Конспект занятия в старшей группе "Дымковская игрушка".
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Устименко Екатерина Викторовна

Аннотация к методическим материалам.

 

Творчество – это такое явление в жизни ребенка, результат которого содержит в себе элементы прекрасного. Занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным. Опыт, который накоплен предшествующими поколениями и передается как на генетическом уровне, так и предметами материальной культуры. Любой творческий продукт невозможно выстроить на хаотичном применении отдельных закономерностей, средств. Для цельности образа необходима цветовая и композиционная гармоничность – основа творчества. Овладевают ею поэтапно, начиная с дошкольного возраста. Если говорить о детском творчестве как о процессе создания «нечто нового, ранее не существовавшего», то «новое»  для ребенка – все то, что он раньше не рисовал, не лепил, не конструировал. «Побудители творчества, читаем в Философском энциклопедическом словаре (М., 1989), - находится в самой личности, в гармоничном сочетании трех сфер жизнедеятельности человека: физической гармонии человека и образа, как некой интеграции природных и абстрактных форм».

Народное декоративно–прикладное искусство – одно из средств детского художественного воспитания дошкольников. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы народа. Это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколение в поколение. С самого раннего возраста важно научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. Знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором позволит нашим детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цели и задачи включают в себя: О – Научить детей рассматривать подлинные предметы народного декоративно – прикладного искусства, выделять средства выразительности, переносить свои знания на любой следующий новый вид. Подвести к общим закономерностям декоративного искусства, средством выразительности, традициям каждого вида.

В – Продолжать воспитывать на народных традициях мастеров – умельцев. Развивать интерес к изучению народных промыслов, усиливая их восприятие через народный фольклор, знакомство с древними обрядами.

Р – учить видеть, как мастер, не выходя за пределы определенного вида искусства, традиций росписи, создает новый неповторимый узор, и на основе этого формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, свободно выбирать сочетания элементов узора, цветов, композицию в зависимости от формы предмета. Его назначения, материала.

Развитие традиций возможно только на основе совершенного знания всего опыта художественного развития промысла. А.В. Салтыков писал, что дымковская игрушка как «Всякий гротеск и декоративная фантазия» находит себе оправдания «в возбуждаемых его жизнеутверждающих чувствах, а не в изображении действительно существующих предметов». Именно поэтому нас сегодня продолжают волновать дымковские дамы и барыни, всадники и козлы, индюки и медведи. Мы ищем в них не достоверности, а неповторимости. Того особого поэтичного мира образов, которые обогащают нашу жизнь, а её приметы оплодотворяет фантазией.

Дымковская игрушка близка нам своим художественным содержанием, меткостью характеров, остроумной шуткой, чувством радости жизни. В этом непреходящая ценность уникального дымковского искусства, неподвластного времени.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_1.ppt2.46 МБ
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУ «Управление образования местной администрации городского округа Прохладный» Учебно-методический кабинет Городское методическое объединение воспитателей дошкольных учреждений Фестиваль педагогических идей «Детское художественное творчество» «Цветные ладошки» Составитель: Устименко Екатерина Викторовна, старший воспитатель, 1квалификационная категория, Городской округ Прохладный «Дымковская игрушка»

Слайд 3

Так Дымковская слобода выглядит сегодня. Цеха, в которых изготавливали игрушки, переехали в центр города Кирова

Слайд 5

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвета дымного, что серости серей. В ней что-то есть от радуги, от капелек росы, В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы!

Слайд 6

Началось все со свистулек для забавы детей. Женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Утка – Марфутка Бережком идет, Уточек – марфуточек Купаться ведет. Что за чудо этот конь, Настоящий конь – огонь! Ах ты Петя-петушок, Красный, алый гребешок!

Слайд 7

ИНДЮК Вот индюк нарядный, Весь такой он ладный. У большого индюка Все расписаны бока. Индя-индя-индючок, Он похож на сундучок, Сундучок не простой – Красный, белый, золотой!

Слайд 8

Нянька В кокошнике няня, на руках Ваня, Скоро Ваня подрастешь? И хорош, и пригож.

Слайд 9

Стоит олень На стройных ногах, Вся краса У оленя в рогах! ОЛЕНЬ КАРУСЕЛЬ Белогривые лошадки Дружно скачут по площадке.

Слайд 10

ВСАДНИК НА КОНЕ Что за конь! Только тронь - Со всадником вместе ускачет верст за двести!

Слайд 11

КРАСНАЯ ДЕВИЦА Девица в венце, румянец на лице, Собой хороша, стоит не дыша.

Слайд 12

Мы игрушки знатные, Складные и ладные. Мы повсюду славимся, мы и вам понравимся!

Слайд 13

Кружочки, кисточки, полоски. Простой казалось бы узор! Но отвести не в силах взор!

Слайд 14

Веселая красная глина, кружочки, полоски на ней, козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней. Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребетня, собачки, гусары и рыбы. А ну назовите меня!



Предварительный просмотр:

МУ «Управление образования местной администрации городского округа Прохладный»

Учебно-методический кабинет.

Городское методическое объединение

воспитателей дошкольных учреждений

Фестиваль педагогических идей «Детское художественное творчество»

«Цветные ладошки»

Конспект занятия в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи».

Составитель: Устименко Екатерина Викторовна, старший воспитатель, 1 квалификационная категория, ДО №23 «Вишенка»  МОУ «СОШ №102 им. А.В. Крестьянинова».

Городской округ Прохладный

февраль

Тема: «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи».

Программные задачи: О – Продолжать знакомить детей с историей Дымковской игрушки, учить видеть её красоту и самобытность. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Закрепить навыки рисования основных элементов дымковской росписи. Упражнять в рисовании всем ворсом кисти и её концом.

Р – Развивать чувство ритма, цвета, композиции. Учить самостоятельно выбирать цвет для узора. Способствовать развитию творческих способностей, эстетического восприятия. Обогащать речь детей выражениями малых форм русского фольклора – свистульки, кокошник, девица.

В – Воспитывать и развивать интерес к изучению народных промыслов, прививать любовь и уважение к труду народных мастеров – умельцев. Учить получать радость от результатов коллективной работы.

Оборудование и материалы. Заготовки объемной дымковской игрушки – барыни, дымковские игрушки для выставки, иллюстрации дымковских игрушек, кисти трех размеров, гуашь, салфетки, модели цветовой гаммы и росписи дымковских игрушек. Аудиозапись народной музыки.

Ход занятия.

Выставка дымковских игрушек.

Воспитатель: сегодня, ребята мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были – везде встретим чудо – мастеров, умеющих превращать материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много.

Вот и Дымковская слобода, что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.

 Посмотрите, как здесь красиво! Сколько игрушек!

Дети подходят к выставке предметов народного декоративно – прикладного искусства, рассматривают игрушки.

Воспитатель:

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что – то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что – то есть о радости,

Гремящей как басы.

                   (В. Фофанов)

- Ребята, что общего у всех этих игрушек?

Дети: Они веселые, праздничные, нарядные, яркие.

Воспитатель: Как можно назвать их?

Дети: Это дымковские игрушки.

Воспитатель: Молодцы, правильно назвали. Давайте с вами вспомним, какие стихотворения народ сложил про дымковские игрушки.

Воспитатель берет в руки игрушку, а дети рассказывают о ней стихотворение:

1 ребенок:

Ой, люли, ой, люли!

Кони на лужок пошли.

Кони удалые,

Гордые, лихие.

2 ребенок:

Индя, индя, индючок,

Ты похож на сундучок,

Сундучок не простой,

Красный, белый, золотой.

3 ребенок:

Козоньки рогатые,

Козоньки богатые,

Ждем вас на дорожке,

Разомните ножки.

4 ребенок:

Петушок у нас горластый,

По утрам кричит он:

 - Здравствуй! –

На ногах его сапожки,

На ушах висят сережки,

На головке гребешок,

Вот какой он петушок!

5 ребенок:

Наши руки – крендельки,

Щечки, будто яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

6 ребенок:

Дымковские барышни

Всех на свете краше,

А гусары – баловни –

Ухажеры наши.

7 ребенок:

Посмотри, как хороша эта девица – душа,

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива!

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

Воспитатель: Ребята, а я знаю одну удивительную историю про дымковскую игрушку.

 - Далеко – далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро там вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе веселые и озорные люди. Они любили лепить из глины, обжигать в печи, а потом расписывать веселые, яркие, красочные игрушки – свистульки. Много их наделают за долгую зиму, а когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, веселые люди выносили свои игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села игрушки стали называть дымковскими.

Воспитатель: На выставке мы с вами побывали, а теперь я приглашаю вас в мастерскую дымковской игрушки.

- Мастера раскрашивали игрушки красками разных цветов. Подумайте и скажите, какие цвета они использовали?  А я, с помощью моделей напомню эти цвета. (Воспитатель выставляет модели цветов дымковской росписи).

Дети: красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, малиновый, черный.

Воспитатель: А какие узоры вы видели на дымковских игрушках? Модели также помогут вам их запомнить. (Дети называют, а воспитатель выставляет модели узоров).

Дети: Кружки, полоски, прямая линия, точка, волнистая линия, клетка, решетка.

Воспитатель: Молодцы, правильно назвали. Ребята, посмотрите! Гармонист вышел, приглашает барышень поплясать, хоровод поводить. Да что-то не спешат барышни в круг. Что случилось? А, платья у них не готовы! Давайте поможем барышням, разрисуем их платья. Постарайтесь сделать их яркими и нарядными.

Воспитатель закрепляет с детьми приемы рисования кистью: всем ворсом и её концом, использование кисточек разных размеров.

Дети приступают к работе. Звучит тихая народная мелодия.

В процессе самостоятельной работы  воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь.

Физминутка.

У Маланьи, у старушки               Хлопки в ладоши.

Жили в маленькой избушке        Сложить руки домиком.

Семь сыновей,                              Показать семь пальцев.

Все без бровей                              Очертить брови.

Вот с такими ушками,                  Показать уши.

Вот с такими носам                      Показать нос.

Вот с такой бородой.                    Показать бороду.

Они не пили, не ели,                     Одной рукой поднести ко рту

                                                        чашку, другой ложку.

На Маланью все глядели              Держа руки у глаз, похлопать

                                                         пальцами как ресницы.

И делали вот так.                           Показывают загадочные движения.

В конце занятия воспитатель предлагает поставить расписанных барышень в хоровод возле гармониста.

Воспитатель: Теперь барышни заведут веселый хоровод. Вот какие у них красивые наряды.

Дети устанавливают свои работы возле гармониста и вместе с воспитателем рассматривают их, отмечая какой узор и цвета использовали. Воспитатель не забывает похвалить каждого ребенка, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Воспитатель: Молодцы ребята, славно потрудились. В заключении послушайте стихотворение:

Хороша игрушка расписная,

Все поет, бесхитростна, светла,

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

Не потому ль игрушкой этой

Народ так свято дорожил,

Что он свое стремленье к свету

В фигурки яркие вложил?

                              (О. Левицкий)

Информационные источники:

1. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. М.: Просвещение, 1985.

2. Дьяконова Л. Дымковские глиняные расписные. Л.: Художник РСФСР, 1986.

3. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1975.

4. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. М.: Просвещение, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе "Дымковские игрушки. Нарядный индюк"

Занятие входит в блок по изучению народных промыслов....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....

Конспект занятия в старшей группе «Дымковская барыня»

Конспект НОД по рисованию «Дымковская барыня»в старшей группе...

Конспект занятия в старшей группе "Дымковская игрушка"

Конспект занятия в старшей группе "Дымковская игрушка"...

Конспект занятия в старшей группе "Дымковская лошадка"

Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу, природе, формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни...

Конспект занятия в средней группе "Дымковская игрушка"

Цель: Эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.Образовательные:закрепить знания о дымковской игрушке и ее орнаменте.активизация словаря: элементы росписи - точки, полоски, круги, во...