Исследовательский проект "Тайны рисования на воде"
проект по рисованию (подготовительная группа)

Иванова Наталья Александровна

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям и взрослым быстро достичь желаемого результата.

Одной из таких техник является нетрадиционная  техника рисования   Эбру - рисование на воде. Краски плавают  на поверхности воды и превращаются в очень красивые узоры и рисунки, которые  переносятся  на лист бумаги.  Мы решили открыть тайну рисования на воде.  

Работа в технике Эбру комплексно воздействует на развитие ребенка:

  • Повышает тактильную чувствительность, развивает мелкую моторику рук;    
  • Развивает внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие;
  • Развивает самостоятельность, обеспечивается контроль над собственными действиями;
  • Оказывает благотворное влияние на нервную систему: позволяет  преодолеть чувство страха, успокаивает.

Изображение, созданное при помощи техники Эбру, можно использовать для оформления творческих работ, украшения интерьера комнат, изготовления украшений и подарков родным и близким.

Представленный проект «Тайны рисования на воде»  направлен на освоение техники рисования на воде. В процессе обучения  данной техникой воспитанники получают безграничные возможности для творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tayny_risovaniya_na_vode.docx49.85 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский  проект

«Тайны рисования на воде»

Сроки реализации проекта:                                                       Подготовила:

октябрь 2019г. - март 2020 г.                       Иванова Наталья Александровна,

                                                                                                     воспитатель

Мичуринск-Наукоград,2021

Аннотация проекта.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям и взрослым быстро достичь желаемого результата.

Одной из таких техник является нетрадиционная  техника рисования   Эбру - рисование на воде. Краски плавают  на поверхности воды и превращаются в очень красивые узоры и рисунки, которые  переносятся  на лист бумаги.  Мы решили открыть тайну рисования на воде.  

Представленный проект «Тайна рисования на воде»  направлен на освоение техники рисования на воде. В процессе обучения  данной техникой воспитанники получают безграничные возможности для творчества.

Актуальность

Все дети любят рисовать,  старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, отсутствует творческий подход.

Ребенку  нужен результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.  Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, умению мыслить нестандартно. Одной из таких техник является нетрадиционная  техника рисования Эбру - рисование на воде. Нанесение одной жидкости на поверхность другой создает невероятный эффект, в результате чего получаются неповторимые узоры, которые можно перенести на твердую поверхность – бумагу, дерево, ткань, керамику.

 Практическая значимость.

Работа в технике Эбру комплексно воздействует на развитие ребенка:

  • Повышает тактильную чувствительность, развивает мелкую моторику рук;    
  • Развивает внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие;
  • Развивает самостоятельность, обеспечивается контроль над собственными действиями;
  • Оказывает благотворное влияние на нервную систему: позволяет  преодолеть чувство страха, успокаивает.

Изображение, созданное при помощи техники Эбру, можно использовать для оформления творческих работ, украшения интерьера комнат, изготовления украшений и подарков родным и близким.

Постановка проблемы: недостаточное знание  о технике рисования на воде.

Цель: Освоение техники рисования на воде.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с историей искусства эбру.
  • познакомить с различными художественными материалами в технике Эбру;
  • изучить способность разных красок держаться на поверхности воды;
  • узнать, как жидкость может удерживать краски на поверхности
  • познакомить с основными приемами рисования «Баталл Эбру», Эбру шаль», «Фантазийное Эбру»,«Соловьиное гнездо», «Эбру-гребенка»

     Развивающие:

  • развивать у детей внимание, память, фантазию;
  • развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;
  • развивать наблюдательность, любознательность
  • развивать моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;
  • развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение;
  •  развивать желание экспериментировать в рисовании.

Воспитательные:

  • формировать устойчивый  интерес к художественной деятельности в технике Эбру;
  • воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие;

аккуратность.

Гипотеза: Правда ли, что можно рисовать на воде, используя  особые краски и жидкость.

        Участники проекта: дети  подготовительной группы 6-7 лет, родители, педагоги ДОУ.

        Срок реализации проекта:  октябрь-март (2019-2020г).

       

I этап. Подготовительный.

  • Изучение литературы, интернет - ресурсов по теме проекта.
  • Планирование предстоящей деятельности, подбор материла для творчества.
  • Разработка  плана мероприятий с детьми, родителями по реализации проекта.

                                          II этап. Практический.

План мероприятий по реализации проекта (с детьми)

Сроки

Тема

Задачи

Октябрь

Знакомство с красками

1.Учить детей работать с различными

2 неделя

Эбру, инструментами.

материалами, осваивать технику

работы с ними. Дать представление о

красках  Эбру – танцующих красках.

2.Развивать творческую активность

детей, мелкую моторику, умение

пользоваться вспомогательными

средствами, а также поддерживать

потребность в самоутверждении.

Развивать детскую индивидуальность.

Воспитывать любознательность.

Октябрь

2 неделя

Эксперимент: «Рисование  гуашью на поверхности воды»

Систематизировать  знания детей о свойствах воды и гуаши.

 Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук. 

Октябрь

Эксперимент «Рисование акриловыми красками на поверхности воды»  

Систематизировать  знания детей о свойствах воды и акриловых красках.

 Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук. 

 3неделя

Октябрь

3 неделя

Эксперимент по подбору загустителя

«Использование молока и разведенной в нем жидкости для мытья посуды»

Систематизировать  знания детей о свойствах молока,о том,  что на нем можно рисовать.

 обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

Октябрь

4 неделя

Эксперимент «Использование в виде загустителя соединение из воды, крахмала и клея ПВА»

Познакомить с тем,что  что образуют вода и крахмал и клей ПВА

Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук. 

Октябрь

4 неделя

Экспериментируем.

Повторить правила работы с красками

Эбру:

1.Чем больше краски используется, тем быстрее загрязняется вода;

2.Краски Эбру не отстирываются от ткани, используйте фартуки;

3.Перед использованием краски

необходимо взболтать;

4.После каждого пользования кистью

– еѐ промывать водой, шило нужно

протирать салфеткой;

5. Не следует «утапливать» шило в

воде.

Развивать желание

экспериментировать в рисовании.

Воспитывать аккуратность.

Ноябрь

1 неделя

«Грустный дождик»

Познакомить  с одним из видов Эбру – Баттал, разбрызгивание красок при помощи веерной кисти. пальцам левой руки, продолжать учить создавать круг, учить

растягивать краску по воде, создавая капельку. Развивать чувства композиции, цветовосприятие. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы.

Ноябрь

2неделя

«Гроздь рябины»

Продолжать знакомство с видом Батал-Эбру. Закрепить умение пользоваться кисточкой, шилом. Развивать аккуратность, самостоятельность. Воспитывать интерес к рисованию.

Ноябрь

«Перелетные птицы

Учить рисовать простых птиц в виде

3 неделя

летят в теплые края»

галочки. Продолжать использовать

веерную кисточку для равномерного

заполнения пространства. Закрепить

знания о перелетных птицах  нашей

родины. Развивать эстетическое

восприятие, чувства прекрасного.

Воспитывать интерес и любовь к

нашей родины.

Ноябрь

«Ежик»

Продолжать учить детей рисовать

4 неделя

веерной кисточкой, шилом, создавая у

ежика иголки. Развивать творческое

воображение, мелкую моторику рук.

Воспитывать любовь к живой природе.

Декабрь

«Снежинка»

Продолжать учить рисовать красками

Эбру. Осваивать технику растягивания, закручивания. Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2  цвета красок (белый, синий). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Развивать

моторику чувство композиции,

воображение, творчество,

самостоятельность. Воспитывать

интерес к творчеству.

1 неделя

Декабрь

2 неделя

«Морозный узор на

окне»

Познакомить с одним из видов Эбру шаль. Разбрызгивание краски на поверхность воды, с помощью шила формирование рисунка «приливы и отливы», круговые движения шилом. Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2  цвета красок (белый, синий). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Воспитывать фантазию.

Декабрь

«В лесу родилась елочка»

Формировать умения рисовать елочку

3 неделя

с удлиненными к низу ветками.

Продолжать знакомить с одним из

видов Эбру – Баттал, разбрызгивание

красок при помощи веерной кисти.

Развивать желание

экспериментировать в рисовании,

используя 2 цвета красок (белый,

зелѐный). Продолжать учить работать

шилом по поверхности воды. Вызвать

положительный отклик на результаты

своего творчества. Воспитывать

аккуратность.

Декабрь

«Ёлочные игрушки»

Продолжать знакомить с одним из

видов Эбру – Баттал, разбрызгивание красок при помощи веерной кисти. Развивать желание экспериментировать в рисовании,

используя 4 цвета красок (белый,

зелѐный, жѐлтый, красный).

Продолжать учить работать веерной

кистью и шилом по поверхности

воды. Вызвать положительный

отклик на результаты своего

творчества. Воспитывать желание

экспериментировать в рисовании.

4 неделя

Январь

3 неделя

«Наряд для Снегурочки»

Продолжать учить детей рисовать узоры на воде. Продолжать учить готовый рисунок отпечатывать на лист бумаги, стягивать его, оставляя воду в лотке на шаблоны. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисунком. Воспитывать аккуратность, интерес к занятию.

Январь

4 неделя

«Зима-чудесница»

Продолжать учить смешивать краски

аккуратно наносить их на поверхность

воды. Закреплять правила работы с красками, кистью. Развивать творческие способности, воображение. Воспитывать

аккуратность.

Февраль

1 неделя

«Салют для папы»

Закреплять навык знакомых техник рисования.  Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Февраль

2 неделя

«Кораблик»

Использовать при выполнении работы техники «Эбру-гребенка» - создание  узоров  с волнами с помощью гребенки. Совершенствовать умения переносить рисунок на различные поверхности. Развивать воображение и творчество. Воспитывать гордость, уважение к воинам Российской Армии.

Февраль

«Рубашка для папы»

Рассказать как называется ткань с

3 неделя

Подарок для папы.

военным рисунком- камуфляж.

Формировать умение складывать

бумагу способом оригами. Создать

военный принт на воде и отпечатать

его на листе бумаге для

конструирования рубашки оригами.

Вызвать интерес у детей к подготовке

подарков. Развивать художественный

цветосочетаний. Воспитывать любовь

к родине, уважение к папе, дедушке,

дяди.

Февраль

4 неделя

«В феврале- зима с

весной встречается»

Познакомить с техникой рисования «Фантазийное Эбру».Совершенствовать умения переносить

рисунок на различные поверхности.

Развивать воображение и творчество.

Воспитывать творческую

самореализацию и индивидуальность

Март

Подарок маме

«Цветы для мамы »

Закреплять навык знакомых техник

1 неделя

рисования. Развивать желание

экспериментировать, фантазировать.

Вызвать положительный отклик на

результаты своего творчества.

Воспитывать аккуратность, любовь к

маме.

Март

2 неделя

«Фантазеры»

Продолжать рисовать в технике "Фантазийное -Эбру».Учить детей смешивать краски, закреплять правила работы с инструментами. Развивать воображение. Воспитывать самостоятельность.

Март

«Подводный мир»

Учить рисовать волны на воде с

3 неделя

помощью гребня. Продолжать

формировать у детей умения рисовать

предмет из целого круга. Обобщить

знания о подводном мире. Уточнить

строение рыб. Развивать интерес к

обитателям моря о подводном мире.

Воспитывать усидчивость.

Март

4 неделя

«Тюльпан»

Продолжать знакомить с одной из техник рисования  «Эбру-гребенка». Развивать воображение,творчество,мелкую моторику.

План мероприятий  по реализации проекта с родителями.

Форма работы

Тема

Сроки

1.

 Мастер-класса

 «Удивительный мир Эбру»

Октябрь

2

Совместное рисование родителей и детей

«Фантазийные узоры»

Ноябрь

5.

Семейный клуб

« Развитие творческих способностей детей посредством  акварисования»

Декабрь

6.

Буклет

«Волшебное  Эбру»

Февраль

8.

Выставка  совместного творчества

«Мы творим прекрасное»

Март

III этап. Результативный.

Оформление проектной деятельности.

Подведение итогов, выводы по теме проекта.

Презентация опыта работы для педагогов.

Выставка детских работ в технике «Мы творим прекрасное».

Ресурсное обеспечение проекта.

Материально-технические ресурсы:

Технические средства обучения:

  • ноутбук
  • магнитофон
  • фотоаппарат
  • видеопроектор.

Материалы и инструменты:

  • загуститель воды;
  • краски Арт Декор;
  • веерные кисти;
  • пипетки;
  • шило (тонкие спицы, заостренные деревянные палочки);
  • гребни;
  • одноразовые вилки;
  • бумага;
  • бумажные салфетки;
  • пластиковый лоток (одноразовые тарелки).
  • фартуки

Дидактический материал, используемый в ходе реализации программы:

-иллюстрации;

-методические разработки занятий;

-художественная литература;

-карты, схемы;

-образцы работ;

- дидактические игры и пособия;

- музыкальное сопровождение;

-электронные  презентации с поэтапным выполнением работ.

Предполагаемые результаты

Дети должны знать:

  • для создания рисунка на воде нужны особые краски и жидкость;
  • алгоритм  рисования на воде;
  • основные техники рисования «Баталл Эбру», Эбру шаль»,«Фантазийное Эбру»,«Соловьиное гнездо», «Эбру-гребенка»

получат развитие умения  личностные качества:

трудолюбие;

самостоятельность;

уверенность в своих силах;

ответственность;

самоконтроль.

 

 Родители:

  • укрепление взаимоотношений между детьми и родителями;
  • самореализация.

 Продукты проектной деятельности:

  • создание буклета для родителей;
  • выставка детского творчества «Мы творим прекрасное».

                 

  Заключение

В рамках проектной работы поставленная цель достигнута, задачи выполнены. Тайны рисунка на воде -краски для рисования должны быть жидкими, тогда они смогут растекаться и не будут тонуть, а вода – густой, чтобы удерживать краски на поверхности и давать им возможность растекаться по поверхности. Техника рисования Эбру дает дошкольникам возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, нарисовать новый, дополнить его деталями, почувствовать себя художником, и получить настоящее удовольствие. Тайна Эбру заключается в том, что тот, кто им занимается, одновременно является режиссером, художником и зрителем этой волшебной сказки. В процессе обучения  данной техникой воспитанники получают безграничные возможности для творчества.

         Перспективы дальнейшего развития проекта

Знания и умения, которые приобретают дошкольники, складываются в систему; на достигнутых результатах  останавливаться нельзя и в дальнейшем стоит задача усовершенствования  полученных умений, продолжать использовать необычный материал для своих работ, научиться переносить рисунок с воды на ткань, дерево.

       Информационные источники.

  1.Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.:     «Издательство Скрипторий », 2008.

2.Иванова О.Л., И.И.Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2015.

 3.Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

 4.Логвиненко Г.М. Декоративная композиция : учеб.пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012.

 5.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика»

 6.Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания,обучения и развития детей 2-7 лет»Цветные ладошки».ФГОС.Из-во «Цветной мир», 2014

 7.Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

 8.Окульская Л.В. Нетрадиционная техника рисования Эбру [Текст] //   Инновационные педагогические технологии: материалы IVмеждунар.науч.конф. - г. Казань: Бук, 2016.

 9.Цквитария Т.А., Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.– М.:ТЦ Сфера, 2015.

Интернет ресурсы:

  1. http://ebru-art.ru/techniq.html
  2. http://graphic.org.ru/video.html
  3. http://retrobazar.com/journal/interesting/1049_ebru-istorija-iskusstva-zhivopisi-na-vode-.html
  4. http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-nikolaevna-strizhenova/master-klas-risovanie-na-vode.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Конспект ООД в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе в разделе "Познавательно-исследовательская деятельность по теме "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе". Н...

Презентация Проект «Волшебство воды» (Опытно – исследовательская деятельность детей с водой) для детей старшей группы (5-6 лет)

Расширение знаний детей о свойствах и использование воды в жизнедеятельности человека....

Исследовательская работа "Рисование на воде - эбру"

Все дети любят рисовать. Но очень часто из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству. Рисунки на воде – это не просто забавные...

Конспект занятия в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Конспект занятия в подготовительной группев разделе «Познавательно – исследовательская деятельность»по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе»....

Конспект ОД в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Воду нужно уважать- Это должен каждый знать! Совершенно не секрет- Без воды нам жизни нет! Бережное отношение к природным ресурсам и к воде нужно воспитывать у детей с дошкольного возраста. Ведь именн...