Рабочая программа кружка «Радуга красок» по изо деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей младшей группы
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Солоид Алёна Николаевна

кружковая деятельность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_izo.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

Центр развития ребёнка  - детский сад № 31

Рабочая программа кружка «Радуга красок»

по изо деятельности с использованием

нетрадиционных техник рисования

для детей младшей группы

                                                                 

        Автор программы:

воспитатель  Солоид А.Н.

2019г.

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

  Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает   у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Радуга красок». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятия, проведенные в игровой форме, превращаются в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

1.2.Актуальность темы

 В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности.  В ФГОС отмечено, что одна из задач художественно – эстетического развития – реализация самостоятельной творческой деятельности. Как показывает практика, с помощью только традиционных форм в изобразительной деятельности нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.    

            Таким образом, актуальность проблемы по развитию художественного творчества детей   видится в новых инновационных подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного, радостного творчества,  возможность экспериментирования с материалом, смелость и неповторимость в изображении. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самореализации в творческой работе.

1.3.Цель:  -  развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

1.4.Задачи:

 Образовательные:

- Познакомить детей с разными видами нетрадиционных техник рисования.

- Учить самостоятельно рисовать, используя пальчики, ладони, печатки.

Развивающие:

- Развивать  эстетические чувства, чувство цвета, ритма.

- Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- Воспитывать  устойчивый  интерес к рисованию нетрадиционными способами.

- Воспитывать чувство радости при восприятии созданных рисунков.

1.5.Планируемы результаты:

Дети научатся  самостоятельно применять различные виды  нетрадиционных техник  рисования для  получения выразительного образа, свободно воплощать свои замыслы.  У дошкольников возрастет интерес к художественной деятельности, появится желание к самовыражению. Что, несомненно, будет способствовать развитию творческих способностей детей.

2. Содержательный раздел

2.1.Основные  принципы работы с детьми:

  •    Принцип от простого к  сложному, где предусмотрен переход от простых техник рисования к  более сложным.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память,  поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
  • Вариативность. (Вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности).

2.2.Методы и приемы:

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятель-ность, но и фантазию, и творчество. Данный метод направлен на самостоятельное выполнение всей работы.

 2.3.Организационно-методические пояснения

по проведению занятий с детьми 3-4 лет 

Занятия проводятся  по подгруппам в игровой форме один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий с детьми 3-4 лет составляет 10-15 минут.  

2.4.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- проведение выставок детских работ;

- проведение открытого мероприятия;

- проведение мастер-класса среди педагогов;

- проектная деятельность.

Нетрадиционные техники рисования.

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск печатками из картофеля

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

2.5.Материал:

– акварельные краски, гуашь;

– ватные палочки;

– печатки из овощей;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

– кисти с жесткой щетиной.

3.Организационный раздел

3.1Список воспитанников

1.

Важенина Вика

2.

Волков Тимур

3.

Григорьева Саша

4.

Григорьева Варя

5.

Егорова Алина

6.

Крупский Дима

7.

Козырев Миша

8.

Лунько Ярослав

9.

Маманова Лена

10.

Мальцева Саша

11.

Охрименко Аня

12.

Рейз Настя

13.

Репенко Матвей

14.

Самозван Ариша

15.

Савенко Катя

16.

Тронько Полина

17.

Храмов Ярослав

18.

Чухно Вика

19.

Чайковский Артём

20.

Штергер Вика

21.

Юрченко Дима

3.2. количество занятий

Количество занятий

неделя

месяц

год

Радуга красок

1 раз

4 раза

36 раз

3.3.Перспективный план по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в младшей группе.

№ п/п

Тема

Техника

Задачи

Сентябрь

1.Цветные пальчики.

2.Бабочки.

Рисование пальчиками

1.Познакомить  с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить создавать рисунки кончиками пальцев.

 2.Развивать мелкую моторику рук.

 3.Воспитывать желание, интерес к ри-сованию.

Октябрь

1.Дождик, дождик, пуще.

2.Ветка рябины.

3.Мухомор.  

4.На морском дне.

Рисование пальчиками

1.Учить использовать точку как средст-во выразительности.

 2. Развивать  эстетические чувства, чувство цвета, ритма.

  3. Воспитывать чувство радости при восприятии созданных рисунков.

Ноябрь

1.Звездочки на небе.

2.Разноцвет-ные мячики.

3.Сарафан для Арины.

4. Чашка  для мамы.        

Рисование ватными

палочками

1.Учить детей создавать ритмические композиции.

 2. Развивать умение аккуратно рабо-тать ватной палочкой.

3. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Декабрь

1.Снег идет.

2.Елочные игрушки.

3.Новогодняя елка.

4.Рукавичка для Деда Мороза.

Рисование пальчиками

1. Учить  рисовать кончиками пальцев.

2.Развивать мелкую   моторику, речь.

3.Воспитывать чувство прекрасного, желание работать самостоятельно.

Январь

1.Цветные ладошки.

2. Январь Елочка – красавица.

3.Солнышко.4. Рыбки в аквариуме.        

Рисование ладошками

1.Учить использовать ладошку для соз-дания изображения.

2.Развивать чувство цвета, композиции.

3.Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

Февраль

1. Снегопад за окном.

2. Бусы для Кати.

3. Кошка.

4. Веселый снеговик.

Метод тычка

1.Учить рисовать методом тычка.  

 2.Развивать образное восприятие.

 3.Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

Март

1.Веточка мимозы.

2.Букет для мамы.

3.Цыплята на лугу.

4. Салют.        

Метод тычка

1.Учить рисовать методом тычка.   2.Развивать мелкую моторику,  речь.

3.Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Апрель

1.Воздушные шарики.

2.Кубики.

3.Башня.

4. Ягоды на тарелке        

Штампы

1.Учить рисовать с помощью штампов из картофеля.

 2.Развивать чувство композиции.    3.Воспитывать самостоятельность, уве-ренность, инициативу в освоении новых материалов и способов работы с ними.

Май

1.Божья коровка.

2.Гусеница.        

3.Цветы.

4. По замыслу        

Штампы

1. Учить аккуратно прикладывать штампы к листу бумаги.

 2.Развивать воображение.

 3.Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в ри-сунке.

 

3.4. Список  литературы

1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

2. Баранова Е. В., Савельева А. М.  От навыков к творчеству - Мозайка – Синтез М., 2009.

3.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М., 2007.

4. Дьяченко И. И., Жукова О. Г.  «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».

5. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. – С. 48 – 50.

6. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.

7. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет.- М.,2009.

8. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет.- М.,2009.

9. Комарова Т.С.  Детское художественное творчество -  Мозайка – Синтез М., 2008.

10.  Лебедева Е. Н.  Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников.

11.  Страунинг А. М.Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности.

12. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет, - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.

13.  Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Радуга красок» по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей младшей группы

Рабочая программа по изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Данная программа подойдет в качестве дополнительного образования по изодеятельности с использованием нетрадици...

Рабочая программа кружка "Радуга красок"

Рабочая программа кружка нетрадиционных техник рисования "Радуга красок" для детей дошкольного возраста 4-7 лет....

Рабочая программа кружка "Радуга красок"

Данная рабочая программа кружковой деятельности является нормативным документом МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 1 «Жар-птица», характеризующим систему организации...

Дополнительная рабочая программа кружка "Радуга красок"

Основная цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей ,мелкой моторики через нетрадиционную технику изображения....

Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию «Мастерская Самоделкина» (Нетрадиционные техники рисования) в старшей группе №11 «Колокольчик»

Пояснительная записка.В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде  всего обогащает его п...

Рабочая программа кружка по развитию речи «Использование народного творчества в развитии речи Детей младшего дошкольного возраста»

Цель программы:формировать умение выразительно читать стихи, потешки, участвовать в показе спектаклей; познакомить с разновидностями пальчиковых игр.Задачи:Обучающие:1.Знакомить детей с устным народны...