Рабочая программа кружка "Радуга красок"
рабочая программа по рисованию на тему

Рахманова Людмила Рафаиловна

Рабочая программа кружка нетрадиционных техник рисования "Радуга красок" для детей дошкольного возраста 4-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_raduga_krasok.docx215.9 КБ

Предварительный просмотр:

        Министерство образования Московской области

Управление образования Дмитровского городского округа

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 57 «Одуванчик»

     РЕКОМЕНДОВАНО                                                                      СОГЛАСОВАНО:

     педагогическим советом                                                            старший воспитатель

     МДОУ № 57 «Одуванчик»                                                      МДОУ №57 «Одуванчик»

п   протокол №____                                                                      ___________Свидерская А.В

от «___»_____20___г.                                                    

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МДОУ № 57 «Одуванчик»

__________________Степанова Н.В.

Приказ №_____от «____»_____20____г.

              Дополнительная образовательная программа    кружка

по художественному развитию

нетрадиционные техники рисования

«Радуга красок»

Возраст детей: 4-7 лет

Срок реализации программы: 3 года

 paint-palette-761

 

                           

        РАЗРАБОТАЛА:

                                                                                              воспитатель Рахманова Л.Р.  

В                                                                                                    

пос. сов-за Останкино

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Перспективный план занятий средняя группа

Перспективный план занятий старшая группа

Перспективный план занятий подготовительная к школе группа

Список использованной литературы

Программа рассчитана : на детей среднего и старшего дошкольного возраста

Срок реализации: 3 года

Год разработки: 2016 - 2019

Автор: Рахманова Людмила Рафаиловна

Воспитатель МДОУ № 57 «Одуванчик»

Пояснительная записка

          Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

          Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого – изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Мы -волшебники» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность  программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость программы

         Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

        Нетрадиционные техники рисования – это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс – это настоящее чудо. “В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь”

Педагогическая целесообразность

       Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

         Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

 Вся деятельность в разработанной мной программе носит творческий характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:

-Развивает уверенность в своих силах

- Способствует снятию детских страхов.

-Учит детей свободно выражать свой замысел.

-Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

-Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.

-Развивает мелкую моторику рук.

-Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

-Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

-Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебная кисточка» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель:

Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.

- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах  для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.

Детей среднего дошкольного возраста:

тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография обычная;

пластилинография

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Методические рекомендации

       Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Режим занятий:

Средняя группа - количество  занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в средней группе  -20 мин

 Старшая  группа - количество  занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в старшей  группе  -25  мин.

Подготовительная к школе группа –количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год -36 занятий. Длительность занятия в подготовительной к школе группе – 30 мин.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы

Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:

-Проведение выставок детских работ

-Проведение открытого мероприятия

-Проведение мастер-класса среди педагогов

Содержание программы :

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Для развития творческих способностей используются  нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное изображение , физ. минутки, пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия, использование художественного слова итп.

Этапы работы:

 На 1 этапе – репродуктивном ведется  активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На 2 этапе - конструктивном ведется  активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.

На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют  нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.

Средства: 

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- самостоятельная деятельность детей;

- предметно-развивающая среда.

 В программе используются различные

 методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

 метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

 словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения);

 эвристический (развитие находчивости и активности);

 частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

 сотворчество;

мотивационный (убеждение, поощрение);

жест руки.

Структура занятий программы :

 - Мотивация детей.

С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно- игровая форма преподнесения материала. Главный игровой персонаж программы сказочкая Кисточка расколдовав которую с помощью шуточного заклинания ребята отправляются с ней в удивительную страну Чудес Нетрадиционного рисования . Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность.  Педагог  выступатает  в роли Художницы,прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.

Пальчиковая гимнастика.

Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием  художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно использовать различные художественные и бросовые материалы для своего творчества.

Художественно-изобразительная  деятельность.

Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искуства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: нетрадиционном рисовании,  дизайн-творчестве.

Выставка - презентация  детских работ.

Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.

Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по нетрадиционным  техникам  рисования, изготовление самодельных инструментов для изотворчества.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, папки-передвижки , информационные стенды, показ открытых занятий,  семинары-практикумы, мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования , выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети)  и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

В программе широко используются технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, DVD и др.

Условия реализации программы

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

- Наборов разнофактурной бумаги.

- Дополнительного материала ( природного, бытового, бросового).

- Художественно-изобразительного материала.

-  Нетрадиционных инструментов для художественного творчества.

- Образцов рисунков по различным  нетрадиционным техникам ;

-  Демонстрационного  наглядного  материала .

Ожидаемый результат:

- Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

- Расширение и обогащение художественного опыта.

- Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

- Развитие творческой  активности на занятиях, самостоятельности .

- Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.

- Развитие креативновности.

- Индивидуальный «почерк» детской продукции.

- Способность к активному усвоению художественного опыта.

- Развитие общей  ручной  умелости .

- Нахождение  адекватных выразительно-изобразительных  средств для создания художественного образа.

- Склонность к экспериментированию  с разными художественными материалами и инструментами.

 -  Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.

 -  Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.

 Диагностика

К концу года умения детей  должны расшириться и совершенствоваться.  Существует много  тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка. Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике . Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе.  По желанию дети забирают  работы домой.

Рисунки , выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.

В разработанной мной программе используется следующая диагностика

Тема исследования: «Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками».

Целью исследовательской работы является:

-изучение механизмов  формирования и развития  художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

-выявления уровня художественного развития в изобразительной деятельности

Методы исследовательской работы:

-наблюдение – древнейший метод познания, научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или другого явления;

-эксперимент – основной метод исследовательской работы, вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выполнения действий;

-диагностика и тестирование – подбор задач и вопросов, которые служат для проведения сравнительно кратковременных одноразовых испытаний, а также с целью коррекции творческих отклонений;

-анализ продуктов деятельности – один из методов психологи, изучающей детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка;

-метод исследования личности – совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека.

Задачи исследовательской работы:

- проведение исследовательской работы по выявлению художественно-творческих  способностей детей в старшем дошкольном возрасте в технике живописи;

- разработка путей развития творческих способностей в области рисования нетрадиционными техниками;

- апробирование инновационных техник в живописи для развития художественно-творческих  способностей старшего дошкольного возраста.

 Подобраны критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей в области рисования красками.

Основные направления изучения художественно-творческих способностей:

1) способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения;

2) способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений;

3) способность рационально применять различные нетрадиционные  техники

и рисовать живописными материалами, используя цвет.

Приоритетным направлением в диагностике развития способностей в живописи  является  способность создания художественного образа с помощью цвета и применения различных нетрадиционных  техник живописи.

Исследовательская работа состоит из трех этапов:

1) констатирующий;

2) формирующий;

3) итоговый.

Методы оценки результативности программы:

Количественный анализ:

посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы.

Качественный анализ:

формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в КВНах по ИЗО  , детские выставки в детском саду и за его пределами, участие детей в муниципальных конкурсах рисунков , показ открытых занятий для педагогов района ,создание  журнала образцов - нетрадиционных техник рисования «Чем мы только не рисуем ».

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.

Программа может быть использована в работе кружков изодеятельности творческих мастерских , как специализированная, для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию, а также в рамках работы образовательных программ по разделу «Художественно-эстетическое воспитании» с целью ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования. Программа прошла успешную апробацию в нашем ДОУ.

Виды деятельности:

Нетрадиционные техники рисования

- РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ

- ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ

- РИСОВАНИЕ СТРУЁЙ ВОЗДУХА (раздувание краски )

- ПРОСТУПАЮЩИЙ РИСУНОК

- РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

- РИСОВАНИЕ ЛАДОШКОЙ

- ПЕЧАТАНИЕ ОВОЩНЫМИ ПЕЧАТКАМИ (картофелем, морковью)

- КЛЯКСОГРАФИЯ

- РИСОВАНИЕ МЯТОЙ БУМАГОЙ

- МОНОТИПИЯ

Перспективный план занятий кружка «Радуга красок»

в средней группе

СЕНТЯБРЬ

Nп/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Диагностика

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

2

Укрась платочек

Оттиск пробкой. Рисование пальчиками

Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма.

Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3

Осеннее дерево

Оттиск печатками из ластика

Познакомить с приемом печати печатками. Воспитать у ребенка художественный вкус.

4

Осенний букет

Печатание листьями

Познакомить с приемом печати  листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус

 

ОКТЯБРЬ

Nп/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Заготовка на зиму «Компот из яблок»

Оттиск  печаткой из яблока

Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Улитка

 

Рисование восковыми мелками, солью

Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3

Грибы в лукошке

Оттиск печатками (шляпка-картон), рисование пальчиками

Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

4

Цыпленок

Рисование с помощью риса, ватные палочки

Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

5

Два петушка

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус.

НОЯБРЬ

Nп/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Рябинка

Рисование пальчиками

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Мои любимые рыбки

Рисование ладошками

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (рыбки). Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3

Первый снег

Оттиск печатками из салфетки

Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью  техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

4

Цыпленок

Гуашь, ватные диски, палочки

Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

ДЕКАБРЬ

N

п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Зимний лес

 

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Мои рукавички

Оттиск печатками рисование пальчиками

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3-4

Овечка

 

Кисть щетина, салфетка, рисование пальчиками

Учить тонировать лист, промакивать салфеткой (изображая облака, шерсть), учить детей техникой рисования тычком полусухой кистью. Закрепить умение рисовать пальчиками. Воспитать у ребенка художественный вкус.

ЯНВАРЬ

N

п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Ёлочка пушистая, нарядная

Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

2

Снежок

 

Рисование свечой, акварель

Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус.

3

Снеговичок

 

Комкание бумаги (скатывание)

 

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

ФЕВРАЛЬ

N

п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Чашка

 

Оттиск печатками, печать по трафарету, ватные палочки

Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

2

Цветочек для папы

Оттиск печатками из картофеля

Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус

3

Ягоды и фрукты

 

Рисование пальчиками, карандашом

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой красок. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

4

Плюшевый медвежонок

Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь

Помочь детям освоить новый способ изображения – рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Март

N

п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Мимоза для мамы

Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Солнышко

 

Рисование ладошками

Закреплять  технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3

Животные (петух, птица, слон, олень, медведь)

Рисование пальчиками, карандашом или кисть, фломастер

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

4

Подснежники

 

Акварель, восковые мелки

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

АПРЕЛЬ

N

п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Неваляшка

 

Кисточка, пуговицы различной формы

Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Волшебные картинки (волшебный дождик)

Рисование свечой

Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус.

3

Подарок для кошки Мурки

Ватные палочки, готовое изображение кошки (из геометрических фигур: голова – круг, уши- маленькие треугольники, туловище-большой треугольник, лапы, хвост – овалы), краски разных цветов, на каждого ребёнка набор геометрических фигур для выкладывания изображения кошки, клей ПВА.

Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу.

4

Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница)

Рисование пальчиками, карандашом

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

МАЙ

N

п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Черемуха

 

Рисование ватными палочками, пальчиками

Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

2

Салют

Акварель или гуашь, восковые мелки

Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют  с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус.

3

Котенок

 

Тычок полусухой жесткой кистью, трафарет котенка

Закреплять навык печати кистью по трафарету. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

4

Как я люблю одуванчики

Обрывание, восковые мелки,  тычкование.

Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения – обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

Перспективный план занятий кружка «Радуга красок»

в старшей группе

Месяц

Неде-ля

Тема занятий

Нетрадиционные техники

Программное содержание

Сентябрь

1

Диагностика

(свободное экспериментирование с материалами)

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

2

Диагностика

(свободное экспериментирование с материалами)

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

3

Рисование

«Растения в нашей группе»

 

Оттиск поролоном

Учить прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу.

4

Рисование

 «Грибы в корзинке»

Рисунки ладошками

Расширять знания детей о грибах; учить рисовать грибы с помощью ладошки

Октябрь

1

Рисование

«Мое любимое дерево осенью»

Кляксография трубочкой,рисование пальчиками

Познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать воображение.

2

 Рисование

«Осень на опушке краски разводила»

 

 

 

 

Печать листьев

Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия.

3

Рисование «Зачем человеку зонт»

Работа с трафаретом.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию.

4

Рисование

 «Мой любимый свитер»

 

 

 

Оттиск печатками, рисование ластиками

 

Закрепить умение украшать свитер или платье простым узором, используя крупные и мелкие элементы

Ноябрь

1

Рисование «Улетаем на юг»

Кляксография

Знакомить детей с правилами нанесения клякс на стекло и накладывание сверху бумаги.

2

«Необычная посуда»

 

 

 

 

 

 

Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ».

Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах.

3

Рисование

 «Обои в моей комнате»

 

 

 

Оттиск печатками + поролон

Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры.

4

Рисование

«Первый снег»

 

 

 

 

Монотипия, рисование пальчиками

Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками.

Декабрь

1

Рисование «Зимние напевы»

Набрызги

Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами.

2

Рисование

«Дымковская игрушка» (конь)

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора.

3

Рисование

«Елочка нарядная»

 

Рисование пальчиками, оттиск поролоном

Закрепить умение изображать елочные игрушки.

4

Рисование солью

«Дед Мороз»

Гуашь + соль

Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

Январь

1

Рисование

 «Музыкальный рисунок»

Различные

Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.

2

Рисование

«Зимний лес»

Рисунки из ладошки

Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.

3

 

Рисование

 «Морозный узор» 

Восковые мелки + акварель

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

4

Узор на тарелочке – городецкая роспись «Посуда» 

 

 

 

Тычок полусухой жесткой кистью

Учить создавать образ филина, используя технику тычка и уголь

Февраль

1

Рисование

«Необычные машины»

Оттиск пробкой и печатками, черный маркер + акварель, «знакомая форма – новый образ»

Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

2

Рисование

«Галстук для папы»

Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ».

Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы.

3

Рисование

«Зимние напевы»

Набрызг

Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами.

4

Рисование

«Семеновские матрешки»

Оттиск печатками

Познакомить с семеновскими матрешками. Развивать цветовосприятие.

Март

1

Открытка для мамы

«8 Марта»

 

 

 

 

Печать по трафарету, воздушные фломастеры.

Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками.

2

Рисование + аппликация

«Моя семья»

По выбору

Учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения.

3

Рисование

«Веселые человечки»

Волшебные веревочки

Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении.

4

Рисование

 «Ранняя весна»

 

 

Монотипия пейзажная

Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой.

Апрель

1

Рисование

«Космический пейзаж»

Граттаж

Научить новому способу получения изображения – граттажу. 

2

Рисование

«Грачи прилетели»

Печать ластиком

Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц.

3

Рисование гуашью с манкой

«Ворона»

Гуашь + манка

Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения.

4

Рисование

«Аквариум»

Рисунки из ладошки

Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали.

Май

1

Рисование

«Праздничный салют над городом»

Восковые мелки + акварель

 

Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки.

Рисование «Салют»

 

Воздушные фломастеры

Продолжать учить рисовать фломастерами, распределять по листу разноцветные брызги.

2

Рисование

«Красивый пейзаж»

 

 

Рисование песком

 

 

 

Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы.

3

Рисование

 «Одуванчики в траве»

Тычок жесткой полусухой кистью + манка

Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения.

4

Бабочка

Монотипия предметная

Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист

Перспективный план занятий кружка «Радуга красок» в подготовительной к школе группе

Месяц

Неделя

Тема занятий

Нетрадиционные техники

Программное содержание

Литература

Сентябрь

1

Диагностика

свободное экспериментирование с материалами

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Казакова Р.Г.

Рисование с детьми дошкольного возраста

2

Диагностика  свободное экспериментирование с материалами

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Казакова Р.Г.

Рисование с детьми дошкольного возраста

3

«Лето красное прошло»

Кляксография

Познакомить с нетрад.техникой кляксографии. Создавать гармоничную цветовую композицию. Совершенствовать технику рисования акварельными красками.

В.Л.Строкина. «Нетрадиционная техника ИЗО в дошкольном учреждении» стр.45

4

«В садах созрели яблоки»

Рисование тычком

Учить рисовать яблоки, закреплять умение наносить краску «тычком», расширять знания о фруктах.

В.Л.Строкина. «Нетрадиционная техника ИЗО в дошкольном учреждении» стр.47

Октябрь

1

«Ковер из осенних листьев»

Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати

.ВЛ.Строкина. «Нетрадиционная техника ИЗО в дошкольном учреждении» стр.49

2

«Вылечим зайчонка» (Пальцевая живопись)

 Рисование пальчиками.

Продолжать учить детей рисовать пальчиками. Развивать ритмичность движений. Воспитывать чувство сопереживания

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.21

3

«Осенний пейзаж».

По сырому + манка

Познакомить с техникой – по сырому. Воспитать художественный вкус. Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрад.изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

Казакова Р.Г.

Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.26

4

«Спасская башня Кремля».

Шаблонография.

Познакомить с техникой шаблонографии. Продолжать учить аккуратно обводить заготовленные шаблоны будущего рисунка. Конструкцию башни, форму и пропорции частей.  Развивать глазомер, зрительно-двигательные координации. Формировать чувство любви к Родине.

.ВЛ.Строкина. «Нетрадиционная техника ИЗО в дошкольном учреждении» стр.40

Ноябрь

1

«Осенний натюрморт в вазе».

Печатание листьями + набрызг

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. Развивать чувство композиции.

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.44

2

«Платок для мамы».

Ниткография.

 Знакомство с техникой  ниткографии. Учить определять особенность расположения узора, поощрять творческое стремление к созданию  образа. Воспитывать любовь и уважение к родным.

.ВЛ.Строкина. «Нетрадиционная техника ИЗО в дошкольном учреждении» стр.52

3

«Мой любимый дом».

Оттиск поролоном.

 Рисование с помощью поролона. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, умение самостоятельно придумывать сюжет.

ВЛ.Строкина. «Нетрадиционная техника ИЗО в дошкольном учреждении» стр.45

4

«Портрет моей мамы»

ватные палочки + разноцветная соль 

Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Учить детей изображать лицо своей мамы. Развивать у детей воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать чувство гордости за свою маму.

ВЛ.Строкина. «Нетрадиционная техника ИЗО в дошкольном учреждении» стр.53

Декабрь

1

«Узоры на окнах»

Раздувание капли

Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.38

2

«Нарисуй, что хочешь»

Работа со знакомыми техниками

Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.30

3

«Зимний лес»

Оттиск смятой бумагой

Продолжить знакомство с техникой рисования смятой бумагой. Учить рисовать пейзаж при помощи смятой бумаги; придумывать содержание рисунка, уметь изображать предметы на переднем и дальнем плане, развивать воображение.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.35

4

«Здравствуй, дедушка Мороз!»

жесткой полусухой кистью + вата

Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность

ВЛ.Строкина. «Нетрадиционная техника ИЗО в дошкольном учреждении» стр.50

Январь

1

«Загадки»

Рисование над пламенем свечи

Развивать наблюдательность, ассоциативное мышление. Развивать координацию движений рук.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.38

2

«Рождественская ночь»

 

Набрызг и процарапывание

Использование парафина в изобр. технике, поощрять творческие находки и стремление детей к самосто-ятельному решению образа.

Соловьёва О. Необыкновенное рисование. Стр. 21

3

«Мой сон»

Использование знакомых техник

Развивать творческие способности , вообра-жение. Учить детей передавать в рисунке свое настроение, чувства. ощущения.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в дет-ском саду.стр.36

4

«Снегири на ветке»

Тычок полусухой жесткой кистью + крупа

Развивать воображение, творчество, учить передавать образ птицы в рисунках, используя технику тычка. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетр.изобразительной деятельности. стр.66

Февраль

1

«Наша улица»

(Усложнение и совмещение техник:

печатание+

набрызг+ силу-этное рисование)

Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в дет-ском саду.стр.51

2

«Невиданный зверь».

(кляксография + восковые мелки)

Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 29

3

«Поздравительная открытка для пап»

Использование дополнительных материалов

Учить использовать в изготовлении открыток дополнительный материал, использовать заранее приготовленные заготовки. Развивать творческое воображение, умение использовать нетрад.формы рисования.

Колдина Д.Н.стр.54

4

«Пурга»

Рисование «по-мокрому» и «набрызгом»

Закрепить умение рисовать «по – мокрому». Учить детей передавать образ ветреной снежной погоды в холодной гамме; закреплять знаний детей о цветообразовании; поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа.

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетр.изобразительной деятельности. стр.67

Март

1

«Букет цветов для мамы»

Обрывание бумаги

Учить технике обрывания бумаги. Закрепить представление о свойствах бумаги. Развивать чувство цветового восприятия, композиции, воображение

Казакова Р.Г.стр.10

2

«Красивые картинки из разно-цветной нитки»

Рисование нитками

Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Учить аккуратно пользоваться клеем. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру. Развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 34

3

« Ваза с тюльпа-нами»

Монотипия предметная, печать по трафарету

Создать условия для эстетического отношения детей к окружающему миру, познакомить с предметной монотипией, закрепить печать по трафарету.

Казакова Р.Г.стр18

4

«Верблюд в пустыне»

Расчёсывание краски

Воспитание у детей интереса к природе разных климатических зон. Расширение представлений о пустыне, развитие умения передавать свои впечатления в рисунке. Ознакомление с новым приемом рисован и я - «расчесывание» краски. Закрепление умения передавать колорит, характерный для пустыни, подбирая нужные цвета.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 11

Апрель

1

«Весенний букет»

Пуантилизм. Рисование ватными палочками

Совершенствовать умения и навыки детей в технике рисования – ватными палочками; развивать мелкую моторику рук, речь; формировать умения правильно пользоваться красками, развивать чувство цвета, воспитывать интерес к природе, создавать хорошее настроение

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.89

2

«Черемуха»

Рисование методом тычка:                                                                    

Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, ее цветущих веток. Познакомить с техникой рисования тычком.  Формировать чувство композиции и ритма.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 16

3

«Я рисую море»

Различные

Вызвать интерес к созданию образа моря различными способами нетрадиционной техники. Создавать условия для экспериментирования с  разными художественными материалами.

Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.стр59

4

«Цыплята»

Рисование зигзагообразной штриховкой

Продолжать учить создавать сюжетную композицию. Закреплять умение рисовать сюжетную композицию. Закреплять умение рисовать цыпленка простым каран-дашом без нажима. Упражнять в рисовании зигзагообразной штриховкой.

Колдина Д.Н.стр.44

Май

1

«Салют в День Победы.»

Набрызг

Познакомить детей с новой техникой – набрызг. Учить распределять по листу разно-цветные брызги. Развивать чувство композиции.

  Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисова-ния. стр. 48                

2

«Букет сирени»

Рисование по мокрому

Продолжать знакомить с техникой «по мокрому», учить передавать в рисунке характерные особенности весенних цветов. Развивать эстетическое восприятие.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр.112

3

«Пушистый одуванчик»

Трафарет – распыление

Научить распылять краску по трафарету. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом одуванчика. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой дея-тельности.                                    Познакомить с таким способом изображения, как распыление.

Соловьёва О. Необыкновенное рисование. Стр. 4

4

«Пёстрокрылая бабочка»

Итоговое занятие с использованием усвоенных техник

Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им закончен-ности и сходства с реальны-ми образами. Поощрять детское творчество, инициативу.

Соловьёва О. Необыкновенное рисование. стр. 7

Примерный комплект художественных материалов,

инструментов и оборудования

Бумага, основа для композиций.

-Листы белой и тонированной бумаги в формате А4, ½ формата А4

-альбомы для детского художественного творчества

-наборы цветной  бумаги

Художественные материалы, инструменты и их «заместители»

- образцы  рисунков

 - демонстрационный наглядный материал.

-пластилин,

-стеки

-кисти разных размеров

-краски гуашевые,

-краски акварельные

-цветные восковые карандаши

-ватные палочки,

-поролоновые губки

-ткань,тряпочки  х/б

-штампики из овощей (картофель ,морковь)

-колпачки от фломастеров, пробки

-коктейльные  трубочки

-вата

-кусочки мятой бумаги

-шерстяные нитки

-фломастеры

-соль крупного помола

-листья деревьев разных пород

-зубные щётки, расчёски

-непролейки

-палитра

-подставки под кисточки

Оборудование

-мольберты

-фланелеграф

-салфетки бумажные и матерчатые

-фартуки

Пальчиковая гимнастика

1. «Жук». 
Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны – это «усы». Пошевелить ими несколько раз. 
Я веселый майский жук, 
Облетаю все вокруг.

2. «Вертолет». 
Сжать в кулачок четыре пальца, оставив свободными большой палец. Выполнять вращательные движения большим пальцем. 
- Вертолет, лети, лети, 
Быстро лопасти крути.

3.  «Помощники»

Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.

 Вот помощники мои, 
Их как хочешь поверни.
 
Хочешь эдак, хочешь так
  
Не обидятся никак.
 

 

4. «Щенок». 
Вытянуть указательный палец и вращать им. Выполнить поочередно каждой рукой. 
На двери висел замок. 
Взаперти сидел щенок. 
Хвостиком вилял, 
Хозяев поджидал.

5. «Зайчик» 
Указательный и средний палец развести в стороны. Остальные сжать в кулачок. Пошевелить «ушками». 
Зайка серенький сидит, 
Он ушами шевелит. 
Вот так, вот так. 
Он ушами шевелит.

6. Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук, одновременно декламируя стишок. 
У тебя есть две руки, 
Есть и 10 пальчиков. 
Будут пальчики трудиться, 
Не пристало им лениться.

7. «Уточка». Выполнять плавные движения кистями обеих рук справа налево, а затем движения лапок утки в воде. 
Уточка, уточка 
По реке плывет. 
Плавает, ныряет, 
Лапками гребет.

8 . «Кошка» 
Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки. 
Шубка мягкая у кошки, 
Ты погладь ее немножко.

9. «Веер» 
Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером. 
Мы купили новый веер, 
Он работает, как ветер.

10 . «Белочка». 
Пальцы сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. 
Сидит белочка в тележке, 
Продает она орешки: 
Лисичке-сестричке, 
Воробью, синичке, 
Мишке толстокожему, 
Заиньке усатому.

Комплекс  физминуток

1 .Сначала буду маленьким, (Присесть, 
К коленочкам прижмусь. обнять колени руками, 
Потом я вырасту большим,
 встать, 
До неба дотянусь.
 поднять руки вверх, встать  

 

2. Ветер дует нам в лицо. ( Машут руками на лицо. 
Закачалось деревцо. Качаются из стороны в сторону. 
Ветер тише, тише, тише. Приседая, машут руками вверх вниз. 
Деревцо всё выше, выше. Тянутся вверх.

 

3. Мы к лесной лужайке вышли, 
Поднимая ноги выше,
 
Через кустики и кочки,
 
Через ветви и пенёчки.
 
Кто высоко так шагал
  
Не споткнулся, не упал.

 

4. Птички в гнёздышке сидят 
И на улицу глядят.
 
Погулять они хотят
 
И тихонько все летят.

 

5. Раз, два, три, четыре, пять, 
Начал заинька скакать.
 
Прыгать заинька горазд,
 
Он подпрыгнул десять раз.

 

6. Гриша шел-шел-шел, 
Белый гриб нашел.
 
Раз - грибок,
 
Два - грибок,
 
Три - грибок,
 
Положил их в кузовок.

 

Дидактические игры по изодеятельности

для старших дошкольников

 

1. «Нарисуй теплую картинку»

Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.

Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.

Правила игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.

Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.

Творческие задания:

A) нарисуй «теплый» натюрморт;

Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым);

B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?

2. «Кто играет с нами в прятки»

Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.

Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей.

Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.

Игровые действия: угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.

3. «Портреты»

Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.

Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.

Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет.

4. «Тепло-холодно»

Цель: закреплять представление о цветовом круге.

Игровые задания:

1. Построение с ленточками:

А) выходят дети с ленточками основного цвета (красного, синего, желтого) и становятся в круг ;

Б) дети с ленточками дополнительного цвета подходят к ребятам с ленточками основного цвета и берут их за руки, составляя цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;

В) между ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков: малиновый, бордовый, салатовый, коричневый и др.

Оборудование: цветовой круг, разноцветные ленточки, аудиозапись «Мельница».

  

5. «НАЙДИ КАРТИНЫ, НАПИСАННЫЕ ТЁПЛЫМИ И ХОЛОДНЫМИ КРАСКАМИ»

Цель: закрепить представления детей о тёплой и холодной цветовой гамме.

Материал: репродукции натюрмортов, написанные в тёплой и холодной гамме.

Описание игры: Найти картины, написанные только в тёплой гамме (или в холодной) или разобрать по группам картины, написанные в тёплой и холодной гамме.

6. «ПОДБЕРИ КРАСКИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ ХУДОЖНИК В СВОЕЙ КАРТИНЕ»

Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.

Материал: картинки с изображением пейзажа, цветные полоски.

Описание игры: каждый играющий получает картинку с изображением пейзажа. Прикладывая цветные полоски к изображению, ребёнок отбирает те цвета, которые есть в его картинке.

7. «ОПРЕДЕЛИ И НАЙДИ ЖАНР ПОРТРЕТА (НАТЮРМОРТА, ПЕЙЗАЖА)»

Цель: уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.

Материал: репродукции картин.

Описание игры: 1 вариант. Педагог предлагает посмотреть внимательно на картины и положить в центр стола картины, изображающие только натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие отложить в сторону.

2 вариант. У каждого ребёнка репродукция какой-либо картины, у кого изображён пейзаж, у кого портрет или натюрморт. Воспитатель загадывает загадки, а дети должны показать отгадки, используя репродукции картин.

8. «ВЫСТАВКА КАРТИН»

Цель: учить распознавать детей жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, составлять рассказ о картине.

Материал: репродукции картин.

Описание игры: воспитатель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по содержанию и жанру, оформить выставку

9.«СОСТАВЬ НАТЮРМОРТ»

Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и т.д.)

Материал: разнообразные картинки с изображением цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов или реальные предметы (посуда, ткани, цветы, муляжи фруктов, овощей, декоративные предметы)

Описание игры: воспитатель предлагает детям составить композицию из предложенных картинок, или составить композицию на столе из реальных предметов, используя для фона различные ткани.

10 « ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТА»

Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.

Материал: карточки с разными цветами.

Описание игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.

Затем педагог говорит следующее слово, например: радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом

Список использованной литературы

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. – №18
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
  4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
  6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва.2007.
  7. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
  8. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.: КАРО,2010.
  9. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
  10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.

Данная методика, позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения. Из данных наблюдений можно проследить, что у детей второй подгруппы работы более оригинальны, преимущественно без повторений. Высший балл заработали 9 детей, средний балл – 5 детей, а низкий всего один ребенок.

В первой подгруппе пятеро детей не смогли все круги оформить в образы, у многих детей прослеживается частое повторение образов или оформляли круги в очень простые изображения, часто встречающиеся в жизни предметов. Первая подгруппа заработала высший бал в количестве 4 детей, это в два раза меньше, чем дети второй подгруппы, посещающие студию детского творчества. Средний балл – 6 детей, и низкий балл – 5 детей. Отсюда можно сделать вывод, что уровень развития воображения у ребят первой подгруппы менее высок, чем у детей второй подгруппы, посещающих студию.

На последнем 3 этапе была проведена итоговая диагностика “Умелое использование детьми всех нетрадиционных техник рисования”. Экспериментально проверена их эффективность для создания выразительных образов, т.е. для проявления и развития творческих возможностей детей в рисовании, результаты рисунков прошли анализ и были занесены в таблицу (см. таблицу 7 и 9, приложение 1). В течение года все техники нетрадиционного рисования были изучены и апробированы в работе с детьми. Для записи данного исследования использовалась диагностическая карта “Художественно-эстетическое развитие” (см. таблицу 8 и 10, приложение 1).

Сравнивая результаты между детьми первой подгруппы и детьми второй подгруппы, посещающих студию детского творчества (см. диаграмму 1, приложение 1) в начале года. Можно заметить разницу в уровне овладения детьми изобразительной деятельности. По результатам видно, что у детей второй подгруппы, посещающих студию, средний уровень составляет 67 % , а у детей первой подгруппы – 53% детей. У детей второй подгруппы, посещающих студию, преобладает еще высокий уровень, который составляет 13%, а низкий – 20%. В первой же подгруппе, у детей, не задействованных в студии, высокий уровень отсутствует вообще, а низкий уровень составляет 47%.

После проделанной работы в течение года с детьми обеих подгрупп можно заметить существенную разницу. В конце года у детей подготовительной группы уже повысили свой уровень умений, средний уровень повысился до 73%. Появляется высокий уровень, который достиг 27%. Уровень овладения ребенком изобразительной деятельностью детей второй подгруппы, посещающих студию, значительно возрос к концу года. Высокий уровень составляет 60% детей, средний – 40%. Это существенно отличается от детей первой подгруппы, не задействованных в студии.

Результаты анализа двух групп между собой, уже в конце года изменились (см. диаграмму 2, приложение 1). Уровень умения рисования нетрадиционными техниками во второй подгруппе, у детей, посещающих студию выше, чем у детей первой подгруппы, не посещающих студию.

На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. По итогам проведенного исследования обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

 

 

clip_image014 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Радуга красок» по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей младшей группы

Рабочая программа по изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Данная программа подойдет в качестве дополнительного образования по изодеятельности с использованием нетрадици...

Рабочая программа по изобразительной деятельности "Радуга красок"

Тип программы: Художественно - эстетическая Для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет)Срок реализации программы 3 годаРуководитель: Педагог дополнительного образования    Бобырь Антонина Але...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей "Разноцветный мир красок"

Рабочая программа дополнительного образования по техникам нетрадиционного рисования "Разноцветный мир красок" для детей 4-5 лет...

Рабочая программа «Волшебный мир красок Красноярского края»

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет....

Рабочая программа "Радуга красок"

Техника нетрадиционного рисования...

Рабочая программа "Радуга красок" по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования

Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать....

Дополнительная общеобразовательная рабочая программа «Радуга красок» по направлению «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей виден...