделя
Тема занятия: «Осенние деревья»
Техника: печатание губкой
Цель: познакомить с новыми изобразительными техниками в рисовании деревьев.
Материалы: бумага, гуашь, поролоновая губка, вода, кисти
2 неделя
Тема занятия: «Волшебная рыбка»
Техника: витражная техника
Цель: учить рисовать в новой технике витража, подбирать цвета. Развивать чувство композиции
Материалы: акварель, кисть, вода, бумага
3 неделя
Тема занятия: «Два петушка»
Техника: рисование ладошкой
Цель: совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество
Материалы: гуашь, вода, кисти
4 неделя
Тема занятия: «Весёлая гусеница»
Техника: печатание пробками
Цель: развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки
Материалы: гуашь, вода, листья, ватман
Декабрь
1 неделя
Тема занятия: Зимнее морозное утро»
Техника: рисование воском
Цель: познакомить с техникой «воск + акварель», научить передавать красоту окружающего мира, используя данную технику
Материалы: акварель, вода, воск, бумага
2 неделя
Тема занятия: «Дед Мороз»
Техника: отпечатки ладони
Цель: продолжать изучить возможности собственной руки, превращать в настоящие шедевры
Материалы: гуашь, салфетки, вода, кисти
3 неделя
Тема занятия: «Первые снежинки»
Техника: рисование манной крупой
Цель: закреплять умение рисовать снежинки большие и маленькие с помощью манки
Материалы: клей, кисть, лист цветной бумаги
4 неделя
Тема занятия: «Как спит ёлочка
Зимой»
Техника: рисование зубными щётками
Цель: продолжать учить рисовать необычным способом-зубными щётками
Материалы: зубная щётка,, гуашь лист бумаги тонированный
Январь
1 неделя
Тема занятия: «Снежная ёлка»
Техника: рисование спичечными коробками
Цель: совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании
Материалы: гуашь, вода, кисть, спичечные коробки
2 неделя
Тема занятия: «Снеговик»
Техника: пластилинография
Цель: совершенствовать навыки рисования пластилином
Материалы: цветной картон, пластилин, стека
3 неделя
Тема занятия: Зимние узоры
Техника: рисование солью, клеем
Цель: познакомить с нетрадиционным приемом рисования (рисование солью, клей ПВА.)
Материалы: соль, клей, кисти
4 неделя
Тема занятия: «В Африке далёкой»
Техника: техника «матрицы»
Цель: учить рисовать в технике «матрицы»
Материалы: «матрицы» с изображением жирафа, гуашь разных цветов, кисти
Февраль
1 неделя
Тема занятия: Открытка-валентинка
Техника: пластилинография
Цель: продолжать обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали — придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей
Материалы: доска для лепки, картон, ножницы, пластилин, стека, салфетка для рук
2 неделя
Тема занятия: «Фантазия»
Техника: кляксография
Цель: формировать умения выполнения рисунка с помощью техники «кляксографии». Развитие фантазии и креативного мышления.
Материалы: гуашь, вода, кисти, бумага
3 неделя
Тема занятия: «Самолёты и парашюты»
Техника: техника теснения
Цель: развивать мелкую мускулатуру пальцев, ритмичность движений. Активизировать мыслительную деятельность.
Материалы: гуашь, бумага, кисти, пенопласт
4 неделя
Тема занятия: «Плюшевый медвежонок»
Техника: рисование поролоном
Цель: упражнять в рисовании с помощью поролона
Материалы: поролон, гуашь, вода, кисть, лист бумаги
Март
1 неделя
Тема занятия: «Ёжики на опушке»
Техника: метод тычка
Цель: развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость
Материалы: акварель, кисть, вода
2 неделя
Тема занятия: «Пейзаж у озера»
Техника: монотипия
Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения— монотипией, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому.
Материалы: акварель, бумага, вода, кисти
3 неделя
Тема занятия: «Мой сон»
Техника: работа со знакомыми техниками
Цель: Развивать творческие способности, воображение. Учить детей передавать в рисунке свое настроение, чувства. ощущения
Материалы: бумага, гуашь, кисти, прищепки, ватные диски
4 неделя
Тема занятия: «Весны цветущие сады»
Техника: рисование с помощью прищепки и ватного диска
Цель: совершенствовать технические приемы рисования нетрадиционным способом: при помощи прищепки и ватного диска
Материалы: акварель, бумага, вода, кисти
Апрель
1 неделя
Тема занятия: «Ваза для цветов»
Техника: пальчиковая живопись
Цель: продолжать учить создавать узоры с помощью пальчиковой живописи
Материалы: Трафарет вазы, акварель, лист бумаги
2 неделя
Тема занятия: «Космическое путешествие»
Техника: рисование свечой
Цель: продолжать учить детей использовать в рисовании необычные материалы
Материалы: бумага, кисть, акварель, свеча, вода
3 неделя
Тема занятия: «Морское царство»
Техника: кляксография, выдувание трубочкой, матрица
Цель: развивать воображение, пользоваться различными техниками рисования
Материалы: кисть, гуашь, трубочки, матрицы, вода
4 неделя
Тема занятия: «Сирень»
Техника: рисование мятой бумагой
Цель: Упражнять в умении передавать характерные особенности медведя используя мятую бумагу
Материалы: Бумага, кисть, краски
Май
1 неделя
Тема занятия: «Чудо-дерево»
Техника: коллаж
Цель: продолжать учить технике коллажа, дорисовывать необходимые детали, развивать фантазию
Материалы: картинки, лист бумаги, карандаши, клей
2 неделя
Тема занятия: «Цветочная поляна»
Техника: рисование пробками
Цель: развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки.
Материалы: бумага, гуашь разных цветов, кисти, пробки
3 неделя
Тема занятия: «Розы в корзине»
Техника: кляксография
Цель: Формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью. Развивать творчество, фантазию, воображение, воспитывать эстетическое восприятие
Материалы: бумага, гуашь разных цветов, кисти
4 неделя
Тема занятия: «Одуванчики»
Техника: рисование мыльными пузырями
Цель: познакомить детей с новым способом получения изображения. Развивать творческие способности, воображение.
Материалы: бумага, трубочки, гуашь, жидко разведенная шампунем.
3. Взаимодействие взрослых с детьми
Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.
С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурными практиками.
Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.
Для личностно-порождающего взаимодействия характерно принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Взрослый не подгоняет ребенка под какой-то определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях.
4. Способы поддержки детской инициативы в освоении Программы
5-6 лет | |
Приоритетная сфера инициативы – внеситуативно-личностное общение |
|
5. Система работы по взаимодействию с семьями воспитанников
Одним из важнейших условий реализации Программы является сотрудничество педагогов с семьями воспитанников. Дети, педагоги и родители – основные участники образовательных отношений.
Основная цель взаимодействия МБДОУ с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Задачи, решаемые в процессе организации взаимодействия с семьями воспитанников:
- Приобщение родителей к участию в жизни МБДОУ.
- Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
- Возрождение традиций семенного воспитания.
- Повышение педагогической культуры родителей.
Планируемые результаты сотрудничества педагогов средней группы с семьями воспитанников:
- Сформированность у родителей представлений о сфере педагогической деятельности.
- Овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- Формирование устойчивого интереса родителей к активному включению в общественную деятельность.
На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.
Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.
Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения: занятиям в художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр.), творческим проектам, экскурсиям и прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.
Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Материально – технические обеспечение Программы
Материально-технические условия организации художественного творчества детей среднего дошкольного возраста в группе соответствует государственным и местным требованиям и нормам.
- Уголок художественного творчества в группе «Ромашка»;
- художественно – творческая стена «Наше творчество» для родителей;
- акварельные краски, гуашь;
- масляная пастель;
- ватные палочки, воск (свеча), трубочки для коктейля;
- поролоновые печатки;
- матерчатые салфетки, ѐмкости для воды, кисти и подставки под кисти, пластилин;
- цветные бусины и паетки;
- акварельная бумага формата А 4;
- дизайнерская бумага;
- простые карандаши (2 шт.);
- стѐрка;
- клей ПВА или клей-карандаш.
Технические средства обучения
1. Магнитофон;
2. CD и аудио материал
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по художественному творчеству, а именно:
• на целенаправленное развитие восприятия цвета;
• на восприятие формы;
• на восприятие качеств величины;
• на количество предметов;
• на развитие речи, мышления;
• на развитие первоначальных представлений о природе.
Наглядно – образный материал
1. Иллюстрации и репродукции;
2. Наглядно - дидактический материал;
3. Игровые атрибуты;
4. Стихи, загадки;
5. Открытки для рассматривания
- Программно-методическое обеспечение
1. Арнаутова Е. П. / Педагог и семья. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2001. - 264с
2. Давыдова Г.Н. / «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (часть 1, 2) - М. «Скрипторий 2003», 2010
3. Лыкова И.А. / Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа./ - М.: «Издательство Карапуз - Дидактика», 2006 - 144 c.
4. Лыкова И. А. / Цветные ладошки - авторская программа. М.: «Карапуз-дидактика», 2007. - 144с., 16л. вкл.
5. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - 120с.
6. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства – программа развития детей дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2002. - 192с.
7. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки». Академия развития, 2006
8. «Яркие ладошки» Н.В. Дубровская. - «Детство-пресс», 2004
9. «Рисунки, спрятанные в пальчиках». Дубровская Н.В. - «Детство-пресс»
10. «Дошкольное воспитание» - № 4 1993 г.
11. «Дошкольное воспитание» - № 2 1996 г.
12. «Дошкольное воспитание» - № 2 2004 г.
13. «Дошкольное воспитание» - № 8 2005 г.
14. «Дошкольное воспитание» - № 6 2007 г.
15. «Дошкольное воспитание» - № 7 2007 г.
16. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
3. Предметно-развивающая среда
Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе строится с учетом особенностей детей среднего дошкольного возраста, охраны и укрепления здоровья воспитанников.
Предметно-пространственная развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала группы и прогулочного участка; обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и педагогов, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. В группе имеются разнообразные материалы, оборудование и инвентарь для развития детей среднего дошкольного возраста в соответствии с особенностями возрастного развития, охраны и укрепления здоровья воспитанников, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Организация образовательного пространства и разнообразие оборудования, материалов и инвентаря обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
При организации образовательного пространства учитываются требования:
- насыщенности в соответствии с возрастными возможностями детей;
- трансформируемости среды,
- полифункциональности материалов,
- вариативности,
- доступности,
- безопасности.
Развивающая образовательная среда организована в соответствии с основными направлениями развития детей согласно требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и нормам СанПиН 2.4.1.3049-13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе на 2014-2015 учебный год «Юный эколог»
Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источникдетского разума».В. С...
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Волшебная бусинка"
Рабочая программа разработана воспитателем Быстан-оол Шончалай Эресовна...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок «Умелые ручки» средняя группа
Программа по дополнительному образованию "Умелые ручки"...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок «Волшебные ладошки» Вторая младшая 2016-2017 уч. г.
Рабочая программа кружка «Волшебные ладошки» разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО и является инновационным образовательным про...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок «Волшебные ладошки» Средняя группа 2017-2018 уч. г.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процесс...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок «Волшебные ладошки» Подготовительная группа 2019-2020 уч. год
Рабочая программа кружка «Волшебные ладошки» разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО и является инновационным образовательным про...
Рабочая программа по дополнительному образованию , кружок " Волшебное тесто"
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. В процессе рисования, лепки, апплика...