Самообразование .Нетрадиционнная техника рисования "Живая клякса"
учебно-методический материал по рисованию (средняя группа)
«Живая клякса»
Подготовила: Воспитатель Густайтене Екатерина Александровна
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (кляксографией), как средства развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.
Задачи:
- научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного способа изображения: выдувание трубочкой;
- развивать творческие способности;
- способствовать развитию интереса к художественно- эстетической деятельности;
- воспитывать чувство прекрасного;
- повысить уровень мастерства педагогов.
Материал: акварель; тушь коричневая; соломинка для коктейля; кисть № 3.
Актуальность.
Все дети любят рисовать. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. На самом же деле, случайно сделанное краской пятно имеет уникальную, неповторяющуюся форму и размер. И если приложить немного фантазии, то обычной кляксе можно придать очертания какого-либо предмета или создать образ животного.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в детском саду. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что каждый ребенок появляется на свет с врожденными творческими способностями. Но, как правило, они находятся в скрытом состоянии. Творческими людьми вырастают дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. И нам, взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам, нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. И я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник, а именно «кляксографии».
Кляксография – это дорисовывание нанесённой на бумагу произвольной кляксы до узнаваемого художественного изображения, это одна из нетрадиционных техник рисования. В нашей группе она вызвала небывалый интерес. Чем? Вы встречали детей, которые не любят разбрызгивать и размазывать грязь? Для детей это невероятное удовольствие. Кляксография позволяет использовать эту особенность детей в целях творческого развития. Герой рисунка – клякса. Капли краски, падая на лист, приобретают свои очертания. Кляксография – это способ творческого самовыражения, это всегда полет фантазии и неожиданные решения, это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причём не только интересно,но и полезно: например, в качестве артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).
Трудности при применении «кляксографии»могут заключаться в:
- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, так как группа разновозрастная;
- подборе оборудования и материалов;
- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
Художественное творчество с применением «кляксографии» способствует развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики пальцев рук;
-Тактильного восприятия, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- Координации;
- Сенсорного восприятия, глазомера;
- Логического воображения;
- Самовыражения;
-Волевых качеств (усидчивости, внимания, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.);
- Художественных способностей и эстетического вкуса;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги;
- Наблюдательности и эстетической отзывчивости;
-Формированию добрых чувств к близким, возможность выразить эти чувства;
-Влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
- Развивает интеллектуальные способности детей, память;
- Учит ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать;
-Помогает формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью.
- Воспитывает аккуратность;
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Создать рисунок с помощью кляксографии можно несколькими способами.
1 – Обычная.
Ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой или пипеткой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются красками, фломастерами, карандашами.
2 – С трубочкой.
Ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой или пипеткой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Вывод.
Преимущества данной техники в том, что фантазия ребенка ничем не ограничена. А вы можете узнать о нём много интересного и нового.На первом занятии возможно малышу нужно будет помочь: найти в кляксе образ. Потом ваше чадо увлечется, а у вас появится немного свободного времени. Обязательно в конце занятия провожу с детьми мини-выставку, где они демонстрируют свои работы, дают оценку своей и другим работам. Всегда применяемый мной метод поощрения создаёт ситуацию успеха у детей и развивает способность к анализу, а также воспитывает доброжелательное отношение к товарищам. Три года я занимаюсь с детьми кляксографией. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. В ходе занятий я обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Для занятий я стараюсь приготовить красивые рисунки, фотографии, окунающие детей в разнообразие и волшебство клякс.
По содержательной направленности детских работ я условно разделила детей на реалистов и фантазеров. Первые стремятся изобразить виденные ими предметы и явления природы, реальные события обыденной жизни людей, вторые - свои желания, мечты и грезы. На основе проделанной работы я увидела, что у детей вырос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обретают уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начинают чувствовать себя маленькими художниками. Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Таким образом, нетрадиционная техника рисования «кляксография» позволяет избежать копирования образца, так как педагог демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год
Месяц | Формы работы | Отметка о выполнении |
Сентябрь | Изучение литературы по данной теме (А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки», Мелик-Пашаев А., «Ребёнок любит рисовать. Как способствовать художественному развитию детей» и др. |
|
Октябрь | Обзор в интернете информации по теме «Нетрадиционная техника рисования.Кляксаграфия» |
|
Ноябрь | Художественно-эстетические развитие с использованием нетрад.техники рисования (кляксаграфия) «Осенний лес»
|
|
Декабрь | Презентация «Необычное и увлекательное рисование» |
|
Январь | Создание картотеки дыхательной гимнастики. |
|
Февраль | Художественно-эстетическое развитие с использованием нетр.техники рисования (кляксаграфия) «Солнышко лучистое» |
|
Март | Использование дыхательной гимнастики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми. |
|
Апрель
| Художественно-эстетическое развитие с использованием нетр. техники рисования (кляксаграфия) «Заколдованный лес»
|
|
Май | Художественно-эстетическое развитие с использованием нетр. техники рисования «Бабочка» Выставка работ. «Живая клякса»
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klyaksagrafiya.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Живая клякса»
Подготовила: Воспитатель Густайтене Екатерина Александровна
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (кляксографией), как средства развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.
Задачи:
- научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного способа изображения: выдувание трубочкой;
- развивать творческие способности;
- способствовать развитию интереса к художественно- эстетической деятельности;
- воспитывать чувство прекрасного;
- повысить уровень мастерства педагогов.
Материал: акварель; тушь коричневая; соломинка для коктейля; кисть № 3.
Актуальность.
Все дети любят рисовать. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. На самом же деле, случайно сделанное краской пятно имеет уникальную, неповторяющуюся форму и размер. И если приложить немного фантазии, то обычной кляксе можно придать очертания какого-либо предмета или создать образ животного.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в детском саду. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что каждый ребенок появляется на свет с врожденными творческими способностями. Но, как правило, они находятся в скрытом состоянии. Творческими людьми вырастают дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. И нам, взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам, нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. И я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник, а именно «кляксографии».
Кляксография – это дорисовывание нанесённой на бумагу произвольной кляксы до узнаваемого художественного изображения, это одна из нетрадиционных техник рисования. В нашей группе она вызвала небывалый интерес. Чем? Вы встречали детей, которые не любят разбрызгивать и размазывать грязь? Для детей это невероятное удовольствие. Кляксография позволяет использовать эту особенность детей в целях творческого развития. Герой рисунка – клякса. Капли краски, падая на лист, приобретают свои очертания. Кляксография – это способ творческого самовыражения, это всегда полет фантазии и неожиданные решения, это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причём не только интересно,но и полезно: например, в качестве артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).
Трудности при применении «кляксографии»могут заключаться в:
- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, так как группа разновозрастная;
- подборе оборудования и материалов;
- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
Художественное творчество с применением «кляксографии» способствует развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики пальцев рук;
-Тактильного восприятия, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- Координации;
- Сенсорного восприятия, глазомера;
- Логического воображения;
- Самовыражения;
-Волевых качеств (усидчивости, внимания, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.);
- Художественных способностей и эстетического вкуса;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги;
- Наблюдательности и эстетической отзывчивости;
-Формированию добрых чувств к близким, возможность выразить эти чувства;
-Влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
- Развивает интеллектуальные способности детей, память;
- Учит ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать;
-Помогает формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью.
- Воспитывает аккуратность;
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Создать рисунок с помощью кляксографии можно несколькими способами.
1 – Обычная.
Ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой или пипеткой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются красками, фломастерами, карандашами.
2 – С трубочкой.
Ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой или пипеткой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Вывод.
Преимущества данной техники в том, что фантазия ребенка ничем не ограничена. А вы можете узнать о нём много интересного и нового.На первом занятии возможно малышу нужно будет помочь: найти в кляксе образ. Потом ваше чадо увлечется, а у вас появится немного свободного времени. Обязательно в конце занятия провожу с детьми мини-выставку, где они демонстрируют свои работы, дают оценку своей и другим работам. Всегда применяемый мной метод поощрения создаёт ситуацию успеха у детей и развивает способность к анализу, а также воспитывает доброжелательное отношение к товарищам. Три года я занимаюсь с детьми кляксографией. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. В ходе занятий я обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Для занятий я стараюсь приготовить красивые рисунки, фотографии, окунающие детей в разнообразие и волшебство клякс.
По содержательной направленности детских работ я условно разделила детей на реалистов и фантазеров. Первые стремятся изобразить виденные ими предметы и явления природы, реальные события обыденной жизни людей, вторые - свои желания, мечты и грезы. На основе проделанной работы я увидела, что у детей вырос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обретают уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начинают чувствовать себя маленькими художниками. Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Таким образом, нетрадиционная техника рисования «кляксография» позволяет избежать копирования образца, так как педагог демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год
Месяц | Формы работы | Отметка о выполнении |
Сентябрь | Изучение литературы по данной теме (А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки», Мелик-Пашаев А., «Ребёнок любит рисовать. Как способствовать художественному развитию детей» и др. | |
Октябрь | Обзор в интернете информации по теме «Нетрадиционная техника рисования.Кляксаграфия» | |
Ноябрь | Художественно-эстетические развитие с использованием нетрад.техники рисования (кляксаграфия) «Осенний лес» | |
Декабрь | Презентация «Необычное и увлекательное рисование» | |
Январь | Создание картотеки дыхательной гимнастики. | |
Февраль | Художественно-эстетическое развитие с использованием нетр.техники рисования (кляксаграфия) «Солнышко лучистое» | |
Март | Использование дыхательной гимнастики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми. | |
Апрель | Художественно-эстетическое развитие с использованием нетр. техники рисования (кляксаграфия) «Заколдованный лес» | |
Май | Художественно-эстетическое развитие с использованием нетр. техники рисования «Бабочка» Выставка работ. «Живая клякса» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"
План работы по самообразованиюВоспитатель: Радионова Наталья АлексеевнаМБДОУ детский сад комбинированного вида №42Тема: Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возрастаЦель:Использование...
Материал по самообразованию "Нетрадиционные техники рисования"
Отчет по самообразованию на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»...
Нетрадиционнные техники рисования с детьми дошкольного возраста
Изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов деятельности для дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатленияоб окружающем, выразитьсво...
Новогодние игрушки для елки. НОД в подготовительной группе с использованием нетрадиционнной техники "пластинография".
Представлено открытое занятие в подготовительной группе "Новогодние игрушки для елки" с использованием нетрадиционной техники "пластинография". В которой используется:1. Видеоролик с фабрики новогодни...
Нетрадиционнная техника рисования "Эбру"
Обучение рисованию на воде масляными красками...
Консультация для родителей "Нетрадиционнные техники рисования"
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста...
План по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования – использование нетрадиционных техник в формировании выразительного образа в рисовании у детей раннего возраста»
Развитие творчества - одна из главных задач воспитания....