Ознакомление детей дошкольного возраста с хохломской росписью (план-конспект)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Павлова Мария Артемьевна

*

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_hohloma_-_kopiya.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление детей дошкольного возрастас хохломской росписью (план-конспект)                                                

Павлова М.А.

Ознакомление детей с хохломской росписью в старшей группе осуществляется в соответствии с программой. Так, основным программным содержанием является следующее:

1) познакомить детей с хохломской росписью, историей хохломских изделий.

2) развивать у детей эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции.

3)показать красоту золотой хохломы,  преобладание в узорах: красного, золотого, зеленого, черного цветов.

4)вызвать желание изготовить изделие из соленого теста.

Для проведения занятий с детьми указанной группы используются словесные, наглядные и практические методы. Занятия проводятся с использованием  

демонстрационного материала: видеопроектор, посуда, игрушки и другие предметы с хохломской росписью, для каждого ребенка куски соленого теста.

Далее представим примерное содержание занятия  по ознакомлению детей с хохломской росписью:        

Дети сидят полукругом.

(На экране проектора изображение хохломской посуды)

Воспитатель в русском народном костюме обращается к детям(рассказ воспитателя):

Солнце яркое встает                  

Спешит на ярмарку народ        

А на ярмарке товары                  

Продаются самовары

Продаются чашки, ложки

И веселые игрушки.                      

Вы скажите мне: откуда

Появилось это чудо?

Это наши мастера,

Приготовили для вас.

Сколько радости для глаз

Выставляем на показ

И ведем про них рассказ.

Выросла золотая травка на чашке, ягода клюква поспела и золотая жар- птица клюет эту ягоду.

-Вы думаете эта сказка?

-Нет, ребята, это быль.

-Есть на Руси в заволжских дремучих лесах деревни и села. И есть там такое чудесное село под сказочным названием Хохлома. Это  старинное село, затерявшееся в глуши этих  лесов. Я приехала к вам из этого села. Зовут меня мастерица Мария. Живут в селе добрые мастера-умельцы.  Издавна из дерева они вырезали посуду, игрушки и расписывали их.

А деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкарив форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров. Росписью посуды занимались крестьяне, мастера, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Сёмино, Хрящи,  Кулигино. Мастера тонкой кисточкой наносили узор черной , красной, золотистой, зеленой краской. Изготовленные самими мастерами кисточки (из хвоста белки или шерсти кошки) были упругими и эластичными, позволяли делать и очень широкие мазки и очень тонкие линии. Расписанную вещь олифили и ставили закаливаться в горячую печь. Вот такие сказочно красивые получались изделия. А затем готовые изделия продавались  на ярмарке, в Хохломе.

Воспитатель

- Мы говорим «золотая» хохлома.

-Почему?

-Посмотрите какого цвета больше в хохломской росписи?

-Золотого, красного, черного, зеленого.

-Ребята, посмотрите какие ягоды рисуют хохломские мастера?

-На что они похожи?(смородина, клубничка, вишня, крыжовник).

В хохломской росписи мастера расписывали  изделия растительным орнаментом: травкой, ягодами, листьями, усиками.

«Травкой»называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками.

Главные элементы «травки»: «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик». «Осочки» — самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз. «Травинки»— это мазки с небольшим плавным утолщением. «Капельки» рисуют, прикладывая кисть к бумаге. «Усики» изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль. «Завитки» выполняют, как и «усики», только с легким нажимом в середине элемента.

Хохломская роспись –      

 Алых ягод россыпь,  

Отголоски лета                  

В зелени травы…                  

Рощи перелески

Шелковые всплески              

Солнечно-медовой                  

Золотой листвы.                      

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню                                                                                                                      

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий-

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома

-Я приглашаю вас стать мастерами.

 Мы с вами создадим свои игрушки. Мы  вылепим их из соленого теста

А затем, когда они высохнут мы их распишем

Воспитатель приглашает детей за столы, где лежат куски соленого теста на каждого ребенка

Дети с помощью воспитателя лепят хохломские игрушки из соленого теста.

Литература.

1.Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество.Москва «Просвещение», 1985г.

2.Методическое пособие для педагогов дошколных образовательных учреждений «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт- Петербург. Издательство «Детство- Пресс», 1999г.                                                        

3. Соломенникова О.А. « Радость творчества»-Москва:  Мозаика синтез, 2005г.                                                                                                                                    

4. Грибовская А.А. «Народное искусство и детское творчество» - Москва: «Просвещение», 2004г. 5. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности»- Москва: Мозаика-синтез, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНОЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ РОСПИСЬЮ

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественн...

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

методические рекомендации для воспитателей по ознакомлению детей дошкольного возраста с городецкой росписью

1.      Познакомить детей с городецкой росписью и вызвать у них интерес к этому виду народного творчества.2.      Создать условия для приобщения детей...

Конспект физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения» план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) по теме

ЗАДАЧИ:  продолжать учить детей  правильно вести себя на улицах города,  закрепить у ребят знания правил дорожного движения; углублять знания дошкольников о правилах дорожного движ...

Конспект физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения» план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) по теме

ЗАДАЧИ:  продолжать учить детей  правильно вести себя на улицах города,  закрепить у ребят знания правил дорожного движения; углублять знания дошкольников о правилах дорожного движ...

«Приёмы ознакомления детей дошкольного возраста с жостовской росписью»

Познакомить детей с особенностями жостовской росписи, воспитывать у них интерес к этому замечательному виду искусства....

План конспекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. "Валенка, да валенки"

дать детям представления о старинной обуви «Валенки», процессе их изготовления, их пользе...