Нетрадиционное рисование (жидким тестом) в старшей группе по мотивам Гжельской росписи "Мы мастера".
план-конспект занятия по рисованию (старшая, подготовительная группа)
Нетрадиционное рисование (жидким тестом) в старшей группе по мотивам Гжельской росписи "Мы мастера" доставит педагогам и воспитанникам массу положительных эмоций, поможет детям закрепить знания Гжельской росписи и увидеть красоту зимней России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нетрадиционное рисование (жидким тестом) по мотивам Гжельской росписи "Мы мастера" | 28.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 40 комбинированного типа Колпинского района г. Санкт-Петербурга.
Интегрированное занятие
по нетрадиционному рисованию
(жидким тестом)
в старшей группе
«Мы мастера»
Подготовила: воспитатель старшей группы «Радуга»
Михайлова Наталия Анатольевна
2020-2021 учебный год
Цель:
Формировать умение детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров нетрадиционным способом. Создать условия для творческого самовыражения ребенка, формирования уверенности в себе, в своих способностях самоидентификация в творческой работе, целенаправленной деятельности.
Задачи:
Образовательные
- Познакомить детей с одним из нетрадиционных приемов рисования (соленым тестом).
- Показать возможности креативных техник в декоративно-прикладном творчестве.
Развивающие:
- Способствовать формированию детской фантазии и художественного творчества.
- Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с ИЗО материалами.
- Развивать чувство композиции, ритма, цветовосприятия.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к изучению народных промыслов.
- Воспитывать способность оценивать творчество своих сверстников.
Оборудование и материалы:
посылка с предметами русского народного промысла Гжель;
презентация по знакомству с Гжелью;
образцы демонстрационные с элементами гжельской росписи;
пластиковые тарелочки (используются в качестве основы);
стеки; ватные палочки; баночки с «волшебной краской» из солёного теста и гуаши (синяя, голубая, белая);
ложечки; салфетки.
Методы обучения:
ИКТ (презентация); наглядные (показ образцов работ гжельских мастеров, образец работы); игровые (сюрпризный момент, физ. минутка, пальчиковая гимнастика); словесный (рассказ про Гжель).
Методические приемы:
Создание благоприятного эмоционального состояния через художественное слово, музыкальное сопровождение. Снятие усталости через физ. минутку. Использование эмоционально яркой интонации для поддержания устойчивого познавательного интереса к данной тематике.
Предварительная работа:
знакомство с разными видами посуды по назначению и материалу изготовления; чтение и составление с детьми загадок о посуде;
знакомство с элементами росписи (завиток, цветок, листок, веточка, волнистая линия, точки и др.);
показ презентации о декоративной посуде и её назначении;
рассматривание иллюстраций Гжель.
Ход занятия.
Вводная часть
1.Организационный момент
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на занятии присутствуют гости, которые пришли посмотреть на нашу работу, и мы с вами не должны их разочаровать.
- Все ли готовы к играть и заниматься? (ответы детей). Давайте поприветствуем друг друга:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, легкий ветерок!
Здравствуй, маленький листок!
Мы живем в родном краю.
Всех я вас приветствую! (Дети повторяют движения за воспитателем)
2.Введение в тему.
Воспитатель: - Дети, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас расскажете сами. Сегодня рано утром почтальон принёс нам посылку. Здесь написан адрес: г. Санкт-Петербург, Колпино, детский сад № 40, детям старшей группы «Радуга». Посмотрите, какая она необычная. (на посылке наклеены предметы посуды Гжельской росписи)
-Кто же нам её прислал и что в ней? (дети высказывают свои предположения)
-Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим.
-Здесь разные предметы красивые. Какие они весёлые, яркие, нарядные.
(дети находят в посылке предметы Гжели)
-Ребята, а у вас дома есть изделия с такими синими узорами?
(ответы детей)
3. Основная часть
Познавательный рассказ «Гжельские мастера»
Воспитатель:
- Давайте с вами отправимся туда, где делают такую красивую посуду.
Мы отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами.
- Закрывайте глаза и повторяйте за мной:
Мы закроем наши глазки.
Повернёмся: раз, два, три.
Вот страна волшебной краски.
Ты скорее посмотри!
Вот мы и попали в сине-голубую сказки. Присаживайтесь, слушайте и смотрите внимательно.
Сказка (дети рассаживаются, слушают сказку воспитателя и просматривают слайды)
В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным- давно жили там смелые да умелые весёлые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер слепил чайник, другой (показ работ) Гжельские мастера большие фантазёры. Лепили они разных животных и птиц. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая – её трава шелковая, её цветы весенние. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись.
Посмотрите, ребята какая красивая посуда.
- Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
Воспитатель:
-Понравилась вам сине-голубая сказка?
(ответы детей)
-О каком промысле эта сказка?
-Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
(из глины)
-Какие изделия делали мастера из глины?
(посуда, различные фигурки)
-Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (синюю, белую, голубую)
- Каким узором украшают мастера свои изделия? -показ демонстрационных изображений элементов Гжели
(широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик, лепесток, сетка, листок, капелька)
- Давайте с вами представим, что мы — это замечательная красивая Гжельская посуда. Вставайте и повторяйте за мной.
4. Физкультминутка «Посуда»
Вот большой глиняный чайник,
("Надуть" живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник.
(Другая изогнута, как носик.)
Вот фарфоровые чашки,
(Приседать, одна рука на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружиться, рисуя руками круг.)
Только стукни - разобьются.
Вот и глиняные ложки,
(Потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот фарфоровый поднос -
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг.)
5. Практический часть
Рисование узоров гжельской росписи.
Воспитатель:
-А вы ребята, хотите стать Гжельскими мастерами? (ответы детей)
- Сегодня вы будите мастерами и распишите тарелочки по мотивам гжельской росписи.
- Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Это жидкое волшебное тесто. Ребята, это тесто волшебно тем, что не нужно ждать пока высохнет один цвет, а можно сразу накладывать разные цвета друг на друга и создавать красивые и яркие композиции.
- Для начала нам нужно сделать фон нашей композиции.
(Воспитатель показывает этапы работы).
Для него понадобится белый цвет, как в Гжельской росписи. Тесто наливаем так, чтобы было закрыто все дно. В середину наливаем ложкой синее тесто и даем растечься в форме круга. В середину синего круга наливаем голубое тесто, но немного меньше, и третьим слоем наливаем белое тесто. Стекой протягиваем тесто от внешнего края синего круга к середине, так повторяем пять раз. У нас получился цветок из 5 лепестков. Посмотрите, как красиво!
Воспитатель:
- Ребята, что мы ещё можем нарисовать с вами на тарелочке? (ответы детей).
- Я предлагаю вам по краям тарелки маленькие точки синего и голубого теста. Сделать это можно с помощью стеки или коктейльной трубочки. Стекой проводим линию по центру маленьких кругов на протяжении всей линии. У нас получилась линия «сердечек». С другой стороны, изобразим веточку с листьями. Стекой набираем цветную краску и рисуем линию вдоль края тарелки. По бокам капаем немного краски и стекой вытягиваем в форму листочка.
-Садитесь поудобнее, начинаем работу.
-Давайте приготовим наши руки к работе.
6. Пальчиковая гимнастика:
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
(дети делают движения пальцами рук, имитируя движения лепестков цветов)
Воспитатель: -Ребята, давайте вспомним правила обращения с острыми предметами?
-не тыкать в тело, лицо.
-не брать в рот.
Правильно ребята, теперь продолжим. С чего вы начнёте свою работу? (с фона-заливка белой краской). А, что потом? (выкладываем в центр пятнышко синей краски). Молодцы! Потом останется наложить сверху ещё два цвета: голубой и белый. И растягивать краску стекой на 5 лепестков. Приступайте к работе мастера!
(Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.)
7. Заключительная часть
Рефлексия.
- А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим ваши работы.
- Ребята мы с вами были сегодня путешественниками, исследователями и мастерами по росписи посуды.
- Какие узоры в росписи вы использовали? (розочки, кружочки, точки, линии - волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, листья, цветы.)
- А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста? (гжельские)
- Мастера, которые используют эти узоры, в каком селе они живут? (Гжели)
Подводя итог, воспитатель предлагает выбрать самую красивую тарелку и ответить на вопросы:
- Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?
- Что особенного в этой работе?
- Чем отличается от других эта работа?
- Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!
- Молодцы, все старались создать новые красивые гжельские узоры.
Рецепты жидкого теста для рисования.
1 способ. Для приготовления необходимо: в емкость положить
4 чайных ложки муки, добавить;
3 чайных ложки соли;
3 столовых ложки, подкрашенной красителем воды.
Все перемешать до однородной массы, без комочков, добавить в массу 0,5 чайных ложки растительного масла и 0,5 чайных ложки клея ПВА. Вновь все перемешать до получения консистенции сметаны.
2 способ. Для приготовления необходимо: в банки для каждого цвета нужно замешать состав из основы (количество ингредиентов увеличивается пропорционально нужному количеству готового теста):
2 столовых ложки пшеничной муки.
1 столовая ложка мелкой соли.
1 чайная ложка клея ПВА.
Гуашь нужного цвета (в зависимости от насыщенности цвета)
Все перемешать до консистенции цветной сметаны. Тесто готово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционное рисование "Усатый - полосатый" в старшей группе
Увлекательное рисование методом тычка "Усатый полосатый". Изображение животных нетрадиционным способом рисования....
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию осеннего пейзажа в старшей группе
Цель занятия: формировать умение изображать деревья с помощью нетрадиционной техники рисования «отпечаток листьями»...
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию (мятой бумагой) в старшей группе на тему: «Сирень Победы».
конспект занятия разработан для педагогов старшей группы.Цель: создание образа цветущей ветки сирениЗадачи:- Учить детей изображать цветущую ветку сирени;- Закреплять умение рисовать ки...
"Конспект занятия по нетрадиционному рисованию с детьми в старшей группе"
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию с детьми в старшей группе...
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию губкой «Осенние деревья» (старшая группа)
Закрепить знания и умения детей с видом нетрадиционного рисования – рисование губкой...
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию методом тычка в старшей группе «Золотая осень»
Конспект занятия посвящён тому, чтобы научить детей рисовать нетрадиционным способом — методом тычка, закрепить и расширить представление о приметах осени и пробудить интерес...
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию «печать листьями» в старшей группе "Осеннее дерево"
hellip;Осень длинной тонкой кистьюПерекрашивает листья.Красный, желтый, золотой –Как хорош ты лист цветной.Отпечатки листьев на бумаге – нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольн...