"Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"
статья по рисованию (средняя группа)
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема: «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Актуальность.
Занятия рисования в детском саду любимы всеми детьми. Нетрадиционные техники изобразительного искусства, применяемые в детском саду, помогают малышам, ещё не умеющим полностью владеть карандашами и кисточками, не только воспринимать окружающий мир, но и передавать его через рисунок. Всё, что дети видели на прогулке, очень просто изображается на бумаге с помощью подручных средств. Это хорошо развивает фантазию. Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность
развивать у малышей художественное, а не шаблонное мышление. Даже, скорее, художественно-образное, которое напрямую связано с творческими способностями и наблюдательностью, а также духовными качествами. И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, ведь основным здесь будет научить малышей выкладывать на бумагу свои мысли и чувства, а при помощи различных красок передавать своё настроение.
Нетрадиционные материалы и техники, которые используются в изобразительной деятельности, способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе. Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов рисования с детьми в детском саду является изобразительная, художественно – продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что – то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. Актуальность использования нетрадиционного рисования в детском саду заключается в том, что такое рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать.
Цель: Формирование умения выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве, а также развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности.
Задачи:
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Техники рисования
рисование пальчиками;
оттиск печатками (штамп);
рисование трафаретом;
рисование ватными палочками;
рисование по-мокрому;
рисование смятой бумагой;
монотипия;
набрызг
рисование ладошками.
тычок жесткой полусухой кистью;
печать поролоном;
печать пробками;
восковые мелки + акварель;
свеча + акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками;
с помощью ватных дисков;
кляксография с трубочкой .
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме
- Посещение педсоветов, семинаров, конференций
- Самоанализ и самооценка НОД в своей группе
- Проведение открытых мероприятий.
Методы работы:
Индивидуальный.
Групповой.
Наглядный.
Формы работы:
Игры.
Беседы, работа с наглядным материалом.
Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
Чтение и заучивание художественной литературы.
Рассматривание репродукций картин.
Предполагаемый результат:
- формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.
Практический выход:
- выставка детских поделок в нетрадиционных техниках;
- создание альбомов детских работ
- консультация для родителей «Рисуем дома»
Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете, презентация по теме.
Перспектива: Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования.
План составлен на основе книги Давыдовой Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Тема | Цель | ||
Сентябрь | 1 | «Осень на опушке краски разводила», часть 1, стр.5 | Цели: Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Ознакомить с новым видом изобразительной техники - «печать растений». |
2 | «Осенний лес» | Цели: Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Продолжать знакомить с новым видом изобразительной техники - «печать растений». | |
3 | «Ветка рябины» часть 1, стр.11 | Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство. Формировать умение использовать технику пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук. | |
4 | «Осеннее дерево» | Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство. Продолжать формировать умение использовать технику пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук. | |
Октябрь | 1 | «Черемуха», часть 1, стр.16 | Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, ее цветущих веток. Познакомить с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. |
2 | «Одуванчик» | Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. Продолжать знакомить с техникой рисования тычком. | |
3 | «Цветик-разноцветик», часть 1, стр. 22 | Целu: Закрепить представления детей о цветовом многообразии, ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами. Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира. | |
4 | «Радуга» | Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Закрепить навык закрашивания внутри контура. | |
Ноябрь | 1 | «Веселые кляксы», часть 1, стр. 28 | Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Формировать умение дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. |
2 | «Мы рисуем кляксами» | Продолжать знакомить с таким способом изображения, как кляксография. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. Поощрять детское творчество, инициативу. | |
3 | «Осенние мотивы», часть 1, стр. 32 | Познакомить с новым способом изображения - раздуванием краски, показать его выразительные возможности. Развивать мышцы рта, тренировать дыхание. Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования. | |
4 | «Веселые прически» | Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путём свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы легких (выдувание рисунка), что дает случайный, непредсказуемый эффект. | |
Декабрь | 1 | «Пейзаж у озера», часть 1, стр.37 | Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа - монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом. |
2 | «Бабочка» | Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа - монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать ею самому. | |
3 | «Морозные узоры», часть1, стр.43 | Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы. Познакомить с техникой рисования свечой. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. | |
4 | «Снеговик» | Продолжать знакомить с техникой рисования свечой и красками. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования. Развивать воображение, творчество. | |
Январь | 1 | «Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы», часть 1, стр. 53. | Формировать у детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать ее красоту в художественных образах прозы и поэзии. Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения. Выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях. Закрепить умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон белой гуашью для получения более светлого оттенка. |
2 | «Витраж для терема Лета», часть1, стр.58. | Средствами художественного слова показать детям, как прекрасна природа в летнее время года. Продолжать знакомить детей с понятием «витраж., техникой его выполнения. Закрепить умение рисовать прямые линии в разных направлениях. | |
3 | «Волшебный карандашик», часть1, стр.64 | Развивать логическое мышление, представление, воображение, зрительную память. Познакомить с таким способом рисования, как каракулеграфия, поупражнять в изображении недостающих деталей объекта, преобразуя его в единое целое. Развивать усидчивость, желание довести начатое дело до конца, чтобы увидеть конечный результат. | |
4 | «Зимние напевы», часть 2, стр5 | Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии. Формировать умение детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа. Познакомить с новым способом изображения снега - «набрызги». | |
Февраль | 1 | «Рисуем по шаблону», часть 1, стр.68 | Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного. На Формировать умение детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм. |
2 | «Дом с садом» | Продолжать обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. | |
3 | «Ожившая сказка», часть 1, стр.73 | Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном. Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка, продолжать развивать пространственное воображение и композиционные навыки. Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта, добиваясь выразительности с помощью цвета, движения, мимики, дополнительных деталей. | |
4 | «Снежинка», часть 2, стр. 38 | На Формировать умение новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Закрепить умение рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину. Закрепить навыки рисования ryашью. Побуждать детей к творческой активности, помочь в овладении изобразительными навыками и умениями. | |
Март | 1 | «Одуванчик», Часть 2, стр. 11 | Воспитывать у детей интереса к природе разных климатических зон. Ознакомить с новым приемом рисования - «расчесывание» краски. Закреплять умения передавать колорит, характерный для одуванчика, подбирая нужные цвета. |
2 | «Ваза для цветов» | Продолжать знакомить с новым приемом рисования - «расчесывание» краски. Закреплять умения подбирать нужные цвета. | |
3 | «Колючая сказка», часть 2, стр. 24 | Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, Формировать умение накладывать штрихи в одном направлении, без просветов Показать выразительные возможности простого карандаша. Формировать умение изображать качественные признаки рисуемых объектов «колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели. | |
4 | «Совушка» | Продолжать развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, Формировать умение накладывать штрихи в одном направлении, без просветов. Обучать ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу | |
Апрель | 1 | «Красивые картинки из3 разноцветной нитки», часть 2, стр. 34 | Продолжать формировать умение детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Формировать умение аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой. На Формировать умение выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук. |
2 | «Космический пейзаж», часть 2, стр. 45 | Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира. На Формировать умение новому способу получения изображения - граттажу. Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтении литературы о космосе. Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предлагаемая техника. | |
3 | «Березка», часть 2, стр.51 | Формировать любознательность, наблюдательность, желание отразить свои впечатления в рисунке. Познакомить детей с техникой рисования - батиком, с разными способами создания рисунка на ткани. На Формировать умение изображать конкретное дерево с характерными признаками. | |
4 | «Мимоза» | Продолжать знакомить детей с техникой рисования - батиком, с разными способами создания рисунка на ткани. Продолжать развивать детское изобразительное творчество. | |
Май | 1 | «Праздничный салют над городом», стр.48 | Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны. Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Усвоить навык проведения непрерывных линий, достижение свободного движения руки в произвольном и в заданном направлении. |
2 | «Цветочное поле» | Продолжать знакомить детей с техникой проступающего рисунка. Развивать композиционные навыки, пространственные представления: выделять в рисунке главное и второстепенное | |
3 | «Плюшевый медвежонок», часть 2, стр.17 | Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость). Продолжать формировать умение рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. | |
4 | «Цветные ладошки» | Развивать восприятие, творческие способности, мелкую моторику рук, приобщать детей к миру прекрасного, формировать эстетический вкус, позволить ощутить гармонию окружающего мира. |
В самом начале работы по данному направлению и в конце года планируется провести мониторинг по определению уровня овладения необходимыми навыками и умениями в образовательной области «Художественное творчество».
Используемая литература:
1.А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»;
2. Т.Н. Давыдова «Рисуем ладошками»;
3. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»;
4. И.А. Лыкова «Цветные ладошки»;
5. Журналы «Дошкольное воспитание», «Воспитатель»;
6.А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»;
7. И.А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных
образовательных учреждений»;
8. Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольником»;
9. С.К. Кожохина «Сделаем жизнь наших детей ярче».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по теме: «Формирование интереса к изобразительному творчеству у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Содержание:Пояснительная записка……………………………………………………………….3Нормативно-правовые документы…………………………………………………...3Цель программы………………………………………………………………………3Задачи программы…………………………………………………………………….3Особ...
«Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
План по самообразованию...
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования для детей с ОВЗ.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Самыми простыми и доступным...
«Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Методическая разработка...
Методическая разработка «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
laquo;Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....
План работы по самообразованию в средней группе №7 Тема: «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» Воспитатель Хохлова А.О
План работыпо самообразованиюв средней группе №7 Тема: «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через не...
План работы по самообразованию в средней группе №7 Тема: «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» Воспитатель Хохлова А.О
План работыпо самообразованиюв средней группе №7 Тема: «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через не...