Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР через нетрадиционные техники рисования и аппликации в старшей и подготовительной к школе групп.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie._m.m.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР через нетрадиционные техники рисования и аппликации в старшей и подготовительной к школе групп».
Актуальность:
Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сферы психики. У детей уровень развития мелкой моторики обуславливает возможности познавательной деятельности. Решение проблемы наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей.
Важность данной темы заключается в том, что развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность.
Недаром В. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от тонких движений рук. Тренировка мелкой моторики стимулирует общее развитие ребенка и положительно влияет на развитие речи. Чем меньше ребенок, тем больше его желание исследовать все руками. Движения развивают не только мышцы, но и мозг, способность ощущать, воспринимать, анализировать.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих способностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора головного мозга еще окончательно не сформирована. Важно не упустить этот возраст.
Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию; аппликации из нетрадиционных материалов. Данная техника хороша тем, что она доступна детям и делает деятельность детей более увлекательной и интересной.
Вот почему специалистам и родителям важно следить за уровнем развития мелкой моторики.
Особенности ребенка с задержкой психического развития
Ребенок с ЗПР в силу своих особенностей способен работать только с тем материалом, который ему интересен.
Использование разнообразных техник работы с бумагой и красками позволит обеспечить высокую мотивационную готовность к предстоящей деятельности.
Бумага и краски – один из самых простых и доступных материалов в развитии творческих способностей детей.
Использование новых приемов и методов позволит по-новому взглянуть на возможности их применения. Такие упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему. Дети имеют возможность выразить себя.
Цель:
Способствовать развитию мелкой моторики рук посредством работы в нетрадиционной технике рисования и аппликации у детей с ЗПР. Внедрить в НОД цикл занятий по нетрадиционной технике.
Задачи:
1).Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. Выявить приемы и техники нетрадиционного творчества, способствующие развитию мелкой моторики у детей 5 – 7 лет с ЗПР.
2).Сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности. Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними. Закрепить приобретенные умения и навыки и показать возможности их применения. Развивать умение выполнять задания по образцу, понимать и выполнять инструкцию. Воспитывать внимательность, аккуратность. Прививать навыки работы в группе. Стимулировать доброжелательное отношение друг к другу на занятиях.
3). Провести анкетирование родителей по теме: «Роль изобразительной деятельности в развитии ребенка». Информировать родителей о значимости развития мелкой моторики, провести консультации и дать практические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей с ЗПР.
4). Подведение итогов работы.
Методы и приемы:
Наглядные: анализ литературы, наблюдения, обследование предметов, рассматривание картин и иллюстраций.
Словесные: беседа, использование художественного слова, совместный анализ работ.
Практические: показ способа действия, анкетирование.
Перспективный план по самообразованию(2014-2015 уч.год)
№ | Темы | Сроки выполнения | Форма отчётности |
1. | Изучение литературы по теме «Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР через нетрадиционные техники рисования и аппликации». Разработка методов и приемов нетрадиционной техники рисования и аппликации для старшей и подготовительной к школе групп. | Сентябрь-октябрь | Составление перспективного плана. Проведение диагностики по изодеятельности. Подготовка картотеки. |
2. | Использование методов и приемов на практике. Оформление детских работ. | Ноябрь-май | Оформление стенда «Наше творчество» |
3. | Проведение анкетирования для родителей по теме: «Роль изобразительной деятельности в развитии ребенка». Подготовка консультации на тему: «Как занятие аппликацией и рисованием влияет на развитие мелкой моторики». Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей с ЗПР. Подготовка консультации на тему «Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами изобразительной деятельности». | Декабрь Январь-март | Анкетирование родителей. Консультация в родительский уголок. Проведение родительского собрания с использованием практических рекомендаций по развитию мелкой моторики у детей с ЗПР вне дошкольной организации. Информация в родительский уголок.. |
4. | Подведение итогов работы. | Апрель-май | Проведение итоговой диагностики. Оформление выставки детского творчества работами начала года и конца. |
Работа с родителями:
1).Проведение анкетирования по теме: «Роль изобразительной деятельности в развитии ребенка».
2). Подготовка консультации на тему: «Как занятие аппликацией и рисованием влияет на развитие мелкой моторики».
3). Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей с ЗПР.
4). Подготовка консультации на тему «Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами изобразительной деятельности».
5).Своевременное оформление выставки «Наше творчество» работами детей в нетрадиционной технике рисования и аппликации.
Предполагаемый результат:
1). Дети освоят правила безопасности во время работы.
2). Дети смогут создавать сюжеты и образы, и объединять их в коллективные композиции.
3). Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации.
4). У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
Литература:
1). А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». СПб.: КАРО, 2007г.
2). Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество, под ред. А.А.Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009г.
3). Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011г.
4). Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» - Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002г.
5). Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка». – СПб Речь, Образовательные проекты, М.6 Сфера, 2011г.
6). Безруких М.М., Филиппова Т.А. Комплект «Ступеньки к школе»: Тренируем пальчики. Учимся рисовать. –М., 2000г.
7). Комарова Т. Детское изобразительное творчество, что под этим следует понимать. – Дошкольное воспитание, 2005г., №2.
8). Интернет ресурсы
Анкета для родителей:
"Роль изобразительной деятельности в развитии ребенка"
- Задумывались ли Вы о том, как влияет изодеятельность на развитие личности ребенка?_____________________________________________
2. Считаете ли Вы необходимым осуществлять руководство детской изобразительной деятельностью?__________________________________
3. Посещаете ли Вы с ребенком выставочный зал?____________________
4. Привлекаете ли Вы внимание ребенка к родной природе?____________
5. Знакомите ли Вы ребенка с иллюстрациями книжной графики?_______________________________________________________
6. Есть ли у Вас в доме уголок, где ребенок сможет заняться любимым делом?_________________________________________________________
7. Какие изобразительные материалы имеются в распоряжении вашего ребенка?_______________________________________________________
8. Имеется ли в доме специальное место для хранения этих материалов?____________________________________________________
9. Разнообразно ли содержание рисунков вашего ребенка?_______________________________________________________
10. Как Вы относитесь к результатам детского изобразительного творчества?
- украшаете дом;
- дарите кому-то;
- бережно храните работы;
- другие варианты.
11. С какими нетрадиционными техниками рисования Вы знакомы?______________________________________________________
12. Нужен ли Вам совет по поводу контроля за работой ребенка и оказания ему разумной помощи?___________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по теме самообразования во второй младшей группе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Данный материал по самообразованию будет полезен воспитателям ДОУ, руководителям дополнительного образования - кружок. Здесь представлен перспективный план работы с детьми второй младшей группы по нет...
Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....
Мастер-класс для родителей детей средних групп Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
(рисование пальчиками, жесткой кистью, ватной палочкой, смятой бумагой, зубной щеткой, поролоном )...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» в старшей группе «Теремок»
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»в старшей группе «Теремок»...
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Старшая группа (5-6лет)
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, котор...
План работы по теме самообразования в старшей группе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....
План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» 2 младшая группа
План самообразования«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» ...
- Мне нравится (1)