Рабочая программа кружка «Радуга красок» по изо деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей младшей группы
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка - детский сад № 31
Рабочая программа кружка «Радуга красок»
по изо деятельности с использованием
нетрадиционных техник рисования
для детей младшей группы
Автор программы:
воспитатель Солоид А.Н.
2019г.
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Радуга красок». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятия, проведенные в игровой форме, превращаются в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
1.2.Актуальность темы
В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. В ФГОС отмечено, что одна из задач художественно – эстетического развития – реализация самостоятельной творческой деятельности. Как показывает практика, с помощью только традиционных форм в изобразительной деятельности нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.
Таким образом, актуальность проблемы по развитию художественного творчества детей видится в новых инновационных подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного, радостного творчества, возможность экспериментирования с материалом, смелость и неповторимость в изображении. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самореализации в творческой работе.
1.3.Цель: - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
1.4.Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с разными видами нетрадиционных техник рисования.
- Учить самостоятельно рисовать, используя пальчики, ладони, печатки.
Развивающие:
- Развивать эстетические чувства, чувство цвета, ритма.
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Воспитывать устойчивый интерес к рисованию нетрадиционными способами.
- Воспитывать чувство радости при восприятии созданных рисунков.
1.5.Планируемы результаты:
Дети научатся самостоятельно применять различные виды нетрадиционных техник рисования для получения выразительного образа, свободно воплощать свои замыслы. У дошкольников возрастет интерес к художественной деятельности, появится желание к самовыражению. Что, несомненно, будет способствовать развитию творческих способностей детей.
2. Содержательный раздел
2.1.Основные принципы работы с детьми:
- Принцип от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых техник рисования к более сложным.
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
- Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
- Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
- Вариативность. (Вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности).
2.2.Методы и приемы:
1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;
2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;
3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии;
4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятель-ность, но и фантазию, и творчество. Данный метод направлен на самостоятельное выполнение всей работы.
2.3.Организационно-методические пояснения
по проведению занятий с детьми 3-4 лет
Занятия проводятся по подгруппам в игровой форме один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий с детьми 3-4 лет составляет 10-15 минут.
2.4.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- проведение выставок детских работ;
- проведение открытого мероприятия;
- проведение мастер-класса среди педагогов;
- проектная деятельность.
Нетрадиционные техники рисования.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск печатками из картофеля
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
2.5.Материал:
– акварельные краски, гуашь;
– ватные палочки;
– печатки из овощей;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
– кисти с жесткой щетиной.
3.Организационный раздел
3.1Список воспитанников
1. | Важенина Вика |
2. | Волков Тимур |
3. | Григорьева Саша |
4. | Григорьева Варя |
5. | Егорова Алина |
6. | Крупский Дима |
7. | Козырев Миша |
8. | Лунько Ярослав |
9. | Маманова Лена |
10. | Мальцева Саша |
11. | Охрименко Аня |
12. | Рейз Настя |
13. | Репенко Матвей |
14. | Самозван Ариша |
15. | Савенко Катя |
16. | Тронько Полина |
17. | Храмов Ярослав |
18. | Чухно Вика |
19. | Чайковский Артём |
20. | Штергер Вика |
21. | Юрченко Дима |
3.2. количество занятий
Количество занятий | неделя | месяц | год |
Радуга красок | 1 раз | 4 раза | 36 раз |
3.3.Перспективный план по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в младшей группе.
3.4. Список литературы
1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
2. Баранова Е. В., Савельева А. М. От навыков к творчеству - Мозайка – Синтез М., 2009.
3.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М., 2007.
4. Дьяченко И. И., Жукова О. Г. «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».
5. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. – С. 48 – 50.
6. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
7. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет.- М.,2009.
8. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет.- М.,2009.
9. Комарова Т.С. Детское художественное творчество - Мозайка – Синтез М., 2008.
10. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников.
11. Страунинг А. М.Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности.
12. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет, - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
13. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: Сфера, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Радуга красок» по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей младшей группы
Рабочая программа по изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Данная программа подойдет в качестве дополнительного образования по изодеятельности с использованием нетрадици...
Рабочая программа кружка "Радуга красок"
Рабочая программа кружка нетрадиционных техник рисования "Радуга красок" для детей дошкольного возраста 4-7 лет....
Рабочая программа Кружка «Радуга красок» по художественно – эстетическому развитию (изобразительное искусство) с использованием нетрадиционных техник рисования в средней группе на 2015 – 2016 учебный год
Кружок по художественно – эстетическому развитию...
Рабочая программа кружка "Радуга красок"
Данная рабочая программа кружковой деятельности является нормативным документом МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 1 «Жар-птица», характеризующим систему организации...
Дополнительная рабочая программа кружка "Радуга красок"
Основная цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей ,мелкой моторики через нетрадиционную технику изображения....
Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию «Мастерская Самоделкина» (Нетрадиционные техники рисования) в старшей группе №11 «Колокольчик»
Пояснительная записка.В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его п...
Рабочая программа кружка по развитию речи «Использование народного творчества в развитии речи Детей младшего дошкольного возраста»
Цель программы:формировать умение выразительно читать стихи, потешки, участвовать в показе спектаклей; познакомить с разновидностями пальчиковых игр.Задачи:Обучающие:1.Знакомить детей с устным народны...