Методическая разработка итогового занятия по ознакомлению с изделиями декоративно-прикладного искусства на тему: «Роспись силуэтов Филимоновской игрушки» для старшей группы.
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Савко Татьяна Вячеславовна

Методическая разработка итогового занятия по ознакомлению с изделиями декоративно-прикладного исскуства на тему: "Роспись силуэтов Филимоновской игрушки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_gruppa_no16.docx554.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

Деятельности по художественно- эстетическому и социально-личностному

Развитию детей № 21 « Искорка», г. Бердск

         

Методическая разработка

итогового занятия по ознакомлению с изделиями декоративно-прикладного искусства на тему: «Роспись силуэтов Филимоновской игрушки»

для старшей группы. 

         

                                                                                         Разработала и провела:

                                                                                         Воспитатель:  

                                                                                         Савко Т.В.                            

г. Бердск

Цель: Совершенствовать знания детей о филимоновской игрушке.

Задачи:

Образовательные: Расширять и закреплять знания о филимоновской народной игрушке, её характерных особенностях, истории создания, учить раскрашивать шаблоны игрушек элементами филимоновской росписи, правильно использовать основные цвета промысла.

Развивающие: Развивать у детей познавательный интерес, включённость в познавательную деятельность, развивать графические навыки в изображении элементов узора, умения рисовать гуашью, развивать активность, общение в процессе занятия, воображение, память, творческий потенциал.

Воспитательные: Воспитывать у детей интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости за родную страну, прививать уважение к труду народных умельцев, дать детям возможность почувствовать себя народными мастерами. 

Предварительная работа:  Знакомство с русским народным промыслом «Филимоновская глиняная игрушка», показ презентации «Филимоновская игрушка», рассматривание альбома «Филимоновская роспись», дидактическая игра «Из чего сделана игрушка», «Назови промысел», проведение развлечения «В гостях у гонцара Филимона».

Демонстрационный материал:  Филимоновские игрушки. (глиняные свистульки, барыни и коровы). Иллюстрации с филимоновской игрушкой. Наглядное пособие по изготовлению и росписи филимоновских игрушек. Народные игрушки и иллюстрации с городецкой, хохломской, дымковской, гжельской росписями.

Раздаточный материал: на каждого ребенка: шаблон из дерева филимоновской коровы. Гуашь разных цветов (красная, желтая, зеленая). Салфетки, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой.

Методы и приёмы: художественное слово (рассказ воспитателя, вопрос-ответ, игровые методы и приёмы – физкультминутка «Мы на ярмарку идём», пальчиковая игра «Коровушка», поощрение, сюрпризный момент, приёмы рисования (кончиком кисти).

Ход         НОД:

Воспитатель:

Приятно смотреть на человека, лицо которого украшает тёплая и доброжелательная улыбка. Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей своими улыбками! Подарите свои улыбки соседу справа и слева.

Воспитатель:

Я сейчас загадаю загадку, а вы отгадаете, о какой игрушке идёт речь?

Ох и славные игрушки
Из старинной деревушки.
Там леса, луга, поля,
Расчудесная земля!
По полосочкам красивым
Ты узнаешь их всегда:
Жёлтый, красный и зелёный –

Очень  яркие цвета.

Ответ детей: Филимоновская глиняная игрушка.

Воспитатель: Очень необычное название у этой игрушки. Давайте вспомним, почему она так называется-филимоновская? (По названию деревни Филимоново, где зародился этот промысел.

    Чтение стихотворения:

   

    Есть под Тулой деревенька – 
   
Филимоново зовут
   
И живут там мастерицы,
   
Что добро в дома несут,
   
А добро там не простое,
   
И не злато, серебро,
   
Филимоновской игрушкой 

    называется оно.               (Алина Нуждаева)

Воспитатель: Ребята, из какого материала делали филимоновскую игрушку? (Из красной глины).

Глина имела красный оттенок, а почему игрушки  перед росписью имели белый фон? ( Местная глина при обжиге приобретала белый цвет.)

Кого изображали филимоновские мастера в своих игрушках? (Домашних и диких животных, птиц, людей.)

Какие элементы орнамента наносили? (Полоски, линии, ёлочки, точки, круги).

Какие цвета использовали для росписи? (Жёлтый, красный, зелёный.)

Почему у филимоновских игрушек вытянуты шеи? (Это было связано с особенностями глины, которая быстро трескалась, необходимо было постоянно  примазывать и приглаживать трещинки, тем самым вытягивая игрушки.)

Как вы понимаете выражение : «Филимоновская глина поёт» (Почти все филимоновские игрушки являлись свистульками.)

А где можно было приобрести такие красивые игрушки? (На ярмарке.)

Воспитатель: Я предлагаю и нам отправится на ярмарку, может кого встретим да чего купим?

Динамическая пауза «Музыка для ярмарки »:(движения под музыку)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на какую прекрасную ярмарку мы попали!

Как много здесь разного товара, а какие красивые игрушки и посуда!!!

Скажите дети, кто знает какими росписями они украшены и какие основные цвета у этих росписей. (ответы детей).

Появляется Мастерица Настенька.

Настенька: Ох, беда, беда! Игрушки-то все белые, не раскрашенные. Одна-то я не справлюсь, все раскрасить не смогу. Кто же мне поможет?

Воспитатель: Ребята надо выручать мастерицу. Мастерица Настенька, наши дети многое знают про игрушки филимоновские и смогут тебе помочь. Ребята, давайте распишем таких же коровушек и подарим Настеньке для ярмарки. Ну что, согласны? (дети соглашаются).

Занимайте места в мастерской.

А перед тем, как мы начнём работу, разомнем наши пальчики. (пальчиковая гимнастика)

Дай молочка, Коровушка,                                (Дети показывают, как доят

Хоть капельку — на донышке.                                                           корову.)

Ждут меня котятки,                               (Делают «мордочки» из

Малые ребятки.                                                    пальчиков.)

Всем дает здоровье                                            (Снова «доят».)

Молоко коровье.

Приступаем к работе

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель напоминает детям, что рисовать нужно аккуратно, кончиком кисти, чтобы линии получились ровные и тонкие. Воспитатель наблюдает самостоятельную работу детей.

(Звуковой фон: русская народная музыка)

Воспитатель:

Что я вижу!

Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Все игрушки так красивы!

Аж захватывает дух!

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, какой росписью мы раскрашивали игрушку коровушку? (Филимоновской)

А символом чего являются коровушка в филимоновской росписи? (символом благополучия)

А что означают элементы орнамента в филимоноской росписи, такие как круг, волны, ёлочки? (символом солнца, воды, плодородия земли)

Молодцы ребята!!!

Воспитатель: Мастерица Настенька, посмотри как наши ребята справились с работой!

Настенька: Хвалит ребят и благодарит за помощь.

Воспитатель: Пришло время нам возвращаться в наш детский сад «Искорка». До свидания Настенька! (ребята прощаются и под музыку возвращаются на стульчики)

Воспитатель благодарит детей за работу!

 

Спасибо за внимание!

Фотографии с НОД:

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в средней группе. Тема: «Роспись силуэта филимоновской игрушки»

Цель:  формирование у детей интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства путѐм ознакомления с филимоновской игрушкой....

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие – «Ребенок открывает мир природы») по теме: «Письмо с Научно-Исследовательской станции» (Старшая группа)

Цель: Организация опытно-экспериментальной деятельности детей с объектом природы (водой) и визуализация знакомых правил поведения на природе....

Методическая разработка Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством

Знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства помогает решать задачи  эстетического и трудового воспитания дошкольников, их духовного развития....

Методическая разработка итогового занятия по ознакомлению с искусством в подготовительной группе «Мой любимый натюрморт»

Натюрморт - жанр изобразительного искусства. В нём изображается окружающая нас предметная жизнь, имеющая между собой смысловую связь. Данный вид искусства привлекает детей своими большими изобразитель...

Методическая разработка конспекта занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: «Чтение рассказа Н. Носова "На горке "

Методическая разработка конспекта занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: «Чтение рассказа Н. Носова "На горке "...