Развитие мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.
статья по рисованию (младшая группа)
В статье описаны различные пальчиковые игр и упражнения, дидактические игры, нетрадиционные техники рисования, которые способствуют полноценному психическому развитию, повышению самооценки, помогают преодолеть психологические зажимы, создают условия для раскрытия творческого потенциала, знакомят детей со свойствами различных материалов, а также развивают тактильные ощущения, мелкую моторику и координацию движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zueva_n.yu_._publikatsiya.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.
Зуева Н.Ю., воспитатель отделения по дошкольному образованию №4 МБОУ «Знаменская СОШ» Орловского района Орл.обл.
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важную роль. Как говорил Э.Кант: «Рука – это своего рода внешний мозг». Уже на начальном этапе жизни ребёнка именно мелкая моторика отражает то, как он развивается. Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идёт формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.
В своей работе я использую различные игры с пальчиками. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребёнка, так как в основе каждой игры – детская потешка или стихотворение. Также детям очень нравятся игры с мелкими предметами, где необходимо что-то вытаскивать, сжимать-разжимать, проталкивать в отверстия.
Примеры таких игр:
-игры с прищепками и скрепками (ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок или скрепок);
-игры с крышками (подбирать по цвету крышки, чередовать из в определённой последовательности и накручивать);
-игра «Накорми поросёнка» (из пластиковой бутылки и цветной бумаги делается поросёнок. Ребёнку необходимо открутить пробку и «покормить» поросёнка, положив бусинки в горлышко. Для усложнения игры, можно также использовать пинцет);
-игры с использованием массажных мячей – ёжиков (детям эти мячики очень нравятся, они с удовольствием выполняют упражнения, а также используют их в свободной деятельности).
По мнению психолога И.М.Соловьёва, одной из самых эффективных форм развития мелкой моторики руки, являются занятия по изобразительной деятельности. На мой взгляд, в младшем дошкольном возрасте изобразительную деятельность легче всего осуществить посредствам нетрадиционных техник рисования. Применяя нетрадиционные способы изображения, мы выбираем нестандартные подходы к организации образовательной деятельности, которые вызывают у детей желание рисовать. Дошкольники учатся думать, экспериментировать и, что важно – учатся самостоятельно выражаться.
В каждой возрастной группе необходимо подбирать техники в соответствии с возрастом, способностями и возможностями детей. В младшем дошкольном возрасте, работа строится по принципу «от простого к сложному». В своей работе я использую следующие виды нетрадиционных техник:
- Пальчиковая живопись (техника очень простая - ребёнок опускает пальчики в гуашь или в специальные пальчиковые краски, и наносит пятнышки на бумагу. Рисовать пальчиками мы начинаем с самого простого – точки, полоски, линии. Затем мы постепенно усложняем работу – создаём сюжет, дорисовываем недостающие детали для получения образа).
- Ладошковая живопись (для отпечатка всей ладошки, краска наносится на неё кисточкой, затем рука прижимается к альбомному листу. Чтобы отпечаток ладошки «ожил», его нужно дополнить глазками, ушками или другими деталями согласно теме рисования.)
- Отпечатки «листики» (чтобы отпечатать листок, можно использовать любую краску. Наносить её необходимо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо поднять лист. На бумаге останется отпечаток листика. Можно дополнить получившиеся изображения, используя фантазию и воображение).
- Отпечатки картошки, морковки, яблока (для детей младшего возраста – это довольно популярная техника, вызывающая восторг у детей. При помощи металлической формы для вырезания печенья, я продавливаю форму в картофеле, яблоке или моркови. При необходимости лишние кусочки обрезаю ножом. Дети окунают необычный штамп в ёмкость с краской и начинают творить).
- Рисование ватными палочками - также очень занимательный способ рисования (для этого метода необходимо взять ватную палочку, опустить в краску и точными движениями сверху вниз делать тычки по альбомному листу. Палочку необходимо держать вертикально).
- Рисунок мятой бумагой (изображение на фон наносится с помощью смятого из кусочка бумаги шарика.)
-Рисование солью, манкой и т.д. (сыпучий материал насыпается в поднос и дети самостоятельно изображают рисунки, прорисовывая изображения пальчиками или ладошками. Психологи убеждены, что данный метод снимает напряжение и избавляет от стрессового состояния. Кроме того такой материал, как соль обладает и лечебно-профилактическим и дезинфицирующим эффектом).
Каждая техника по своему интересна. Их можно комбинировать, совмещать. Приятно наблюдать за эмоциональным состоянием воспитанников. Рисуя такими способами, ребёнок самовыражается, учится общаться с самим собой.
Как говорил В.А.Сухомлинский: «…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».
Таким образом, использование в деятельности пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр, нетрадиционных материалов, техник способствует полноценному психическому развитию, повышению самооценки, помогают преодолеть психологические зажимы, создают условия для раскрытия творческого потенциала, знакомят детей со свойствами различных материалов, а также развивают тактильные ощущения, мелкую моторику и координацию движений.
Список литературы:
1.Дашивец И.В. развитие мелкой моторики младших дошкольников при введении ФГОС//Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики.- Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014.
2.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: в 2 ч.- М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2008.
3.Шатрова С.А., ЩепаловаН.А. Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки детей младшего дошкольного возраста //Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастачерез нетрадиционные техники рисования«Рука – это вышедший наружу мозг человека”Н. Кант«Истоки способностей и дарования детей - на кончи...
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»(консультация)
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»(консультация)...
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
календарно - тематическое планирование по теме самообразования...
Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.
ull;Стимулирует положительную мотивацию ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.• Дает возможность экспериментировать.• Способствует развитию ...
«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
laquo;… Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать.На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)...