Рабочая программа кружка "Волшебные краски"
рабочая программа (младшая группа)

Пахомова Татьяна Станиславна
Цель: развивать у детей творческие способности средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. 
Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
Развивать мелкую моторику рук.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_volshebnye_kraski.docx38.96 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО

приказом МБДОУ

«Детский сад № 52

«Аленький цветочек»

от «13» августа 2020 г. №45-ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дополнительного образования

«Волшебные краски»

Для детей младшей группы (3-4 года)

№ 2 «Ромашки»

на 2020 ̵ 2021 учебный год

Разработал:

Пахомова Татьяна Станиславна

2020 г.

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Программа дополнительной развивающей услуги по нетрадиционной технике рисования для детей 3-4 лет имеет художественно-эстетическую направленность.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).

Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование самое любимое и доступное занятие у детей. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

Отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые, для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель: развивать у детей творческие способности средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

Развивать мелкую моторику рук.

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют принципы:

Гуманистической направленности воспитания: создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

Творческого подхода: креативность организация воспитательно-образовательного процесса.

Вариативности: использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

Уважительного отношения к результатам детского творчества.

Индивидуализации: дифференцированный подход в обучении к каждому воспитаннику.

В ходе реализации данной программы дети знакомятся со следующими нетрадиционными техниками рисования:

«пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);

монотипия;

рисование по мокрой бумаге;

рисование путем разбрызгивания краски;

оттиски штампов различных видов;

рисование жесткой кистью (тычок).

Возрастные особенности детей 3 – 4 лет

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной - двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Ребенок умеет держать карандаш и свободно им манипулирует, хорошо копирует. Соблюдает пропорции фигур, линии рисует относительно параллельными. Обводит по контурам.

Продолжает развиваться наглядно - действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Планируемые результаты по освоению детьми программы дополнительного образования «Обучение рисованию»:

развитие мелкой моторики рук;

обострение тактильного восприятия;

улучшение цветовосприятия;

концентрация внимания;

повышение уровня воображения и самооценки;

расширение и обогащение художественного опыта;

формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;

развитие умения передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.

Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: младшая группа 10-15 минут. Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае.

Содержательный раздел

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Методы проведения занятия:

словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

наглядные

практические

игровые

Используемые методы

дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:

Проведение выставок детских работ

Проведение открытого мероприятия

Проведение мастер-класса среди педагогов.

Примерное тематическое планирование

Месяц

Тема

Техника

Цели

Октябрь

#1045;жик ни головы, ни ножек

Отпечатки ладошек

Создание ежика из отпечатков ладоней детей. дорисовывание мордочки кистью. дополнение образа травкой из отпечатков пальцев. развитие чувства формы.

2. Кисть винограда

Рисование пальчиками

Продолжать учить детей рисовать красками при помощи пальцев, знакомить с цветом. закрепить знание цветов. воспитывать аккуратность

3 Осеннее дерево

Тычок жесткой кистью

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.

#1057;пелая груша

Оттиск салфеткой

Формировать эстетическое отношение к натюрмортам из даров осени и их изображение в рисунке. развивать чувство композиции и колорита.

Ноябрь

1.Ветка рябины

Рисование пальчиками, примакивание.

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции.

#1058;ыква

Рисование губкой

Продолжать учить детей рисовать губкой, развивать чувство ритма и композиции. закреплять навыки рисования гуашью

3.Нарисуй воздушные

шарики

Оттиск пробкой, рисование пальчиками

Учить рисовать предметы овальной формы.

Упражнять в украшении рисунков.

4.Компоты и варенье в баночках

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Продолжать учить наносить ритмично точки на всю поверхность банки. Развивать чувство композиции.

Декабрь

#1057;неговик

Тычок жесткой кистью

Упражнять в технике тычка полусухой жесткой кистью. продолжать учить использовать такое средство выразительности как фактура

#1053;овогодний шар

Рисование печатками

Учить ровно по центру располагать детали вырезанные заранее. вызвать интерес к украшению зимнего новогоднего шара разными печатками. дорисовывать ниточку. воспитывать аккуратность

#1042; лесу родилась елочка

Рисование ладошкой

Познакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза.Учить рисовать глаза, украшать шапочку Деда Мороза помпончиками.

4. «Дерево зимой»

Рисование кистью.

Учить детей отражать впечатления зимы; рисовать предмет, состоящий из вертикальных и наклонных линий. Дорисовывать хлопья снега путем примакивания белой краски, ворсом кисти.

Январь

Новогодние каникулы

#1058;ихо падает снежок

Оттиск мятой бумагой

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Прижми и отпечатай». Учить пользоватьсяскомканной бумагой, ставить отпечаток. Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем», «Печать от руки»

#1052;ои рукавички

Оттиск пробкой, рисование пальчиками

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность

4 Снегири на ветке

Рисование способом тычка

Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей

Февраль

#1047;айчишка

Тычок жесткой полусухой кистью

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.

#1056;ыбки в аквариуме

Рисование ладошкой, пальчиками

Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

#1047;акат

Рисование пальчиками

Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие

4 Маленький тигренок.

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Март

#1053;арисуй и укрась вазу для цветов

Рисование ладошками и пальчиками

Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции.

#1042;еточка мимозы

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много).

#1057;алфетка

Рисование пальчиками

Закрепить данный прием рисования. Развивать чувство композиции

#1053;арядные матрешки

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции

Апрель

;Петушок золотой гребешок" (коллективная работа)

Техника бумагопластики

Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста).

;Ночь и звезды"

Рисование манкой, скатывание салфеток

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба

#1042;аза с фруктами

Рисование кистью

Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Продолжать знакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели

#1057;олнышко (коллективная работа).

Рисование ладошками

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка.

Май

#1054;дуванчик

Рисование пальчиком.

Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

;Праздничный салют"

Рисование ватными палочками

Закрепить умение рисовать ватными палочками. Развивать чувство ритма.

#1041;ожьи коровки

Рисование пальчиками

Учить детей пальчиком рисовать кружочки, черного цвета. Развивать мелкую моторику.

4 "Мой веселый звонкий мяч"


Рисование кистью

Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры.

Список литературы:

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2- М.: Издательство Скрипторий 2003», 2008
  2. Лыкова И.А. Цветные ладошки

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 6-7 лет Кружок «Волшебные краски»

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредс...

Рабочая программа по рисованию (нетрадиционные техники) для детей 5-7 лет "Волшебные краски"

Важное условие развития детского изобразительного творчества - овладение навыками и умениями, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях по изобразительной деятельности, обог...

Рабочая программа "Волшебные краски"

Рабочая программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных художественных техник рисования, предназначена для детей старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа "Волшебные краски"

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить спос...

Рабочая программа изостудии «Карандаши, краски и фантазия»»

Пояснительная запискаДошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонич...

Рабочая программа по ИЗО "Веселые краски"

Рабочая программа по ИЗО "Веселые краски"...