Русская народная игрушка
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие "Русская народная игрушка"
Подготовила и провела : Шпиговская Елена Андреевна,
Воспитатель Школа 1056
Цели урока:
1.Познакомить детей с различными видами игрушек.
2.Дать классификацию игрушек по назначению, способу изготовления. 3.Совершенствовать знания детей, что игра имеет сюжет, правила (учить подбирать сюжет и составлять правило игры
Задачи урока:
- Развивать у детей интерес к предметам народного искусства
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость
- Выделять средства выразительности, элементов узора
- Развивать художественное творчество в процессе восприятия предметов декоративного искусства
Предварительная работа
- Рассматривание картин с изображением работ дымковских мастеров, мастеров по изготовлению семеновских матрешек
- Знакомство с элементами узора, цвета на занятии по рисованию
- Чтение стихов и потешек о народных умельцах, о матрешках
Материал фигурка японского монаха иллюстрации и картины с изображением матрешек и дымковских игрушек, матрешки, дымковские игрушки, трафареты матрешек для краски акварельные, кисти, баночки для воды
Ход занятия
Звучит русская народная мелодия, дети входят в группу
Загадка:
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке
А всего одна игрушка!
Что же это за подружки? (матрешка)
А хотите я расскажу вам сказку о том, как родилась эта красивая игрушка, которую матрешкой назвали.
Воспитатель рассказывает
В некотором царстве, в нашем государстве жил-был богатый и мудрый купец ( человек, который продает и покупает)
Однажды отправился он торговать за горы и долины, за синие моря-океаны, в дальние заморские страны. И приехал он в страну восходящего солнца – Японию. Удачно торговал он соболями, да куницами, жемчугом окатным и другим красным товаром. Да так подружился с одним японским купцом, что то на прощание подарил ему удивительную деревянную игрушку – монаха, сделанного из дерева, да не простого, только дотронешься до игрушки, она качается. Поблагодарил купец за знатную игрушку и опять через моря-океаны, горы и леса возвратился в Россию, в своё царство-государство. Как приехал, перво-наперво побежал он к известному в его деревне мастеру-игрушечнику и показал ему затейливую игрушку из заморских стран. Да и говорит мастеру: “ Можешь ли ты сделать для наших ребятишек такую красоту?”. Мастер отвечает: “Отчего не сделать. Сделать то можно, да больно уж чудная она, да и непонятна будет нашим ребятишкам”. Попросил купец мастера сделать к утру японского монаха и ушел. А тут в избу прибежала мастерова дочка – Матрена, с любимым другом петушком.
Воспитатель показывает куклы в народном костюме и игрушечного петушка
Посмотрела Матрена на японского монаха, залюбовалась, и стала играть. А мастер смотрит на дочку и думает: “Скоро у моей Матрены именины, дай-ка я сделаю ей подарочек”. И стал точить из дерева куколку. Выточил, да и расписал: платочек, сарафанчик – как у Матренушки, весь расписной в цветочек. Одну куколку для Матрены сделала, другую для купца.
Пришел рано утром купец– смотрит – что за чудо: маленькая девочка, как живая, глазки блестят, бровки тонкие, губки алые, щечки румяные ( дети рассматривают матрешку)
Залюбовался купец работой Мастера и заказал ему 100 таких Матрен.
Прибежала утром Матренушка, да так и ахнула – себя узнала. Поцеловала отца и скорей подружкам хвастать. Прибежали подружки в избу к Мастеру. Все просят такую же Матренушку. Всем сделал по куколке Мастер, а сам задумался. Вон сколько у Матрены подруг, дай-ка сделаю разных кукол и всех в одну положу. Будет матрешка с секретом. Выточил он большую куклу, потом по-меньше, и еще по-меньше…
Воспитатель вынимает и показывает детям матрешек
И расписал мастер их нарядными, красивыми
Дети, а кто знает как звали мастера? (Семенов)
А почему? ( жил он в деревне Семенов, где все носили фамилию Семенов)
В честь кого куклу назвали Матрешкой? ( в честь дочери мастера Семенова Матрены)
А каким узором расписывал мастер своих матрешек ( цветочками, ягодами, листочками, травинками)
А какие пословицы знал мастер, от того он, наверно, и работал так хорошо.
“ Делу время, а потехе час”
“Не спеши языком, а спеши делом”
“Сделал дело – гуляй смело”
“Ой что-то шепчет мне на ушко Матрешка – говорит воспитатель, – хочет деток послушать и хоровод с ними сплясать”
Дети читают стихи
1.Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах, на столе у нас живут
Всех матрешками зовут!
2. Кукла первая толста, а внутри она пуста
Разнимается она на 2 половинки.
3.В ней живет еще одна кукла в серединке
Эту куклу открой, будет третья во второй .
4.Половинку отвинти плотную притертую
И сумеешь ты найти куколку четвертую..
5.Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри
Прячется в ней пятая куколка пузатая.
6. А внутри пустая, в ней живет шестая
А в шестой седьмая, а в седьмой восьмая.
7.Эта кукла меньше всех,
Но по-больше чем орех. Миша
8.Вот поставленные в ряд
Сестры куколки стоят
Сколько вас – у них мы спросим
И ответят куклы – восемь.
Молодцы, все рассказали про матрешек, а теперь все дружно встанем в хоровод
“Весь народ глядит в окошки
Танцевать пошли матрешки,
Восемь водят хоровод, а девятая поет.
Вот и нам мастер Семенов приготовил своих матрешек, но хочет, чтобы детки сами их расписали
Воспитатель раздает детям заготовки, дети их расписывают, а в конце занятия показывают их своей большой матрешке
Итог: Дети! Сегодня мы с вами были мастерами, учились создавать красивые одежды для матрешки. Отметить всех детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"
Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....
Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...
Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"
Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"...
Проект "Русские народные игрушки и игры" как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"
Как жили люди на Руси? Чем занимались? В какие игры и какими игрушками играли? Данный проект поможет ответить на все вопросы....
"Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"
Консультация для родителей...
Тема: «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку».
Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...