«Приёмы ознакомления детей дошкольного возраста с жостовской росписью»
учебно-методический материал по рисованию (подготовительная группа)
Познакомить детей с особенностями жостовской росписи, воспитывать у них интерес к этому замечательному виду искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_prezentatsii_zhostovsk.docx | 15.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 67»
«Приёмы ознакомления детей дошкольного возраста с жостовской росписью»
«Букеты сказочных цветов
глядят на нас с подносов звонких
И щёлк волшебных лепестков
и трепет трав в сиянии тонком…
Как удивительно тепло
и хмурый день наполнен светом,
когда в руках ожившим летом
горит такое мастерство».
Цель :Познакомить детей с особенностями жостовской росписи, воспитывать у них интерес к этому замечательному виду искусства.
Задачи:. Познакомить с декоративно-прикладным творчеством - уникальной Жостовской росписью по металлу.
Развить воображение, внимание, наблюдательность, фантазию.
Познакомить с технологическими приемами Жостовской росписи: свободный кистевой мазок, подмалевок , «тенежка», «прокладка», «бликовка», «чертежка.
Воспитать чувство любви к народной культуре и к традиционным прикладным искусствам.
История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости – Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. В 1830 году производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические кованые подносы, украшенные цветочной росписью. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.
В Жостове пишут на черном, красном, желтом и синем фоне, но самый распространенный, "классический" - это черный. Обычно в центре располагают крупные цветы, написанные яркими красками. Мелкие рисуют по краям , они делаются слегка затемненными и словно сливаются с фоном. В результате такой росписи и цветы и листья словно выступают из глубины.
Этапы росписи жостовских подносов
Грунтовка
Металлическую заготовку подноса грунтуют, шпатлюют, шлифуют и покрывают лаком. И выбирают цвет для фона. Чаще всего фон - чёрный, но может быть и белым, синим, красным.
Замалёвок
Начало и основа композиции будущего узора.
Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.
Тенёжка
Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»—созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.
Прокладка цветом
Один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.
Бликовка
Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.
Чертёжка
Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.
Привязка
Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Уборка краёв подноса
Украшение борта подноса, состоящие из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНОЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ РОСПИСЬЮ
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественн...
Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.
В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением в условиях...
методические рекомендации для воспитателей по ознакомлению детей дошкольного возраста с городецкой росписью
1. Познакомить детей с городецкой росписью и вызвать у них интерес к этому виду народного творчества.2. Создать условия для приобщения детей...
План по самообразованию по теме: «Формирование художественно – эстетической направленности у детей дошкольного возраста посредством росписи на ткани »
Роспись по ткани – очень древнее и вечно юное искусство. Никогда не выходят из моды уникальные рукотворные предметы интерьера и одежда, расписанная кистью художника. Ведущие потребности ребенка ...
Статья на тему « Использование нетрадиционных техник рисования в обучении детей дошкольного возраста декоративной росписи разных национальных культур»
В статье рассматриваются использования нетрадиционных техник рисования в обучении детей дошкольного возраста декоративной росписи разных национальных культур....
«Использование нетрадиционных техник рисования в обучении детей дошкольного возраста декоративной росписи»
Работа с родителями«Рябинка на черной полоске»...