Методическая разработка итогового занятия по ознакомлению с изделиями декоративно-прикладного искусства на тему: «Роспись силуэтов Филимоновской игрушки» для старшей группы.
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
Методическая разработка итогового занятия по ознакомлению с изделиями декоративно-прикладного исскуства на тему: "Роспись силуэтов Филимоновской игрушки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_gruppa_no16.docx | 554.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
Деятельности по художественно- эстетическому и социально-личностному
Развитию детей № 21 « Искорка», г. Бердск
Методическая разработка
итогового занятия по ознакомлению с изделиями декоративно-прикладного искусства на тему: «Роспись силуэтов Филимоновской игрушки»
для старшей группы.
Разработала и провела:
Воспитатель:
Савко Т.В.
г. Бердск
Цель: Совершенствовать знания детей о филимоновской игрушке.
Задачи:
Образовательные: Расширять и закреплять знания о филимоновской народной игрушке, её характерных особенностях, истории создания, учить раскрашивать шаблоны игрушек элементами филимоновской росписи, правильно использовать основные цвета промысла.
Развивающие: Развивать у детей познавательный интерес, включённость в познавательную деятельность, развивать графические навыки в изображении элементов узора, умения рисовать гуашью, развивать активность, общение в процессе занятия, воображение, память, творческий потенциал.
Воспитательные: Воспитывать у детей интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости за родную страну, прививать уважение к труду народных умельцев, дать детям возможность почувствовать себя народными мастерами.
Предварительная работа: Знакомство с русским народным промыслом «Филимоновская глиняная игрушка», показ презентации «Филимоновская игрушка», рассматривание альбома «Филимоновская роспись», дидактическая игра «Из чего сделана игрушка», «Назови промысел», проведение развлечения «В гостях у гонцара Филимона».
Демонстрационный материал: Филимоновские игрушки. (глиняные свистульки, барыни и коровы). Иллюстрации с филимоновской игрушкой. Наглядное пособие по изготовлению и росписи филимоновских игрушек. Народные игрушки и иллюстрации с городецкой, хохломской, дымковской, гжельской росписями.
Раздаточный материал: на каждого ребенка: шаблон из дерева филимоновской коровы. Гуашь разных цветов (красная, желтая, зеленая). Салфетки, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой.
Методы и приёмы: художественное слово (рассказ воспитателя, вопрос-ответ, игровые методы и приёмы – физкультминутка «Мы на ярмарку идём», пальчиковая игра «Коровушка», поощрение, сюрпризный момент, приёмы рисования (кончиком кисти).
Ход НОД:
Воспитатель:
Приятно смотреть на человека, лицо которого украшает тёплая и доброжелательная улыбка. Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей своими улыбками! Подарите свои улыбки соседу справа и слева.
Воспитатель:
Я сейчас загадаю загадку, а вы отгадаете, о какой игрушке идёт речь?
Ох и славные игрушки
Из старинной деревушки.
Там леса, луга, поля,
Расчудесная земля!
По полосочкам красивым
Ты узнаешь их всегда:
Жёлтый, красный и зелёный –
Очень яркие цвета.
Ответ детей: Филимоновская глиняная игрушка.
Воспитатель: Очень необычное название у этой игрушки. Давайте вспомним, почему она так называется-филимоновская? (По названию деревни Филимоново, где зародился этот промысел.
Чтение стихотворения:
Есть под Тулой деревенька –
Филимоново зовут
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут,
А добро там не простое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой
называется оно. (Алина Нуждаева)
Воспитатель: Ребята, из какого материала делали филимоновскую игрушку? (Из красной глины).
Глина имела красный оттенок, а почему игрушки перед росписью имели белый фон? ( Местная глина при обжиге приобретала белый цвет.)
Кого изображали филимоновские мастера в своих игрушках? (Домашних и диких животных, птиц, людей.)
Какие элементы орнамента наносили? (Полоски, линии, ёлочки, точки, круги).
Какие цвета использовали для росписи? (Жёлтый, красный, зелёный.)
Почему у филимоновских игрушек вытянуты шеи? (Это было связано с особенностями глины, которая быстро трескалась, необходимо было постоянно примазывать и приглаживать трещинки, тем самым вытягивая игрушки.)
Как вы понимаете выражение : «Филимоновская глина поёт» (Почти все филимоновские игрушки являлись свистульками.)
А где можно было приобрести такие красивые игрушки? (На ярмарке.)
Воспитатель: Я предлагаю и нам отправится на ярмарку, может кого встретим да чего купим?
Динамическая пауза «Музыка для ярмарки »:(движения под музыку)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на какую прекрасную ярмарку мы попали!
Как много здесь разного товара, а какие красивые игрушки и посуда!!!
Скажите дети, кто знает какими росписями они украшены и какие основные цвета у этих росписей. (ответы детей).
Появляется Мастерица Настенька.
Настенька: Ох, беда, беда! Игрушки-то все белые, не раскрашенные. Одна-то я не справлюсь, все раскрасить не смогу. Кто же мне поможет?
Воспитатель: Ребята надо выручать мастерицу. Мастерица Настенька, наши дети многое знают про игрушки филимоновские и смогут тебе помочь. Ребята, давайте распишем таких же коровушек и подарим Настеньке для ярмарки. Ну что, согласны? (дети соглашаются).
Занимайте места в мастерской.
А перед тем, как мы начнём работу, разомнем наши пальчики. (пальчиковая гимнастика)
Дай молочка, Коровушка, (Дети показывают, как доят
Хоть капельку — на донышке. корову.)
Ждут меня котятки, (Делают «мордочки» из
Малые ребятки. пальчиков.)
Всем дает здоровье (Снова «доят».)
Молоко коровье.
Приступаем к работе
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель напоминает детям, что рисовать нужно аккуратно, кончиком кисти, чтобы линии получились ровные и тонкие. Воспитатель наблюдает самостоятельную работу детей.
(Звуковой фон: русская народная музыка)
Воспитатель:
Что я вижу!
Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Все игрушки так красивы!
Аж захватывает дух!
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, какой росписью мы раскрашивали игрушку коровушку? (Филимоновской)
А символом чего являются коровушка в филимоновской росписи? (символом благополучия)
А что означают элементы орнамента в филимоноской росписи, такие как круг, волны, ёлочки? (символом солнца, воды, плодородия земли)
Молодцы ребята!!!
Воспитатель: Мастерица Настенька, посмотри как наши ребята справились с работой!
Настенька: Хвалит ребят и благодарит за помощь.
Воспитатель: Пришло время нам возвращаться в наш детский сад «Искорка». До свидания Настенька! (ребята прощаются и под музыку возвращаются на стульчики)
Воспитатель благодарит детей за работу!
Спасибо за внимание!
Фотографии с НОД:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в средней группе. Тема: «Роспись силуэта филимоновской игрушки»
Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства путѐм ознакомления с филимоновской игрушкой....
Методическая разработка конспекта занятия по ознакомлению с окружающим миром "Спички - не игрушка!"
конспект занятия по пожарной безопасности...
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие – «Ребенок открывает мир природы») по теме: «Письмо с Научно-Исследовательской станции» (Старшая группа)
Цель: Организация опытно-экспериментальной деятельности детей с объектом природы (водой) и визуализация знакомых правил поведения на природе....
Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным творчеством в средней группе:«Ярмарка»
Открытое занятие как средство развития речи...
Методическая разработка Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством
Знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства помогает решать задачи эстетического и трудового воспитания дошкольников, их духовного развития....
Методическая разработка итогового занятия по ознакомлению с искусством в подготовительной группе «Мой любимый натюрморт»
Натюрморт - жанр изобразительного искусства. В нём изображается окружающая нас предметная жизнь, имеющая между собой смысловую связь. Данный вид искусства привлекает детей своими большими изобразитель...
Методическая разработка конспекта занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: «Чтение рассказа Н. Носова "На горке "
Методическая разработка конспекта занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: «Чтение рассказа Н. Носова "На горке "...