«Развитие речи детей младшего и среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»
статья по художественной литературе (младшая, средняя группа) на тему
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_teme.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме «Развитие речи детей младшего и среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»
Воспитатель МАДОУ города Нижневартовска
детский сад №38 «Домовёнок»
Абдуллина Ольга Викторовна
«Литературе так же нужны
талантливые читатели,
как и писатели»
С. Я. Маршак
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно - они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову. В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, «пофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности определила развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Для достижения цели поставила следующие задачи:
- сформировать интерес к художественной литературе;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений;
- обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову;
- развивать творческие способности у детей.
Одной из важных задач в дошкольном учреждении является развитие связной речи. Важно в этом возрасте научить содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения, т. е. в ней, как в зеркале, отражается и логика, и богатство представлений, и другие качества личности.
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время книги, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратили свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Целью моей работы является развитие речи детей через введение их в культурную традицию, язык, речевые обороты народной сказки. Из поставленной цели я определила следующие задачи:
- учить детей осмысливать образные выражения и фразеологические обороты через знакомство со сказкой;
- развивать образный строй и навыки связной речи;
- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
Знакомить детей с художественной литературой я начала с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем мы слушаем народные сказки, которые полезно пересказывать.
Учить детей младшего возраста связной речи лучше всего с простого воспроизведения хорошо знакомых им сказок, таких как «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба».
Дети рассказывают вместе со мной, в ответ на мои вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова: «Баба испекла … Что? (колобок)». Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые ребенок отвечает целым предложением. Так, после чтения сказки «Теремок» я предлагаю ребенку пересказать ее. Например, «Стоит в поле теремок – он не низок, не высок». Что стоит в поле? (ответ ребенка.). «Бежит мимо мышка-норушка». Кто мимо бежал? (ответ ребенка). С детьми среднего возраста уже становится возможным подведение к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.
На занятиях с детьми пятого года жизни я использую совместный пересказ. Моя помощь заключается в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Это обеспечит плавность пересказа, предупредит разрывы произведения на отдельные куски. В этом возрасте понимание и осмысление прочитанных произведений приобретают особое значение. Но ребенку сложно еще самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и точно передать языковые средства. Поэтому его постепенно следует приучать к поисковым вопросам, т. е. помогающим рассуждать.
Например, в беседе по русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» можно спросить: «Какая беда случилась с Иванушкой. Как это произошло…». Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности - создание предметно-развивающей среды.
В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, иллюстрации к сказкам, в театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас Оформила наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам», «Портреты детских писателей», подобрала сюжетные картинки. Оформила альбом с иллюстрациями к сказкам.
Работая с детьми, литературой нужно жить всегда, каждый день вместе с воспитанниками постигаю художественное слово, посредством различных методов и приёмов:
- познавательные беседы по тексту, позволяющие детям получить новые знания;
- беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них; рассматривание иллюстраций;
- пересказ произведений, пересказ по ролям;
- игры-драматизации - упражнять детей в выражении чувств и эмоций с помощью разных выразительных средств;
- объяснение значений некоторых слов;
- использование в речи детей крылатых фраз и выражений, фразеологизмов, пословиц и поговорок;
- беседы на этические темы, оценивающие поступки героев произведения и их последствия; выставки детских рисунков отображающих впечатления дошкольников;
- просмотр презентаций, видеофильмов по прочитанному произведению.
Успешным фактором работы с детьми является повышение знаний родителей о применении художественной литературы для развития речи детей, с этой целью была организована следующая работа.
Было проведено анкетирование родителей.
Разработан перспективный план работы с родителями.
Организованы консультации, папки-передвижки.
Папки – передвижки:
Данные формы работы со сказкой научат ребёнка оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать, мыслить, делать выводы, доказывать, извлекать нравственный урок.
Самое главное научить детей бережно обращаться с книгой, вызывать их на рассказывание по книге, картине, заучивание стишков. И самое главное прививать любовь к книге, чтобы в дальнейшем дети с интересом читали и изучали книги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Задачи:- связная речь: учить пересказывать сказку вместе с воспитателем;- звуковая культура речи: приучать отчетливо и правильно произносить звук «С» изолированно и в сло...
Сообщение из опыта работы Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой
Сообщение из опыта работы Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой...
План работы по самообразованию Тема «Развитие речи детей младшего и среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»
Повышение профессиональной квалификации....
Отчет по самообразованию Тема «Развитие речи детей младшего и среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»
Повышение профессионального уровня...
План работы по самообразованию Тема «Экологическое воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Повышение собственной профессиональной квалификации....
Отчет по самообразованию Тема «Экологическое воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Повышение профессионального уровня...
Педагогический опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Природа окружает ребенка с самых ранних лет....