Рабочая программа кружка "Весёлый художник"
календарно-тематическое планирование по рисованию (средняя группа)
В программе представлен все необходимые материалы для работы кружка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_hudozhnik_srednyaya_gruppa.docx | 43.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №4 комбинированного вида г.Бокситогорска»
Рабочая программа кружка «Весёлый художник»
(средняя группа)
Срок реализации программы: 1год
Воспитатель:
Кондратьева Наталия Станиславовна
г. Бокситогорск
2020-2021г.
Рабочая программа кружка «Весёлый художник»
(средняя группа)
Программа кружка «Весёлый художник», знакомит детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности. Программа рекомендуется для педагогов дошкольного образования.
Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображению. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Весёлый художник». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Цель: Развитие творчества у детей средствами нетрадиционных техник рисования через кружковую деятельность.
Задачи:
– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
– Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
– Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
– Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
– Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Нетрадиционные техники:
Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белая графика черным фломастером. Кляксография. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная. Использование манной крупы. Использование соли. Оттиск геометрических фигур. Рисовании по трафарету с творческим дополнением, объемная аппликация, аппликация из салфеток, оригами, пластилинография, рисование по наждачной бумаге, размывание черного фломастера водой.
Организация занятий кружка.
Одно занятие в неделю по 20 минут.
Материал: акварельные краски, гуашь; восковые и масляные мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; коктейльные трубочки; палочки или старые стержни для процарапывания; матерчатые салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти.
Оценка результативности программы проводится по методике Комаровой Т. С. «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».
Ожидаемый результат работы кружка:
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года и т. д.
Перспективный план кружка «Веселый художник»
Месяц | Задачи | Материал | Предварительная работа | |
Октябрь | 1 неделя -«Осень на опушке краски разводила» (печать листьев) | - Познакомить с новым видом изобразительной техники «печать листьев»; - воспитывать интерес к осенним явлениям природы; - развивать чувство композиции, цветовосприятия | -листья разных пород деревьев (4-5 видов), 2 альбомных листа, набор гуашевых красок, кисть, салфетки, репродукция И. Левитана | Наблюдение за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений об осени |
2 неделя -«Яблочный компот» (Штамп, рисование ватной палочкой) | -учить украшать вырезанную из белого картона банку, используя печатание яблоками; -учить использовать в рисовании ватные палочки для изображения ягод смородины; -учить украшать поделку | -вырезанные силуэты банок из белого картона,гуашь, яблоки, ватные палочки, кисти,для украшения: салфетки, тесьма | Сбор яблок на участке | |
3 неделя- «Ветка рябины» (рисование пальчиками) | - Учить анализировать натуру, выделять ее признаки, особенности; - познакомить с техникой пальчикового рисования | -альбомный лист в форме овала, тонированный черной гуашью, гуашь, гроздь рябины | Наблюдение за рябиной во время прогулок |
Месяц | Задачи | Материал | Предварительная работа | |
Октябрь | 4 неделя – «Осенние мотивы» (раздувание краски) | - Познакомить с новым способом изображения – раздувание краски, показать его выразительные особенности; - помочь освоить новый способ изображения; - развивать воображение, фантазию, мышцы рта. | -репродукции с осенним пейзажем, 2 альбомных листа, трубочка от коктейля, гуашь | Рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами, разучивание стихов об осени, игры с листьями на прогулке |
Ноябрь | 1 неделя – «Колючая сказка» (рисование штрихом) | - Обучить ритмичному нанесению штриховки; - учить изображать качественные признаки рисуемых объектов «колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели; - развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном в разных направлениях без просветов | -репродукции с изображением ежа, альбомный лист, простой карандаш. | Чтение рассказов М. Пришвина, Е. Чарушина «Еж», рассматривание картины «Ежи». |
2 неделя – «Плюшевый медвежонок» (рисование поролоном) | - Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоном, губкой; - учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа; - побуждать детей передавать в рисунке образ игрушки; | -детские игрушки, альбомный лист, простой карандаш; набор гуашевых красок; 2 кусочка поролона, губки; тонкая кисть; | Рассматривание игрушек и составление описательных рассказов о них на занятиях по развитию речи | |
3 неделя «Царство грибов» (рисование манной крупой) | -ознакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы; - продолжать учить детей работать с красками; - воспитывать интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать новое | -картон или плотный ватман; клей ПВА; кисти разных размеров; простой карандаш; ластик; гуашь, краски; манная крупа; банка с водой | Рассматривание грибов, познакомить с манкой как с материалом для рисования. | |
4 неделя – «Цветик - семицветик» (смешивание цветов) | - Расширять знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков; - закреплять представления детей о цветовом многообразии, навыка закрашивания внутри контура | - спектральный круг; альбомный лист с контурным изображением цветка; набор гуашевых красок; палитра | Рассматривание иллюстраций с изображением радуги, закрепление знания последовательности расположения цветов в радуге | |
Месяц | Задачи | Материал | Предварительная работа | |
Декабрь | 1 неделя – «Зимние напевы» (набрызги) | - Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги»; - вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; - обогащение речи детей эмоционально окрашенной лексикой. | -репродукции с зимним пейзажем; альбомный лист с готовым фоном; набор гуашевых красок; зубная щетка; карандаш | Подготовка фона для предстоящей работы, наблюдение за зимней природой во время прогулок, чтение и разучивание стихов о зиме, рассматривание картин о зиме, беседа с детьми на тему «Какого цвета зима?» |
2 неделя – «Дед Мороз» (рисование солью) | - Обучить новому приему: присыпание солью по мокрой краске; - закрепить умения рисовать фигуру персонажа, передавая форму частей, их расположение; - закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску; - побуждать детей к творческой активности | игрушка Буратино; альбомный лист; набор гуашевых красок; стаканчик с водой; соль в солонке | Разучивание стихов о Дед Морозе, чтение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», рассматривание иллюстраций с изображением Деда Мороза | |
3 неделя- «Укрась варежки» (тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками) | -совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью; -учить украшать варежки, используя ватные палочки; -развивать чувство ритма, цвета | -листы бумаги, гуашь, жесткие кисти, ватные палочки. | Рассматривание узоров из серии картинок «Декоративно-прикладное исскуство» | |
4 неделя- « Елочка пушистая, нарядная» (тычок жесткой полусухой кистью) | -упражнять в технике рисования тычком, полусухой жесткой кистью; -продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура | -листы бумаги, цветная гуашь, жесткие кисти | ||
Месяц | Задачи | Материал | Предварительная работа | |
Январь | 1 неделя – «Морозный узор» (техника набрызга и вытягивание нитки) | - Помочь освоить метод спонтанного рисования; - вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы; - развивать воображение, творчество, зрительную наблюдательность, способность замечать необычное | - лист синего цвета; соломинки для коктейлей; акварельные краски; нитки | Наблюдение за зимними узорами на окнах в зимнее время |
2 неделя – «Витражи для окошек в избушке Зимушки – Зимы»» (клеевые картинки – техника выполнения витражей) | - Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения; - выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях; - закрепить умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон белой гуашью | - Репродукции с зимними пейзажами; альбомный лист; набор гуашевых красок; палитра; простой карандаш; клей ПВА; салфетка | Чтение сказки Андерсена «Снежная королева», рассматривание репродукций с зимними пейзажами. | |
3 неделя- | - Познакомить с техникой ниткография; -учить рисовать в данной технике; -развивать воображение, ассоциативное мышление | Листы бумаги, гуашь, нитки | Рассматривание репродукций с зимними явлениями природы | |
4неделя- «Дед Мороз» (аппликация из ваты) | -учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка | -цветной картон синего цвета (по количеству детей), комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза | Рассматривание иллюстраций с изображением Деда Мороза | |
Месяц | Задачи | Материал | Предварительная работа | |
Февраль | 1 неделя – «Рисуем по шаблону» (шаблонография) | - Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм; - научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон; - расширять представление детей о строении сложных предметов; - развивать мелкую моторику рук | Альбомный лист, набор шаблонов геометрических фигур разного размера, простой карандаш, набор цветных карандашей, набор геометрических фигур разного размера и цвета, картинки – разгадки | Тренировочный прием: создание разных объектов из геометрических фигур на фланелеграфе. |
2 неделя – «Ожившая сказка» (ожившие предметы) | - Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка; - развивать образную память, воображение, творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта | - Альбомный лист, простой карандаш, цветные карандаши | Чтение отрывка из сказки Дж. Родари «Чиполлино», чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи» | |
3неделя-«Снегири на ветке» (тычок полусухой жёсткой кистью + крупа) | - учить передавать образ птицы в рисунках, используя технику тычка; -развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие; -учить рисовать снегирей, используя метод тычка | Листы бумаги, цветная гуашь, жесткие кисти, крупа | Беседа о перелетных и зимующих птицах, рассматривание снегиря | |
4неделя- «Портрет солдат» (восковые мелки + акварель) | Закрепить умение детей рисовать в технике «свеча+акварель». Учить детей рисовать по представлению; рассматривать, - учить детей работать свечой (или белым восковым мелком). | Альбомные листы, акварель, кисти, восковые мелки | Презентация фильма о солдатах и их подвигах | |
МЕСЯЦ | ЗАДАЧИ | МАТЕРИАЛ | ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА | |
Март | 1неделя-«Мимоза» (тычком + набрызг + аппликация | Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки. | Листы бумаги, цветная гуашь, жесткие кисти, | Рассматривание ветки мимозы |
2 неделя – «Веселые кляксы» (кляксография) | - Познакомить с новым способом изображения – кляксография; - учить дорисовывать детали объектов полученных в ходе спонтанного изображения для придания им законченности и сходства с реальными образами; - развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности, поощрение детского творчества | - Альбомный лист; дополнительный лист; гуашь; набор фломастеров; кисть; салфетка | Рассматривание водорослей в аквариуме. | |
3 неделя – «Красивые картинки из разноцветной нитки» (рисование нитками) | - Познакомить с новым способом рисования; - учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой; - учить выкладывать нить точно по нарисованному контуру; - развивать цветовосприятие, умение подбирать соответствующие цветовые сочетания; - развивать мелкую моторику рук. | - Альбомный лист с готовым фоном; простой карандаш; клей ПВА; разноцветные нитки; набор фломастеров; ножницы; салфетка; фартук. | Тренировочный прием по выкладыванию рисунка цветными нитками на бархатной бумаге. | |
4 неделя- «Ранняя весна» (по – мокрому) | -Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью; -развивать эстетическое восприятие весеннего пейзажа; -создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений; -развивать творческое воображение | - Альбомный лист; гуашь; набор фломастеров; кисть; салфетка | Репродукции картин на тему «Весна» | |
Месяц | Задачи | Материал | Предварительная работа | |
Апрель | 1 неделя – «Космический пейзаж» (способ граттаж) | - Обучить новому способу – граттажу; - воспитывать стремление к познанию окружающего мира; - формировать умение получения четкого контура рисуемых объектов; - развивать мелкую моторику рук | - Альбомный лист с готовой основой под граттаж; заостренная палочка | Беседа о космосе, первом космонавте Ю. Гагарине, чтение рассказа «Первый полет» А. Митяева. |
2 неделя – «Пейзаж у озера» (монотипия) | - Познакомить с новой техникой изображения пейзажа – монотипией; - закрепить знания детей об окружающем мире; - развивать умение детей создавать композицию. | - Иллюстрация с пейзажем «Отражение в озерке»; альбомный лист с готовой линией сгиба (верхняя часть тонирована голубым цветом, нижняя – синим); акварельные краски; | Индивидуальный тренировочный прием «Что отразилось в моем зеркальце?», наблюдение за отражением предметов в лужице, просмотр мультфильма «Крошка Енот». | |
3неделя- «Сказочная поляна» (монотипия предметная) | -Учить изображать распускающие деревья, цветы; -развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту | - Альбомный лист; гуашь; набор фломастеров; кисть; салфетка | ||
4неделя- «Закат солнца в пустыне» (акварель + цветная соль) | Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения; -учить создавать изображение с помощью соли, самостоятельно дорисовывать полученное изображение для получения заката солнца | альбомный лист; набор гуашевых красок; стаканчик с водой; соль в солонке | Подготовка цветной соли для работы | |
Месяц | Задачи | Материал | Предварительная работа | |
Май | 1 неделя – «Салют» (проступающий рисунок) | - Формировать у детей представления о подвиге народа во время Великой Отечественной войны; - закрепление свойств разных материалов, используемых в работе: акварель, восковые мелки; - усвоение навыка проведения непрерывных линий; - развитие композиционных навыков, пространственных представлений | - Репродукция с изображением салюта; альбомный лист; набор восковых мелков; акварельные краски; кисть; стаканчик с водой; салфетка | Беседа с детьми о Дне Победы, чтение рассказов Л. Кассиля «Твои защитники» |
2 неделя – «Черемуха» (рисование методом тычка) | - Познакомить с техникой рисования тычком; - формирование чувства композиции; - расширять знания детей об окружающем мире; - познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи. | - Ветка черемухи (рисунок); альбомный лист с черным фоном; | Наблюдение за цветущей черемухой во дворе, в парке. | |
3неделя- «Вот и лето пришло» (роспись на камушках) | Учить делать изображения на камне; -развивать воображение и творчество | набор гуашевых красок; 2-3 ватные палочки; салфетка | Сбор и подготовка камней для росписи | |
4неделя- «Красивые бабочки» | Совершенствовать технику рисования ладошкой; -учить украшать бабочку, используя ватные палочки; -развивать чувство цвета | Листы бумаги, гуашь, кисти, ватные палочки. | Наблюдения в природе за полетом и разнообразием бабочек. Серия картинок «Бабочки» |
Список литературы:
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 - Москва, 2007.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2 – Москва, 2007.
- Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий – ТЦ Сфера, 2006.
- Никитина Л.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду – КАРО, 2010.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. (Серия «Библиотека воспитателя») – ТЦ Сфера, 2011.
- Общеобразовательная программа дошкольного образования « Детство» Т.И. Бабаева, З. А. Михайлова, А.Г. Гогоберидзе.
- Р.Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
- К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.
- И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа
- И.А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития
- Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Юный художник"
АКТУАЛЬНОСТЬ. В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами тех...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для одаренных детей «Каждый ребенок-художник» на 2015-2018г.г
Данная ПРОГРАММА создана для работы с художественно-одаренными детьми. Но материал можно использовать при проведении НОД по теме "Знакомство с пейзажем", "Сюжетное рисование по литературным произведен...
Рабочая программа дополнительного образовательного кружка. «Маленький художник».
рабочая программа...
Аннотация к рабочей программе "Юные художники"
Нетрадицинные техники рисование...
Аннотация к рабочей программе "Юные художники"
Нетрадиционные техники рисования...
Рабочая программа «Юный художник» для детей 2-3лет
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности(работа с разными художественными материалами, инструментами и новыми интересными техниками рисования) и на...
Рабочая программа «Весёлый художник»
для детей 5-7 лет, нетрадиционная техника рисования...