Конспект интегрированной НОД по приобщению к декоративно-прикладному искусству на тему: «Золотая хохлома»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Формировать представления у детей об истории возникновения хохломского промысла, особенностях хохломской росписи, цветовой гаммы, используемой в хохломской росписи. Совершенствовать умение выделять композицию узора, называть его элементы: ягоды, цветы, листья, умение выполнять узор в определенной последовательности. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, интерес к хохломскому промыслу. Воспитывать желание оценивать результат работы своей и товарищей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_zolotaya_hohloma.docx | 31.69 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 71»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Конспект интегрированной НОД
по приобщению к декоративно-прикладному искусству
на тему: «Золотая хохлома»
с детьми старшего дошкольного возраста
Составитель:
воспитатель
высшей категории
Мельничук Е.П.
г. Энгельс
2020-2021уч.год
Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое.
Цель: Создание условий для формирования у детей умений расписывать посуду (шаблоны) элементами хохломской росписи.
Задачи
1.Обучающие: Формировать представления у детей об истории возникновения хохломского промысла, особенностях хохломской росписи, цветовой гаммы, используемой в хохломской росписи. Совершенствовать умение выделять композицию узора, называть его элементы: ягоды, цветы, листья, умение выполнять узор в определенной последовательности.
2.Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, интерес к хохломскому промыслу.
3.Воспитательные: Воспитывать желание оценивать результат работы своей и товарищей.
4.Здоровьесберегающие: Способствовать снятию усталости и напряжения, формировать навыки правильной осанки.
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная, двигательная.
Формы реализации детских видов деятельности: вопросы, ответы, рассматривание предметов посуды, иллюстраций с изображением последовательности изготовления посуды, образцов элементов хохломской росписи; чтение стихотворений; роспись на шаблонах элементами хохломской росписи; физкультурная минутка.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Оборудование: Воздушный шарик, мешочек с предметами посуды с хохломской росписью, магнитофон, диск с записями русских народных мелодий, иллюстрации с изображением последовательности изготовления посуды, образца элементов хохломской росписи, бумажные шаблоны чашек, ложек, ваз желтого цвета, кисти, гуашь, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра.
ХОД НОД
Часть НОД | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивационная (вводная) | Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте поприветствуем их. Воспитатель обращает внимание на чудесный мешочек, привязанный к воздушному шарику, появившейся в окне. -Что это? -Что же в нём? Посмотрим? Воспитатель открывает мешок. Предлагает расставить предметы по порядку в ряд. (хохломскую посуду) -Что это? Посуда не простая, А точно – золотая! С яркими узорчиками Ягодками и листочками. Называется она- Золотая Хохлома. -Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы. Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли, Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты. Воспитатель предлагает пройти и сесть на стулья. | Дети приветствуют гостей. Ответы детей. Дети расставляют посуду. -Посуда Дети садятся на стулья. |
Содержательная (основная) | Воспитатель рассказывает, сопровождая свой рассказ показом иллюстраций. (возможно презентация) - Недалеко от города Нижний Новгород находится село Хохлома, в котором проводились ярмарки по продаже расписной деревянной посуды: ложек, мисок, ковшей, чаш, солонок, сахарниц. Солнце яркое встаёт, Спешит на ярмарку народ. А на ярмарке товары: Бочки, ложки, самовары, Сахарницы, ложки, чаши. Покупайте хохлому нашу! Воспитатель продолжает рассказ. - Посуду изготавливали из древесины липы. Мастер мог свободно вырезать из нее любые изделия, которые сначала хорошо просушивали, иначе дерево могло дать трещину. После сушки изделие покрывали олифой несколько раз, чтобы на поверхности изделий образовалась водостойкая пленка. Затем изделие натирали алюминиевым порошком, а после этого художник наносил узор: ветки, листья, ягоды, травку. Золотая хохлома – это огненные краски узоров, которые складываются из разнообразных завитков трав, цветов и ягод и восхищают нас своей неповторимой торжественной красотой, богатством фантазии. Главный элемент росписи – травка, художников называли «травниками». Травка, ягодки, цветы, птицы – все это символы счастливой жизни. И такая разукрашенная посуда создает вокруг себя праздник, олицетворяет мечту людей о счастье. Хохлома всегда роскошна, наполнена каким-то радостным светом, по-праздничному красива. Как же возникло словосочетание «Золотая Хохлома». Лак, которым покрывают изделия, желтеет под воздействием температуры. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. -Посмотрите на предметы, расписанные узором хохломской росписи. Выросла золотая травка на ложке, распустился красный цветок мальвы на плошке. Ягодка клюква поспела на поварешке. Клюет эту ягодку птица – золотое перо. Рассмотрите узоры-бордюры на предметах с хохломской росписью. Одинаковые элементы расположены друг за другом. -Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы. -Какой орнамент используют художники? - Какие основные цвета в росписи? -Почему именно эти цвета используются мастерами? - Как вы думаете, какие чувства символизируют эти цвета? Воспитатель предлагает отдохнуть. На столе хохломской самовар, Очень важный, из носика пар. А вокруг расписные чашки, Нет посуды хохломской ярче. Рядом с ними золотые ложки, На них «травка» — это древняя роспись. Вот с малинками поднос, Он нам все это принес. -Сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и распишем ложки, вазы, чашки, что лежат на столе. Воспитатель предлагает детям выбрать по своему желанию шаблон посуды и сесть за столы. -Выполним «травный узор», который состоит из таких элементов узора как: (показ иллюстрации с изображением элементов) Осочки – самый простой элемент узора. Он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз. Травинки – это мазки с небольшим плавным утолщением. Капельки рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге. Усики рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль. Завитки выполняются с легким нажимом в середине элемента. Кустик – это наиболее сложный элемент, в его изображении могут участвовать все элементы травного орнамента. Среди «травки» (травного узора) изображают ягодки, цветочки, листики. Воспитатель показывает образец рисования. Предлагает показать в воздухе прием проведения волнистой линии и завитка концом кисти. -А теперь вы сами попробуете расписать на шаблонах хохломские узоры. Воспитатель в ходе работы помогает детям, испытывающим затруднения. По окончании организуется выставка работ. - Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. |
-Травяной, растительный, видны листья, ветви и т. д. -Красный, черный, зеленый, желтый, золотистый. -Это яркие цвета природы. -Красный – радость, золотой – тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый – цвет жизни, природы; черный – торжественность. Дети надувают живот, одна рука на поясе. Кружатся, рисуя руками круг. Потягиваются, руки сомкнуты над головой. Берутся за руки, образовывают большой круг. Дети выбирают шаблоны и садятся за столы. Дети рисуют под русские народные мелодии. Ребёнок читает стихотворение. Роспись хохломская, Словно колдовская, И нигде на свете Нет таких соцветий, В сказочную песню Просится опять. Всех чудес чудесней Наша хохлома. |
Заключительная (итоговая) | -О чём мы сегодня беседовали? -Что вы узнали о хохломской росписи? -Вам понравилось расписывать посуду? | Ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по теме "Золотая хохлома"
Занятие предполагает интеграцию двух видов деятельности: речевой и художественно-изобразительной. Цель - ознакомление с русскими народными традициями и обрядами, декоративно-прикладной росписью - хох...
Конспект НОД по образовательной области "Художественное творчество", тема "Золотая Хохлома"
Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности воспитанников седьмого года жизни.Цель: развитие интереса детей к народному декоративно ...
Направление "Художественно -эстетическое развитие", образовательная область "Художественное творчество" - декоративная лепка на тему: "Золотая хохлома".
Данное мероприятие разработано мною по направлению "Художественно -эстетическое развитие" как итоговое по декоративно - прикладному искусству, с использованием художественного ...
Практикум -семинар для воспитателей детского сада по теме "Золотая Хохлома".
Уважаемые коллеги! Представляю свой опыт работы как педагога дополнительного образования в детском саду.В семинаре отражены :-вопросы истории возникновения и развития Хохломского иск...
Образовательная область: «Художественное творчество» Тема: «Золотая хохлома» Подготовительная группа
Образовательная область: «Художественное творчество»Тема: «Золотая хохлома»Подготовительная группаЦель: воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, и уважение к ...
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности Тема: «Золотая хохлома»
Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством. Воспитывать в детях любовь к народным традициям. Задачи:· Воспитывать интерес к р...
Конспект занятия по изобразительному искусству для детей 5-6 лет на тему: «Золотая хохлома».
Конспект занятия по декоративному рисованию с детьми старшей группы хохломы....