Конспект проведения ООД по декоративному рисованию: «В гостях у народных мастеров: Мир волшебной Хохломы».
план-конспект занятия по рисованию

Конспект проведения ООД по декоративному рисованию: «В гостях у народных мастеров: Мир волшебной Хохломы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_risovanie_hohloma.docx125.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения ООД

по декоративному рисованию:

«В гостях у народных мастеров:

Мир волшебной Хохломы».

Цель: Продолжать расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи: 1) Способствовать развитию у детей умения создавать композицию, использовать характерные для хохломской росписи элементы узора и цветовую гамму,  гармонично размещать детали на заданной площади.

2) Способствовать развитию чувства цвета, творчества, фантазии.

3) Продолжать  формировать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

4)Пробудить в детях чувство  любви  к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.

Оборудование: мультимедиа, изделия хохломы, картины, иллюстрации, таблица с элементами росписи, мольберт Заготовки для расписывания силуэтов посуды, гуашь, кисти, клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра.

 Предварительная работа: посещение русской избы, рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте. Разучивание пословиц, народных игр, хороводов. Знакомство детей с образцами хохломского искусства. Просмотр презентации «Огненная хохлома».

Ход НОД:

В группе организована выставка изделий Хохломы.

 Входят дети и встают около воспитателя.

Восп-ль: Что я вижу! Что за диво!

                 Сколько радости вокруг!

                 Правда, дети, тут красиво?

                 Аж захватывает дух!

Походите да поглядите, какие здесь у меня игрушки да посуда собраны. Они не простые. Их сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди — мастера!

(Звучит фонограмма русской народной песни.)

 Восп-ль: А вот какие это мастера, вы сами догадайтесь. Отгадайте-ка загадку:

Как волшебница жар-птица не выходит из ума

Чародейка, мастерица, золотая …

 Дети:  Хохлома.

Восп-ль:  Хохломская роспись — алых ягод россыпь

                  Отголоски лета в зелени травы.

                  Рощи-перелески, шелковые всплески

                  Солнечно-медовой золотой листвы.

-  Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится, и восхищение,  и восторжение!

 - Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? А вот об этом я вам сейчас и расскажу. Проходите вот на эти стульчики, усаживайтесь поудобнее и послушайте.

(Дети проходят на стульчики.  Стулья стоят полукругом, перед ними находится мольберт на котором размещена таблица с элементами  хохломской росписи.)

Восп-ль:  Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица - Жар задела золотым крылом чашку с кашей – и чашка стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров – живописцев. По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.

-  И сейчас хохломскую посуду продолжают делать в нашей  области. Хохломскую роспись мастера выполняют масляными красками.

Мир волшебной хохломы

Удивляя,

Прорастая,

Как-то празднично жива

Молодая,

Непростая,

Чёрно-красная трава.

Листья рдеют,

Не редея

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея –

В мир волшебной Хохломы.

 (Воспитатель напоминает детям основные элементы хохломской росписи: травка, травинки, капельки, усики, завитки, листочки, ягодки. В показе используется таблица)

Восп-ль: Сегодня я хочу с вами вспомнить один из основных элементов - «травка».

Как же его правильно рисовать? На кончик кисти берем немного зеленой краски и ведем линию сверху вниз, но она не прямая, а слегка изогнута, как бы колышется от ветра. При этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа и линию вести плавно, не отрывая кисточку от бумаги.

- Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками.

-  Все элементы травяного орнамента рисуются кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом. «Травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением.

 - Хочется обратить внимание на то, что хохломские мастера владеют особым приемом держания кисти, при котором в процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука, благодаря чему можно проводить одним слитным, неразрывным движением длинные пластичные мазки и серии штрихов на сферических или цилиндрических поверхностях. Кисть, положенная на фаланги указательного и среднего пальцев, прижимается к ним подушечкой большого пальца, что позволяет чуть-чуть вращать ее во время письма. Выполняя роспись, иногда слегка опираются на мизинец, прикасаясь им к изделию. Тонкую, с волосяным кончиком кисть ставят почти вертикально к поверхности предмета. Ее обычно ведут к себе, немного вращая в ту сторону, куда изгибается мазок.  (Восп-ль показывает движения кисти руки, дети повторяют)

- Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка.

 - Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки.

-  «Капельки» - рисуют приемом прикладывания кисти к бумаге.

- «Усики» - в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль. Наносят рисунки точным, уверенным движением гибкой кистью, делая плавный изгиб ветки, как бы сгибающейся под тяжестью спелой ягоды, грациозные «усики» тонких травок вот-вот заколышутся на легком ветре.

- «Завитки» - рисуются плавным, неотрывным концом кисти с легким нажимом в середине элемента. Первоначально всем показать это движение рукой в воздухе, потом поучиться рисовать на простом листе бумаги.

- «Кустик» - состоит из более простых симметрично расположенных элементов.

 - «Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

 - «Листочек» - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

- «Ягодки» - для рисования ягод бруснички, смородинки и рябинки, используют печатку-тычок (ватную палочку), чтобы ягода была вся ровная, круглая, аккуратная. А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды "разживляют" желтым цветом.

 - Перед тем как приступить к рисованию, нужно вспомнить, на каком уже знакомом элементе надо рисовать «клубничку»? (Завиток.)

 - Какие уже знакомые элементы можно использовать?

Дети: Травку, листья, цветы.

 - Лист клубнички может быть большим и маленьким. А ягоды продолговатой формы. Вот и получается, что на одном и том же кустике мы видим разной формы, разного размера и цвета ягоды и листья. Лист смородины - три тройных примакивания.

 Восп-ль: Очень красиво у нас тут. Но вот, смотрю, на столах здесь лежат и незаконченные изделия. И я ребята знаю, почему они незакончены. Это изделия для ярмарки. Ярмарка скоро, а работы еще много. Не поможете ли вы мастерам? Как на Руси водится — вместе дело спорится, а врозь хоть брось.

 Дети: Поможем. 

Восп-ль: Но прежде, ребята, давайте с вами поиграем, немного разомнёмся.

Физкультминутка.

 Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

 Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

 Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

 Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

 Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

 Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) 

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

 Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

 Восп-ль: Что ж, ребята, отдохнули, размялись и сейчас мы с вами превратимся в хохломских мастеров. Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым. Вы сейчас подумайте, кто из вас что будет расписывать, проходите и садитесь.

Групповая творческая работа.

Итоги.

Восп-ль:  Ай да умельцы! Ай да молодцы! Какие красивые у вас получились изделия.

 (После окончания работы расписанные силуэты раскладываются и проводится анализ детских работ).

Восп-ль: Ребята, я предлагаю вам украсить наш мини музей народного быта вашими работами. Дети вместе с воспитателем оформляют выставку «Мир волшебной хохломы».

C:\Users\Админ\Desktop\мама2\DSC01631.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по рисованию в старшей логопедической группе "В гостях у народных мастеров" (декоративное рисование)

в конспекте представлен итог работы по ознакомлению детей с народным прикладным искусством (гжель, городец, дымка)...

конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "В гостях у народных мастеров"

Цель - создать условия для формирования интереса у детей среднего дошкольного возраста к народному творчеству, к истории своей страны...

КОНСПЕКТ Организации и проведения ООД по декоративному рисованию для детей от 4 до 5 лет

Тема ООД«Чудесная матрёшка»Цель: познакомить детей с народным промыслом (семёновская матрёшка).Задачи:- учить детей украшать силуэт матрёшки по мотивам семёновской росписи;- формировать пр...

Итоговое занятие по народному декоративно – прикладному искусству «В гостях у народных мастеров» для детей подготовительной к школе группы

Конспект поможет закрепить полученные знания о видах народного декоративно - прикладного творчества. Позволит применить полученные навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Тема: «В гостях у народных мастеров»

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие»  в старшей группеТема: «В ...