Кружкова работа по художественно - эстетическому развитию для детей младшего и среднего дошкольного возраста
рабочая программа по рисованию (младшая, средняя группа)
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность.
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_po_hudozhestvenno_-_esteticheskomu_razvitiyu.docx | 62.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 278 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»
Кружковая работа по художественно – эстетическому развитию с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
Выполнил: воспитатель Малинова Ю.А.
Красноярск 2020
Пояснительная записка
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность.
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать. Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис. Использование нетрадиционных техник способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.
Нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество, чувство гордости и удовлетворения результатами труда. Способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.
Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе деятельности.
Срок реализации - 2 года
Цель. Развитие индивидуальности, художественно-творческих способностей дошкольников путем экспериментирования с различными материалами, средствами нетрадиционных техник изображения
Задачи кружка первого года обучения:
1. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
3. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами, мелкую моторику.
4. Создать условия для коммуникативной деятельности детей.
5. Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
Задачи кружка второго года обучения:
- Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного изображения с использованием различных материалов.
- Побуждать детей экспериментировать с разными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.
- Учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры.
3. Развивать речевую и умственную деятельность, мелкую моторику
4. Поощрять и поддерживать детские творческие находки
5. Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Программа рассчитана на 2 года обучения для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Форма работы – групповая Занятия проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю. Продолжительность занятий:
1.Первый год обучения (3-4 года) - 10мин. - 15 мин.
2.Второй год обучения (4-5 лет) - 15 мин. - 20 мин.
Итогом детской деятельности служат выставки детских работ, совместные с родителями работы, альбомы.
Методы и приемы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
- наглядные (показ, демонстрация, рассматривание);
- практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).
Материалы для занятий:
- цветная бумага различной фактуры, картон, ватман, клей;
- пластилин, стеки; соленое тесто;
- простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, акварель;
- кисти трех размеров, тычки разных размеров, пробки, трубочки для коктейля;
Работа с родителями
Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями. Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер - классы, семинар-практикум, анкетирование, выставки и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям в освоении нетрадиционных изобразительных средств.
Ожидаемые результаты:
- дети могут применять на практике нетрадиционные способы изображения;
- дети могут различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;
- у детей развивается мелкая моторика рук;
-формируется художественный вкус и чувство гармонии;
-формируются навыки самостоятельности.
1. «Пластилинография».
Цель: Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.
Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на листе картона по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно придать большую выразительность, смешивая кусочки пластилина разного цвета.
2. «Монотипия».
Цель: закреплять знания детей о симметрии и ассиметрии. Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать воображение, пространственное мышление.
3 . «Ниткография».
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.
Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
4 . «Монотипия пейзажная».
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На плитку наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
5. «Кляксография обычная».
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
6 . «Акварель и акварельные мелки».
Цель. Продолжать знакомить со свойствами акварели и техникой рисования. Развивать воображение, цветоощущение, умение видеть красоту в окружающем мире.
Средства выразительности: пятно, цвет, линия.
Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.
Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
7. « Восковые мелки и акварель».
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
8. « Кляксография с трубочкой».
Средство выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
9. «Набрызг».
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
10. « Рисование по мокрому листу».
Материалы: бумага для акварели, акварельные краски, кисти, акварельные карандаши или мелки, влажная чистая ткань.
Способ получения изображения: хорошо смочить лист водой, по мокрому листу нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть влажной ткань, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного предмета (например, цветка), как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные элементы.
11. «Оттиск пробкой».
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.
12. «Скатывание бумаги».
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки, либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными. После этого комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
13. «Оттиск печатками ».
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
14. «Оттиск смятой бумагой».
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
15. « Рисование тычком».
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон. . При работе кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
16. «Рисование ладошкой».
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
17. «Рисование пальчиками».
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки. Ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается
18. «Рисование манкой Средства выразительности: манная крупа, клей Ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку)
Перспективный план кружковой работы во 2 младшей группе
Перспективный план кружковой работы в средней группе
Литература.
1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М.: Лист, 1999.
2. Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС»,2002
3.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
5.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
6.Майорова Ю.А «Поделки из соленого теста и пластилина».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ ООД «Художественно- эстетическое развитие» «Осенние деревья» с детьми среднего дошкольного возраста
Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.Задачи: Продолжать знако...
«Развитие речи детей младшего и среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась....
План работы по самообразованию Тема «Развитие речи детей младшего и среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»
Повышение профессиональной квалификации....
Отчет по самообразованию Тема «Развитие речи детей младшего и среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»
Повышение профессионального уровня...
Рабочая программа основной образовательной программы дошкольного образования Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие» Музыкальная деятельность Младший и старший дошкольный возраст (2-3 года,5-6 лет)
Рабочая программа основной образовательной программы дошкольного образования образовательная область «художественно- эстетическое развитие», по направлению «музыкальная детальность&r...
Полифункциональное дидактическое пособие по развитию речи и знакомству с художественной литературой "Теремок" для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Дидактическое пособие...
План кружковой работы по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе по теме "Ловкие ладошки"
Цель: Создать условия для развития мелкой моторики кистей рук, творческих способностей у младших дошкольников....