Конспект занятия в старшей группе "Дымковская игрушка".
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
Аннотация к методическим материалам.
Творчество – это такое явление в жизни ребенка, результат которого содержит в себе элементы прекрасного. Занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным. Опыт, который накоплен предшествующими поколениями и передается как на генетическом уровне, так и предметами материальной культуры. Любой творческий продукт невозможно выстроить на хаотичном применении отдельных закономерностей, средств. Для цельности образа необходима цветовая и композиционная гармоничность – основа творчества. Овладевают ею поэтапно, начиная с дошкольного возраста. Если говорить о детском творчестве как о процессе создания «нечто нового, ранее не существовавшего», то «новое» для ребенка – все то, что он раньше не рисовал, не лепил, не конструировал. «Побудители творчества, читаем в Философском энциклопедическом словаре (М., 1989), - находится в самой личности, в гармоничном сочетании трех сфер жизнедеятельности человека: физической гармонии человека и образа, как некой интеграции природных и абстрактных форм».
Народное декоративно–прикладное искусство – одно из средств детского художественного воспитания дошкольников. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы народа. Это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколение в поколение. С самого раннего возраста важно научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. Знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором позволит нашим детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цели и задачи включают в себя: О – Научить детей рассматривать подлинные предметы народного декоративно – прикладного искусства, выделять средства выразительности, переносить свои знания на любой следующий новый вид. Подвести к общим закономерностям декоративного искусства, средством выразительности, традициям каждого вида.
В – Продолжать воспитывать на народных традициях мастеров – умельцев. Развивать интерес к изучению народных промыслов, усиливая их восприятие через народный фольклор, знакомство с древними обрядами.
Р – учить видеть, как мастер, не выходя за пределы определенного вида искусства, традиций росписи, создает новый неповторимый узор, и на основе этого формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, свободно выбирать сочетания элементов узора, цветов, композицию в зависимости от формы предмета. Его назначения, материала.
Развитие традиций возможно только на основе совершенного знания всего опыта художественного развития промысла. А.В. Салтыков писал, что дымковская игрушка как «Всякий гротеск и декоративная фантазия» находит себе оправдания «в возбуждаемых его жизнеутверждающих чувствах, а не в изображении действительно существующих предметов». Именно поэтому нас сегодня продолжают волновать дымковские дамы и барыни, всадники и козлы, индюки и медведи. Мы ищем в них не достоверности, а неповторимости. Того особого поэтичного мира образов, которые обогащают нашу жизнь, а её приметы оплодотворяет фантазией.
Дымковская игрушка близка нам своим художественным содержанием, меткостью характеров, остроумной шуткой, чувством радости жизни. В этом непреходящая ценность уникального дымковского искусства, неподвластного времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_1.ppt | 2.46 МБ |
metodicheskaya_razrabotka.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Так Дымковская слобода выглядит сегодня. Цеха, в которых изготавливали игрушки, переехали в центр города Кирова
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвета дымного, что серости серей. В ней что-то есть от радуги, от капелек росы, В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы!
Началось все со свистулек для забавы детей. Женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Утка – Марфутка Бережком идет, Уточек – марфуточек Купаться ведет. Что за чудо этот конь, Настоящий конь – огонь! Ах ты Петя-петушок, Красный, алый гребешок!
ИНДЮК Вот индюк нарядный, Весь такой он ладный. У большого индюка Все расписаны бока. Индя-индя-индючок, Он похож на сундучок, Сундучок не простой – Красный, белый, золотой!
Нянька В кокошнике няня, на руках Ваня, Скоро Ваня подрастешь? И хорош, и пригож.
Стоит олень На стройных ногах, Вся краса У оленя в рогах! ОЛЕНЬ КАРУСЕЛЬ Белогривые лошадки Дружно скачут по площадке.
ВСАДНИК НА КОНЕ Что за конь! Только тронь - Со всадником вместе ускачет верст за двести!
КРАСНАЯ ДЕВИЦА Девица в венце, румянец на лице, Собой хороша, стоит не дыша.
Мы игрушки знатные, Складные и ладные. Мы повсюду славимся, мы и вам понравимся!
Кружочки, кисточки, полоски. Простой казалось бы узор! Но отвести не в силах взор!
Веселая красная глина, кружочки, полоски на ней, козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней. Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребетня, собачки, гусары и рыбы. А ну назовите меня!
Предварительный просмотр:
МУ «Управление образования местной администрации городского округа Прохладный»
Учебно-методический кабинет.
Городское методическое объединение
воспитателей дошкольных учреждений
Фестиваль педагогических идей «Детское художественное творчество»
«Цветные ладошки»
Конспект занятия в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи».
Составитель: Устименко Екатерина Викторовна, старший воспитатель, 1 квалификационная категория, ДО №23 «Вишенка» МОУ «СОШ №102 им. А.В. Крестьянинова».
Городской округ Прохладный
февраль
Тема: «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи».
Программные задачи: О – Продолжать знакомить детей с историей Дымковской игрушки, учить видеть её красоту и самобытность. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Закрепить навыки рисования основных элементов дымковской росписи. Упражнять в рисовании всем ворсом кисти и её концом.
Р – Развивать чувство ритма, цвета, композиции. Учить самостоятельно выбирать цвет для узора. Способствовать развитию творческих способностей, эстетического восприятия. Обогащать речь детей выражениями малых форм русского фольклора – свистульки, кокошник, девица.
В – Воспитывать и развивать интерес к изучению народных промыслов, прививать любовь и уважение к труду народных мастеров – умельцев. Учить получать радость от результатов коллективной работы.
Оборудование и материалы. Заготовки объемной дымковской игрушки – барыни, дымковские игрушки для выставки, иллюстрации дымковских игрушек, кисти трех размеров, гуашь, салфетки, модели цветовой гаммы и росписи дымковских игрушек. Аудиозапись народной музыки.
Ход занятия.
Выставка дымковских игрушек.
Воспитатель: сегодня, ребята мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были – везде встретим чудо – мастеров, умеющих превращать материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много.
Вот и Дымковская слобода, что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.
Посмотрите, как здесь красиво! Сколько игрушек!
Дети подходят к выставке предметов народного декоративно – прикладного искусства, рассматривают игрушки.
Воспитатель:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что – то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что – то есть о радости,
Гремящей как басы.
(В. Фофанов)
- Ребята, что общего у всех этих игрушек?
Дети: Они веселые, праздничные, нарядные, яркие.
Воспитатель: Как можно назвать их?
Дети: Это дымковские игрушки.
Воспитатель: Молодцы, правильно назвали. Давайте с вами вспомним, какие стихотворения народ сложил про дымковские игрушки.
Воспитатель берет в руки игрушку, а дети рассказывают о ней стихотворение:
1 ребенок:
Ой, люли, ой, люли!
Кони на лужок пошли.
Кони удалые,
Гордые, лихие.
2 ребенок:
Индя, индя, индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой,
Красный, белый, золотой.
3 ребенок:
Козоньки рогатые,
Козоньки богатые,
Ждем вас на дорожке,
Разомните ножки.
4 ребенок:
Петушок у нас горластый,
По утрам кричит он:
- Здравствуй! –
На ногах его сапожки,
На ушах висят сережки,
На головке гребешок,
Вот какой он петушок!
5 ребенок:
Наши руки – крендельки,
Щечки, будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
6 ребенок:
Дымковские барышни
Всех на свете краше,
А гусары – баловни –
Ухажеры наши.
7 ребенок:
Посмотри, как хороша эта девица – душа,
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Барышня так красива!
Как лебедушка плывет, песню тихую поет.
Воспитатель: Ребята, а я знаю одну удивительную историю про дымковскую игрушку.
- Далеко – далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро там вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе веселые и озорные люди. Они любили лепить из глины, обжигать в печи, а потом расписывать веселые, яркие, красочные игрушки – свистульки. Много их наделают за долгую зиму, а когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, веселые люди выносили свои игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села игрушки стали называть дымковскими.
Воспитатель: На выставке мы с вами побывали, а теперь я приглашаю вас в мастерскую дымковской игрушки.
- Мастера раскрашивали игрушки красками разных цветов. Подумайте и скажите, какие цвета они использовали? А я, с помощью моделей напомню эти цвета. (Воспитатель выставляет модели цветов дымковской росписи).
Дети: красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, малиновый, черный.
Воспитатель: А какие узоры вы видели на дымковских игрушках? Модели также помогут вам их запомнить. (Дети называют, а воспитатель выставляет модели узоров).
Дети: Кружки, полоски, прямая линия, точка, волнистая линия, клетка, решетка.
Воспитатель: Молодцы, правильно назвали. Ребята, посмотрите! Гармонист вышел, приглашает барышень поплясать, хоровод поводить. Да что-то не спешат барышни в круг. Что случилось? А, платья у них не готовы! Давайте поможем барышням, разрисуем их платья. Постарайтесь сделать их яркими и нарядными.
Воспитатель закрепляет с детьми приемы рисования кистью: всем ворсом и её концом, использование кисточек разных размеров.
Дети приступают к работе. Звучит тихая народная мелодия.
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь.
Физминутка.
У Маланьи, у старушки Хлопки в ладоши.
Жили в маленькой избушке Сложить руки домиком.
Семь сыновей, Показать семь пальцев.
Все без бровей Очертить брови.
Вот с такими ушками, Показать уши.
Вот с такими носам Показать нос.
Вот с такой бородой. Показать бороду.
Они не пили, не ели, Одной рукой поднести ко рту
чашку, другой ложку.
На Маланью все глядели Держа руки у глаз, похлопать
пальцами как ресницы.
И делали вот так. Показывают загадочные движения.
В конце занятия воспитатель предлагает поставить расписанных барышень в хоровод возле гармониста.
Воспитатель: Теперь барышни заведут веселый хоровод. Вот какие у них красивые наряды.
Дети устанавливают свои работы возле гармониста и вместе с воспитателем рассматривают их, отмечая какой узор и цвета использовали. Воспитатель не забывает похвалить каждого ребенка, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.
Воспитатель: Молодцы ребята, славно потрудились. В заключении послушайте стихотворение:
Хороша игрушка расписная,
Все поет, бесхитростна, светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.
Не потому ль игрушкой этой
Народ так свято дорожил,
Что он свое стремленье к свету
В фигурки яркие вложил?
(О. Левицкий)
Информационные источники:
1. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. М.: Просвещение, 1985.
2. Дьяконова Л. Дымковские глиняные расписные. Л.: Художник РСФСР, 1986.
3. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1975.
4. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. М.: Просвещение, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе "Дымковские игрушки. Нарядный индюк"
Занятие входит в блок по изучению народных промыслов....
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)
Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....
Конспект занятия в старшей группе «Дымковская барыня»
Конспект НОД по рисованию «Дымковская барыня»в старшей группе...
Конспект занятия в старшей группе "Дымковская игрушка"
Конспект занятия в старшей группе "Дымковская игрушка"...
Конспект занятия в старшей группе "Дымковская лошадка"
Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу, природе, формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни...
Конспект занятия в средней группе "Дымковская игрушка"
Цель: Эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.Образовательные:закрепить знания о дымковской игрушке и ее орнаменте.активизация словаря: элементы росписи - точки, полоски, круги, во...