ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст
методическая разработка (средняя группа)

Лейсан Мавзировна Султангалиева

Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по развитию творческих способностей  дошкольников в процессе нетрадиционного рисования;

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Муниципальное автономное дошкольное образовательное

                              учреждение детский сад №23 г.Туймазы

                        муниципального района Туймазинский район

                                        Республики Башкортостан

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Султангалиева Лейсан Мавзировна

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

на 2020 -2021 учебный год

средний дошкольный возраст

                 

Этап работы над темой:  август 2020 – май 2021 год

Дата начала работы над темой:   август 2020 год

Предполагаемая дата окончания работы: май 2021 год

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф.И.О. педагога  Султангалиева Лейсан Мавзировна

Дата рождения 28 декабря 1982

Стаж работы в должности 2 года

Образование (название учебного заведения и год  окончания)

                           

Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении

Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили)

Нормативная база

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ; «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ №1155 от 17.10.2013г);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26 « Об утверждении СанПин» 2.4.3049-13)
  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ
  •  От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного  образования  /  Веракса  Н.Е.,  Комарова  Т.С.,  Васильева  М.А.   –  М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  • Интернет ресурсы

Введение

     Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. 

     Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку не будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник,  способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; мышления; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

Актуальность

     Рисование естественная потребность ребёнка. У него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. 

        Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. 
        Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребёнка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. 

     Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения. 

       Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства,  по средствам нетрадиционных техник (рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника обрывания бумаги, техника печатанья, техника тычка жесткой кисточкой и т. п.), в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Изобразительная деятельность это еще и эффективные формы развития мелкой моторики рук.

Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе. Проблема развития мелкой моторики в среднем дошкольном возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно - образовательного характера. Это и определило мою тему самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Объект: дети среднего  дошкольного возраста.

Предмет: изобразительная деятельность  в системе дошкольного учреждения.

Цель самообразования:

повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по развитию творческих способностей  дошкольников в процессе нетрадиционного рисования;

Задачи самообразования:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы по заданной тематике, изучение методик и технологий в интернет ресурсах.
  • Изучить проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе.
  • Рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.
  • Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики рук детей через занятия рисования, продуктивной деятельностью.
  • Разработать перспективный план работы.
  • Организовать взаимодействие с родителями по развитию творческой деятельности дошкольника. Сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, познакомить их с играми и упражнениями, многообразием нетрадиционных техник рисования, предоставить практические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики рук.
  • Обобщить  свой  педагогический  опыт  и  распространить  его  посредством  проведения консультации для педагогов, выступления на педагогическом совете, проведения мастер-класса.

Ожидаемые результаты:

  • Для   воспитателя  сформируются  основы  педагогического  мастерства,

профессионализма и творчества: повысится  качество воспитательно-образовательного процесса;

  • умение  анализировать  научно-методическую  литературу,  повышение  своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
  • овладение  инновационными  педагогическими  технологиями изобразительной деятельности – как современного метода повышения  уровень художественных способностей у детей  дошкольного возраста;
  • умение  активизировать  творческие  способности  и  умения;
  •   распространение своего  опыта  и  достижений  через  информационно-образовательные  сайты, применять  полученные  знания  на  практике  в  ходе  организации непосредственно образовательной деятельности.
  • разработка  и  внедрение  программы  по  развитию  изобразительных  интересов  детей дошкольного возраста на основе нетрадиционного рисования, создание педагогических разработок и публикации в СМИ (создание собственного мини-сайта, публикаций в сетевом педагогическом сообществе);
  • обогащение предметно-пространственной среды

Новизна: разработана система мероприятий по развитию мелкой моторики рук у детей 4-5 лет с использованием нетрадиционных техник рисования.

Объекты в работе по самообразованию

  • Дети  средней группы   (4-5 лет);
  • Родители (законные представители) детей, средней группы ;
  • Педагогический персонал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  

Формы самообразования

  • Индивидуальная  –  через индивидуальную программу
  • Групповая  –  через участие в деятельности ДОУ, а также через участие в жизни ДОУ.

Основные принципы организации детского экспериментирования:

  • Связь теории с практикой.
  • Развивающий характер воспитания и обучения.
  •  Индивидуализация и гуманизация образования.
  • Природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.
  • Целостность и системность обучающего процесса.

Этапы работы над темой по самообразованию

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

  • 1 этап – информационно-аналитический и методическая работа,  сентябрь  –  октябрь  2020 г.). На данном этапе решается  первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме,  изучение возможностей внедрения технологий нетрадиционного рисования в  образовательный  процесс  с  дошкольниками,  анализ  имеющихся  условий.
  • 2 этап – проектировочный, творческий  ноябрь  –  май  2021г, практическое  осуществление  деятельности  по художественно-эстетическому развитию дошкольников: организация работы  центра изобразительной деятельности , решение организационных вопросов по более  широкому  использованию  центра    в образовательном  процессе  с дошкольниками:  реализация  детско-родительских  проектов,  мастер-классов  по  работе  с  детьми,  родителями, педагогами;  выявление  и  устранение  возникающих  в  процессе  работы проблем.
  • 3  этап – Рефлексия - заключительный: май 2021г. – осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов.

Перспективный план работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год

№ п/п

Действия педагога

Сроки

Результат

1  этап - информационно-аналитический и методическая работа

Изучение  психолого-педагогической  и

методической  литературы  по  проблеме

исследования.  В  результате  анализа научных  материалов  определили проблему,  цель,  объект,  предмет,  задачи

исследования  и сформулировали  рабочую

гипотезу исследования,

по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

В течение учебного года

1.«От рождения до школы» Инновационная программа дошкольного образования  / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336

2.О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.

3.Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 г.

4.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010 г.

5.Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.

6.И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.

7.А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.

8.«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

9.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009.

10.К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.

Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.

Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

Лазаренко О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений, Издание: Айрис-Пресс 2012

Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.

Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.

Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.

Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику у малышей». – СПб. Изд. дом «Литера», 2006.

Познакомиться с Интернет-ресурсами;

Изучение статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ»,  «Ребенок в детском саду» и др.;

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами;

В течение учебного года

http://dob.1september.ru/ Журнал «Дошкольное образование»

http://festival.1september.ru  - фестиваль педагогических идей

http://vospitatel.com.ua/ - Сайт "Воспитатель"

http://nsportal.ru/Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Методические материалы, публикации

http://ped-kopilka.ru/Учебный – методический кабинет – это сайт для педагогов, учителей, воспитателей

http://dovosp.ru

http://www.1september.ru

Издательский дом «Воспитание дошкольника»
Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»

https://doshped.ru/ Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика»

Анкетирование для родителей «Развитие творческих способностей у детей»

Цель: выявление знаний родителей

Анализ анкет

Сентябрь 2020 год

Приложение № 1

Приложение № 2

Педагогическое обследование по развитию мелкой моторики у детей 4 – 5 лет через нетрадиционные техники рисования

Результаты мониторинга

Приложение № 3

2 этап – проектировочный, творческий

"Предметно-пространственная развивающая среда в уголке изодеятельности в группах дошкольного возраста. Материалы и инструментарий для нетрадиционных техник.

В течение учебного года

сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно - развивающую среду для осуществления процесса развития мелкой моторики рук дошкольников

Приложение № 4 и № 4/1

«Перспективный план  по развитию творческих способностей

у детей средней группы через рисование

с использованием нетрадиционных приемов и материалов» на 2020-2021 учебный год

Перспективный план работы

  Приложение № 5

Сбор материала для педагогической копилки по теме самообразования

В течение учебного года

Папка-копилка по теме самообразования

 Методическая копилка № 1

2 этап – Работа с детьми

Совместная и самостоятельная деятельность детей в группе

Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми

В течение учебного года

Работа во всех видах деятельности детей

Занятия  по реализации «Перспективный план  по развитию творческих способностей

у детей средней группы через рисование

с использованием нетрадиционных приемов и материалов» 

В течение учебного года

Перспективный план реализации мероприятий проекта

 Приложение № 5

Участие в конкурсах и выставках   детских творческих работ различного уровня

В течение учебного года

Сертификаты и дипломы

Открытое занятие по годовому плану работы методической работы.

Апрель/май 2021 год

План методической работы МБДОУ

2  этап  - Работа с родителями

Повышение педагогической грамотности родителей по данной теме, через различные формы работы.

Изучение  уровня  осведомленности  родителей  о  развитии мелкой моторики рук дошкольников Анкетирование

Актуализация представлений о развитии творческих способностей детей

Приложение № 6

Размещение стендовой информации для родителей

Информационное

просвещение родителей

Привлечение родителей к организации центра изобразительного рисования и центра развития моторики  в группе.

Родительская активность

 «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.

 Консультация для родителей

Выявление знаний у родителей по данной теме.

Приложение № 7

 «Значение развития мелкой моторики у детей»

  Консультация для родителей

Выявление знаний у родителей по данной теме.

Приложение № 8

 «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования». Мастер-класс для родителей

повысить мотивацию родителей дошкольников к использованию нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики рук детей.

Приложение № 9

«Чудо-рисование»

Буклет для родителей

Повышение  педагогической

культуры родителей.

Приложение № 10

День открытых дверей, показ ООД с элементами нетрадиционного рисования

Вовлечь родителей в образовательный процесс, продолжать знакомить с основами изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования

Беседа «Как проводить с ребенком пальчиковые игры»

Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными.

Приложение № 11

«Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста»

Родительское собрание

показать важность работы по развитию мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.

Приложение № 12

Отчет о проделанной работе за год.

Итоги работы за учебный год по теме самообразования

2 этап  -  Работа с педагогами

повышение педагогической компетенции

 Размещение информации о проекте   на официальном сайте детского сада

Участие педагога в методической работе МАДОУ

Приложение № 13

Приложение № 14

Приложение № 15

Картотека дидактических игр по нетрадиционному рисованию в средней группе

Методические рекомендации для педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством пальчикового рисования»

Мастер-класс для педагогов

3 этап – рефлексия –заключительный

Самореализация: посещение занятий у педагогов своего учреждения, педагогов других дошкольных учреждений.

Посещение педсоветов, семинаров, конференций, вебинаров.

Прохождение курсов

повышения квалификации

по теме

Проведение открытых мероприятий в средней  группе

Публикация  собственного  опыта  педагогической  деятельности  на  сайте учреждения и в социальной сети работников образования.

В течение учебного года

Подготовка к отчету по работе над темой самообразования

Приложение № 16

Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе

Размещение на официальном сайте детского сада

Май 2021 год

Отчет о работе по  самообразованию, представление на итоговом педагогическом совете

Презентация с отчетом

Литература

  1. Белая М.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры, М.: АСТ, 1999.
  2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами.  М, 1997.
  3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: Скрипторий, 2009.
  4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Скрипторий, 2010.
  5. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Скрипторий, 2010.
  6. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей, СПб: Литера, 2008.
  7. Казакова Р. Г, Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  8. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: «Цветной мир», 2012.
  10. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду:/Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. - СПб: КАРО, 2008. 
  11. Новиковская О.А. Пальчиковая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников. –М: СПб, 2011.
  12. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 .
  13. Художественно – эстетическое развитие детей 5-7 лет: программа, планирование/ авт.-сост. Н.Н. Леонова. – В.: «Учитель», 2014.
  14.  Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР через нетрадиционные техники рисования и аппликации в старшей и подготовительной к школе групп.

Данный материал будет интересен воспитателям дошкольных образовательных учреждений коррекционной направленности. ...

"Развитие мелкой моторики рук и речи дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования и пальчиковых игр "

Идея опыта: сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, развивать речь и мелкую моторику рук, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощ...

Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением речи через нетрадиционные техники изодеятельности"

Уважаемые коллеги я расскажу Вам о корейском исскустве «Ханди». Бумага – в переводе на корейский – Ханди. Бумага один из самых распространенных материалов......

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей младшей группы посредством нетрадиционной техники рисования»

Тема: Развитие мелкой моторики рук детей младшей группы посредством нетрадиционной техники рисования.Проект является практико-ориентированным, открытым, групповым.Срок реализации проекта: октябрь 2021...

Проект «Развитие мелкой моторики рук детей младшей группы посредством нетрадиционной техники рисования».

Проект «Развитие мелкой моторики рук детей  младшей группы посредством  нетрадиционной техники рисования»....

Развитие мелкой моторики у детей посредством ознакомления с нетрадиционными техниками рисования

Мелкая моторика играет важную роль в гармоничного развитии ребенка. Возможность управления мелкими мышцами рук требуется для успешного освоения многих навыков, таких как письмо, рисование, вязание, ра...