Исследовательский проект: «Тайна рисунка на воде»
проект по рисованию (подготовительная группа)

Матвеенко Елена Юрьевна

материал по рисованию (подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayna_risunka_na_vode.docx225.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №242» общеразвивающего вида

        

            Исследовательский  проект: «Тайна рисунка на воде».

Руководитель проекта:

Воспитатель

Матвеенко Елена Юрьевна

Барнаул  2021

Вид проекта: Исследовательский  

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель.

Длительность проекта: с 8.02.21 – 10.03.21

Проблема:

 Мы не знаем, какую краску лучше использовать для рисования на воде, ведь краски для рисования бывают разные. Поэтому у нас возник вопрос «Почему одни краски держатся на воде и растворяются, другие  нет?»

Актуальность:         

Все дети очень любят рисовать. Рисование на воде – очень интересная техника, которая обязательно понравится детям. Это техника рисования увлечет не только детей, но и взрослых. В ней  есть и яркие краски, волшебство превращения красок в забавные узоры на воде. Интересно то, что человек не умеющий рисовать  с первого раза создает, что - то прекрасное и красивое. Это так интересно. Рисуя разными способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, у него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно!  Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению ощущений, способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности. Мы захотели с детьми, провести эксперименты  по способности разных красок держаться на поверхности воды.

Цель:  

Узнать какая краска лучше всего подходит для рисования на воде.

Задачи: 

1.Изучить способность разных красок держаться на поверхности воды.

2.Составить алгоритм рисования на воде.

3.Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук.

Гипотеза:

Возможно, причина растекания красок по поверхности жидкости в их особых свойствах.

Ожидаемый результат: 

1. Умение детей самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования;

2. Формирование у детей знаний о нетрадиционных способах рисования.

Этапы исследовательской деятельности:

I этап - подготовительный.

1.Определение актуальности, цели и задач проекта.

2.Изучение литературы, по данной проблеме.

II этап - основной.

1.Беседа с детьми «Вода в нашей жизни», опыты с водой. (Приложение 1)

2.Опытно-экспериментальная деятельность – «Опыты с  гуашью, акриловыми красками, акварелью». (Приложение 2)

3. Рисование на воде. (Приложение 3)

4.Алгоритм рисование на воде.  (Приложение №4)

III этап – завершающий.

Презентация  с готовыми  рисунками

Результаты проекта: Дети после получили после проекта, знание и умения рисовать на воде. Узнали, какие краски держаться на воде, а какие нет. Умение самостоятельно применять технику рисования, выполнение собственного шедевра.

Техника рисования на воде»

Эбру - это особая техника создания невероятно красивых картин. Искусство эбру это древняя техника рисование красками на поверхности воды густой консистенции. Не смешивающиеся между собой краски наносят на поверхность воды, затем специальными кистями и палочками краскам придают различную форму. На разноцветный орнамент накладывают специальную бумагу, которая впитывает краски. Эбру является традиционным турецким искусством, передаваемым из поколения в поколение.

Название произошло от персидского слова “об” (вода) + “ру” (на). На турецком звучит как "эбру", что значит "на воде".Эбру – это рисование, в основе которого лежат правильные природные формы, а именно круг. Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который можно преобразовать в любую желаемую форму. «Танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумага с облаками», – так по-разному называют искусство эбру в странах Востока.  Достоверно не известно, в какой стране зародилось Эбру, но точно известно, что это характерный для восточных стран вид искусства. А к нам техника Эбру пришла из Турции.  Историки не имеют единого мнения о  времени и  месте  происхождения эбру. Это связано с тем, что художники, работающие в этой технике, никогда не ставили подписи на своих работах и не указывали дату создании. Смысл техники уникального рисунка на воде – эбру, заключается в специальных красках, которые не растворяются в воде. Желчь крупного рогатого скота - очень важный элемент в изготовлении красок. Она обеспечивает нахождение краски на поверхности воды.  Все компоненты для эбру обязательно натуральные. В настоящее время технику Эбру в основном используют для создания картин, для оформления интерьера. Бумагу, расписанную в этой технике можно использовать для оформления творческих работ, например, открыток.

        

Приложение №1

Беседа с детьми «Вода в нашей жизни»

Цель: Расширить знания детей о значении воды в жизни человека. Прививать бережное отношение к воде.

Задачи:

1.Расширять представления о роли воды в жизни человека и ее влиянии на здоровье.    

2. Побуждать детей отвечать на вопросы. Развивать внимание, память, логическое мышление.
3.Воспитывать бережное отношение к воде.

Дидактический материал: Картинки для чего нужна  вода.

Оборудование: Пластиковые стаканчики с водой, тарелочки, жидкое мыло, кисточки, краска акварель.

Ход беседы:

Сегодня наш разговор пойдёт об одном из объектов природы.

Отгадайте загадку:

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.

Что это? (вода)

Правильно, действительно вещество, о котором мы с вами будем сегодня говорить – это вода.  Ребята, а как думаете, можно ли всему живому прожить без воды? (нет нельзя).  Верно, о воде еще говорят вода - это жизнь. Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам животным, растениям и людям.

Для чего нужна вода человеку? (пить, умываться, купаться, мыть посуду).  Правильно, нам постоянно нужна вода, чтобы полить цветы, вымыть посуду, приготовить вкусную еду, да и просто пить. А для питья человеку пригодна только чистая вода.  Откуда в нашем детском саду мы берём воду? (из водопровода).  Какая течёт вода из водопровода? (прозрачная, холодная, горячая). Как вода попадает в водопровод? (Вода в водопровод попадает из реки: её качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течёт и холодная, и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь. Нам кажется, что у нас очень много пресной воды!

Вы знаете, что такое пресная вода? А на самом деле её очень мало, а много морской воды, очень солёной и не пригодной для питья!  А теперь подумаем, как мы с вами можем экономить воду? (зря воду не лить; плотно закрывать кран; не играть с водой, которая течёт из крана; не оставлять без надобности открытые краны). Мы говорим о том, что все живое нуждается в воде и состоит из воды. Скажите, а есть ли вода в человеке? (Да) Чем это можно доказать? (слезы, слюни, пот, кровь). А сейчас представьте себе, что на земле вдруг не стало ни одной капли воды. Что тогда произойдёт? (Все живое погибнет). Почему? (Всем живым существам: растениям, животным, человеку нужна вода).

Учёные установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет. Человек практически состоит из воды-80%. Ребята, какие вы молодцы столько всего знаете про воду. И сейчас я предлагаю вам провести интересные опыты.

Опыты с водой

«Имеет ли вода форму?»

«Имеет ли вода запах?»

«Имеет ли вода цвет?»

Итог беседы:

Ребята, мы много сегодня говорили с вами о воде и даже провели опыты. Почему надо беречь воду?  (Воду нужно беречь, потому что без воды погибнет все живое. Вода - это жизнь. Не будь воды, не было бы и нас. Вот и нужно беречь воду.

В результате проведенной беседы и   опытов, нам стало интересно узнать, что   еще можно делать с водой. Можно ли рисовать красками на воде?

Приложение №2 

Опыты с красками акварельными, акриловыми  и  гуашью.

Цель: Узнать какая краска лучше подходит для рисования на воде

Задачи:         

1. Развитие фантазии.

2.Формирование представления детей о влиянии красок на воду.        

3.Развивать воображение, экспериментировать.

Оборудование:  емкость с водой, пластмассовые тарелочки, гуашь, акварель, акриловые краски, кисточки.

Раздаточный материал: карточки для наблюдения.

Ход опытно-экспериментальной деятельности:

Ребята, отгадайте загадку:

Разноцветные сестрицы.

Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним.

Нарисуют дом и дым.

Что это? (краски)  Правильно, это краски.

Сегодня мы проведем   несколько экспериментов с  красками,  и узнаем, какими  красками можно рисовать на воде. Результаты по каждому эксперименту    мы будем отмечать в карточках. Для эксперимента мы взяли  краски акварельные, акриловые и гуашь. Сначала мы решил попробовать, как будет взаимодействовать  жидко разведенная гуашью с водой. Мы взяли тарелочку с водой  разбрызгали кисточкой  гуашь разведенной с водой, и увидели, что большая  часть   гуаши  утонула, а та краска, которая осталось, расплылась на поверхности воды, отпечаток получился очень бледным.

Потом мы взяли акварельные краски, они   вообще не держались на поверхности.

Также мы взяли акриловые краски  и разбрызгивали  кисточкой краску  разведенными  большим количеством воды и увидели, что краска не тонула, оставалось на поверхности воды и растворялось. Можно было рисовать и соединять краски между собой.  При переноси рисунок на бумагу цвет оставался.


C:\Users\Елена\Desktop\unnamed.jpg

C:\Users\Елена\Desktop\iV37BEK5N.jpg

C:\Users\Елена\Desktop\Guash-16-tsv-Gamma-20-ml-Multiki-221032.jpg

C:\Users\Елена\Desktop\2429221.jpg

C:\Users\Елена\Desktop\iF7GC4AZ4.jpg

C:\Users\Елена\Desktop\i25PCXUZ6.jpg

Итог: После проведение эксперимента  можно сделать вывод, что акриловая краска  больше подходит для рисования на воде, чем гуашь и акварель. Теперь мы знаем, какой краской можно  рисовать на воде.

 

Приложение №3

«Рисование на воде»

Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования на воде.

Задачи:

1.Дать представления детям о технике рисования на воде

2.Развивать воображение, фантазию

3. Воспитывать  усидчивость, аккуратность

Материалы и оборудование: Емкость с водой, листы бумаги, кисточки, акриловые краски, стаканчик с водой, бумажные салфетки.

Ход занятия:

Ребята сегодня у нас будет необычное занятие. Сегодня мы с вами научимся рисовать волшебные рисунки, от которых у всех будет подниматься настроение.

Сейчас я вам покажу и расскажу, как это делается. И мы сегодня научимся рисовать на воде.

У меня  емкость с водой, акриловые  краски и  кисточка. Берем кисточку и набираем на нее нужный цвет и разбрызгиваем на поверхность воды. Видите, что  краска не тонет и растворяется. Потом еще берем другой цвет (по желанию детей несколько цветов) и тоже распыляем на поверхность воды, придадим форму с помощью палочки,  отведем краску от края круга к центру. Работаем аккуратно. Теперь мы  наш рисунок  переведем на бумагу. Для этого нужно положить белый чистый листок на поверхность  краски  и  проведем кисточкой по листочку, затем аккуратно потянем  за края листочка, и ждем когда рисунок высохнет.

Интересно посмотреть, что же получилось? (Дети: Да!). Посмотрите, какой необычный рисунок  у нас получился. Внимательно посмотрели? ( Да)

А сейчас предлагаю, порисовать вам, но прежде, чем приступить к рисованию, что нам нужно сделать? (поиграть с пальчиками, разогреть их).

Пальчиковая игра  «Удивительно»

Наши пальцы сжались тесно.

Удивительно интересно!

(Дети сжимают левую руку в кулак.)

Видно, им прохладно стало,

(Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)

Их укроем одеялом.        

(Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими.)

 Молодцы!

Хорошо, теперь приступаем к рисованию. Перед вами  емкость с водой, кисточки и краски. А перед тем как начнем, кто мне может повторить ход работы? (ответы детей). Дети начинают рисовать,  подхожу к каждому индивидуально, подсказываю, помогаю.  Молодцы! У всех получилось. Посмотрите, какие необычные рисунки  у нас получились. Давайте положим наши рисунки  на стол, чтобы они высохли.

Рефлексия:

 Вам понравилось рисовать на воде? (Да)

Что было трудным?

 На чем вы рисовали? (на воде)

Какими красками мы рисовали? ( акриловыми)

Что нужно сделать, чтобы рисунок сохранился? (нужно перенести его на бумагу).

Вы, ребята, молодцы, хорошо поработали и у вас получились очень красивые рисунки.

Приложение №4

После рисования  мы  решили  составить  алгоритм рисования на воде.

1. Взять  емкость с водой

2.Акриловые краски

3. Кисточку

4. Разбрызгиваем краску на воду и дорисовываем рисунок.

5. Положить чистый листочек на поверхность краски и провести  чистой кисточкой по листочку.

6. Аккуратно убрать  листочек.

7. Рисунок готов.                

Итог проекта: Наша  гипотеза о том, что возможно причина растекание красок по поверхности жидкости в их особых свойствах подтвердилась. У нас получилось много рисунков, выполненными  в данной техники акриловыми красками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Тайны рисования на воде"

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Существует много техник...

Тема: «Тайна маленькой капельки. Вода, снег и лёд.»

Уточнить знания детей о свойствах воды, снега и льда. Пополнить и обогатить словарь детей. Побуждать чувство заботы о природных богатствах нашей Родины (водные ресурсы ). Воспитывать любознательность,...

Конспект НОД по познавательному развитию (экспериментально-исследовательская деятельность) «Тайны снега и воды»

Данный материал поможет провести занятие по экспериментальной деятельности со снегом и льдом....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Тайная жизнь в воде"

НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста, проводится в рамках реализации долгосрочного педагогического проекта «Чудесная вода вокруг нас»...