Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР через нетрадиционные техники рисования и аппликации в старшей и подготовительной к школе групп.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Леонтьева Анна Владимировна
Данный материал будет интересен воспитателям дошкольных образовательных учреждений коррекционной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie._m.m.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР через нетрадиционные техники рисования и аппликации в старшей и подготовительной к школе групп».

     Актуальность:

     Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сферы психики. У детей уровень развития мелкой моторики обуславливает возможности познавательной деятельности. Решение проблемы наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.

     Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей.

     Важность данной темы заключается в том, что развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность.

Недаром В. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от тонких движений рук. Тренировка мелкой моторики стимулирует общее развитие ребенка и положительно влияет на развитие речи. Чем меньше ребенок, тем больше его желание исследовать все руками. Движения развивают не только мышцы, но и мозг, способность ощущать, воспринимать, анализировать.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих способностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора головного мозга еще окончательно не сформирована. Важно не упустить этот возраст.

Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию; аппликации из нетрадиционных материалов. Данная техника хороша тем, что она доступна детям и делает деятельность детей более увлекательной и интересной.

Вот почему специалистам и родителям важно следить за уровнем развития мелкой моторики.

Особенности ребенка с задержкой психического развития

Ребенок с ЗПР в силу своих особенностей способен работать только с тем материалом, который ему интересен.

Использование разнообразных техник работы с бумагой и красками позволит обеспечить высокую мотивационную готовность к предстоящей деятельности.

Бумага и краски – один из самых простых и доступных материалов в развитии творческих способностей детей.

Использование новых приемов и методов позволит по-новому взглянуть на возможности их применения. Такие упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему. Дети имеют возможность выразить себя.

Цель:

Способствовать развитию мелкой моторики рук посредством работы в нетрадиционной технике рисования и аппликации у детей с ЗПР. Внедрить в НОД цикл занятий по нетрадиционной технике.

Задачи:

1).Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.  Выявить приемы и техники нетрадиционного творчества, способствующие развитию мелкой моторики у детей 5 – 7 лет с ЗПР.

2).Сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности. Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними. Закрепить приобретенные умения и навыки и показать возможности их применения. Развивать умение выполнять задания по образцу, понимать и выполнять инструкцию. Воспитывать внимательность, аккуратность. Прививать навыки работы в группе. Стимулировать доброжелательное отношение друг к другу на занятиях.

3). Провести анкетирование родителей по теме: «Роль изобразительной деятельности в развитии ребенка». Информировать родителей о значимости развития мелкой моторики, провести консультации и дать практические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей с ЗПР.

4). Подведение итогов работы.

     Методы и приемы:

Наглядные: анализ литературы, наблюдения, обследование предметов, рассматривание картин и иллюстраций.

Словесные: беседа, использование художественного слова, совместный анализ работ.

Практические: показ способа действия, анкетирование.

Перспективный план по самообразованию(2014-2015 уч.год)

Темы

Сроки

выполнения

Форма отчётности

1.

Изучение литературы по теме «Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР через нетрадиционные техники рисования и аппликации».

 Разработка методов и приемов нетрадиционной техники рисования и аппликации для старшей и подготовительной к школе групп.

Сентябрь-октябрь

Составление перспективного плана.

Проведение диагностики по изодеятельности.

Подготовка картотеки.

2.

Использование методов и приемов на практике. Оформление детских работ.

Ноябрь-май

Оформление стенда «Наше творчество»

3.

Проведение анкетирования для родителей по теме: «Роль изобразительной деятельности в развитии ребенка».

Подготовка консультации на тему: «Как занятие аппликацией и рисованием влияет на развитие мелкой моторики».

Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей с ЗПР.

Подготовка консультации на тему «Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами изобразительной деятельности».

Декабрь

Январь-март

Анкетирование родителей.

Консультация в родительский уголок.

Проведение родительского собрания с использованием практических рекомендаций по развитию мелкой моторики у детей с ЗПР вне дошкольной  организации.

Информация в родительский уголок..

4.

Подведение итогов работы.

Апрель-май

Проведение итоговой диагностики. Оформление выставки детского творчества работами начала года и конца.

Работа с родителями:

1).Проведение анкетирования по теме: «Роль изобразительной деятельности в развитии ребенка».

2). Подготовка консультации на тему: «Как занятие аппликацией и рисованием влияет на развитие мелкой моторики».

3). Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей с ЗПР.

4). Подготовка консультации на тему «Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами изобразительной деятельности».

 5).Своевременное оформление выставки «Наше творчество» работами детей в нетрадиционной технике рисования и аппликации.

     Предполагаемый результат:

1). Дети освоят правила безопасности во время работы.

2). Дети смогут создавать сюжеты и образы, и объединять их в коллективные композиции.

3). Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации.

4). У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

     Литература:

1). А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». СПб.: КАРО, 2007г.

2). Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество, под ред. А.А.Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009г.

3). Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011г.

4). Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» - Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002г.

5). Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка». – СПб Речь, Образовательные проекты, М.6 Сфера, 2011г.

6). Безруких М.М., Филиппова Т.А. Комплект «Ступеньки к школе»: Тренируем пальчики. Учимся рисовать. –М., 2000г.

7). Комарова Т. Детское изобразительное творчество, что под этим следует понимать. – Дошкольное воспитание, 2005г., №2.

8). Интернет ресурсы

Анкета для родителей:

"Роль изобразительной деятельности в развитии ребенка"

  1. Задумывались ли Вы о том, как влияет изодеятельность на развитие личности ребенка?_____________________________________________
    2. Считаете ли Вы необходимым осуществлять руководство детской изобразительной деятельностью?__________________________________
    3. Посещаете ли Вы с ребенком выставочный зал?____________________
    4. Привлекаете ли Вы внимание ребенка к родной природе?____________
    5. Знакомите ли Вы ребенка с иллюстрациями книжной графики?_______________________________________________________
    6. Есть ли у Вас в доме уголок, где ребенок сможет заняться любимым делом?_________________________________________________________
    7. Какие изобразительные материалы имеются в распоряжении вашего ребенка?_______________________________________________________
    8. Имеется ли в доме специальное место для хранения этих материалов?____________________________________________________
    9. Разнообразно ли содержание рисунков вашего ребенка?_______________________________________________________
    10. Как Вы относитесь к результатам детского изобразительного творчества?
    - украшаете дом;
    - дарите кому-то;
    - бережно храните работы;
    - другие варианты.
    11. С какими нетрадиционными техниками рисования Вы знакомы?______________________________________________________
    12. Нужен ли Вам совет по поводу контроля за работой ребенка и оказания ему разумной помощи?___________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по теме самообразования во второй младшей группе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Данный материал по самообразованию будет полезен воспитателям ДОУ, руководителям дополнительного образования - кружок. Здесь представлен перспективный план работы с детьми второй младшей группы по нет...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» в старшей группе «Теремок»

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»в старшей группе «Теремок»...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Старшая группа (5-6лет)

              «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, котор...

План работы по теме самообразования в старшей группе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» 2 младшая группа

План самообразования«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»                    ...